ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬ-НОГО ИСКУССТВА И ДРУГИХ НАЗЕМНЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Древние поселенческие и погребальные комплексы являются основными традиционными объектами археологических исследований. В ходе их изучения накапливался опыт, складывались основные приёмы методики. Однако объектами археологических полевых исследований является большое количество других памятников. Среди них известные сейчас памятники древнего и средневекового наскального искусства, каменные изваяния разных эпох, поминальники, выложенные камнями и архитектурные памятники древности. Общая для этих объектов особенность в том, что многие из них не связаны с археологическими раскопками, часто не имеют культурного слоя и требуют применения специальной методики, иных приёмов полевых исследований. Среди них сейчас самую большую группу составляют памятники наскального искусства или как их ещё называют не совсем точно на зарубежный манер – петроглифические.
Методика исследования памятников наскального Искусства. Для исследования наскальных изображений требуется специальная подготовка, особые материалы и иные приёмы работы. Кроме обычного для археологических исследований оборудования и снаряжения необходимы специальные материалы: - специальная микалентная бумага для копирования; - различного качества целлофан; - художественные краски: чёрная, коричневая, жёлтая разных оттенков; - перманентные (водостойкие) фломастеры и метчики разной толщины от самых тонких до нескольких миллиметров и разных цветов; - липкая лента; - щётки, тряпки, скальпели, ножницы, спринцовки, канистры для воды, планшеты, тубусы. Исследование следует начинать с осмотра всего памятника, окружающего его ландшафта. В данном случае надо учитывать, что любой памятник наскального искусства рассматривался в древности в единстве с природной средой, а окружающая его природная среда была культурным ландшафтом. Далее следует внимательно рассмотреть скальную поверхность с изображениями, разрушенные участки, трещины, лишайники. Рассмотреть изображения, которые бывает сложно понять сразу по причине их перекрывания друг другом. Осмотр скалы с рисунками – работа очень ответственная и её надо проводить не спеша и лучше в несколько приёмов и при различном освещении. Далее следует осмотреть поверхность земли или скального грунта под скалой. Площадки перед скалой были местом культовых действий в древности, и там может быть подъёмный материал, часто рисунки начинаются прямо от земли. В таком случае обязательно надо прокопать траншею и установить, есть ли рисунки ниже, закрытые дёрном. Если около плоскости с изображениями обнаруживается подъёмный материал, то обязательно надо нанести его на план памятника и заложить раскоп. Многие скальные поверхности с рисунками покрыты лишайниками. Очень важно определить, каким методом можно освободиться от лишайников. Они разные. Одни можно ликвидировать, просто аккуратно срезая с поверхности или счищая жёсткой щёткой, другие – так называемым отпариванием, когда поверхность, покрытая лишайником, покрывается мягкой хлопковой материей и потом поливается кипятком. Через некоторое время лишайники убираются. Однако не все лишайники можно легко убрать. Существует много очень устойчивых лишайников, которые можно убрать только с применением кислот. В данном случае не может быть единой методики и рекомендаций на все случаи. Всё зависит как от лишайника, так и от особенностей камня, на котором растут лишайники, его структуры, наличия солей и многих других факторов. Скальные поверхности с рисунками подвержены естественным воздействиям среды: солнце, снег, дождь, потоки воды, оставившие следы, пыль, загрязнения. Поэтому поверхность необходимо отмыть чистой водой, осторожно с помощью мягкой щётки или тряпки, не разрушая камня. операцию эту надо проводить осторожно, и если камень разрушается, то надо ограничиться легкой сухой очисткой. Ни в коем случае в воду нельзя добавлять стиральные порошки или другие моющие средства. Следующий, самый ответственный момент – копирование изображений. Основная цель копирования древних и средневековых наскальных изображений – снять предельно точную копию наскальных изображений для дальнейшего их изучения и хранения. Для этого, с учётом особенностей скальной поверхности, техники нанесения рисунков и с учётом других особенностей, выбирается материал и способ копирования. Учитываются, прежде всего, рисунки. Они бывают выполнены несколькими приёмами: точечной выбивкой углублениями контура или всего изображения; прочерчиванием; изображения, выполненные краской (обычно охрой) или прошлифованные. Иногда встречаются разные приёмы вместе, например выбитый точечными ударами контур и прошлифованная голова животного, чем достигается большая выразительность. После проведения подготовительной работы на памятнике можно приступить к основной и самой ответственной части полевого исследования – копированию изображений. В прошлом применялись различные приёмы, направленные на получение наиболее достоверной копии: снятие копий на кальку, эстампажи с помощью копировальной бумаги, перевод на целлофан различной толщины. При этом часто рисунки «усиливались», специально прорисовывались мелом, карандашом или углем, обводились и потом уже копировались. В результате наносился урон изображениям и всему памятнику. Следы такой работы на долгие годы остаются на памятнике.
За последние годы наиболее распространённым был способ эстампирования с помощью эластичной, мягкой микалентной бумаги, которая в один – два слоя накладывалась на скалу с выбитыми изображениями , «прибивалась» с помощью мокрой губки к скале, «обнимая» все её неровности, и после высыхания не её поверхность наносилась краска – чёрная, коричневая или колер из нескольких красок. Ряд лет применялась весьма едкая и проникающая сквозь тонкий слой бумаги типографская краска. Часто от такой работы, кроме копии рисунков, оставались пятна краски на поверхности скалы. Поиски способов копирования продолжаются, преследуя две задачи: не повредить скалу с рисунками, сохранить её первоначальный вид и получить как можно более точную копию древнего изображения. В настоящее время наиболее предпочтительные следующие способы. 1. Копирование плоскости камня с выбитыми прошлифованными или прочерченными изображениями с помощью эстампажа на микалентной бумаге с последующим тонированием с помощью тампона с небольшим количеством художественной краски. 2. Копирование на прозрачный целлофан цветными водостойкими фломастерами. Для этого используется не растягивающийся материал с тем, чтобы не искажался рисунок. Так же как и в предыдущем случае с микалентом лист прозрачного целлофана прикрепляется по краям с помощью клейкой ленты на поверхность камня с рисунками. В таком случае можно применять при копировании фломастеры разных цветов: чёрным или коричневым наносить изображения, каким-то другим цветом выделить зоны лишайников, если они не убраны. Копирование на целлофан является незаменимым при работе на изображениях нарисованных охрой. 3. Изготовление эстампажей. Эстампажные копии разного назначения применяются в практике работы с памятниками наскального искусства давно. Но в силу трудоёмкости, громоздкости и дорогой стоимости материалов они не получили широкого распространения. Применяемые методики различны. Наиболее простая – это метод изготовления негативной формы из папье-маше, то есть из бумажной массы, пропитанной обильно водой. Для этого нужна не грубая, водовпитывающая белая бумага, которая толстым слоем наносится на участок скалы, вдавливается в неё и засыхает в течение длительного времени, когда она свободно отстаёт от поверхности камня, её снимают. Получается негативная копия поверхности скалы, с помощью которой можно делать гипсовые отливки и тонировать их по цвету скалы. Так же делают слепки с помощью латекса (жидкой резины), которые можно свёртывать, удобно перевозить. На небольших участках можно снимать оттиски с помощью зубопротезной пасты. Однако, этот способ весьма дорогой. Такие копии чаще всего делаются для изготовления цементных или гипсовых отливок отдельных изображений или большого участка скалы с рисунками в целях экспонирования в музейных экспозициях или на выставках. Копирование камня с рисунками является главной, но не единственной процедурой полевого исследования. Важной задачей является фотографирование на цифровую фотокамеру с разными режимами освещения, обязательно с цифровым обозначением памятника, номера объекта и прикреплённой визиркой с сантиметровыми делениями. Обязательно нужен ситуационный план расположения плоскостей с изображениями, их нумерацией. Описание в дневнике должно содержать общие сведения о памятнике, его расположении, количестве плоскостей с рисунками, окружающем пространстве и прочих факторах и наличии других археологических объектов рядом или на каком-то расстоянии. 2. Другие памятники и их исследование. К ним относятся каменные стелы с личинами палеометаллической эпохи Южной Сибири, оленные камни и балбалы, средневековые изваяния, эпиграфические памятники древнегреческой, тюркской письменности. Они, как правило, связаны с другими археологическими памятниками, составляющими археологический комплекс, как например, балбалы около курганов или намогильные эпитафии. К сожалению, к настоящему времени эти памятники в большинстве своём изъяты из природной среды и находятся в фондах музеев. Однако, в ряде мест в Горном Алтае, Туве их ещё можно встретить на своих местах. Процедура полевого исследования таких памятников включает ряд последовательных и уже известных нам операций. Сначала надо изучить ситуацию: что, представляет собой памятник, какие археологические памятники расположены рядом или на каком-то расстоянии; установить, существует ли связь с этими памятниками, какой его окружает рельеф, то есть надо досконально, насколько это возможно, обследовать ситуацию расположения объекта. Вслед за этим осмотреть сам памятник, все его поверхности, постараться выяснить характер и взаимосвязь изображений на поверхности камня, обследовать почвенный и подпочвенный слой внизу, сфотографировать объект на цифровую фотокамеру с разных ракурсов, но обязательно с мерной рейкой. После этих необходимых действий надо сделать чертёж – рисунок памятника в масштабе и план местности с нанесением объекта. Дальнейшая работа на памятнике связана с копированием изображений по той же методике, что и исследование наскальных изображений на его поверхности. При этом должна быть скопирована и снята на фотоаппарат вся поверхность объекта, а не отдельные изображения, так как очень важна взаимосвязь изображений на всей поверхности каменного изваяния: спереди, с боков, с тыльной стороны. Заключительной частью исследования является подробное описание объекта в дневнике. Последовательность описания должна быть примерно следующей: название памятника (объекта), его местонахождение с данными по системе GPS или ГЛАНАС, описание местности и археологических объектов на ней, предположение их связи с описываемым объектом. После этого можно приступать к подробнейшему описанию самого объекта: размеры, ориентировка по сторонам света, конфигурация памятника, материал (порода камня) и подробное описание изображений на поверхности.
Глава 6.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |