Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ



2015-11-12 1132 Обсуждений (0)
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Горно-Алтайский государственный университет

А.И. Мартынов

Методика исследования

Археологических памятников

Учебное пособие

Горно-Алтайск

Печатается по решению редакционно-издательского совета Горно-Алтайского государственного университета

 

ББК 63.3(4)

Методика исследования археологических памятников: учебное пособие для студентов, аспирантов и начинающих исследователей. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - с.

Автор:

Доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН А.И.Мартынов

 

Научный редактор:

Заведующий кафедрой археологии, этнологии и источниковедения ГАГУ, к.и.н. Э.П.Дворников

Рецензенты:

Заведующий кафедрой Всеобщей истории и МПИ ГАГУ, к.и.н, доцент Ф.И.Куликов

Директор Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, к.ф.н. В.П.Ойношев

В учебном пособии представлены материалы по методике ведения полевых работ на различных типах памятников, основные правила раскопок и разведок. Способы полевой консервации и приемы составления полевой документации

 

© Горно-Алтайский государственный университет,2009

Оглавление.

Предисловие.

Археологические памятники в современном обществе.

Глава 1. Археологические памятники и источники

1. Археологические памятники и их типология

2. Археологические источники

Глава 2. Разведка археологических памятников.

1. Задачи и виды археологических разведок, их организация.

2. Основные приёмы обнаружения археологических памятников.

3. Работа на археологическом памятнике во время разведки.

4. Геофизические методы, аэрофоторазведка и спутниковая фиксация.

Глава 3. Раскопки могильников.

1. Основные принципы раскопок могильников.

2. Раскопки бескурганного могильника.

3. Раскопки курганных могильников.

Глава 4. Раскопки поселений.

1. Предраскопочные исследования.

2. Соблюдение основных правил раскопок.

Глава 5. Исследование памятников наскального искусства и других наземных археологических объектов.

1. Методика исследования памятников наскального искусства.

2. Другие памятники и их исследование.

Глава 6. Полевая консервация, взятие проб, анализы, реконструкции.

1. Полевая консервация и взятие проб.

2. Консервация материалов в полевой лаборатории.

3. Взятие проб.

4. Полевая лаборатория.

5. Научная реконструкция в археологии.

Глава 7. Полевая документация.

1. Дневник и полевые чертежи.

2. Полевая научная фотография.

3. Научный отчёт о результатах раскопок.

Литература.

Предисловие.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Археологические памятники: места поселений, хозяйственной деятельности людей в прошлом, погребения, сооружения, древние изваяния и наскальные изображения, составляют значительную часть историко-культурного наследия человечества.

Их особенно много на территории России. Определённую роль в этом сыграли естественноисторические факторы. Россия, даже после распада СССР, остаётся самой большой по занимаемой территории страной на евразийском пространстве. На этой территории расположено огромное количество археологических памятников всех эпох – от палеолита до средневековья. Общее количество археологических памятников трудно определить. Они представлены как широко известными, учтёнными недвижимыми объектами, так и ежегодно открываемыми археологами и ещё не известные нам, не открытые. Они составляют достояние нашего общества.

Современное человечество их не создавало, они достались нам – современникам как дар, как интеллектуально-исторический ресурс. И в этом отношении памятники археологического наследия стоят в одном ряду с доставшимися нам природными и геологическими ресурсами; углеводородами, минеральным сырьём, лесами, водными богатствами и многими другими ресурсами, которыми пользуется человечество.

Современная мировая система отношения к археологическому наследию, изложенная в документах ЮНЕСКО, Международного совета по вопросам памятников и доисторических мест предусматривает ряд мер, направленных на сохранение и использование памятников археологического наследия в целях современного общества. Современное отношение к памятникам археологии исходит из следующих основных положений:

1) Археологическое наследие принадлежит всему человечеству. Страна, на территории которой расположены памятники археологии, ответственна за их сохранение и использование;

2) Археологическое наследие является не поддающимся обновлению источником культуры, оно невосполнимо;

3) Сохранение и использование археологического наследия не может основываться на применении одних только методов археологических раскопок;

4) Активное участие общественности должно являться частью политики сохранения и использования археологического наследия.

Сложившаяся в мире современная система отношения к археологическим памятникам повышает роль археологов, их ответственность перед обществом за работы по раскопкам, полевым исследованиям недвижимых памятников археологического наследия.

Нельзя забывать, что раскопанный, даже с научной целью, археологический объект, навсегда перестаёт существовать как памятник истории и культуры.

Настоящее пособие посвящено полевой археологии, первому, начальному этапу процедуры научных исследований.

Книга, с учётом современных требований, достижений в методике полевых исследований продолжает серию ранее выпущенных с учебных пособий.

Глава 1.



2015-11-12 1132 Обсуждений (0)
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)