Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы



2015-11-11 584 Обсуждений (0)
Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА»

 

Учебная дисциплина «Основы психоанализа» является составной частью цикла специальных дисциплин направления «Психология» (030300.62), степень выпускника «Бакалавр психологии». Она относится к разряду научно и практически ориентированных дисциплин, определяющих профессиональную направленность психолога в области консультационной практики и научных исследований в ее рамках.

Образовательной составляющей освоения дисциплины является: формирование у бакалавров психологии теоретических знаний, способствующих ориентировке в психоанализа как метода оказания психологической помощи людям, нуждающимся в ней, грамотной постановке и решению научно-практических задач в области психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии; овладение бакалаврами умениями и навыками психоаналитического интервьюирования и психоаналитической психодиагностики, структурирования консультативной беседы, использования факторов, влияющих на характер протекания консультативного процесса, а также основных техник психоанализа.

Воспитательным моментом изучения дисциплины является формирование у бакалавров интереса к процессу индивидуального консультирования, как научно-практической отрасли психологического знания, в общем, и к психоаналитическому методу консультирования и психотерапии, как одному из глубинных методов оказания психологической помощи людям в ней нуждающихся, в частности; воспитание позитивного и эмпатийного отношения к людям, обратившихся за психологической помощью; развитие профессионально-личностных качеств как одного их главных инструментов работы психоаналитически ориентированного консультанта.

Развивающий аспект дисциплины включает развитие у бакалавров категориального, критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ психоанализа; развитие аналитического и синтетического мышления при анализе ситуаций, возникающих в ходе индивидуального психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии. В результате изучения дисциплины у бакалавров должна быть сформирована психологическая готовность к использованию теоретических знаний, навыков и умений, полученных в ходе изучения дисциплины, в будущей практической деятельности, выбору дальнейшего обучения в русле глубинной психологии и психоанализа в магистратуре.

Успешное овладение учебным материалом курса основывается на знаниях, приобретенных магистрантами в рамках бакалаврской подготовки по таким дисциплинам как «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «История психологии», «Клиническая психология», «Основы психиатрии», «Психология здоровья», «Консультативная психология (с практикумом)» и др., а в рамках магистерской подготовки – «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии», «Психология сознания, переживания и понимания», «Актуальные проблемы психологии личности и психологии развития», «Философско-методологические основы психологического консультирования и психотерапии», «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии».

Преподавание дисциплины должно осуществляться в тесной связи с такими дисциплинами как «Методология психологического исследования», «Психотехническая методология в современной психологии», «Экспериментальные исследования и психодиагностика в психологическом консультирования и психотерапии», «Групповые формы психологической работы (с практикумом)», «Психология и психологическое консультирование семьи и семейных отношений», «Специальные направления психологического консультирования и психотерапии», «Психопрофилактика и реабилитация как специальные направления психологического консультирования и психотерапии», «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».

Дисциплина изучается в течение одного семестра. На изучение дисциплины отводится 108 часов учебного времени (3 зачетные единицы), из них 54 часа – аудиторных, и 54 часа отведено для самостоятельной работы бакалавров по изучению рекомендованной литературы и отработки навыков ведения консультационного процесса.

Теоретическая часть курса изучается в виде лекций-бесед, семи-нарского занятия и самостоятельной работы слушателей над рекомендованной литературой. Прикладная часть курса отрабатывается в ходе личного участия бакалавров в практических занятиях по решению ситуационных задач, возникающих в ходе оказания психологической помощи клиенту с помощью психоаналитически ориентированных техник.

В содержании дисциплины выделяется 6 тем.

Тема 1 «Теоретико-методологические аспекты современного психоанализа. Введение в дисциплину»направлена на формирование у магистрантов представлений о вкладе глубинной психологии в развитие мировой психологической науки и практики, о разновидности школ в системе современного психоанализа; о системе психоаналитического образования и стандартах деятельности психоаналитически ориентированных специалистов; о месте психоанализа в общей системе оказания психологической помощи людям, нуждающихся в ней. В результате изучения темы бакалавры должны знать особенности психоанализа, что достигается сравнением данного подхода с поведенческим и клиентоцентрированным направлениями в консультировании и психотерапии. Также в рамках темы дается общая характеристика дисциплины, что позволяет сформировать у магистранта представления об особенностях ее изучения.

При изучении темы 2 « История возникновения, становления и развития психоаналитических идей» основное внимание уделяется историческим аспектам развития психоанализа. Необходимо показать, что изучение предпосылок возникновения психоаналитических идей, истории их становления и развития, а также анализ современного состояния и актуальных проблем, позволяет увидеть этот путь как связный исторически обусловленный процесс. Внимание к специфике научного труда на материале биографии З.Фрейда как ученного и практика позволяет формировать у бакалавров уважительное отношение к личности основателя психоанализа, в частности, и историческому знанию, вообще. Демонстрация взаимосвязи этапов жизненного пути З.Фрейда с периодами становления и развития психоанализа позволяет бакалаврам аналитически и критически подходить к изучению и освоению психоаналитической литературы, а также раскрывает преемственность в развитии научного психологического познания, показывает необходимость обращения к историческому прошлому в целях решения актуальных проблем психологии как науки и практики, понимания ее современного состояния. На примере изучения трудов З.Фрейда необходимо показать, как эти знания могут быть использованы в будущей практической деятельности бакалавра.

Основными задачами темы 3 «Теоретико-методологические основы психоанализа» является овладение бакалаврами категориальным аппаратом психоанализа, принятие его концептуальных основ, а также знание классификации способов психоаналитического вмешательства и основных методологических принципов психоаналитической теории. В процессе изучения темы 3 на примере изучения психоаналитической теории психосексуального развития, структуры психического аппарата, а также психоаналитической теории конфликта необходимо показать многогранность психоаналитических теоретических конструкций, обосновать психоаналитическое понимание нормального и психопатологического развития.

При изучении темы 4 «Теория и практика психоанализа» основной акцент делается на усвоении магистрантами принципов построения психоаналитического процесса, овладение классическим психоаналитическим материалом, правилами и процедурами, а также понимание возможности оценки эффективности психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии. В процессе изучения темы 4 магистранты должны усвоить, что психоаналитически ориентированное консультирование и психотерапия не только практическое направление оказания психологической помощи клиентам, но и метод исследования личности. Соответственно магистранты должны знать, как исследуется психоаналитический процесс, каковы критерии и методы оценки эффективности данного процесса.

Опираясь на концептуальные основы, понятия и категории, а также теоретическое осмысление техники психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии, бакалавры получают теоретическую подготовку для более эффективного освоения практических умений и навыков ведения консультационного и психотерапевтического процесса.

Содержание темы 5 «Основы психоаналитической психодиагностики » направлено на формирование у обучаемых знаний, навыков и умений организации и ведения психоаналитических психодиагностических процедур. Основное внимание уделяется формированию качеств, необходимых психологу для успешной диагностической работы с клиентом, овладению техниками глубинно-психологического интервью. В результате изучения темы бакалавры должны знать модели психоаналитического интервью, ставить цели и понимать динамику психоаналитической диагностики, анализировать полученный диагностический материал и прогнозировать формы психоаналитического процесса с разными типами пациентов. Таким образом, изучение данной темы должно способствовать формированию у бакалавров умений и навыков психоаналитически ориентированного интервьюирования и психоаналитической психодиагностики, структурирования консультативной беседы.

Содержание темы 6 «Динамика психоаналитического процесса» направлено на формирование у обучаемых знаний, навыков и умений организации и ведения психоаналитического процесса. В процессе прохождения курса основное внимание уделяется формированию качеств, необходимых психологу-консультанту для успешной работы с клиентом, овладению техниками работы с клиентом. В результате изучения темы бакалавры должны знать модели психоаналитического процесса, цели и динамику психоаналитического вмешательства, сущность и содержание его стадий и особенности работы консультанта (психотерапевта) на этих стадиях. Таким образом, изучение данной темы должно способствовать формированию у бакалавров умений и навыков психоаналитически ориентированного интервьюирования и психоаналитической психодиагностики, структурирования консультативной беседы. Бакалавр также должен уметь работать в тесном сотрудничестве с магистрами, использовать факторы, влияющие на характер протекания консультационного процесса, подбирать и применять техники психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии в зависимости от запроса и психологического статуса клиента.

Достижение бакалаврами требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путём проведения различных видов занятий: лекций, семинара, практических занятий и самостоятельной работы магистрантов. Обучение студентов рекомендуется проводить в составе учебной группы.

Лекционные занятия рекомендуетсяпроводить в информативно-проблемной форме. Винформативной части лекции необходимо излагать основные систематизированные знания, концентрировать внимание обучаемых на наиболее острых и ключевых проблемах дисциплины. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности. Предполагается также сосредоточение усилий бакалавров на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы.

На лекциях обучение организуется путем последовательного введения магистрантов в общетеоретическую проблематику дисциплины, историю становления и методологические основания психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии; теоретического знакомства с стадиями психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии, особенностями работы психолога-консультанта, приемами и техниками, используемыми психологами-консультантами и психотерапевтами на этих этапах, принципами и условия построения терапевтических отношений, психотерапевтическими факторами консультирования и психотерапии, механизмами их действия и управления ими.

