Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИЗИНГА



2015-11-12 577 Обсуждений (0)
ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИЗИНГА 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ объективных предпосылок существования ли­зинга в Российской Федерации и других странах СНГ включает, с одной стороны, исследование потенциальной емкости внутреннего лизингового рынка, а с другой — изу­чение реальных возможностей для его существования.

Основная негативная тенденция состояния экономики России последнего времени состоит, как известно, в неук­лонном падении уровня производства и снижении деловой активности. Это обстоятельство оказывает самое отрицательное воздействие как на развитие лизингового бизнеса вообще, так и на конкретные процессы формирования спроса и предложения на рынке лизинга.

Так, по данным Госкомстата Российской Федерации[5], в январе — октябре 1992 г. практически по всем позициям в машиностроении сохранялось существенное отставание от уровня января — октября 1991 г. В значительной степени на ситуации сказывается спад инвестиционной активно­сти, повлекший за собой уменьшение спроса на многие ви­ды строительной техники и оборудования. Уменьшение спроса по важнейшим видам машинно-технической про­дукции, которые потенциально могли бы выступать как объекты лизинга, составило по кузнечно-прессовым маши­нам, грузовым автомобилям, металлорежущим станкам — 30-60 %, экскаваторам — 22-28, кранам — 13-17, оборудова­нию электротехнической промышленности — 17-30 %. В станкостроении, являющемся базой технического перевоо­ружения и структурной перестройки экономики, намети­лась негативная тенденция резкого ухудшения положения с производством наиболее прогрессивных видов оборудова­ния. Из-за высокой стоимости эта продукция зачастую не может найти сбыта и поэтому некоторые предприятия вы­нуждены снимать с производства высокопроизводитель­ное оборудование и возвращаться к выпуску универсаль­ных простейших станков и оборудования. Именно эти факторы определили то обстоятельство, что сокращение производства морально устаревающих видов металлорежу­щих станков составило 20-30 %, тогда как станков с ЧПУ — более 50 %. Таким образом, основной спад производства пришелся именно на те виды технической продукции, которые во всей мировой практике считаются самыми перс­пективными объектами лизингового бизнеса.

Разбалансированность рынка машинно-технической продукции, а точнее отсутствие цивилизованного рынка вообще и машинно-технической продукции в частности, не позволяет в полной мере объективно оценить нормаль­ный, "здоровый" спрос на таком рынке. Тем более это сложно сделать в отношении той продукции, которая по­ступает в эксплуатацию посредством лизинга. Поэтому здесь приходится ограничиваться отдельными экспертны­ми оценками. Так, некоторое представление о характере спроса на оборудование и технику, привлекаемые в произ­водство на условиях лизинга, дают результаты выборочно­го обследования Ленинградского отделения НИИМСа[6]. Из 2,5 тыс. обследованных предприятий и организаций 50 % высказались за необходимость привлечения различных видов техники на условиях лизинга на срок от одного года до 3 лет, а 13,5 %—на более длительные сроки от 3 до 5 лет[7].

На сегодняшний день основная проблема развития ли­зингового бизнеса заключается в адекватном соответст­вии предложения имеющемуся спросу на лизинговые объ­екты. Пока число реальных каналов, по которым они могут поступать па лизинговый рынок, весьма ограничен­но. Одним из таких источников может стать техника, обо­рудование и транспортные средства, передаваемые народ­ному хозяйству в результате конверсии. Однако эта высококачественная, отвечающая последнему слову техни­ческого прогресса техника, прежде чем поступить в пользование, должна быть перепрофилирована под новые производственные нужды, т.е. адаптирована к граждан­ским отраслям, а это требует больших средств и немало­го времени.

В качестве другого источника насыщения лизингового рынка могут рассматриваться товарно-материальные цен­ности, сосредоточенные в невостребованных запасах обо­рудования и техники на складах и в незавершенном строи­тельстве. Однако поскольку часть этих запасов, еще не бу­дучи в эксплуатации, уже потеряла некоторые свои потре­бительские свойства из-за длительного хранения, то ее реа­льное вовлечение в лизинговый бизнес возможно только через развитие такого вида лизинга, как лизинг имущества, уже бывшего в эксплуатации.

Неоднозначную роль в формировании лизингового биз­неса играет неразвитость оптовой торговли средствами производства. Этот фактор, безусловно, сдерживает станов­ление лизингового рынка со всеми его полноправными ат­рибутами. Централизованное снабжение материальными ресурсами приводило, как известно, к парадоксальной си­туации: с одной стороны, тотальный дефицит и трудности с обеспечением ресурсами в масштабах, грозящих приве­сти к остановке производства, а с другой — существование колоссальных сверхнормативных запасов неиспользуе­мых товарно-материальных ценностей.

В то же время отсутствие оптовой торговли не исключа­ет возможности развития лизинга вообще, а в определен­ной мере даже способствует активному поиску новых форм материального обеспечения производства. Посредством лизинга станут возможными реализация избыточных за­пасов одних предприятий и их перераспределение в поль­зу других предприятий, нуждающихся в них на какое-то определенное время.

Важнейшей объективной предпосылкой развития ли­зингового бизнеса является введение с 1 января 1991 г. еди­ных норм амортизационных отчислений на полное вос­становление основных фондов народного хозяйства. Про­существовавшие с 1974 г. нормы амортизационных отчис­лений и порядок их исчисления и использования уже дав­но не отвечали потребностям современного этапа развития экономики.

Новые нормы амортизационных отчислений, порядок их начисления и метод ускоренной амортизации вводятся с целью создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также для сокращения затрат на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств.

Для формирования финансовых возможностей уско­рения внедрения в производство научно-технических достижений предприятия наделены правом применять метод ускоренной амортизации активной части основ­ных производственных фондов (машин, оборудова­ния, транспортных средств), введенный в действие по­сле 1 января 1991 г. Метод ускоренной амортизации во всей мировой хозяйственной практике рассматривается как наиболее прогрессивный способ обновления производст­венного потенциала. В результате его применения достига­ется более быстрое по сравнению с нормативными срока­ми службы основных фондов полное перенесение их балансовой стоимости на издержки производства и обра­щения.

В постановлении Совета Министров СССР от 22 октяб­ря 1990 г. "О единых нормах амортизационных отчисле­ний на полное восстановление основных фондов народно­го хозяйства СССР" и утвержденном им же "Положении о порядке начисления амортизационных отчислений по ос­новным фондам в народном хозяйстве" предусматривает­ся, что предприятия могут применять метод ускоренной амортизации основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудова­ния, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной или мо­рально устаревшей техники новой, более производитель­ной. При применении метода ускоренных амортизацион­ных списаний норма годовых амортизационных отчисле­ний на полное восстановление увеличивается, но не более чем в два раза.

В названном Положении зафиксированы исключения, при которых данный метод не распространяется на неко­торые виды машин, оборудования и транспортных средств:

машины, оборудование и транспортные средства с нор­мативным сроком службы до 3 лет;

отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка Аэрофлота, нормативный срок службы которых оп­ределяется в зависимости от количества часов работы са­молетов и вертолетов;

подвижной состав автомобильного транспорта, по кото­рому начисление амортизации на реновацию проводится по нормам, определяемым в процентах от стоимости автомашины, отнесенной к 1000 км фактического ее про­бега;

уникальная техника и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испы­таний и производстве ограниченного вида конкретной про­дукции.

Для всех остальных видов машин, оборудования и транспортных средств метод ускоренной амортизации мо­жет быть применен.

Таким образом, данный метод распространяется на те виды машин, оборудования и техники, которые в наиболь­шей степени способствуют внедрению в производство научно-технических достижений. В перспективе именно эти элементы основных фондов должны стать ведущими объ­ектами лизингового бизнеса. Поэтому использование ускоренной амортизации в отношении объектов лизинговых сделок будет давать определенные преимущества как ли­зингодателю, так и лизингополучателю и тем самым служить дополнительным стимулом развития лизинга в на­шей стране. Лизингодатель получит возможность в более короткие сроки возвратить свое имущество; лизингополу­чатель сможет приблизить срок получения имущества в собственность, если это предусмотрено договором лизинга. В связи с вышесказанным при разработке методического обеспечения лизинговых сделок возникает дополнитель­ная задача подготовки рекомендаций по проведению тех лизинговых операций, к объектам которых применяется метод ускоренной амортизации.



2015-11-12 577 Обсуждений (0)
ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИЗИНГА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИЗИНГА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)