Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфологические нормы глаголов, деепричастий



2015-11-11 2588 Обсуждений (0)
Морфологические нормы глаголов, деепричастий 4.67 из 5.00 3 оценки




Упражнение 52.Укажите глаголы, которые не образуют форму 1-го лица ед. ч. Объясните, почему?

Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить, прорасти, заполни, победить, струиться, чудить, очутиться, стонать, звучать, дудеть, расселиться, брезжить, пылесосить.

Упражнение 53.Образуйте повелительное наклонение от следующих глаголов.

Выставить, ехать, поехать, положить, класть, гнить, стереть, мочь, видеть, захотеть, хотеть.

Упражнение 54.Отметьте правильные формы глаголов:

Удостаивать, рассосредотачивать, подытаживать, растамаживать, сосредоточивать, оспоривать, застраивать, приурочивать, обезбаливать, отсрочивать.

Упражнение 55. Выберите правильные формы.

Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади, выложи.

Упражнение 56. Отметьте предложения, в которых есть ошибки в образовании причастий.

1. На дне банки оставалось скиснувшее молоко. 2. Мы смотрели на постепенно гасший костер. 3. Тепло печки приятно грело озябнувшие руки. 4. Его одрябшая кожа вызывала отвращение. 5. Путник снял промокнувшую одежду. 6. За дверью скулил продрогший щенок. 7. Ослепнувший от яркого света, лыжник надел очки. 8. Погрязший во лжи, Сеня смахнул слезы. 9. Она посмотрела на сына, дрыхшего на кровати. 10. Докладчик, оглохший от криков, невольно попятился.

Упражнение 57.Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм.

1. Провожающие стоят на перроне, махают вслед уходящему поезду. 2. Я всегда ложу на место. 3. Броя щеку, он продолжал говорить. 4. Колыхающийся на ветру тростник издавал приятные звуки. 5. Внизу собрались люди, жаждающие зрелищ. 6. Участников программы, выдержащих испытания, ожидают призы. 7. Археологами были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 8. Власти видят выход в принятии актов, позволяющих регионам вести самостоятельную экономическую политику. 9. Магазин предлагает приобрести эксклюзивные модели, украсившие бы ваш дом. 10. Прилипнувшие волосы лезли в глаза. 11. Кровельщик, покроющий крышу, заболел. 12. В команду включат спортсменов, сумеющих победить. 13. Охраняющиеся лоси не боятся людей. 14. Я убралась в квартире. 15. Очищающиеся машинами железнодорожные пути.

Синтаксические нормы

Упражнение 58.Проанализируйте употребление форм управления; исправьте предложения.

1. Поскольку нигде и никак не разъясняется о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. 2. В выпуске дан обзор о применяемых до сих пор классических и современных методах исследования рынка ценных бумаг. 3. Что получается сейчас? Мы не имеем средств для оплаты за материалы! 4. Я имею в виду о положении в Кашмире. 5. Я хочу очень коротко остановиться об агротехнике сахарной свеклы. 6. Мне неприятно указывать об этом. 7. Многие группы позаимствовали это от «Deep Purple». 8. Интересен каталог о фирменных значках заводов-изготовителей. 9. Мы должны получить ответ о вопросе населения России. 10. А без соперника, которого согласно предвыборного этикета противник привык «мочить» и обвинять во всех тяжких, какой он кандидат?

Упражнение 59.Раскройте скобки и напишите правильную форму слова.

1) Приехать по (окончание совещания);

2) возвратиться по (завершение строительства);

3) приступить к обязанностям по (истечение срока стажировки);

4) расписаться по (ознакомление с решением);

5) принять решение по (прибытие на место);

6) написать отчет по (окончание работ);

7) по (прибытие товара);

8) оборудование должно быть испытано вновь по (устранение дефектов).

Упражнение 60. Объясните и исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением однородных членов в предложениях.

1. Некоторые из очерков в меньшей степени связаны с конкретными моделями исследований операций, а посвящены изложению общих элементов современных математических теорий. 2. В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму, головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения. 3. Из номера в номер газета рассказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях, которые могут помешать работе. 4. Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин. 5. Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей. 6. На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки, шляпы и сумочки. 7. В Германии запрещалась пропаганда фашизма, нацизма, идеи тоталитарной власти. 8. Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты. 9. Необходимо контролировать и спрашивать с подчиненных своевременное выполнение плана. 10. В июле начинается прием и собеседование с абитуриентами. 11. Организован штаб по профилактике и борьбе с птичьим гриппом. 12. Мы сами будем беречь и заботиться о детях. 13. Необходимо отмечать и реагировать на недостатки в работе. 14. Почему в Москве разразился и кто виноват в энергетическом кризисе? 15. Были арестованы и предъявлены обвинения еще двум подозреваемым.

Упражнение 61.Исправьте ошибки в предложениях. Сформулируйте правило употребления деепричастного оборота.

1. Учитывая переплетение стилей, архитектура собора трудно определяется. 2. Ознакомившись с фельетонами М.Кольцова, меня поразило умение автора пользоваться сокровищами русского языка, его богатством. 3. Недостаточно подготовившись, докладчику не удалось полно раскрыть тему. 4. Взобравшись на возвышенность, перед глазами открывается панорама города. 5. Понимая необходимость этого мероприятия, оргкомитету удалось развернуть выставку в срок.

Упражнение 62. Допишите слова в соответствии с правилом.

Три светл… окна, три вкусн… пирожных, два опытн… портных, четыре нов… столовые, три больш… парикмахерские, последн… два проекта, крайн… три окна, светл… четыре комнаты, последн… пять страниц, перв… десять столбцов, светящ…ся восемь окон, пять последн… страниц, десять нов… столбцов, металлическ… каркас и покрытие, деревянн… дом и флигель, план… квартальный и годовой, новый мировой и российский рекорд… .

Лексические нормы

Упражнение 63. Оцените сочетания слов с точки зрения лексической правильности. Определите тип ошибки.

Патриот своей родины, подтвердить утверждение, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, воедино соединить, огромная махина, взаимно друг с другом, станцевать танец, первая премьера, атмосферный воздух, в конечном итоге, по-спортивному относиться к спорту, импортировать из-за рубежа, возвратиться назад.

Упражнение 64. Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1. Клинтон руководствовался гуманитарными побуждениями. 2. Итак, одевайте наушники. 3. Она некоторое время раздумчиво смотрела на меня.4. Он пытается прояснить содержимое рукописи. 5. Новый бизнес цветет. 6. Эта певица, предпринявшая героичную попытку переквалифицироваться из вечной девочки-подростка в жгучую эмансипэ, – барышня на любителя. 7. Она встает, одевает на себя шубу, шапку, ботинки и как ни в чем не бывало выходит на улицу. 8. Наконец-то «Спартак» взломал сопротивление британцев. 9. Вполне реалистично принять закон в первом чтении. 10. Не важно, что она сделала в своей жизни, а важно, какой она задала тонус для общества.

Упражнение 65. Исправьте ошибки. Для справок обратитесь к словарю паронимов.

1. Семнадцатого ноября в Московском театре юного зрителя состоится премьера спектакля «Гроза», в заглавной роли с Юлией Свежаковой – молодой восходящей звездой. 2. А я в детстве, помню, всегда мечтала работать мороженицей. 3. Эти деньги можно было затратить и по-другому. 4. На него одели медаль чемпиона. 5. Джек поразил тем, что после стольких страданий совершенно не озлобился и не утерял доверия к людям. 6. Бальзам для натирания в кожу. 7. Список подобных методов коррекции фигуры можно было бы продлить. 8. Мэр поднес обитателям сада еще один подарок – за счет города отреставрировал здание «Новой оперы». 9. Косметической фирме требуются: косметологи, визажисты, массажеры. 10. Между нами есть глубинная разница. 11. В августе шла массированная продажа этих квартир. 12. Эти болезненные бактерии могут оказаться где угодно. 13. К сожалению, в последнее время далеко не все родители в состоянии оплатить за поездку. 14. У нее, должно быть, повышенная чувственность – ну надо же было расплакаться из-за такой ерунды! 15. Наконец началась зима и реки стали.

Упражнение 66. Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний, при необходимости отметьте и другие недочеты; исправьте их.

А. 1. Не нужно из этого факта строить проблему. 2. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 4. По вечерам профессор дает лекции студентам заочного отделения. 5. Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски. 6. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования. 7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов. 8. Нужно сказать должное идее президента. 9. Процесс приватизации государственных предприятий достаточно сложен. Однако в мире принята специальная техника, позволяющая выполнять это мероприятие. 10. Нужно держать свое обещание. 11. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками. 12. Когда радист «Челюскина» сообщил, что к нам на помощь летят самолеты, у всех сразу облегчилось настроение. 13. Женщина в космосе только причиняет трудности.

Б. 1. Действия наемников подставили под угрозу границы государства. 2. Тело погибшего будет передано земле. 3. Прибалтика тоже подпадает в зону интересов США. 4. Таджикистан – страна, которая предвкусила плоды тоталитаризма.

Упражнение 67. Найдите в именной части устойчивых сочетаний ошибки.

1. Чтобы получить заказ, мы пошли в сговор с одной из частных фирм. 2. Выступление, которое держал депутат, носило провокационный характер. 3. Спикер парламента провел двухчасовой разговор с учеными Сибири. 4. Нужно отдать ему честь: этот человек вместе с комитетом по реабилитации репрессированных разобрался с ситуацией, которая возникла вокруг Кронштадтского мятежа. 5. Нелегкая нагрузка выпала на солдат, которые охраняли территорию, прилегающую к заставе. 6. Нет причин впадать в паническое настроение. 7. Передача наводит размышления на то, что необходимо менять всю структуру программы. 8. По-моему, такая власть авторитета не вызывает. 9. На чемпионате мира команда одержала ряд успехов. 10. Угрозы энергетиков отключить электричество во всем регионе переходят все рамки. 11. Изучение литературы в школе пущено на анархию.

Упражнение 68. Определите, какие ошибки нарушили точность речи. Исправьте их.

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 2. Все ветераны в районе знают, что здесь им всегда окажут нужную заботу. 3. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 4. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 5. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 6. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привело к крайне положительным результатам. 7. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 8. Он рассказал нам о своих планах на будущее. 9. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 10. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.

Орфографические нормы

Упражнение 69. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.

Весе…яя капель, голуби…ое гнездо, воробьи…ые стаи, гуси…ое перо, дерзнове…ый порыв, дивизио…ый командир, единстве…ое желание, змеи…ая кожа, комиссио…ый магазин, лошади…ая морда, обеде…ый час, соловьи…ые трели, стекля…ые двери, телефо…ый разговор, торжестве…ое событие, традицио…ая встреча, утре…ий туман, оппозицио…ое решение, лу…ая дорожка, витами…ый крем.

Упражнение 70. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.

Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, пуга…ая ворона, перепуга…ые (испуга…ые) люди, кале…ые орехи, раскале…ая печь, кале…ые в печке орехи, рва…ый рукав, вырва…ый (разорва…ый) рукав, пута…ые мысли, запута…ые ответы, плете…ая корзина, плете…ый из хвороста шалаш, оплете…ый плющом забор, толче…ый графит, истолче…ый в порошок сахар, ноше…ые вещи, долго ноше…ые вещи, поноше…ые вещи.

Упражнение 71. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.

Слома…ая хулиганами скамья, игрушка слома…а ребенком, свеча потуше…а ветром, лыжи заброше…ы на чердак, лошади подкова…ы кузнецом, покуса…ые москитами животные, руки искуса…ы комарами, потуше…ый дождем костер, огни потуше…ы давно, испече…ая лепешка, пече…ые блины, картошка испече…а в золе, деревья посаже…ы в саду, средства вложе…ы в недвижимость, участки купле…ы предпринимателями, выявле…о много нарушений, забракова…ый товар, известие получе…о утром, взволнова…ый разговор, голоса резки и взволнова…ы.

Упражнение 72. Раскройте скобки и объясните написание слов.

(Не) известный писатель, совершенно (не) известный писатель, отнюдь (не) известный писатель, далеко (не) известный писатель, никому (не) известный писатель, (не) известный нам писатель, еще один (не) известный писатель, (не) известный еще писатель.

Упражнение 73. Раскройте скобки и объясните причину слитного или раздельного написания.

(Не) обладающий тактом, (не) дающий ответа, скрытая (не) приязнь, вопрос (не) решен вовремя, (не) выглядел смешным, афиши (не) расклеены, река была (не) широка, урожай (не) убран, перейти (не) широкую, но глубокую реку, (не) громкий, а тихий зов.

Упражнение 74. Вставьте нужную букву Е или И. Объясните свой выбор.

Что н… говори, а он хорош; сколько н… звал, он н… оглянулся; как н… трудно, дело выполни; пой пока н… охрипнешь; нельзя н… любоваться закатом; нет такой крепости, которую он н… возьмет; сколько н… крути, придется признаться; какие б мысли н… одолевали, я спокоен; Какие только мысли н… одолевают! Где он только н… побывал! Где он только н… бывал, всюду ему отказывали. Кто н… проклинал автобусную давку! Куда н… кинешь взор; н… один ты устал; н… один н… пришел; н… раз я опаздывал; н… мало воды утекло; звал н… кого другого, как брата; н… что другое его н… радовало; н… чему иному он н… удивлялся; в кинотеатре я был н… один; н… один участник похода н… явился; н…кому иному нельзя пожаловаться; н…чем иным это не мотивировалось, н… разу н… ответил.

Пунктуационные нормы

Упражнение 75. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки знаков препинания при обособленных определениях.

1. Волны рвущие побережье на части гудели победно и грозно. 2. Вразвалку вошел мастер весь черный от угольной пыли. 3. Спящий он казался ей еще суровей. 4. Сторож в рваной ушанке и рукавицах, тем не менее выглядел внушительно. 5. Эта комната гораздо светлее и шире предыдущей мне понравилась. 6. Комната похожая на шкаф и на гроб – один из повторяющихся образов романа. 7. Почти забытый друзьями он жил бедно и без затей. 8. Испуганный и смятенный Петр не знал, что отвечать. 9. Измученные трудным переходом туристы все же продолжали путь. 10. Перепачканный краской малыш выглядел потешно.

Упражнение 76. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

1. Перейдя вброд поток я сразу попал на тропинку. 2. Пили чай ведя задушевную беседу. 3. Она стояла слегка запрокинув голову и щурясь от яркого света. 4. Ручей бурля бежал к ручью. 5. Пели надрываясь петухи возвещая перелом ночи. 6. Он не отдыхая побежал на станцию в депо. 7. Дождь шел не переставая. 8. Ленивый сидя спит, лежа работает. 9. Он мог работать не уставая. 10. Феня еще долго сидела пригорюнившись.

Упражнение 77. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

1. В лесу одному шумно и жутко и весело. 2. Она была равно внимательна и добра и требовательна ко всем. 3. Мы то карабкались на гору то шли косогором то уже опять спускались в долину. 4. Он лежал на спине и смотрел на потемневшее небо. 5. Тряска в повозке да пьянящий степной воздух изнуряли его. 6. Такая музыка казалась к лицу и погоде и старику и его речам. 7. Ни дерево ни вода ничто не шелохнется. 8. В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных ребячьих игрушек как-то уточек дудочек и брызгалок. 9. Повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветках деревьев. 10. Все в нем и тужурка и каракулевая шапка и белые бурки было запачкано какой-то темной маслянистой жидкостью.

Упражнение 78. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки тире в простом предложении.

Наука форма творческой общественной деятельности. Наука это продукт всего социально-исторического развития его логическое и абстрактно-теоретическое выражение. Сегодня научное знание есть необходимый элемент функционирования общества. Заниматься наукой значит уметь сформулировать задачу настойчиво искать пути ее решения объективно оценивать результаты этого поиска. Научная теория не аксиома. Научный поиск безусловно труд не из легких.

Искусство мыслит образами а наука понятиями. Опровергнуть научные доводы коллег трудно а свои еще труднее.

Упражнение 79. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки запятых в сложном предложении.

1. Солнце уже закатилось и приятная свежесть разливалась в воздухе. 2. Небо над головой было светлое а над головой оно густело. 3. Сумерки медленно наползали на тайгу и постепенно блекла яркая голубизна неба. 4. Сколько пролежал он без движения без сознания Алексей вспомнить не мог. 5. Я сидел и все ждал не выйдет ли Женя прислушивался. 6. Он рассказал нам как найти жилище и предложил остановиться у него дома. 7. Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон. 8. Когда я вбежал в ворота под которыми было очень темно, уже никого не было. 9. То что Птаха попал в такое нелепое положение хотя без вины с его стороны больно задело ее девичье самолюбие. 10. Когда два опытных шахматиста думают над своими фигурами на доске они способны обдумывать один только ход целые часы чтобы знать что может предпринять противник если будет сделан такой-то ход.

Упражнение 80. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

1. Дождь только что перестал облака быстро бежали глубоких просветов становилось все больше. 2. Месяц совсем закатился ледяная равнина потемнела. 3. Идти было трудно частые колючие кусты разрослись густо и нужно было обходить их. 4. Алеша попытался уснуть но не успел внезапно налетел ураган. 5. Проснулся в широкие щели сарая глядятся веселого солнца лучи. 6. Представьте себе на улице декабрь вьюга. 7. Крикнуть хотел не может. 8. Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось. 9. За дело возьмусь руки отваливаются. 10. Игнат спустил курок ружье дало осечку.



2015-11-11 2588 Обсуждений (0)
Морфологические нормы глаголов, деепричастий 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Морфологические нормы глаголов, деепричастий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)