Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА



2015-11-12 840 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Организационные формы управления лизин­гом. При анализе формирующейся инфраструктуры оте­чественного лизингового рынка необходимо учитывать за­рубежный опыт.В настоящее время в мировой хозяйственной практике выделяют три основные организацион­ные формы управления лизингом. Вся деятельность по подготовке и проведению лизинговых операций при пер­вой форме сосредоточена в подразделениях или службах предприятия, занимающихся производственными вопро­сами; при второй — сконцентрирована в службах марке­тинга и сбыта и, наконец, при третьей форме выделена в специально для этого создаваемые самостоятельные инс­титуты (финансовые или специализированные компании, кредитные учреждения и т.д.). Эти формы используются независимо от вида лизинга. Организационные формы уп­равления прямым и косвенным лизингом представлены на рис. 2 и 3.

Концентрация лизинга в производственных подразде­лениях позволяет форсировать сбыт наиболее передовой техники, наладить её ремонт и обслуживание непосредст­венно у потребителей. Однако по мере расширения лизингового предпринимательства данная организационная форма не может обеспечивать все возникающие потребно­сти пользователей и поэтому неизбежен переход к более совершенной схеме управления, основанной на возрастаю­щей роли в сфере бизнеса маркетинга.

Управление лизингом посредством службы маркетинга позволяет совершенствовать эту форму сбыта и осуществ­лять его уже освоенными методами и средствами реализации продукции на рынке. Дальнейшее расширение масш­табов лизинга требует прилива новых капиталов и выра­ботки новых подходов к его организации. Это достигается созданием специализирующихся на проведении лизин­говых операций компаний, сосредоточивающих воедино все операции, связанные с предоставлением имущества в лизинг. Эффективность их деятельности обеспечивается тем, что реклама, изучение рынка, ремонт, техническое об­служивание, организация документооборота, мобилизация дополнительных денежных ресурсов подчинены решению единственной задачи — обеспечение лизинговой деятельности.

В нашей стране формирование лизинговых рыночных структур только начинается. Поэтому из тех организацион­ных форм лизинга, которые приняты за рубежом, у нас по­ка получили развитие только финансовые лизинговые компании и коммерческие банки, занимающиеся лизинго­выми операциями.

 

 

 

Рис.2. Организационные формы управления прямым лизингом

 

Наиболее известным примером лизинговой фирмы может служить объединение "Россия", созданное в 1990 г. в Нижнем Новгороде. Инициаторами его создания и учредителями стали Госснаб СССР, Промстройбанк СССР и Агропромбанк СССР. Они же предоставили кредитные ре­сурсы объединению, за счет которых оно осуществляет ли­зинговые сделки. Объединение проводит лизинговые опе­рации с самой передовой техникой, в том числе закупае­мой и за рубежом (станки с числовым и программным уп­равлением, электронные системы, персональные компью­теры, уникальные прокатные станы).

Другие лизинговые компании, например совместное предприятие "Колумб", фирмы "Агролизинг", "Лизинг" (все — Москва), "Алсксандр-Авиа", "Балтлиз" (Санкт-Петербург) находятся пока еще в стадии становления. Министерство транспорта РФ прорабатывает вопросы создания крупней­шей государственной лизинговой компании "Трансли-зинг". Практика свидетельствует о том, что успешное раз­витие лизингового бизнеса и расширение его масштабов возможны только при наличии конкурирующих между со­бой и борющихся за клиентуру фирм. При этом наиболее эффективно создание лизинговых компаний па акционер­ной основе заинтересованными предприятиями, ведомст­вами и финансово-кредитными учреждениями.

Методы участия банковского капитала и ли­зинговом бизнесе. Создаваемые отечественные лизин­говые фирмы, особенно на первых порах, в значительной мере в своей деятельности зависят от внешнего источника привлечения ресурсов в виде банковского кредита. Это об­стоятельство в полной мере подтверждается зарубежным опытом. Так, за рубежом для осуществления своих опера­ций лизинговые компании преимущественно используют заемные средства; за их счет формируется до 75 % всех их ресурсов. Кредитные взаимоотношения коммерческих банков и лизингодателеймогут строиться по-разному. Бан­ки предоставляют гарантированные кредиты, которые вы­даются отдельно по каждой операции после изучения пла­тежеспособности клиента и по срокам обычно совпадают со строками лизингового договора, и негарантированные кредиты, представляющие собой обычные банковские кредиты компании, как и любому заемщику.

За рубежом государство, как правило, стремится создать благоприятные условия для использования лизинговыми компаниями заемных средств. Так, во Франции соотноше­ние между размерами собственного капитала и заемными средствами постоянно увеличивалось и в 1966-1969гг. уста­навливалось соответственно 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:8, в 1975 г.—1:10[8].

Использование лизинговыми компаниями в широких масштабах для успешной деятельности заемных средств свидетельствует о тесной взаимосвязи банковского кредита, выдаваемого лизинговым компаниям в денежной форме, и лизинга, представляющего собой своего рода особую фор­му кредита лизингополучателям в товарной форме; по сути дела происходит трансформация одной формы кредита в другую.

Вместе с тем использование лизинговой фирмой в зна­чительных размерах кредитов делает ее слишком зависи­мой от этого источника и поэтому уязвимой. Эффектив­ность деятельности фирмы в этих условиях зависит от воз­можности получения банковских кредитов, колебаний ссудного процента и других обстоятельств, определяемых общими установками банковской политики.

Привлечение отечественными лизинговыми фирмами темных средств сталкивается и с другой серьезной проблемой. Дело в том, что основной их формой в настоящее время/являются краткосрочные кредиты коммерческих Панков, тогда как классические лизинговые операции носят характер долгосрочных. Необходимость преодоления это­го противоречия создаст определенные трудности в ком­мерческой деятельности лизинговой фирмы, а также и формировании ее стратегии и тактики поведения па ли­зинговом рынке. Эти обстоятельства вынуждают лизинговую фирму при заключении лизингового соглашения просчитывать все его параметры с целью согласования суммы лизинговых платежей с произведенными расходами по привлечению средств, а также для обеспечения требуемого уровня ликвидности и выполнения своих платежных обязательств.

Удовлетворяя значительные кредитные потребно­сти лизинговых компаний, кредитные учреждения тем самым получают возможность воздействовать на масштабы, направления и развитие конкретных видов лизинга.

Американский экономист Х.Хеймел в своем капиталь­ном труде по вопросам лизинга отмечал, что "лизинговая компания действует как рука банка, который не может или предпочитает не участвовать в прямом лизинговом кредитовании. Банки же считают, что, ведя дело с дружествен­ными компаниями, они могут обеспечить желаемый конт­роль над лизинговыми операциями. Получатели лизингового кредита обычно выбираются банками, если же в этом принимают участие лизинговые компании, то они руко­водствуются требованиями банка"[9].

В результате большой зависимости лизинговых компа­ний от финансирующих их банковских учреждений возни­кает косвенный метод участия банковского капитала в ли­зинговом бизнесе.

При организации кредитных отношений с лизинговы­ми фирмами коммерческие банки могут воспользоваться общепринятым порядком кредитования и рассматривать эти кредитные операции как обычные активные операции по выдаче ссуд клиентам. Но может быть разработан и осо­бый механизм выдачи и погашения кредитов для этого ти­па заемщиков, выделены специфические принципы цено­образования на заемные средства и определены новые подходы к установлению платежеспособности лизинговых предприятий.

Развитие лизингового бизнеса в нашей стране сталкива­ется с проблемой мобилизации значительных денежных средств, которые могли бы стать источником для закупки оборудования с целью его дальнейшей передачи пользова­телям по лизингу. Анализ состояния отечественного ли­зингового предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее реальными хозяй­ствующими субъектами, располагающими временно сво­бодными денежными средствами или имеющими доступ к таковым, являются банковские учреждения. Зарубежный опыт подтверждает правильность такого вывода, а имею­щаяся в нашей стране практика доказывает целесообраз­ность включения лизинговых операций в деятельность банков.

Законодательная база для осуществления банками та­ких операций в настоящее время создана. В соответствии с п. "м" ст. 5 "Банковские операции и сделки" Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" банкам разрешено наряду с другими операциями проводить ли­зинговые операции.

Выступая в роли не ссудодателя лизинговой компании, а непосредственно как лизингодатель, коммерческие бан­ки, таким образом, используют прямой метод участия бан­ковского капитала в лизинговом бизнесе.

По сравнению с создаваемыми лизинговыми компани­ями банки обладают тем важным преимуществом, что они уже организационно оформлены; для проведения ими ли­зинговых операций требуется только выделение в их структуре специального отдела или группы, в состав кото­рых должны войти работники с определенным опытом банковской работы и ознакомленные со спецификой данных операций.

Привлекательность лизинговой операции для коммер­ческих банков объясняется наличием у этой банковской операции реального материального обеспечения. Кроме тога, развитие лизингового бизнеса даст банкам возможность расширить круг своих операций, повысить качество обслуживания клиентов и тем самым увеличить их число, укрепить традиционные связи и установить новые взаимо­выгодные партнерские отношения с клиентами.

В условиях обострения конкуренции на рынке банков­ских услуг проведение коммерческими банками лизинго­вых операций может стать эффективным способом расши­рения сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества и выполняя функцию лизинго­дателя, коммерческие банки могут внести свой вклад в формирование стратегии и тактики обновления основных фондов, определять направления развития лизинга, контролировать ситуацию на лизинговом рынке.

Преимущество лизинговой операции для байка состоит также и в достаточно высокой ее рентабельности. Через ли­зинговые платежи банк приобретает новый источник доходов в виде комиссионных выплат. Кроме того, коммерческие банки, развивая лизинговый бизнес, могут экономить средства за счет относительной простоты учета лизинго­вых операций и лизинговых платежей по сравнению с опе­рациями долгосрочного кредитования.

Вместе с тем лизинговая операция относится к числу банковских операций с достаточно высокой степенью риска. Риск банка возрастает при оперативном лизинге, когда существует необходимость возместить высокую остаточную стоимость объекта лизинга при отсутствии спроса на него после окончания срока лизингового договора. Поэто­му с точки зрения банковского риска экономическим интересам банка-лизингодателя в наибольшей степени отвечает финансовый лизинг.

В то же время в условиях высоких темпов инфляции новые банковские операции, носящие среднесрочный и долгосрочный характер (а именно к таким относятся операции финансового лизинга), становятся для коммерческих банков слишком рискованными. Поэтому в настоящее время лизинг на долгосрочной основе практически не получил развития в пашей стране. Коммерческие банки предпочитают передавать имущество в лизинг на сроки, не превышающие 3—6 месяцев.

Анализ тенденций развития лизинговых операций бан­ков на основе данных Госбанка СССР и Центрального бан­ка России за 1989-1992 гг. позволяет сделать вывод о расши­рении масштабов лизинговых операций банков в нашей стране. Так, на 1 января 1992 г. банками всех регионов быв­шего Советского Союза было закуплено имущества для сдачи в аренду по лизингу на сумму 286,0 млн.руб. По срав­нению с 1 июля 1989 г. — датой начала освоения банками лизингового бизнеса, т.е. за два с половиной года, объем имущества в стоимостном выражении возрос в 220 раз, по сравнению с началом 1990 г. — в 6,3 раза и 1991 г. — в 2,9 ра­за (табл. 1).

В 1989 г. коммерческие банки на полгода раньше, чем существовавшие тогда специализированные банки, начали внедрять лизинговые операции, и их участие в лизинговом бизнесе носит более активный характер. Так, к 1 января 1992 г. закупленное ими имущество составило 279,5 млн. руб.; т.е. возросло по сравнению с 1 июля 1989 г. в 215 раз. На протяжении всего этого периода па долю коммерческих банков в общем объеме имущества, закупленного всеми банками (коммерческими и специализированными), при­ходилось примерно 60-70 % (на 1 января 1992 г. — 97,5 %).

Не нашел пока своего должного места лизинг в Пром­стройбанке. А ведь аренда машин и оборудования пред­приятиями промышленности, строительства и транспорта в наибольшей степени соответствует профилю именно Промстройбанка. Тем не менее данные свидетельствуют о незначительных масштабах лизинговых операций этого банка: в 1991 г. по сравнению с 1990 г. объем закупок иму­щества для лизинга сократился приблизительно в 5-6 раз,

 

составив на 1 января 1992 г. 7,3 млн.руб., или 2,5 % общего объема имущества всех банков. Это, конечно, не соответст­вует потенциальной возможности участия Промстройбан­ка в развитии лизингового бизнеса в стране.

Со второго полугодия 1990 г. в проведение лизинговых операций включились Агропромбанк и Жилсоцбанк, на их долю на 1 января 1991 г. соответственно приходилось 1,3 и 1,2 %. На 1 октября 1991 г. лизинговые сделки в Агропром­банке достигли максимальных объемов — 1 млн.руб., или 0,4 % общей стоимости имущества банков для лизинга. Од­нако, несмотря на незначительные объемы в настоящее время, от этих банков в перспективе следует ожидать рас­ширения предпринимательской активности в лизинге.

В общей совокупной стоимости основных средств бан­ков, учитываемых но бухгалтерскому балансу, удельный вес стоимости закупленного для использования в лизинго­вых операциях имущества составлял па 1 января 1991 г. в целом по банковской системе 3,9 %, в том числе в Пром­стройбанке — 6,5, Агропромбанке — 0,3, Жилсоцбанке — 1,0, коммерческих банках — 33,9 %. К 1 января 1992 г. этот пока­затель изменился следующим образом: в Промстройбанке - 4,3 %, коммерческих банках—6,3, по всем банкам в целом - 5,0 %.

Анализ развития лизинговых операций в коммерчес­ких банках в территориальном разрезе (табл. 2) свидетель­ствует о расширении географии этих операций. Если па начальном этапе освоения лизинга подавляющая их часть была сосредоточена в коммерческих банках России (1 ян­варя 1990 г. — 20,8 млн.руб., или 89,3 % общего объема), то к середине 1991 г. лизинг уже получил распространение в бо­льшинстве республик бывшего СССР (за исключением Армении, Молдовы и Туркменистана), а доля российских банков сократилась до 67,5 % (при этом в абсолютных циф­рах имущество возросло за полтора года в 5 раз). Наряду с Россией наибольший удельный вес па 1 июля 1991 г. при­ходился на коммерческие банки Эстонии (14,3 %), Украи­ны (5,3 % и рост за 1990-1991 гг. в 27 раз), Узбекистана (4,5 % и рост в 4 раза) и Беларуси (2,1 % и рост в 32 раза).

На начало 1992 г. данные но коммерческим банкам Ук­раины, Литвы, Латвии и Грузии отсутствуют. Приорите­ты между коммерческими банками остальных регионов бывшего Советского Союза в закупке имущества для лизинга распределялись следующим образом: Россия — 229,2 млн.руб., или 82,01 %; Армения — 13,9 млн.руб., или 5,1 %; Азербайджан — 11,3 млн. руб., или 4,0 %; Узбекистан - 7,3 млн. руб., или 2,6 %; Казахстан — 6,8 млн. руб., или 2,4%; Беларусь — 5,8 млн.руб., или 2,1%; Эстония — 4,6 млн.руб., или 1,6%; Таджикистан—0,6 млн.руб., или 0,2%.

В 1992 г. коммерческие банки России продолжали нара­щивать объемы лизинговых операций. Стоимость имуще­ства, закупленного ими для проведения лизинговых операций, составляла па 1 апреля 1992 г. 308 млн. руб., па 1 июля 1992 г. — 450,2 млн. и па 1 октября 1992 г. — 675,8 млн.руб.

Вместе с тем необходимо отметить, что лизинговые операции пока еще не стали для банков традиционными, а их масштабы несоизмеримы с имеющимися потенциаль­ными возможностями. Доля имущества, приобретаемого для лизинга, не превышает 3-4 % общей стоимости основ­ных средств банков. Несопоставимы лизинговые операции и с операциями коммерческих банков по кредитованию предприятий и организаций народного хозяйства; достаточно сказать, что на 1 октября 1992 г. общая сумма выдан­ных кредитов составила 2 782,4 млрд.руб., увеличившись за 9 месяцев 1992 г. на 2 301,8 млрд.руб.



2015-11-12 840 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)