МОДЕЛИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1. ИДЕАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ НАУКИ
Решение дилеммы между методами естественнонаучным и историческим решил М. Вебер своей теорией идеальных типов. Но не он является первооткрывателем этой теории. В русской социальной философии теорию идеальных типов создал выдающийся историк Н. И. Кареев. Вот что он писал по поводу идеальных типов как метода описания культуры: «..мы делаем предметом своего изучения не отдельные конкретные общества и не общество, отвлеченно взятое, а тот или другой социологический тип, под который можно подвести известное количество отдельных общественных организаций, данных нам в истории, и который вместе с тем является все-таки лишь одной из частных форм, какие принимает общество вообще» (Кареев Н.И. Государство-город античного мира. Опыт исторического построения политической и социальной эволюции античных гражданских обществ. Спб, 1910с.IV). Ему же вторил другой выдающийся русский социальный философ В.М. Хвостов. Детерминизм исторических процессов и истолкование исторических процессов путем каких-то закономерностей он отрицал. Он считал, что анализ истории возможен путем «идеальных типов», по сути, одновременно с Н.И. Кареевым и М. Вебером вводя это центральное понятие в современной социологии: «Тип есть обобщение, которое не достигает, однако, значения научного или даже эмпирического закона. Закон имеет характер положение всеобщего и необходимого; он не допускает исключения. Напротив, тип есть такое понятие, которое допускает исключения» (Хвостов В.М. Теория исторического процесса. М., 1919. С.332).§
2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
3. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
Традиция как метод познания культурных явлений так максимально приближен к реальности, что тяжело разделить традицию как инструмент познания культуры, и традицию как системный элемент культуры. В этой синкретичности философских концептов, которыми оперирует современная философия, состоит одна из специфических черт новой установки современного мышления, которое отличается радикальным антиплатонизмом. Это антиплатоническое мышление отличается двумя существенными чертами. Первое, - оно старается уйти от понятийных, категориальных символических конструктов, запутывающихся в непонятной для этих конструктов фактов «некалькулируемости» явлений окружающего мира и культуры, несоизмеримости «вневременных» идеальных конструкций и реальной «темпоральности» природы и истории - проблемы, которая была осознана и определяла всю логику развития человеческой ментальности со времен Парменида и Зенона. Второе, и здесь более существенное, - оно старается мыслить онтологически, оперирует не понятиями и категориями, а мыслит самим бытием и в этом отношении является возвратом к досократическому типу мышления конкретными сущностями и элементами бытия. В данном случае мышление мыслит реальностью культуры – традициями. Методы анализа культурных явлений не имеют кардинального отличия от методов познания окружающего мира вообще, хотя обладают своей спецификой. Если мир природы познается наиболее адекватно путем идеальных конструктов, максимально приближенных к реальности типа идеальных конструктов – физического тела, химического вещества, биологического организма, - то мир культуры наиболее эффективно познается максимально приближенным к реальности идеальным конструктом – традиция. Область культуры – это область сложнейших образований, которые не поддаются адекватному пониманию посредством простых методологий, имеющих в этой предметной области ограниченное применение. По мере усложнения рассматриваемых явлений область применения простых методологий для рассмотрения этих явлений прямо пропорционально этой сложности сужается, и это относится к сложным процессам не только культуры, но и природы. Приобретают большее значение более сложные методы. Это не значит, что эти методы уходят из области мысли, а переходят исключительно в область эмоций и область интуиции. Просто для такого рода явлений требуются усилия всего сознания. Понятия и законы, которые, по мнению большинства мыслителей философии метафизического периода, есть суть мышления, - это всего лишь сингулярные центры обширной и многообразной топологии сознания. Топология сознания, как и топология традиций, которые формируют это сознание, имеет много уровней – это уровень понятийного мышления, уровень эмоционального освоения, уровень непосредственного интутивного «постижения» и феноменологического «схватывания» сути анализируемого явления и т.д. И только всем комплексом, составлящим топологию человеческого сознания возможно понимание сложнейших образований человеческой культуры. Многие, особенно после работ В. Виндельбанда и Г. Риккерта, уверены в качественном отличии естественнонаучных методов и методов анализа культуры. Считается, что познание культурных явлений идет путем «отнесения к ценности», но суть состоит в том, что любое познание имеет такой характер и формируется на базе ценностей человеческой культуры. Качественное же отличие познания культурных явлений состоит не в этой специфике применяемых методов, а в специфике функционирования полученного знания в самой культуре. Человек познает не просто для достижения знания самого по себе, а в целях более эффективной адаптации культуры к окружающей среде, для дальнейшего развития культуры. В частности, для целей эффективного управления: ведь культура – это сложнейшая система, требующая управления. Потому, во-первых, сама форма знания имеет интенциональный и прагматический характер, это относится как к естественнонаучному, так и к гуманитарному знанию; во-вторых, что самое важное, - приобретенное знание меняет облик и механизм действия самой культуры, а потому предсказание будущего культуры, полученное на основе знания прошлого культуры, неэффективно и имеет вероятностный характер. Относительно второго, следует заметить, что когда сила человека возрастет на несколько порядков, это можно будет отнести и к природе, - вполне вероятно он сможет скоро менять и законы природы, которые в результате станут также малопредсказуемы. Историческая жизнь культуры – крайне сложное образование, которое тяжело понять. Часто аналитики истории культуры путаются, когда начинают комплексно увязывать явления одного среза культуры в одно целое. Они часто не связываются. Создается ощущение иррационального нагромождения фактов-событий, которые происходят в один заданный период истории. Происходит это потому, что образует культурный ландшафт сеть традиций, а время традиции отличается от времени истории. В одном историческом срезе присутствуют активно действующие традиции давно прошедших эпох, они либо находятся в глубинных слоях заданного среза культуры, либо являются проявленными силами. Существуют старые традиции, новые традиции, существует целый набор инновационных движений. Весь этот хаос можно разобрать только в случае того, когда мы будем рассматривать исторический срез как срез «дёрна» («ризомы») традиций, протянутых во времени. Только тогда этот иррациональный хаос приобретает характер довольно жестокой детерминированности отдельными корнями традиций, образующих этот «дёрн» («ризому»). Если употребить высказавание Х.Ортега-и-Гассета в ином контексте: «Философ – это специалист по корням» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.307). А потому традициолог – этот «специалист по корням», не может пользоваться лишь одну методологией, и только в комплексе всех методов возможно достижение понимания. Их можно подразделить на два типа: герменевтический метод, понимаемый как рассмотрение явлений в их статике; историографический метод, понимаемый как рассмотрение явлений в динамике.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |