Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 16. Параллельные синтаксические конструкции и их функции



2015-11-18 3040 Обсуждений (0)
Тема 16. Параллельные синтаксические конструкции и их функции 4.67 из 5.00 3 оценки




Исходные положения

1. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному: построить предложение с причастным, деепричастным оборотами, с отглагольными существительными или заменить их придаточными предложениями. Эти конструкции, различные по построению, но выражающие общее значение, называются параллельными синтаксическими конструкциями. Они синонимичны – значит, взаимозаменяемы.

2. Причастные и деепричастные обороты характерны для книжной речи. Их основная функция – уточнять обозначаемые ими явления, поэтому они весьма частотны в письменной речи юристов.

В устной ораторской речи причастные и деепричастные обороты приобретают экспрессивные оттенки и создают динамичность и выразительность. С помощью причастных оборотов, которые выполняют уточняющую функцию, оформляются анкетные данные обвиняемых и подсудимых: родившийся (когда? где?), имеющий образование…, работающий (где? кем?), проживающий (где?), судимый (когда? кем? по какой статье? на какой срок?), освободившийся (когда?)

3. Отдельные причастные и деепричастные обороты в юридической речи являются клишированными и используются в определенных структурно-композиционных частях юридических текстов (руководствуясь ст… УПК РСФСР; предусмотренное ст… УК РСФСР и т.д.)

4. Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов связаны:

а) с неправильным образованием форм причастий (могущих, запомненных, причинимые);

б) с неточным выбором формы причастия, когда говорится о событиях прошлого (до ареста работающий, проживающий);

в) со смешением возвратного и страдательного значений (показания, дающиеся на следствии, надо: даваемые на следствии);

г) с нарушениям согласования с определяемым словом (допустил невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию);

д) с пропуском зависящих от причастия слов (приобщенные материалы требуют дополнительного расследования);

е) с неверным словорасположением в причастном обороте (данные показания на предварительном следствии);

ж) с повторением одинаковых форм причастий с суффиксом – ущ, - ющ, -ащ, -ящ, которые создают неблагозвучие.

4. При употреблении в речи деепричастных оборотов необходимо знать, что деепричастие обозначает действие только того лица (или предмета), название которого в предложении является подлежащим, поэтому сказуемое и деепричастие должны соотноситься с одним и тем же словом – подлежащим. Это правило нарушено в предложении: Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия. Надо: Стремясь выгородить сообщников, он дал противоречивые показания.

Следует помнить, что деепричастные обороты неуместны:

а) в предложениях, где сказуемое выражено глаголом страдательного залога или кратким страдательным причастием (совершив разбойное нападение, он привлекается к уголовной ответственности).

б) в безличных предложениях (выпив бутылку водки, ему сделалось плохо), кроме инфинитивных предложений, т.к. в них главное и добавочное действие выполняются одним и тем же лицом (защищая подсудимого, следует сказать…).

в) в неопределенно-личных предложениях, т.к. подлежащее в них мыслится неопределенно, а добавочное действие выполняется конкретным лицом (выходя из такси, ему не дали сдачи).

В употреблении деепричастий наблюдаются ошибки, связанные:

а) с неправильным формообразованием (вмешаясь, они предотвратили драку);

б) с употреблением деепричастного оборота в качестве самостоятельного сказуемого, что придает официальной речи просторечный оттенок (подсудимый в тот день был выпивши).

Следует добавить, что в процессуальных актах деепричастные обороты нередко образуются со словом будучи, которое, как правило, создает многословие (будучи допрошенный в качестве обвиняемого).

в) с несоответствием вида деепричастия виду глагола (рассматривая дело в открытом судебном заседании, суд установил…)

г) с неправильным местоположением в предложении, а именно: деепричастные обороты, являющиеся обстоятельствами причины, времени, уступки, должны находиться в препозиции по отношении к сказуемому.

5. Сугубо официальный характер придают речи конструкции с отглагольными существительными. Их частотность в речи юристов вызвана тем, что в языке права распространены названия процессуальных действий (выемка, дознание, расследование и под.) Некоторые их них не характерны для общего употребления, например: отобрание, постановление, промотание, приискание и т.д.

В публичной речи конструкции с отлагательными существительными нежелательны, т.к. они делают фразы громоздкими, а речь – трудной для восприятия. Кроме того, они являются причиной речевых ошибок, одна из которых – искусственное образование отглагольных существительных, которых нет в литературном языке.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое параллельные синтаксические конструкции? Каковы их функции в юридической речи?

2. Прочитайте несколько статей УПК, ГК, ГПК, проследите регулярность использования в них причастных и деепричастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными, с придаточными предложениями; определите их функции в тексте статей.

3. Чем вызываются ошибки в употреблении причастий, причастных оборотов?

4. Отметьте обнаруженные Вами ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. Исправьте их.

1) Заведующий складом, ныне уже не работавший, тоже привлекается к уголовной ответственности.

2) Затребуемые из загса документы получены и рассмотрены судом.

3) Преступление совершено лицом, ранее судившимся за взяточничество.

4) Груз, отправляющийся со станции Белореченская, по указанному адресу не прибыл.

5) Федькин обвиняется в совершении преступлений, отличающих особой дерзостью.

6) Подсудимый совершил хулиганские действия, грубо нарушаемое общественный порядок.

7) Приобщенные материалы требуют дополнительного расследования.

8) Предъявленное обвинение Петровой по ст. 92, ч.1 УК РСФСР нашло подтверждение.

5. Спишите предложения, согласуя причастия с определяемыми словами.

1) Лица, (подвергнутый) уголовному наказанию, признаются судимыми.

2) Показания, (данный) свидетелями, противоречили заключению эксперта.

3) Руководители следственных управлений, отделений вправе проверять уголовные дела, (находящийся) у следователя.

4) В его квартире нашли вещи, (снятый) с убитого.

5) По следам и другим вещественным доказательствам, (обнаруженный) на месте происшествия, можно судить об облике преступника.

6. Составьте предложения со следующим причастиями:

доказывающий – доказанный

обнаруживший – обнаруженный

допрашивающий – допрашиваемый

подозревающий – подозреваемый

7. Что обозначают деепричастные обороты? Какие ошибки отмечаются в их использовании?

8. Устраните ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов, используя параллельные синтаксические конструкции.

1) Подойдя к перрону, Сафроновым был обнаружен пакет неизвестного происхождения.

2) Совершив кражу вещей, Лобов привлекается к уголовной ответственности.

3) Приняв необходимые меры, следователем был задержан преступник.

4) Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их.

5) В институт он в тот день не по шел, так как был заболевшим.

6) Афонин и Крючков, вмешаясь, предотвратили драку.

7) Принимая во внимание тяжесть совершенного преступления, в ходатайстве отказать.

8) Выходя из автобуса, потерпевшему стало плохо.

9) Соловьев поссорился с Калугиным, обзывая его нецензурными словами.

10) Фетисов, будучи пенсионером, проводил каждое утро на балконе.

11) Фокин на путь исправления не стал, имея судимость за хулиганство

9. Где употребляются конструкции с отглагольными существительными?

10. Замените придаточные предложения деепричастиями и деепричастными оборотами.

1) Когда на место происшествия прибыл эксперт, он обратил внимание на темные пятна под столом.

2) Так как Федотов убедился в бесполезности отрицать свою причастность к преступлению, он рассказал все, что ему было известно о деле.

3) Когда девушка заметила, что за ней следят, она села в автобус.

4) Если следователь признает необходимым производство экспертизы, он составляет об этом постановление.

5) Так как водитель находился в нетрезвом состоянии, он не смог своевременно остановить машину.

11.Выделенные конструкции замените деепричастными оборотами или деепричастиями.

1. При назначении наказания суд обязан учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

2. При осуществлении надзора прокурор использует те правовые средства, которые ему предоставлены законом.

3. При падении девушка ударилась о выступ карниза.

4. При совершении сделки стороны включают в нее условия, которые и образуют содержание сделки.

11. Отметьте ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, исправьте их.

1) Говоря о личности подсудимого, мне трудно найти что-либо положительное.

2) Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний.

3) Читая дело, у меня не возникло никаких сомнений в невиновности подсудимого.

4) Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить.

5) Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить?

6) Рассмотрев материалы дела, следствием установлено…

7) Мухин имеющимся ломом у него в руках выломал замок

8) Проехав поворот, до железнодорожного переезда оставалось метров 300 – 400.

9) Находясь наедине с Тарасовой, Уткину представилась возможность обо всем договориться с ней.

10) Нарушив правила дорожного движения, пострадало три человека.

11) Происхождение получения синяков у потерпевшей не доказано.

12) Сбритие усов после совершения преступления убеждает в его стремлении уйти от ответственности.

13) Потерпевший слышал надоедающий звенящий звук, раздражающий его, мешающий сосредоточиться.

14) Избив потерпевшего, ему было стыдно за свои действия.

15) Среди предъявленных мне вещей для опознания, я опознала платье без рукавов, сшив его сама.

16) Подъезжая к дому, я остановил машину и обратил внимание на двух мужчин, стоящих на противоположной стороне и смотревших в мою сторону.

 




2015-11-18 3040 Обсуждений (0)
Тема 16. Параллельные синтаксические конструкции и их функции 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 16. Параллельные синтаксические конструкции и их функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3040)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)