Характеристика и особенности работы с проективными технологиями
Проективные методики представляют собой специфическую неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации, позволяющих прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности. К особенностям проективных методик относятся: 1. Неопределенность и неоднозначность стимула. 2. Отсутствие ограничений в выборе ответа. 3. Отсутствие оценки ответов как «правильных» и «неправильных», т.е. отсутствие ключа. 4. Глобальность подхода к оценке личности (внимание на картине личности в целом, а не на фиксации отдельных черт). 5. Замаскированность процедуры диагностики (испытуемый не знает о цели тестирования). 6. Эффективность в выявлении неосознаваемых (скрытых, латентных сторон личности). В основании методик лежит «проективная гипотеза» - каждое проявление индивида несет на себе отпечаток его личности. Стимул приобретает смысл не в силу его объективного содержания, а в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым. То, каким образом конкретный человек воспринимает и интерпретирует стимульный материал (решает неструктурированную задачу), отражает фундаментальные аспекты функционирования его психики. Тестовые материалы выступают своеобразным экраном, на который проецируются особенности внутренней жизни испытуемых. Традиционно начало проективной диагностики принято связывать с обоснования К.Юнгом метода свободных ассоциаций (1904-1905). Юнг описал феномен, лежащий в основании проективных методов: возможность актуализации скрытых переживаний (комплексов личности) путем косвенного воздействия. Блокирование ответов, необычные ответы, задержка ответа более чем на 2 сек. указывают на то, что затронут бессознательный комплекс. Тест свободных ассоциаций получил широкое распространение, в том числе, в судебной практике. В начале XX века многие исследователи экспериментировали с различными модификациями цветовых и ахроматических пятен с целью исследования воображения (Ф.Е.Рыбаков, А.Бине). В 1921 году – Г.Роршах – «Психодиагностика» - тест чернильных пятен – начало «роршахианы». По мнению Л.Ф.Бурлачука, проективный подход в качестве отдельного, методологически осмысленного направления диагностики оформился позже благодаря работам Генри Мюррея, который обосновал первую психологическую концепцию проекции (1935, 1938 гг). Впервые термин «проекция» был использован З.Фрейдом. П – один из защитных механизмов (средств разрешения бессознательного конфликта) – приписывание собственных социально неприемлемых желаний, черт окружающим людям. Классическая проекция. «Фобическая защитная проекция» - экстериоризация тревоги и страха, имеющих эндогенную природу. Позднее Фрейд описал проекцию как нормальный психологический процесс, участвующий в формировании восприятия внешнего мира, первичный процесс «уподобления» окружающей реальности собственному внутреннему миру (максимально проявляется в детском, религиозно-мифологическом мировосприятии). Неоднозначность понимания проекции в психоанализе: перенос, идентификация и пр. Классификация проективных методик (по Л.Франку) 1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла. Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора). 2. Конструктивные. Создание из оформленных деталей осмысленного целого. Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы). 3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие. ТАТ и его модификации. 4. Катартические. Психодрама. 5. Рефрактивные. Речь, почерк. 6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему. 7. Импрессивные. Предпочтение стимулов. Люшер, Сонди. 7. Аддитивные. Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации. Неопределенность стимула порождает неопределенность ситуации, стремясь к разрешению которой восприятие активизируется и актуализирует прошлый опыт субъекта. Проективное поведение является производным от многих факторов (характер стимула, поведение экспериментатора, готовность испытуемого к самораскрытию и пр.) Проективная продукция представляет собой результат сложной познавательной деятельности индивида, в которой слиты воедино собственно когнитивные особенности, так и аффективно-личностные факторы, индивидуальные способы контроля и защиты. 2 уровня анализа: когнитивное структурирование и тематическое воображение (ассоциация, символизация, проекция). Проективные методы направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира субъективных переживаний, логики его построения. Цель проективной диагностики – облегчение понимания внутреннего мира клиента. Проективное исследование всегда представляет собой диалог между диагностом и испытуемым. Можно выделить несколько подходов к интерпретации (уровней анализа) проективной продукции: клинический (акцент на проблемных зонах), исследовательский (экспертиза индивидуально-психологических особенностей) и психологический (теневые и ресурсные составляющие личности). Существуют различные системы интерпретаций результатов проективной диагностики (в зависимости от клинического опыта авторов). Общие принципы: детализация, контекст, системность, многозначность (открытость многозначности) символов, активность клиента. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания. Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста, основными признаками которого являются стандартизированность, независимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога, а также сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, то есть полученными в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке. При проективном тестировании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Очевидно, стандартизированная процедура не позволит исследовать индивидуальность как уникальную личность.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (939)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |