Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная коммуникация



2015-11-11 599 Обсуждений (0)
Социальная коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок




• Если попытаться сформулировать главную мысль Лумана в одном предложении, то можно утверждать: его идея состоит в том, что формой существования и самоописания общества является социальная коммуникации.

• Это значит, что социология должна внести "общество" в общество в качестве отдельной важной темы. Тем самым теория общества Лумана получает свое место в обществе как его органическая часть.

• Эта мысль проходит красной нитью через книгу "Общество общества": любая социальная коммуникация является самонаблюдением общества, а значит общество присутствует всегда и везде, где только бывает коммуникация людей.

Объективность и ответственность СМИ

Уилбур Шрамм

• История образования теоретического фундамента современной американской коммуникативистики и превращения ее в академическую дисциплину прочно связана с именем профессора Уилбура Шрамма.

• В течение 45 лет (начиная с 1943 года) он вел исследования читал лекции и доклады в различных университетах, писал книги и статьи, в которых призывал коллег соблюдать принципы баланса между экономическим благополучием информационных cредств, профессиональной этикой журналистов и общественными интересами.

Хрестоматия

• Под руководством Шрамма в 1949 году была опубликована хрестоматия «Массовые коммуникации. Книга для чтения», знакомившая с работами крупнейших представителей главного — социологического направления, в фарватере которого в основ­ном и формировалась новая академическая дисциплина.

• Авторы этих работ имели разные профессии (историки, политологи, экономисты, антропологи, психологи), но всех их объединял интерес к объяснению специфики коммуникационно-информативных про­цессов в общественной жизни мира в условиях ускоренного раз­вития массовых средств связи для массовой аудитории.

Тройная ответственность

• В ходе анализа истории омассовления коммуникационных систем, особенностей их структурно-функциональных взаимодействий с различными общественными формациями и культурой исследователи, включенные в авторский коллектив хрестоматии, обосновывали необходимость тройной ответственности в отношении к средствам массовой информации — со стороны тех, кто ими управляет, кто пользуется и кто их изучает.

Качество информации

• В главе «Структура и функции массовых коммуникации» Шрамм подчеркивал, что вместе с переходом человечества от индивидуально-информационных обменов (с помощью родителей, учителей, бардов и т. п.) к массовым средствам меняются как структура, так и качество самой информации. Но в отличие от Маклюэна, он не фетишизировал технические средства и ставил вопрос о повышении социальной ответственности распространи­телей и потребителей информации, исходя из задач социального консенсуса и конкретного изучения условий его достижения.

Эффективное воздействие

• В трактовках эффективности этого воздействия Шрамм выделяет два типа крайности: либо преувеличение манипулятивных возможностей информационных систем, либо утверждение их исключительно консервативного воздействия на общество.

• Воплощение первой позиции он видит в антиутопическом романе Джорджа Оруэлла «1984».

• В противовес этому произведению включает в хрестоматию работу Поля Лазарсфелда и Роберта Мертона «Массовые коммуникации, популярные вкусы и организованное социальное действие» как пример позиции ученых, которые не отрицают ни возрастающей роли средств массовой информации в. жизни общества, ни их пропагандистских возможностей, но счи­тают, что огромные дозы массовой информации сами по себе мо­гут стать «социальным наркотиком» для масс, отучая их от ак­тивного участия в общественной жизни и познании ее законов превращая в пассивных потребителей новостей.

Бернард Берелсон

• Компромиссной позиции Шрамма соответствует работа Бернарда Берелсона «Коммуникации и общественное мнение», призывающая к тщательному учету множества факторов, определяющих характер и результаты воздействия средств массо­вой информации на аудиторию: степень образности и эмоциональности в передаче новостей, их содержание и форму подачи, а также настрой общественного мнения, обладающего силой своего собственного влияния на печать, радио и телевидение.

• Для изучения всех этих факторов Берелсон предлагает использовать и исторические экскурсы в сочетании со статистическими анализами тех или иных тенденций в развитии как средств массовой информа­ции, так и общественного мнения.

Обобщение

• Поддерживая и обобщая многообразные аргументы в защиту общественно-гуманистической миссии средств массовой информации, Шрамм в заключительном разделе хрестоматии снова обращается к проблеме всеобщей социальной ответственности за их деятельность.

• «В нашем обществе есть три влиятельные группы, способные при желании вносить изменения, — пишет он. — Это — правительство, сами средства связи и публика. Мы полагаем, что ответственность они должны разделить между собой».

 

Уильям Риверс
«Новости в печати. Описание и сообщение»

• В книге дается предельно простое, но содержательное определение новостей как «своевременного сообщения о событиях, фактах и мнениях, которые интересуют значительное число людей».

• В этой формулировке предусмотрено единство субъективного и объективного факторов в создании и распространении новостей, предназначенных для удовлетворения интересов массовой аудитории.

• Чтобы выразить свою мысль еще более убедительно, автор сравнивает процесс возникновения новостей с перевернутой пирамидой, на вершине которой сосредоточены главные факты, а в расширяющемся основании — подробности и контекст. Согласно этой формуле, чем ближе к вершине, тем ближе к истине и объективности должны быть новости. А у основания собираются мнения и комментарии, субъективно освещающие значения фактов.

• «По мере того как чувство профессионализма у журналистов будет усиливаться, станет исчезать и их вассальная зависимость от бизнеса», — пишет Риверс и поясняет, что он имеет в виду зависимость журналистов не только от владельцев средств массо­вой информации, но и от рекламодателей, которые обеспечивают около 2/3 финансового бюджета газет и журналов.

• И если «журналисты не могут изменить такое положение, то, по крайней мере, они должны быть осведомлены о том, какое большое значение имеют эти силы в современной общественной жизни».

Ответственность СМИ

• Эти же идеи Риверс отстаивает и в других своих работах, в частности в книге «Ответственность в средствах массовых комму­никаций», написанной им в соавторстве с У. Шраммом и К. Кристиансом в 1980 году.

• Создателей этого труда объединяет убеждение в том, что «все мы живем в синтетическом мире, и этот синтез формируется в значительной степени благодаря информации, получаемой с помощью массовых коммуникаций». Это они расширяют горизонты нашего видения реальности, способствуют решению разных проблем и достижению согласия в общественной деятельности, сохраняют культурные традиции, оказывают помощь экономике в реализации товаров и услуг, выполняют развлекательную функцию. Важно, чтобы мир и согласие царили между самими средствами массовой информации и чтобы каждое из них «вносило свой вклад в общий банк сведений день за днем, час за часом».

МАРКСИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕОЛОГИИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Лекция 4

 

Содержание лекции

1. Концепция идеологии в работах основоположников марксизма.

2. Структуралистская интерпретация идеологии.

3. Массовая коммуникация и концепция гегемонии.

Цель лекции

• Выяснить специфику понятия идеологии и показать его важное значение в связи с анализом процессов массовой коммуникации в современном обществе. Исследовать конкретные механизмы, посредством которых СМИ используются для осуществления властных отношений

 

1. Концепция идеологии
в работах основоположников марксизма

 

Духовное производство

Продукты культурного производства - материалы СМИ - создаются и распространяются в определенных исторических условиях, конкретными социальными группами и для конкретных социальных групп. Поэтому материалы массовой коммуникации представляют собой форму выражения и продвижения определенных ценностей, убеждений, идей. При этом общий социально-экономический и политический контекст, в котором материалы производятся, распространяются и используются, является одной из важнейших областей анализа.

 



2015-11-11 599 Обсуждений (0)
Социальная коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная коммуникация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)