Отношение к школьной жизни (позиция 7)
Шкала «Эмоциональное отношение к школьной жизни» вычисляется на основе ответов на методику «Настроение». Отдельные элементы шкалы указаны в таблице 3.3. Таблица 3.3.
Эта шкала позволяет понять субъективное отношение ребенка к различным аспектам его повседневной жизни. В эмоциональной окраске настроения в каждой конкретной ситуации суммируется вся гамма переживаний, связанных с данной ситуацией. Например, позиция 1 – настроение утром в школе до начала уроков – отражает общее суммарное отношение к школе, его эмоциональные ожидания по поводу школьного дня. Если в этих ожиданиях много скрытой угрозы для данного ребенка, то это отражается в эмоциональной оценке ситуации. Такой же смысл имеет ответ на 14-й вопрос, только здесь еще добавляется ожидание родительской оценки. Настроение на конкретном уроке зависит от индивидуальных успехов ребенка, но также имеет значение «затратность» результата – то есть насколько для него труден данный вид деятельности, каковы реакции учителя, поддерживает ли он доброжелательную обстановку на данном уроке, от того, какая атмосфера в классе на данном уроке в целом. Например, впечатлительный первоклассник испытывает выраженную тревогу на уроке, если учитель делает резкие замечания другому ученику. Большинство детей в этот момент также сильно напрягаются, и многие от тревоги теряют смысл сказанного учителем. Если большое число детей отметило какую-то позицию как сопровождающуюся негативными эмоциями, необходимо дополнительно проанализировать данный вид деятельности, постараться выявить, что является источником напряжения.
«Эмоциональное благополучие» (позиция 8) Шкала «Эмоциональное благополучие» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета для родителей, В – вопрос.
Шкала «Эмоциональное благополучие» в конце учебного года практически совпадает со шкалой «Эмоциональное благополучие» в начале учебного года. Добавлен вопрос в анкету для родителей: «Стало часто наблюдаться пониженное настроение». Данная шкала взаимосвязана с предыдущими переменными. Если в школьной жизни ребенка много неудач, если он многие ситуации воспринимает как несущие потенциальную угрозу для его самооценки, то у него преобладает сниженный фон настроения. Особо необходимо заметить, что слезы, жалобы, высказывания, что хочет домой, к маме, в начале учебного года говорят о напряжении адаптационного процесса, определенных трудностях, но сохранившиеся или появившиеся в конце учебного года подобные реакции свидетельствуют о гораздо большем неблагополучии, о недостигнутой адаптации к школьной жизни. Мотивация (позиция 9) Шкала «Мотивация» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.5).
Таблица 3.5
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Часть вопросов шкалы мотивации в конце учебного года совпадает с вопросами шкалы мотивации в начале учебного года. Появились дополнительные вопросы в анкете родителей о желании их детей учиться. Хорошая мотивация на конец учебного года это большое завоевание и учителя, и ребенка, и родителей. Значит, развитие личности первоклассника идет правильно, он осознает учебную деятельность как ценность, ему интересно учиться. Это подготавливает ребенка к успешному вхождению в следующие этапы обучения. «Усвоение норм поведения в школе» (позиция 10) Шкала «Усвоение норм поведения в школе» состоит из следующих 8 вопросов (см. таблицу 3.6). Таблица 3.6
Примечание: КП – карта первоклассника, В – вопрос.
Большинство учащихся первого класса к концу учебного года уже усвоили основные правила «школьного» поведения. Однако часть детей, у которых имеются проблемы саморегуляции поведения, на фоне утомления к концу учебного года опять становятся неусидчивыми и разбалансированными. Если таких детей в классе много, необходимо в процессе планирования урока ввести больше элементов разгрузки, позволяющих снижать напряжение и переключать внимание учащихся. «Успешность функционирования в роли ученика» (позиция 11) Шкала «Успешность функционирования в роли ученика» состоит из следующих 11 вопросов (см. таблицу 3.7). Таблица 3.7
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Данная шкала суммирует наиболее яркие маркеры школьной успешности: ребенок умеет подстроить свое поведение под требования учителя, научился осуществлять свою деятельность в необходимом темпе, может сам организовать свою учебную деятельность, как в школе, так и дома. «Взаимодействие со сверстниками»(позиция 12) Шкала «Взаимодействие со сверстниками» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.8). Таблица 3.8.
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Чем успешнее взаимодействует ребенок с одноклассниками, тем успешнее его школьная адаптация в целом. Дети с проблемами в общении нуждаются в более углубленном анализе и специальной поддержке взрослых для преодоления этой проблемы. Не следует ожидать, что в дальнейшем эта проблема исчезнет сама, как правило, этого не происходит, и дальше проблема усиливается. Если не проводится специальная работа по формированию дружеской атмосферы в классе, то детей с проблемами в этой сфере может стать не один-два, а гораздо больше. Это создает атмосферу, в которой трудно не только учиться детям, но и работать учителю. Необходимо формировать атмосферу сотрудничества, взаимовыручки и поддержки. Этому способствует использование групповых форм деятельности на уроке, совместных заданий для самостоятельной деятельности, деликатная оценка результатов деятельности. Детям, так же как порой и взрослым, труднее заметить то, что сделано «так, как надо», чем то, что «не так». Отсюда часто происходит заострение внимания на недостатках работы или действий самого ученика. Навыкам позитивного оценивания необходимо специально учить. Если позитивные высказывания культивируются в коллективе, тревожность детей снижается, они охотней проявляют активность на уроке, удовлетворенность общением возрастает.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |