Штриховое кодирование продукции
Труд часто является отцом удовольствия. Вол ьтер С развитием информационной техники и технологии усиливается значение быстрого и надежного ввода информации об изделии или продукте (товара) в ЭВМ, для последующего быстрого решения задач, связанных с идентификацией продукции, фиксацией факта ее поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции и товаров. Наиболее перспективным и быстроразвивающимся направлением автоматизации процесса ввода и обработки информации в ЭВМ становится штриховое кодирование. Штриховой код — это чередование черных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания. Ширина полос строго нормирована. Темные полосы называют штрихами, а светлые — пробелами (промежутками). Штриховые коды считаются специ-
альными оптическими считывателями (сканерами) различных типов, в том числе лазерными. Сканеры, воспринимая штрихи пробелы и их сочетания, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в ЭВМ. Что же касается цифрового ряда под "зеброй", то он не считы-вается сканером, а служит лишь для удобства прочтения кода человеком. В местах приемки и продажи продукции имеются технические средства, которые позволяют автоматически считывать штриховой код товара, вводить его цифровой код в ЭВМ и получить через нее вес необходимые сведения об этом товаре и его перемещении. В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода является обязательным, а его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции, а порой и зачастую реализовать товар практически невозможно. С января 1993 года штрих-код наносится на все завозимые в европейские страны товары. Это одно из обязательных условий их поставки. Фирмы (предприятия), чья продукция продается без такой маркировки, несут ощутимые потери: отЗдо 15 % стоимости товара. Прорыв незакодированной продукции вовсе не означает, что она продается без штрихового кода. Оптовый покупатель сам изготавливает липкие этикетки со штрих-кодом, сам наносит их на каждое изделие, а это огромный ручной груд. Отсюда и потери в цене. В то же время следует отметить, что такая система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной, если она охватывает не менее 85 % товаров. Обработка информации о товаре включает: сбор заказов, учет поступления товара, его комплектование по запросам покупателей, отгрузку, выписку документации, бухгалтерский учет, контроль товара на складе магазина, контроль сбыта (сколько товаров, какого сорта, в какие дни недели было продано и др.). С помощью штрихового кода можно защитить товар от подделки, так как кодирование его с этикетки или изготовление кустарным способом невозможно. Наиболее широкое применение штриховые коды нашли при производстве и продаже потребительских товаров, что позволяет автоматизировать учет их производства и продажи, повыси ГЬ скорость и культуру обслуживания покупателей, оперативно учитывать поступающие и проданные товары в каждом магазине, секции, на "складе. В настоящее время штриховые коды нашли также широкое применение на практике, в здравоохранении, образовании, в библиотечном, страховом и банковском делах, в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях. В международной торговле широкое распространение получил код EAN (Europian Article Numbering), разработанный Международной Ассоциацией EAN со штаб квартирой в Брюсселе. Код EAN представляет собой 13 или 8 разрядный цифровой код. Каждая цифра (разряд) кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов. На рисунке 17 представлена структура кода EAN — 13. А- и<£> О О 2 2 3 " О О О 1 3 7" Рис. 17. Структура кода EAN — 13 Цифровой 13-разрядный код товара включает код страны, предприятие которой произвело товар, код предприятия — изготовителя товара, код самого товара и контрольное число. Код выдается каждой стране (банку данных о товарах) централизовано Ассоциацией EAN. Некоторым странам сразу выделены трехразрядные коды. Для предприятия — изготовителя в этом случае используются только четыре разряда вместо пяти. Коды ЕАН некоторых стран для штрихового кодирования продукции приведены ниже: Австралия— 93 Австрия— 90,91 Алжир— 613 Аргентина— 779 Бельгия и Люксембург — 54 Болгария — 380 Бразилия— 789 Великобритания — 50 Венгрия — 599 Венесуэла — 759 Вьетнам— 893 Германия— 400-440 Гонконг— 489 Греция— 520
Следующие пять цифр (код изготовителя) присваивает национальный орган страны централизовано конкретному предприятию изготовителю. Следующие пять цифр кода присваивает предприятие — изготовитель товара самостоятельно. Этот код может быть в виде регистрационного номера, выданного предприятием, а также может отражать какие-либо признаки продукции, необходимые для решения задач на предприятии-изготовителе. Последний 13-й разряд представляет собой контрольное число и используется для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка производится автоматически по алгоритму EAN. В начале и в конце штрихового кода имеются удлиненные краевые штрихи. Они указывают на начало и конец сравнения, то есть показывают, что луч сканера захватил весь код. В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим предприятиям по внедрению системы штрихового кодирования и автоматизированной идентификации продукции. Правительством РФ принята государственная программа по внедрению штрихового кодирования в области материально-технического обеспечения предприятий, торговле, банковском деле, на транспорте и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важным на современном этапе развития отечественной экономике в условиях вступления России в ВТО является формирование комплекса стандартов в области кодирования продукции и услуг с учетом международного опыта и нормативных документов. Введение в России обязательного штрихового кодирования создает условия для реализации одного из положений Закона РФ "О защите прав потребителя" — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемой продукции. Для производственных предприятий штриховое кодирование отрывает новые возможности в области идентификации и просле-живаемости сырья, материалов, покупных изделий и комплектующих, полуфабрикатов и готовой продукции, в частности: —облегчить освоение автоматизированных систем управления; —повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования и сбыта продукции; —провести анализ потребляемых ресурсов; —сократить объем докуметооборота; —организовать систематический сбор достоверной информации о поставщиках, товародвижении и реализации готовой продукции; —оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Производственные предприятия могут применять штриховой код только после его регистрации в ЮН ИСКАН во избежание фальсификации или использования чужого кода. Предприятия ведущие оптовую торговлю, обязаны размещать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода вдоговор о поставке. Данным предприятиям запрещается поставлять в розничную торговую сеть или заниматься реализацией продукции, не имеющей зарегистрированного штрихового кода. 6.5. Защита прав потребителя Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, стаиших у них обычаями. Вольтер В условиях интенсивного развития отечественной экономики на основе принципов рыночной экономики значительно возросла необходимость у отечественных предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Выпуск качественной, удовлетворяющей требованиям потребителя продукции является, на сегодняшний день, одним из немногочисленных законных путей отечественных предприятий в борьбе за выживание. Конкурентная борьба как отечественных, так и иностранных фирм (предприятий) за потребительский рынок в нашей стране привела к его значительному наполнению различными товарами и услугами. Зачастую эта борьба приводит к тому, что не все предприятия, втом числе и иностранные, предлагают на потребительском рынке продукцию или услуги соответствующего качества. Это приводит к затруднительному положению потребителей, которые вынуждены в силу экономической нестабильности и своей низкой социальной обеспеченности приобретать товары с сомнительным уровнем качества. Данное обстоятельство привело к тому, что в феврале 1992 г. Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации "Озащите прав потребителей". Закон регулирует отношения, возникаю- щие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Основные понятия, используемые в настоящем Законе: потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли; изготовитель—организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли — продажи; недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги); существенный недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора; безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя
и окружающей среды при обычных условиях его использования хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Настоящий закон определяет права и обязанности изготовителя, связанные с качеством выпускаемой продукции. Определена ответственность продавца за нарушение прав потребителя. Подробно изложены права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Так, если потребителю продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом вправе по своему выбору потребовать: —безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправления потребителем или третьим лицом; —соразмерного уменьшения покупной цены; —замены на товар аналогичной марки (модели, артикула): —замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; —расторжение договора купли — продажи. При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качество. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Если в приобретенном товаре потребитель обнаружит недостатки, то в соответствии с настоящим законом, они должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. В отношении товара длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, обязаны при пред*-явлении потребителем указанного требования в семидневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такою товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, втечение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. В указанных расчетах в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применяется его цена на день предъявления требования потребителя, в случае понижения цены — надень покупки его потребителем. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром. Реализация всех требований настоящего закона на местах осуществляется Федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами, представленными комитетами и комиссиями по защите прав потребителей. Эти органы направляют: — в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав по-
требителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); —материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; —в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей. Вопросы: 1. Что понимается под услугой? 2. Что понимается под производственной услугой? 3. По каким основным признакам классифицируются услуги? 4. Какие специфические особенности услуг учитываются при определении объектов стандартизации в сфере услуг? 5. Какие основные услуги выделяют в соответствии с "Общероссийский классификатор услуг населению" ? 6. Какие основные процессы содержит "Петля качества услуг" ? 7. В чем заключаются цели и содержание штрихового кодирования? 8. Какие новые возможности для производственных предприятий открывает штриховое кодирование продукции? 9. Какой нормативно-правовой документ регламентирует и защищает права потребителя?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |