Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Идеологические государственные аппараты




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• Идеологические государственные аппараты вносят свой вклад в поддержание стабильности системы (или капиталистических условий эксплуатации) посредством подчинения индивидов политической идеологии государства.

• Идеологические аппараты относительно автономны и разнообразны по своим формам проявления - собственно идеологическое содержание здесь может быть различным.

• По Альтюссеру, аппараты коммуникации “насыщают” каждого гражданина ежедневной дозой национализма, шовинизма, либерализма, морализма с помощью газет, радио и телевидения. Индивиды “переживают” идеологию участвуя в определенных практиках, обеспечиваемых конкретными идеологическими аппаратами. Причем не существует практик вне идеологии.

 

«Функционирование» идеологии

• Альтюссер утверждает, что «работа» идеологии проявляется чаще всего в неявном виде. Идеология присутствует в конкретных практиках, образах, структурах, которые воспринимаются нами как само собой разумеющееся. Идеология становится образом жизни и мышления людей, поэтому нелегко осознание ее присутствия и эффектов. Условно говоря, идеология имеет бессознательный характер.



• Идеология как система представлений соотносится, по мнению автора, не с сознанием индивида как таковым. Суть идеологии может быть понята только через ее структуру. Только совокупность идей, образов и представлений, способ их организации в целом определяют сущность и функции идеологии в обществе. Отсюда делается вывод о правомерности изучения идеологии как некоторого объективного феномена.

• Специфика «функционирования» идеологии состоит, по Альтюссеру, в том, что она имеет форму «естественности», «натуральности», здравого смысла.

 

Идеология как адресация

• Таким образом, идеология представляет собой некий «субъект», поддерживающий зависимые отношения с индивидуальными «субъектами». Последние, осознавая себя независимыми, в сущности оказываются подчиненными идеологии. Другими словами, идеология функционирует как некоторая система адресации, называния, в которой индивиды позиционируются в соответствии с их реакциями, “ответами”, на возможный запрос системы.

 

Массовая коммуникация и концепция гегемонии

Концепция гегемонии Антуана Грамши (1981-1937)

1. Спонтанное согласие подавляющей массы населения с общим направлением развития социальной жизни, которое определяется доминирующей группой. Это согласие ... определяется престижем, которым обладают доминирующие за счет занимаемых ими позиций и выполняемых функций в мире производства.

2. Аппарат государственного насилия, который на законных основаниях осуществляет дисциплинарное воздействие на те группы, которые оказываются вне сферы согласия. Аппарат насилия включается в моменты кризисов и разрушения согласия.

• Под «гегемонией» Грамши понимает способность правящего класса обеспечивать свое лидерство и превосходство (в плане моральном, политическом и интеллектуальном) по отношению к доминируемым классам, не прибегая при этом к насилию.

• Проявления гегемонии автор связывает с повседневным сознанием и практикой людей. Т.е. с теми сторонами и проявлениями жизни, которые являются предметом свободного выбора индивида - брак, семья, чувства, убеждения, досуг, здоровье, отношения с друзьями и т.д.

Гегемония обеспечивается через достижение согласия доминируемых. Происходит это, по Грамши, за счет включения основных составляющих доминирующего мировоззрения в распространенные в обществе убеждения, нормы, ценности, привычки людей.

• Таким образом, происходит представление интересов привилегированных групп, в качестве интересов общества в целом.

• Важнейшую роль в формировании согласия играют институты “гражданского общества”. “Гражданское общество”, это та область, которая находится вне экономики, с одной стороны, и вне институтов государства, связанных с осуществлением насильственных функций - с другой. Конкретно речь идет о таких институтах как школа, семья, церковь, средства массовой информации и др.

Грамши не разделял интерпретации идеологии как ложного сознания и выступал против экономического редукционизма, присущего вульгарном марксизму. В его центральной работе “Тюремные тетради” об идеологии говорилось в следующих аспектах.

• Во-первых, выделяются “исторически органичные” идеологии. Их понимают как системы представлений, адекватных для тех или иных исторических периодов и конкретных политических движений.

• Во-вторых, об идеологии говорится в смысле мировоззрения, которое в неявном виде содержится в искусстве, праве, экономической активности, и в целом во всех видах индивидуальной и групповой деятельности. Мировоззрение при этом выполняет функцию своеобразного социального “цемента”. Грамши видит в системе идей отражение практики, социального опыта людей.

 

СМИ и доминирование

• В основе развития лежит борьба между доминирующей идеологией и идеологией доминируемых

• совокупность материалов массовой коммуникации возможно рассматривать как пространство борьбы за гегемонию. Именно этим объясняется наличие широкого спектра материалов СМИ различной политико-культурной ориентации. Это не отменяет того факта, что доминирующие интересы оказываются представленными в существенно большей степени, чем доминируемые, равно как и наличие ограничений для проявления альтернативных позиций.

 

КРИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Лекция 5

ЛИТЕРАТУРА

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва. 1996.

Маркузе Г. Одномерный человек. Киев. 1994

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.

Уэбстер Фрэнк Теория информационного общества. М., 2004. Гл.6.

Хоркхаймер Макс., Адорно Теодор. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.1997

Содержание

1. Франкфуртская школа социальной критики

2. Макс Хоркхаймер

3. Теодор Адорно

4. Диалектика просвещения

5. Герберт Маркузе

1.Франкфуртская школа социальной критики

Критическая теория

Критическая теория это продукт творчества группы немецких неомарксистов, которых не удовлетворяла марксистская теория.

Организация, которая ассоциируется с критической теорией – Институт социальных исследований – официально был основан во Франкфурте, в Германии 23 февраля 1923 года. Поэтому данное направление получило название Франкфуртская школа социальной критики.

Институт социальных исследований на протяжении 1920-1970-х гг. развивал идею обновления марксизма как социальной теории.

История института

Карл Грюнберг (1861-1940) австрийский мыслитель, профессор права и государственной науки при Венском университет. Один из первых мыслителей марксистской ориентации, который стал профессором. В 1910 г. Когда в начале 20-х годов в Германии несколько молодых интеллектуалов левой ориентации задумали основать марксистский исследовательский институт, они выбрали ректором Грюнберга.

Макс Хоркхаймер, занимал пост директора Института социальных исследований Франкфуртского университета с 1931 г. по 1958 г. Основные представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас , Эрих Фромм.

Весной 1933 г., в связи с приходом Гитлера к власти в Германии, подавляющему большинству сотрудников Института социальных исследований пришлось эмигрировать. Институт функционировал в Нью-Йорке на базе Колумбийского университета.

В 1950 г. часть исследователей во главе с Хоркхаймером вернулись во Франкфурт. Здесь они получили дальнейшую известность благодаря работам, носящим критический характер по отношению к современной цивилизации и использовавшим философские и социологические способы интерпретации этой цивилизации.

Персоналии

Макс Хоркхаймер (1895-1973)

Теодор Визенгрунд Адорно (1903 – 1969)

Герберт Маркузе (1898-1979)

Эрих Фром (1900-1980)

Феликс Вейлем, сын мультимиллионера, которому отец выделил 120 000 марок для финансирования института

Фридрих Поллок

Леон Левенталь

Вальтер Беньямин

Карл Корш

Карл Виттфогель

Генрих Гроссман

Юрген Хабермас (1929

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7