Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности принятия федерального конституционного закона



2015-11-12 2661 Обсуждений (0)
Особенности принятия федерального конституционного закона 5.00 из 5.00 6 оценок




В соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Проект федерального конституционного закона, по общему правилу, вносится в Государственную Думу и рассматривается в трех чтениях в порядке, предусмотренном для рассмотрения проекта федерального закона. Основным отличием является то, что федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

 

При этом, анализируя положения гл. 15 Регламента Совета Федерации, можно заметить, что процедура одобрения федерального конституционного закона Советом Федерации несколько отличается от процедуры одобрения федерального закона.

Так, например, члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального конституционного закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального конституционного закона.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального конституционного закона, вправе принять одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой.

По результатам рассмотрения одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального конституционного закона оформляется постановлением Совета Федерации.

Одобренный Государственной Думой и Советом Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, о чем указывается в том же постановлении Совета Федерации.

Отклонение одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона. Обратим здесь внимание на тот факт, что ни Конституция РФ, ни Регламент Государственной Думы не содержат положений о возможности и порядке отклонения Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона. Такие нормы мы можем встретить только в Регламенте Совета Федерации, в соответствии с положениями ст. 125-128 которого одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального конституционного закона оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона могут содержаться:

а) перечень разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц этого федерального конституционного закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) обоснование решения об отклонении федерального конституционного закона;

в) предложение Государственной Думе согласовать способ и процедуру преодоления возникших разногласий.

Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона может содержать предлагаемую Советом Федерации редакцию разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц федерального конституционного закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона вместе с федеральным конституционным законом направляется в Государственную Думу в 5-дневный срок со дня принятия постановления.

Для преодоления возникших разногласий в связи с отклонением Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона может быть создана согласительная комиссия, которая действует в том же порядке, что и согласительная комиссия по преодолению разногласий в связи с отклонением федерального закона.

Федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой с учетом предложений согласительной комиссии, вновь рассматривается Советом Федерации в порядке, установленном ст. 122-126 Регламента Совета Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если поступивший в Совет Федерации одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Принятый федеральный конституционный закон вместе с постановлением Совета Федерации в 5-дневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Опубликование и вступление в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов

В соответствии со ст. 15 (ч. 3) Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Однако ст. 107 и ст. 108 Конституция РФ не дают нам полного представления о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов.

В данном случае возникает необходимость обратиться к положениям Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[19] и Указа Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов»[20].

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия:

- федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции;

- федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ, т. е. Президент РФ направляет их для опубликования в пределах данного срока. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» говорит еще и о том, что федеральные законы передаются для внесения в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации)[21].

Таким образом, если в соответствии со ст. 107 (ч. 2) и ст. 108 Конституции РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон, федеральный конституционный закон и обнародует их, то можно сделать условный вывод о том, что Президенту РФ отводится семь дней для подписания закона и семь дней для его опубликования (обнародования).

Обратим внимание на тот факт, что Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» использует термины «официальное опубликование», «доведение до общего сведения (обнародование)», тогда как Конституция РФ говорит о понятии «обнародование»[22].

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в:

- «Парламентской газете»,

- «Российской газете»,

- «Собрании законодательства Российской Федерации»

- или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации[24].

Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» дополнительно устанавливает: принятые федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров также публикуются в «Бюллетене международных договоров».

В соответствии с положениями Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» тексты федеральных законов, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны, являются официальными.

Ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу[25].

По вопросу, касающемуся первой публикации федерального конституционного закона, федерального закона небезынтересным является Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», в котором Конституционный Суд РФ признал не соответствующей ст. 57 Конституции РФ ч. 1 ст. 2 оспариваемого Федерального закона по содержанию норм и по порядку введения в действие в части, устанавливающей с 1 февраля 1996 г. акцизы на товары, указанные в ч. 2 п. 7 ст. 5 Федерального закона «Об акцизах»[26].

Мотивировал Конституционный Суд РФ свое решение следующим образом: день 11 марта 1996 г., которым датирован выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации» с текстом оспариваемого Федерального закона не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. В «Российской газете» оспариваемый Федеральный закон был опубликован 13 марта 1996 г. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования. Следовательно, данный Федеральный закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 г., когда истекает 10-дневный срок с момента его опубликования.

Судья Конституционного Суда РФ Б. С. Эбзеев высказал по данному поводу особое мнение, полагая неприемлемым содержащийся в мотивировочной части Постановления тезис о том, что проверяемый Федеральный закон вступает в силу с 24 марта 1996 г. Его основные доводы заключались в следующем:

- Конституция РФ не устанавливает универсального порядка вступления в силу принятых федеральных законов и не определяет начальный момент их применения органами государственной власти и их должностными лицами. Она лишь содержит императивное требование о том, что «законы подлежат официальному опубликованию» (ч. 3 ст. 15), а также конкретизирует субъекта этой обязанности – Президента РФ (п. «д» ст. 84). Кроме того, в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ содержится требование, специально обращенное к правоприменителям: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»;

- Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» в ст. 6 устанавливает различные варианты вступления их в силу:

а) одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;

б) в порядке, установленном самими законами или актами палат, то есть со дня их официального опубликования или с иной более отдаленной даты, установленной федеральным законодателем…;

- таким образом, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» также не устанавливает общего порядка вступления федерального закона в силу, который мог бы действовать, порождая юридически значимые последствия, без учета воли законодателя. В силу этого Конституционному Суду РФ надлежало выявить волю законодателя, которая в данном случае совпадает с волей и смыслом самого проверяемого на конституционность Федерального закона - ввести его в действие и применить к налогоплательщикам с возможно более ранней даты, но согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не ранее даты его (закона) официального опубликования, то есть 13 марта 1996 г.;

- посылка Конституционного Суда РФ о вступлении проверяемого Федерального закона в силу с 24 марта 1996 г. означает, по существу, вторжение Конституционного Суда РФ в компетенцию законодательной власти и, следовательно, нарушение конституционного принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Конституционный Суд РФ в данном случае взял на себя функцию не только «негативного» законодателя, что соответствует его юридической природе и конституционному статусу, но и «позитивного» законодателя, что не укладывается в установленную Конституцией РФ его компетенцию;

- неадекватность принятого Конституционным Судом РФ постановления в части вступления проверяемого Федерального закона в силу требованиям Конституции РФ обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ в качестве масштаба оценки проверяемого Федерального закона использовал не Конституцию РФ, а Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», который может быть изменен, дополнен или обновлен в целом. А это потребует пересмотра правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его Постановлении по рассматриваемому делу. Иначе говоря, Постановление разделит судьбу не конституционной нормы, на которой оно основывалось, а нормы или норм Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», что не согласуется с возложенной на Конституционный Суд РФ функцией обеспечения не «просто» формальной законности, но конституционности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «дата первой публикации» может зависеть от субъекта права, в чьих интересах ее надо определить, и от ситуации.

Охарактеризуем каждый из действующих источников опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания, в котором федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию. Также они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

 

«Собрание законодательства Российской Федерации» издается один раз в неделю и является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:

- в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

- во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания (раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ст. 102 и 103 Конституции РФ; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания);

- в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента РФ (раздел подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера);

- в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства РФ (раздел также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера);

- в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ. На интернет-портале могут быть размещены и иные правовые акты.



2015-11-12 2661 Обсуждений (0)
Особенности принятия федерального конституционного закона 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Особенности принятия федерального конституционного закона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)