Основное внимание необходимо уделять раскрытию учебного материала, связанного, прежде всего, с предстоящей деятельностью психолога в области консультационной практики, приводя обучаемым примеры из практики.

Лекционные занятия должны сопровождаться иллюстративными материалами за счет использования традиционных (схемы, плакаты) и современных (кино-, видео-, аудио-, компьютерных) методических средств.

Семинарское занятие проводится по темам 2-3 теоретической части курса: «История возникновения, становления и развития психоаналитических идей. Теоретико-методологические основы психоанализа». Для повышения активности бакалавров на семинарском занятии целесообразно проводить его в виде круглого стола, применяя метод дискуссии. Особая роль здесь отводиться лекциям по темам 2-4, где следует качественно сориентировать участников семинара-дискуссии на формирование понимания необходимости знания теории и методологии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии для более эффективного освоения практического курса. Бакалавры заранее должны быть ознакомлены с планом проведения семинарского занятия для того, чтобы выбрать темы фиксированных выступлений и осуществить их разработку. Особый фокус внимания в ходе семинарского занятия - обучение бакалавров ориентироваться в научной составляющей концепции психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии для грамотной постановки и решения научно- практических задач.

Фиксированные выступления по окончании семинара должны быть доработаны и оформлены в виде научных рефератов, лучшие из которых могут быть опубликованы в виде статей в печатных изданиях ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Основной формой обучения в ходе прохождения курса дисциплины является практическое занятие.

Практическая направленность курса состоит в развитии у магистрантов умения влиять на характер протекания консультативной беседы, опираясь на знания, существующие в современной практической психологии. Другим аспектом практической направленности курса является развитие и углубление навыков рефлексивного анализа консультативной беседы. Это должно способствовать пониманию бакалаврами того, как различные параметры взаимодействия влияют на его результат.

Практические занятия целесообразно проводить в форме обучающего тренинга. Занятия должны носить двунаправленный характер: в процессе прохождения курса основное внимание уделяется формированию качеств, необходимых психологу для успешной работы с клиентом и овладению техниками работы с клиентом.

Поэтому, во-первых, при реализации задачи формирования качеств, необходимых психологу для успешной работы с клиентом, требуется предусмотреть упражнения и задания, направленные на развитие профессионально-личностных качеств у консультанта. При этом задания подбираются по усмотрению преподавателя.

Во-вторых, решение задачи, связанной с овладением техниками работы с клиентом, может осуществляться путем апробирования приемов и техник психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии каждым обучаемым в ходе занятий с последующей их рефлексией. Целесообразно применять дискуссии и метод анализа конкретных ситуаций для разрешения конкретных явлений и ситуаций, возникающих в ходе консультационного (психотерапевтического) процесса.

Содержание каждого такого занятия должно включать соответствующие понятийно-категориальные средства концепции психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии. В отличие от традиционных понятий и категорий психологии они должны выступать не как самоцель усвоения, а как критерии для осуществления обучаемыми рефлексивных процедур. То есть, через понятия и категории психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии обучаемый описывает те психические явления и состояния, которые возникают в консультационном (психотерапевтическом) процессе. Показателем овладения данным курсом будет умение бакалавров выстраивать и анализировать консультативную беседу с позиций научной практической психологии.

Особое внимание при проведении всех видов занятий необходимо уделить включению в учебный процесс следующих методических средств представления содержания дисциплины: личный опыт преподавателя в роли психоаналитически ориентировнного психолога-консультанта; научные результаты, полученные преподавателем в ходе исследований процесса индивидуального психоаналитически ориентированного психологического консультирования (психотерапии); дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем для более качественного усвоения материала занятия магистрантами; свое ценностное отношение к психоаналитически ориентированному консультированию и психотерапии как методу оказания психологической помощи (при этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины).

Для повышения качества проведения занятий необходимо чаще практиковать показ учебных и специально подобранных к темам занятий отрывков из художественных и научных фильмов. При этом необходимо предусматривать комментарии преподавателя по просмотренному материалу, обсуждение увиденного с бакалаврами.

Надо также учитывать, что обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения дисциплины могут выступать: личный опыт бакалавров по переживанию определенных психических явлений, возникающих во время освоения психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии, который может стать основой психологических фактов, и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия (представляется в ходе занятия в виде вербальной рефлексии, по возможности, каждым бакалавром); обобщения практики осуществления магистрантами определенных функций, выполняемых в ходе занятия (консультанта, клиента, супервизора), актуализируемые ими по заданию преподавателя; отношение бакалавров к процессу изучения данного метода, представляемое в ходе занятия в виде вопросов и оценочных суждений.

Особую роль в успешном овладении дисциплины играет самостоятельная работа бакалавров. Время, отведенное на самостоятельную подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы, привития студентам навыков в самостоятельном изучении программного материала, навыков научно-исследовательской работы (написание научного реферата) и информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и зачету по дисциплине. Важное место в процессе самостоятельной работы бакалавров отводится закреплению и углублению полученных в ходе практических занятий навыков и умений.

Особая роль по обретению навыков работы психоаналитически ориентированного консультанта (психотерапевта) отводится самостоятельным консультационным сессиям, проводимых бакалаврами под руководством специалистов и магистрантов за пределами учебного процесса, где отрабатываются и закрепляются знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях.

Самостоятельную работу бакалавров по дисциплине необходимо обеспечивать путем подготовки соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных пособий, а также проведением индивидуальных и групповых консультаций.

Преподавателю необходимо следить за публикациями в периодической печати по теории и практике психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии и рекомендовать появляющиеся статьи в печатных изданиях для изучения, осмысления и реферирования в ходе самостоятельной работы. Особое внимание необходимо обратить на журналы, рекоменованные ВАК РФ: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психоаналитический вестник», «Московский психотерапевтический журнал» (с 2010 года - «Консультативная психология и психотерапия»), «Психотерапия», «Журнал практического психолога», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Вестник Екатерининского института» и др.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено написание бакалаврами научного реферата по одной из предложенных преподавателем теме или выбранной студентом самостоятельно, но согласованной с преподавателем.

С целью улучшения усвоения программы дисциплины во внеучебное время необходимо организовывать обсуждение проблемных вопросов дисциплины в рамках научного кружка «Инсайт», научного студенческого сообщества «Соцветие», проводимого в виде научно-исследовательского семинара. Лучшие научные рефераты, разработанные магистрантами в процессе изучения дисциплины, могут быть представлены на обсуждение на научном кружке.

Для определения уровня успеваемости и качества самостоятельной подготовки магистрантов целесообразно проводить текущий контроль. Текущий контроль может осуществляться при проведении каждого занятия посредством как письменных, так и устных опросов. А при проведении каждого практического занятия - посредством организации вербальной рефлексии предыдущего занятия и по окончании каждого занятия. Как правило, преподаватель задает группе вопросы типа: «Какой опыт был приобретен в ходе прошлого занятия?», «Что нового вам удалось осознать?», «Как опыт, полученный в ходе занятия, соотносится с теоретическими основаниями осваиваемого метода консультирования?», «Как эти знания, навыки и умения могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности и для личностного роста?» и др.

Для определения степени достижения учебных целей по дисциплине промежуточную аттестацию обучающихся в форме зачета предлагается проводить в виде индивидуального собеседования. Оправданность такого итогового контроля обусловлена тем, что преподаватель должен выяснить, как каждый обучаемый усвоил материал дисциплины именно на личностном уровне, т.е. важна итоговая личная рефлексия каждого обучаемого. Поэтому важным является не просто оперирование теоретическими знаниями, а представленность личного опыта бакалавров, получивших практические навыки работы, и наличие у них представлений о возможностях применения психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии на практике. При этом бакалавры, получая один вопрос для осмысления, в ходе собеседования с преподавателем получает ряд дополнительных вопросов, которые позволят преподавателю оценить уровень подготовленности их к самостоятельной практической деятельности, как в ходе практик, так и в будущем при реализации знаний, навыков и умений в ходе научной, практической и преподавательской деятельности. Поэтому преподавателю целесообразно предусмотреть проблемные вопросы, связанные с осмыслением опыта, полученного магистрантами в ходе занятий, а также вопросы, связанные с практикой применения психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии в рамках профессиональной деятельности.

При выставлении оценки по результатам зачета преподаватель должен учитывать посещаемость, активность и успеваемость в ходе занятий. Оценки за зачет могут выставляться «автоматом».

Зачет должен в обязательном порядке заканчиваться подведением итогов, где качественную оценку своих знаний должен получить каждый обучаемый. Кроме того, в ходе подведения итогов бакалавры должны быть сориентированы на дальнейшее углубление знаний и расширение опыта, приобретенных в ходе освоения теории и практики психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии.

Знания, умения и навыки, приобретенные бакалаврами в ходе занятий в вузе по дисциплине, углубляются в ходе научно-исследовательской работы, научно-исследовательской и научно-практической практики, а также научно-педагогической практики.

 

 



2015-11-11 584 Обсуждений (0)
Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)