Организация культурно-развлекательной программы на маршруте
В большинстве случаев фирмы (центры), занимающиеся организацией туристско-образовательных программ имеют в штате сотрудников со специальным туристским образованием, квалифицированных гидов, экскурсоводов. Однако, и таким фирмам приходится заключать договоры с экскурсионными учреждениями, музеями, поскольку в некоторых туристских центрах и музейных комплексах особыми правилами оговаривается, что экскурсию в них могут вести только экскурсоводы, имеющие подтвержденное местной администрацией разрешение. При оформлении договора с экскурсионной фирмой в него следует включить следующие пункты: наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.); сроки подачи и отмены заявок на проведение экскурсий; цены на экскурсии; максимальное количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии; материальные ответственности сторон за срыв экскурсии и др. При заключении договора с музеем необходимо отметить: варианты экскурсий и их тематику; максимальное количество экскурсантов в группе; дифференциацию цен на экскурсионные услуги в соответствии с возрастом и льготами экскурсантов; скидки на групповое посещение музея; сроки подачи заявок на проведение экскурсий; сроки отмены заявок; материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др. Экскурсионная программа– один из ключевых элементов туристско-рекреационных программ, проектируемых для путешествующих с различными целями людей. В терминологию современного туристского бизнеса прочно вошло слово «анимация», означающая деятельность по оживлению и осуществлению специальных программ проведения свободного времени с целью создать туристу комфорт и сделать его участником программы. Понятие «анимация» имеет латинское происхождение («anima» - ветер, воздух, душа; «animatus» - одушевление) и означает воодушевление, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активную деятельность. В широком смысле анимация - это разновидность организаторской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии, которая вовлекает рекреантов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных развлекательных программах досуга. В любом случае анимационное обслуживание нацелено на превращение отдыхающего из объекта в субъект туристско-рекреационной деятельности, формирование положительных эмоций отдыхающих и ощущения удовлетворения от пребывания за пределами постоянного места проживания, разнообразия спектра переживаемых ощущений от отдыха. Дословный перевод латинского «animator» – дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится уже как вдохновитель, руководитель, организатор досуга. Современная социокультурная анимация определяется как формула «три D»: delassiment (расслабление), divertissement (развлечение),developpement (развитие). Иными словами, целью аниматорской деятельности является сопровождение отдыха человека от физического восстановления (расслабление) через переживание радости и удовольствия (развлечение) к удовлетворению потребностей в творческой созидательной деятельности (развитие). Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность рекреанта отдыхом - его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Верно выстроенная и реализованная программа туристкой анимации в повышении качества, привлекательности и разнообразия туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а значит, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности. Таким образом, туристская анимация выполняет следующие функции: - адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой; - компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни; - стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность; - оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека; - информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.; - образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире; - развивающую, приводящую к личностному интеллектуальному, нравственному и физическому совершенствованию; - рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д. В практике туризм реализуется большой спектр анимационных программ. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации: • анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями; • анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданных открытиях, а также при преодолении трудностей; • анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми; • анимация через успокоение - удовлетворяет потребность человека в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и отдыхе; • культурная анимация - удовлетворяет потребность туриста в личностном духовном развитии через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации; • творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество. Туристы по их отношению к проведению досуга делятся на несколько типов. Первый тип - инициативные туристы, которые заранее планируют как рабочие дни, так и время отдыха, поэтому и большинство идей по организации досуга будет принадлежать им. Главная задача аниматоров в работе с таким типом туристов - уметь выслушать и выполнить почти программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы. Второй тип - деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга, даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Среди них преобладают бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Данный тип туристов предпочитает досуг, который дает им возможность совершенствоваться (деловые игры, научные диспуты и пр.) или спокойный отдых, предусматривающий возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на природу и пр.). Третий тип - туристы, имеющие какое-либо увлечение - хобби. Любимому делу они посвящают большую часть свободного времени, следовательно им больше подойдет клубный отдых («по интересу»). Четвертый тип – физически активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях). Чаще всего они поддерживают любую инициативу аниматора. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность. Пятый тип - пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению, просмотру телепрограмм, посещению кинотеатров, театров, отдыху на пляже и т.д.). Такие люди часами могут сидеть за компьютером. Для них подойдут программы, в которые включены вечерние шоу и видеотека. Шестой тип - «скептики и ворчуны», которые по складу своего характера постоянно пребывают в сомнении по поводу полноты и качества предоставленных туроператором услуг. Их достаточно сложно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение. Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем: • организационная - организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов; • инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта; • режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу; • техническая - подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр. В туристской анимации выделяется три основных типа программ. 1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки в рамках одной анимационной программы. Обычно эти программы предназначены для туристских групп, объединенных одним интересом (профессиональным, хобби) и уровнем развития: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Примеры подобных анимационных маршрутов: поездки на национальные, традиционные праздники, фестивали в другие страны и регионы, которые сопровождаются дополнительной культурно-образовательной информацией, предлагаемой участникам в процессе путешествия: Рочестерский фестиваль трубочистов в Англии; Праздник «День изобретателя» в Аргентине; Праздник кошек в Италии; Праздник черепах в Таиланде; карнавал шоколада или фестиваль яблок во Франции; Праздник холодного чая (Бостонское чаепитие) в США; Военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения в России и др. 2. Дополнительные анимационные программы, в процессе путешествия, предназначенные для поддержки основных туристских услуг. Спортивно-анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект. Возможно организация спортивно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии). Экскурсионные анимационные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки. Культурно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Приключенческо-игровые анимационные программы основаны на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, в тематическом пикнике и т.д.). Творческие анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству. Они могут опираться на этнические особенности местного населения. Так можно организовать состязание туристов в изготовлении местных поделок, с использованием техники, традиционной для народно-прикладного искусства местного населения. После участия в такой программе туристы могут быть удовлетворены, например тем, что научились общению на местном национальном языке, познакомились с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ разнообразны: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка рисунка, песчаной скульптуры и т. д. Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д. Такие программы нередко связаны с организацией событийного туризма (event - туризма). Интересы туристов зависят от таких параметров, как возраста, пола, национальности, образовательного уровня, уровня доходов, профессиональных интересов, хобби и т. д. Тем не менее, потребителей анимационных услуг нельзя четко разделить по категориям дохода, возраста, пола и рода занятий. Подобное сегментрование можно провести лишь с определенной степенью условности. Одним из важных параметров, на который должен ориентироваться аниматор – возраст туриста. Детям младшего школьного возраста, (любознательным, активным, непосредственным), ведущим типом деятельности которых является игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки. Подросткам наряду с перечисленными формами можно предлагать и другие виды занятий. Круг интересов подростка обширен. Для данной категории рекреантов привлекательны походы, романтические встречи и путешествия. Им можно предлагать анимационные программы с элементами квест-экскурсий, соревнований, конкурсов, дискотек, разнообразных турниров, театрализованных интерактивных представлений. Студенты в большинстве представляют собой физически зрелых людей с сформировавшимся характером и мировоззрением. Досуговую программу для молодых людей этого возраста можно включать КВНы, вечера по интересам, фестивали, шоу, спартакиады, олимпиады, игры по типу телевизионных: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Колесо истории» и др., конкурсы. Для людей среднего возраста подойдут более спокойные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора, песен и пр.), литературные гостиные и творческие вечера, банкеты, презентации и концерты. Для туристов «третьего возраста» можно предложить такие формы проведения досуга, как чаепития, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний). Однако использование организаторами творческого подхода и для этого сегмента может быть основой для инновационных программ. Так, например, людям, находящимся на пенсии, сохранившим способность к активному образу жизни, можно предложить провести смену в «пионерском лагере» (естественно, что кроме возможного использования символики прошлого времени, организаторы должны продумать возможность применения современных развлекательных технологий). Работу по подготовке и проведению анимационной программы разделяют на несколько этапов: Первый этап - проектировочный, включающий: анализ предлагаемых анимационных программ; определение целей и задач; выбор места и времени проведения программы; проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги; создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу; составление сметы расходов на проведение программы; подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд; техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита т. д.); установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.; проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.; проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий. Второй этап – начально-информационный, в течение которого рекреанты информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий туристов, с ними устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок. Третий этап – собственно реализующий анимационную программу. Это ответственная работа для всех участников: необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи. Четвертый этап - заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов, возможно включающий награждение участников; анализ проведенной программы; анкетирование потребителей с последующим анализом; работу над усовершенствованием программы. Основными анимационными направлениями в турбизнесе следует признать: - шоу-музеи, т.е. музеи с живыми персонажами, экспонируемой эпохи; - тематические парки, парки развлечений (Дисней-лэнд, Лего-лэнд, Аквапарки); - костюмированные маршруты – ретро центры, где туристам предлагают одежду, и услуги соответствующего времени; - непосредственная анимация туристов в гостиницах или центрах отдыха. Разработчики туристско-рекреационных программ на этапе проектирования осуществляют поиск развлекательной инфраструктуры для привлечения их к анимационной деятельности партнеров, специализирующихся на оказании анимационных услуг. Успешность реализации анимационных программ во многом зависит от личностных качеств и профессиональной компетентности организаторов. Специалист-аниматор должен обладать следующими качествами: эрудиция; доброжелательность; уважение к людям; тактичность; терпеливость; толерантность; находчивость; оптимистичность; общительность; чувство юмора; умение взаимодействовать; коммуникабельность; коммуникативная восприимчивость; уверенность в себе; ответственность; инициативность; вкус; привлекательный внешний облик; харизматичность; артистизм. Аниматоры должны знать и применять в практической деятельности основы психологии и педагогики (в том числе возрастной), быть разносторонне образованными.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5656)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |