Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. Употребление форм имен существительных



2015-11-18 2607 Обсуждений (0)
Тема 8. Употребление форм имен существительных 5.00 из 5.00 3 оценки




Исходные положения.

1. Во время судебных процессов многократно наблюдаются ошибки в использовании судьями и судебными ораторами форм имен существительных. Трудность в их употреблении связана с категориями рода и одушевленности/неодушевленности, с вариантами падежных окончаний, склонением фамилий. Вариантные формы существительных могут различаться стилистической окраской и могут быть связаны с различными значениями слов.

2. Определение грамматического рода существительных, связанных с различными значениями слов, не представляет трудностей, так как такие слова не являются дублетными. Например, карьер(м.р) – место разработки полезных ископаемых и ускоренный галоп; карьера (ж.р.) – продвижение по службе.

Трудности с определением грамматического рода существительных связаны с различной стилистической окраской, когда одна из вариантных форм является или устаревшей, или присущей определенному стилю речи. При этом следует помнить, что при наличии вариантных форм, побеждает, как правило, форма мужского рода, реже – женского.

3. Несклоняемые существительные в современном русском языке составляют около 350 нарицательных имен, исключая обширную группу несклоняемых имен собственных, географических названий и сложносокращенных слов.

Несклоняемые существительные, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду, женского пола – к женскому роду (старый кюре, старая леди).

К мужскому роду относятся несклоняемые существительные, обозначающие профессию, должность, звание, традиционно связанные с мужским трудом (атташе, конферансье, доцент)

Словами «общего рода», допускающими двойное согласование, являются существительные визави, протеже, инкогнито. Несклоняемые существительные, называющие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду, неодушевленные – к среднему. Род несклоняемых существительных, являющихся географическими названиями, определяется по роду нарицательных существительных, выражающих родовое понятие. Так же решается вопрос о роде несклоняемых существительных, которые являются названиями органов печати, общественных организаций, клубов, спортивных команд и т.д.

Рол несклоняемых сложносокращенных слов определяется родовой принадлежностью основного слова (АЭС работала, МВД сообщило).

Род склоняемых сложносокращенных слов определяется грамматически (вуз открыл новый факультет – нулевая флексия, м.р.)

Род сложносоставных слов типа кресло-качалка, кафе-бар, определяется по родовому признаку первого компонента, несущего большую информативную значимость по сравнению со вторым.

4. Категория одушевленности/неодушевленности проявляется в том, что у одушевленных существительных мужского рода, форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа; у неодушевленных существительных мужского и женского рода винительный падеж совпадает с именительным. Трудности вызывает употребление существительных в сочетании с числительными и словом несколько. Следует помнить: если существительное сочетается с числительным два,три, четыре или словом «несколько», то форма винительного падежа совпадет с формой именительного падежа (допросить двадцать три свидетеля, пригласить несколько человек).

5.Варианты падежных окончаний связаны, как правило, со стилевыми различиями. Так, например, существительные мужского рода в Р. п. ед. числа имеют вариантные формы на – а(- я), свойственные литературной речи, и на – у (- ю) – разговорной; в П. п. ед. числа окончание – е является литературной нормой, окончание – у(-ю) характерно для разговорно-бытовой речи (в цехе – в цеху, на дубе – на дубу).

Однако в ряде случаев наблюдаются смысловые различия: если форма слова имеет обстоятельственное значение, ей присуще окончание – у (на снегу, в лесу); если она имеет изъяснительное значение, то окончание – е (о снеге, о лесе). Иногда вариантные формы закреплены за определенным словосочетанием (в первом ряду – в ряде случаев).

Существование вариантных форм в И. п. мн. числа связано с их стилевой дифференциацией и с различием в значении. Следует помнить, что формы на –ы (– и) образуют:

1) существительные иноязычного происхождения, чаще с ударным суффиксом –ер(- ёр);

2) трехсложные существительные с неподвижным ударением на конечном слоге основы (договоры, ревизоры);

3) существительные иноязычного происхождения с суффиксом – тор, обозначающие неодушевленные предметы (мониторы, индукторы).

Формы на –а (-я) образуют:

1) односложные существительные (бег - бега, лес – леса). Исключения: (бас – басы, торт – тóрты, порт – пóрты, слог – слóги и некоторые другие)

2) двусложные существительные с ударением в ед. числе на первом слоге (адрес – адреса, доктор – доктора). Исключение: ветры, выборы, прииски.

3) существительные со значением парных предметов (берега, обшлага)

Существительные иноязычного происхождения с суффиксами – сор—, тор, обозначающие людей, образуются с окончаниями –ы(-и) и –а(-я): формы с окончаниями –ы(-и) имеют книжный оттенок (ректоры, инспекторы); слова, утратившие книжный характер, получают окончание –а(-я): директора, кондуктора, профессора.

В Тв.п. мн. числа все существительные имеют окончания –ами(-ями), и только существительные двери, лошади, дочери имеют варианты: дверями – дверьми, дочерями – дочерьми, лошадями – лошадьми.

Вариантные окончания существительных в Р.п. мн. числа различаются стилистически.

1) Существительные второго склонения, называющие лиц по национальности, имеют:

нулевое окончание окончание -ов
армян казаков
болгар калмыков
грузин киргизов
осетин монголов
румын таджиков
татар якутов
турок белорусов
туркмен  
цыган  
мусульман  
бурят  
мадьяр  

2) Существительные второго склонения, называющие лиц военной специальности, имеют:

нулевое окончание окончание -ов
гусар рекрутов
солдат саперов
партизан капитанов
  майоров

 

Слова гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан и под. при существительных, обозначающих воинское соединение, имеют нулевое окончание: эскадрон гусар, отряд улан. Но при обозначении отдельных лиц они имеют окончание –ов: пять гардемаринов, несколько гусаров.

4) Существительные второго склонения, называющие предметы, имеют нулевое окончание:

блюдец, полотенец, ботинок, мест, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, дел;

окончание –ов: браслетов, купонов, нервов, рельсов, бронхов, гольфов, клипсов, носков, очков, плечиков, облаков, лампасов.

Но: доньев, верховьев, шильев (шило), поленьев, ушкóв (ушкó игольное), устьев, низовьев, платьев, яслей.

5) Существительные второго склонения, называющие единицы измерения, имеют: нулевое окончание: ампер, аршин, ватт, вольт, рентген, герц, ом; окончание –ов: гектаров, граммов, каратов, килограммов, километров.

6) Существительные второго склонения, называющие растения, имеют нулевое окончание: яблок; окончание –ов: апельсинов, мандаринов, ананасов, абрикосов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов.

7) Существительные женского рода с основой на мягкий согласный и шипящий имеют нулевое окончание: барж, вафель, кочерёг, песен, яблонь, простынь, сотен, туфель, Оль, Галь; окончание –ей: долей, свечей.

8) В постановлениях, обвинительных заключениях, приговорах довольно часто наблюдаются ошибки при склонении фамилий.

1) Фамилии на –ых, -их; на –о; на –и; на –е; на –уне склоняются.

2) Фамилии на –а, -ясклоняются, если ударение не падает на окончание. Если же фамилии на –а, -я имеют суффикс –и (Гулиа) или совпадают с названиями положения людей (Сиротá), животных, птиц, насекомых, предметов (Рыбка, Книга, Могила) или прозвищами, то в письменной и устной официально-деловой речи не склоняются .

3) Фамилии на согласный и на –йсклоняются, если обозначают лиц мужского пола, не склоняются, если обозначают лиц женского пола.

4) Нерусские мужские и женские фамилии, оканчивающиеся на гласный, не склоняются (Золя, Верди)

5) Фамилии, обозначающие двух людей, употребляются: а) во множественном числе – с двумя мужскими именами и со словами «отец и сын», «муж и жена»; б) в единственном числе – с двумя женскими именами, с женским и мужским именем, со словами «супруги», «братья и сестры», «брат и сестра».

6) С числительными два, оба, двое фамилии имеют следующие формы: два (оба) Макаревича, двое Макаревичей, оба брата Макаревичи.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие трудности Вы видите в определении рода имен существительных? С какими различиями связаны эти категории?

2. Укажите род существительных, подобрав к ним определения: рояль, бра, кофе, фамилия, тюль, толь, какаду, шимпанзе, депо, купе, картофель, пальто, шоссе, мозоль, какао, пианино, меню, фойе, пари, жюри, леди, такси, бюро, табель, шампунь, черед, ботфорт, желатин, спазм, вуаль, бандероль, прорубь.

3. Какие из перечисленных вариантных форм являются нормативными, какие устаревшими или принадлежащими к определенному стилю речи:

плацкарт – плацкарта, банкнот – банкнота, рельс – рельса, зал – зала, манжет – манжета, георгин – георгина, тапок – тапка, туфель – туфля.

4. Что Вы знаете об определении рода несклоняемых имен существительных?

5. С данными несклоняемыми существительными составьте словосочетания, в которых был бы четко обозначен род: импресарио, инкогнито, жюри, Батуми, Капри, Миссисипи, «Таймс», ТАСС, ООН, МВД, кенгуру, иваси, алиби, сирокко, Осло, Токио, Гаити, Тбилиси, пони, авеню, шимпанзе, нотабене, идальго портье, рефери, чичероне, салями, кольраби.

6. Как используются одушевленные существительные в винительном падеже в сочетании с числительными?

7. Обоснуйте свой выбор нужного словосочетания, данного в скобках: вызвать (три свидетеля, трех свидетелей); допросить (несколько человек, нескольких человек); пригласить в понятые (четыре соседа, четырех соседей); известить (двадцать трех адресатов, двадцать три адресата); допросить (четырех лиц, четыре лица).

8. Чем объясняется существование вариантных форм в Им. п. множ. числа.

9. От данных слов образуйте формы Им. п. множ. числа:

год, крейсер, прожектор, цех, трактор, рапорт, договор, конструктор, лектор, ректор, редактор, приговор, штурман, лагерь, пропуск, профессор, соболь, инженер, шофер, бухгалтер, фельдшер, торт, порт, катер, слесарь, тополь.

10. Как определяются вариантные окончания существительных в Р.п. множ. числа?

11. Поставьте данные существительные в Р.п. множ. числа: апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, грузины, киргизы, мандарины, носки, осетины, партизаны, плечи, рельсы, сапоги, солдаты, туфли, чулки, яблоки, яблони, свечи, простыни, гусары полотенца, кушанья, блюдца, побережья, ясли, верховья, низовья, дно, полено, шило.

12. Что Вы знаете о склонении фамилий?

13. Среди приведенных ниже фамилий выберите те, которые никогда не склоняются, объясните причину. Назовите фамилии, которые склоняются в определенных условиях:

Бугаенко, Лавадзе, Сиротá, Сирóта, Гулиа, Шахрай, Ковалевич, Барабаш, Борзых, Гуревич, Лебеда, Ким, Лысенко, Горелик, Бабий, Гречко, Мицкевич, Горгий, Журба, Рубан, Шамрай, Лубаго, Оганесян, Савчук, Черных.

14. Как употребляются фамилии в сочетании с числительными?

15. Употребите названные выше фамилии (зад. 13) со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра.

 


Тема 9. Употребление форм имени прилагательного.

Исходные положения.

1. Трудности в употреблении имен прилагательных связаны с синонимией их полной и краткой форм.

Полные прилагательные чаще всего выполняют функцию определения, краткие – функцию сказуемого. Между ними существуют семантико-стилистические и грамматические различия: полные – обозначают постоянный признак, нейтральны, придают речи разговорный оттенок, не управляют существительным; краткие – обозначают временный признак, имеют книжную окраску, характерны для официальной речи, отрицательный признак выражают более категорично, чем полные, и управляют существительным.

Если сказуемое является термином, то используется полная форма. Речевой ошибкой является сочетание полной и краткой форм как однородных членов.

2. В некоторых случаях вызывает затруднение употребление параллельных форм кратких прилагательных на –ен, -енен. В современном литературном языке предпочтительна форм на –ен, форма на –енен воспринимается как устаревшая.

3. Вариантные формы степеней сравнения прилагательных нередко различаются стилистически.

Сложная форма сравнительной степени (более опасный, менее сложный) воспринимается как книжная; простая форма (опаснее, сложнее) стилистически нейтральна, а с приставкой ПО получает разговорную окраску (посильнее, повыше). Формы с суффиксом –ЕЙ также характерны для разговорной речи (опасней, сложней).

Соединение простой и сложной форм является нарушением стилистической нормы (более сильнее, менее опаснее).

Формы превосходной степени характеризуются большим разнообразием в образовании и употреблении, чем формы сравнительной степени.

Простая форма (особенно с приставкой НАИ- ) носит книжный характер, сложная форма употребляется во всех стилях речи. При этом простые формы более экспрессивны, чем сложные.

Соединение простой и сложной форм противоречит языковой норме (самый опаснейший, самый тяжелейший).

В юридическом термине наказание ниже низшего предела соединяются простые формы сравнительной и превосходной степени.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какова функция полных и кратких прилагательных? Какие смысловые, стилистические и грамматические различия существуют между ними?

2. В приведенных ниже предложениях употребите нужную форму. Обоснуйте свой выбор.

1) Миссия нашей школы высоко (гуманна, гуманная). 2) Поведение его было далеко не (безупречно, безупречное, безупречным). 3) Содержание письма (такое, таково). 4) Мой подзащитный (больной, болен), у него сахарный диабет. 5) Лицо, совершившее тяжкое преступление, социально (опасное, опасно). 6) Этот тунеядец совсем не (склонный, склонен) к аскетизму. 7) Место преступления (глухое, глухо, заброшенное, заброшено). 8) Такие рассуждения в корне (ошибочные, ошибочны). 9) Предлог (оригинален, оригинальный): он не желает платить алименты. 10) Задача технадзора предельно (скромная, скромна): следить, чтобы подрядчик не отступал от проекта. 11) Совпадения не (случайные, случайны). 12) Роль общественных организаций цеха была явно (пассивная, пассивна, пассивной). 13) Подозрения в его причастности к убийству весьма (серьезные, серьезны). 14) По счастливой случайности потерпевшая оказалась (живой, жива, живая). 15) Васильев еще (молодой, молод), ему 30 лет. 16) Позиция государственного обвинения по данному делу (ясная, ясна) и (понятная, понятна).

3. Что Вы знаете о синонимических формах кратких прилагательных с суффиксами –ен и –енен?

4. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их вариантами, объясняя возможность или недопустимость такой замены.

1) Поступок обвиняемого в высшей степени безнравственен? 2) Каждый должен быть ответственен за свои поступки. 3) Ход его мыслей вполне естественен. 4) Капитан Иванов ответственен за проведение следствия. 5) В работе капитан Иванов весьма ответственен. 6) Его поступок настолько бессмысленен, что необъясним с точки зрения человеческого разума. 7) Чувствуется, что эксперт невежественен в вопросах современной криминалистики. 8) Патриотический долг каждого гражданина священен. 9) Ему помогло выжить чувство, что он не единственен в этом мире. 10) Шум приближающихся шагов был настолько явственен, что заставил его оглянуться.

5. Как образуются сравнительные и превосходные степени прилагательных? Каких ошибок следует избегать при их употреблении.

6. Укажите функции сравнительной и превосходной степеней прилагательных в речах судебных ораторов. Отметьте случаи, в которых допущены ошибки в употреблении степеней сравнения.

1) Итоги работы школы имеют самое прямое, самое непосредственное отношение к разбираемому в судебном заседании уголовному делу. 2) Казалось бы, что может быть проще и яснее дела Евы Лесиной? А между тем оно подтверждает необходимейшую, важнейшую для правосудия мысль, что в суде нет и не может быть простых дел. 3) Население проявляет самый живейший интерес к разрешению участи подсудимого. 4) Была бы она бойчее и умней, с ней бы такого не произошло. 5) Важнее всего в этом деле показание экспертизы. 6) И этот с виду тихий, скромный человек совершил самое тяжелейшее преступление – убийство. 7) Он сразу вспомнил самые подробнейшие нюансы выдачи денег кассиром. 8) Прежнее преступление, совершенное подсудимым, менее опаснее, нынешнее – наиопаснейшее.

 




2015-11-18 2607 Обсуждений (0)
Тема 8. Употребление форм имен существительных 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 8. Употребление форм имен существительных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)