Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ



2015-11-18 563 Обсуждений (0)
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




«…Чтобы изменить структуру экономики, мы намерены провести «новую индустриализацию»…Главной движущей силой, прежде всего, может стать наш средний производственный бизнес, новое поколение современных предпринимателей…»

(Президент РФ В.В. Путин)

Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, так как именно промышленность

· обеспечит наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда

· окажет высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы.

Стратегическая цель:развитие в секторе малого и среднего предпринимательства новых современных производств в обрабатывающей промышленности, ориентированных на товарный экспорт за пределы региона.

В качестве основных задач в рамках «новой индустриализации» можно выделить:

1. В рамках городской кадровой политики формирование программ развития кадрового потенциала для предприятий среднего производственного бизнеса

2. Комплексное освоение территорий инвестиционных парков: «ДОК», «Порт» и «Северный»

3. Включение в базу инвестиционных площадок неэффективно используемого имущества муниципальных унитарных предприятий

4. Развитие кооперационных связей субъектов МСП с крупным бизнесом

5. Развитие партнерских отношений с администрацией Череповецкого района с целью реализации инвестиционных проектов на пограничных территориях (агломерационный потенциал)

6. Разработка совместной программы действий по развитию на свободных площадях предприятий новых инвестиционных проектов (участники: руководство области и города, владельцы предприятий)

 

Наименование показателя Ед.изм.
Доля субъектов МСП, работающих в сфере производства % н/д 5,4 5,6 6,2

Для решения поставленных задач планируется выполнение комплекса мероприятий в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего

предпринимательства в городе Череповце на 2013-2017 годы»

К основным мероприятиям программы относятся:

- подготовка земельных участков, обеспеченных коммуникациями, для передачи бизнесу с целью развития производства;

- выработка законодательных инициатив с целью совершенствования системы муниципального и государственного заказа;

- организация работы отраслевой комиссии предпринимателей, работающих в сфере производства, с целью выработки решений, содействующих бизнесу в этой сфере;

- организация взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса (проект «Информационная система доступа субъектов МСП к базам заказов крупных предприятий», передача инновационных разработок МСП на рассмотрение крупным предприятиям и др.);

- организация закупок мэрией города сувенирной продукции (у предприятий ремесленной сферы);

- развитие партнерских отношений с городами и регионами России, развитие международных связей;

- организация деловых миссий;

- организация мероприятий, направленных на развитие делового сотрудничества: биржи деловых контактов, конференции, форумы и др.;

- исследование рынков регионов России, определение тенденций и перспектив их развития с целью разработки механизмов выхода на этот рынок для череповецких компаний;

- содействие участию субъектов МСП в выставках в других регионах и за рубежом.

 

ГОРОД КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Ситуационный анализ

 

Существует несколько объективных предпосылок, которые позволили на экспертном уровне оценить существующий потенциал и задать векторы дальнейшего развития экономики города в данном направлении.

Во-первых, в Череповце есть несколько высокотехнологичных компаний и технико-внедренческих площадок с уже многолетней историей, продукция и разработки которых реализуются далеко за пределы региона и страны. Индустриальный характер экономики, НИОКР-подразделения на предприятиях, развитие ИТ-сервисов в промышленности, политехнические образовательные традиции, развитые некогда кооперационные связи между крупными предприятиями и ВУЗами города – все эти факторы в совокупности способствовали появлению бизнесов в сферах инжиниринга, автоматизации производства, информационных технологий. Важно, что за предыдущие годы эти бизнесы доказали свою конкурентоспособность.

Вторым важнейшим фактором, который может способствовать развитию накопленного потенциала и опыта, является последовательная государственная политика, направленная на преодоление технологического отставания и на поддержку инновационного сектора экономики. Техническая модернизация отечественных предприятий создает хорошие возможности для инновационных компаний. «Политика принуждения к инновациям» - один из действенных механизмов роста этого рынка, наряду с налоговым стимулированием и поддержкой институтов развития. Долгосрочная государственная экономическая политика, сформулированная в программных документах действующего Президента страны В.В. Путина, задает следующие ориентиры:

  • Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 году увеличиться в 1,5 раза.
  • Это – экономика постоянно обновляющихся технологий. К 2020 году доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза (с нынешних 10,5 % до 25%), то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.
  • Это экономика, где значительную часть малого бизнеса 2020 года должны составлять сектора интеллектуального и творческого труда, экспортирующие свои продукты и услуги.

Наконец, вектор на модернизацию промышленности, инфраструктур, систем управления создает рыночный потенциал, как для инновационного сектора, так и для производителей технологий и решений. Наглядным примером является индустрия информационных технологий, где отдельные рыночные сегменты растут на десятки процентов ежегодно.

Таким образом, используя существующий внутренний потенциал и эффективно реагируя на внешние возможности, в городском секторе малого и среднего бизнеса может сформироваться кластер высокотехнологичных и инновационных предприятий. Становление Череповца как технологического центра, будет означать появление новых предприятий, экспортирующих товары и услуги за пределы города, новые высокодоходные рабочие места, альтернативные возможности для самореализации молодежи, дополнительный импульс для развития ВУЗов и, наконец, деятельное участие в формировании новой отечественной экономики современного типа. В конечном итоге все это повысит привлекательность города, как в привлечении инвестиций, так и реализации талантов.

С точки зрения экспертов и предпринимателей серьезный потенциал развития имеют следующие направления:

  • Автоматизация производства и совершенствование технологических процессов
  • Получение новых композитных материалов, изготовление продуктов для строительной отрасли
  • Информационные технологии
  • Энерго- и природосберегающие технологии
  • Биотехнологии, редкоземельные металлы
  • Разработка и производство специальной техники.

 

Стратегическая цель города как технологического центра - создание условий для дальнейшего развития на территории города высокотехнологичных отраслей и бизнесов с целью перспективного развития города, как крупнейшего на севере России индустриального и инновационного центра.

 

В качестве основных задач развития города как технологического центра можно выделить:

1. Создание среды, необходимой для научно-технического творчества.

2. Развитие взаимодействия потенциальных участников рынка.

3. Привлечение финансирования через государственные и частные программы в области инноваций и развития высокотехнологичных отраслей.

Наименование показателя ед. изм.
Количество технопарков на территории города шт.
Количество рабочих мест на предприятиях-резидентах технопарков ед.
Количество работающих в инновационных секторах экономики чел. -

Для решения поставленных задач планируются следующие мероприятия:

- реализация проекта «Технопарк в сфере высоких технологий в г. Череповце»;

- реализация проекта «ИМИТ-Технопарк», действующего на базе Института менеджмента и информационных технологий;

- внедрение разработанной модели создания технопарка отраслевого кластера деревообработки;

- стимулирование формирования технопарков вокруг других учебных заведений;

- привлечение коммерческих предприятий, уже реализующих высоко-технологичные проекты, в качестве якорных инвесторов по созданию профильных технопарков;

- создание координационного совета по развитию высокотехнологичных отраслей под председательством мэра города;

- по инициативе и при спонсорской поддержке бизнеса проведение ежегодного конкурса технического творчества среди детей и юношества.


РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ

 

Ситуационный анализ

Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития города, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения города, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки отечественных производителей и малого бизнеса.

Розничная торговля города Череповца является динамично развивающейся отраслью экономики города. Объемный показатель деятельности - оборот розничной торговли демонстрирует в основном высокие и устойчивые темпы роста. Рост оборота розничной торговли проявляется и в увеличении продажи товаров на душу населения, что непосредственно отражается на уровне потребления материальных благ жителями города.

В последние годы в Череповце наблюдалось увеличение, как количества объектов торговли, так и их торговых площадей. За 2003-2010 годы торговля города Череповца характеризуется переходом к организованным формам розничной торговли. Сложившееся соотношение между оборотом торгующих организаций и продажей на розничных рынках и ярмарках в городе можно считать соответствующим общероссийской тенденции развития. Тем не менее, в городе ощущается нехватка предприятий современных форматов, имеющих современную техническую оснащенность, предлагающих качественные и разнообразные товары и услуги, а также характеризующихся высоким уровнем производительности труда. Большое количество действующих объектов сферы торговли и услуг в городе нуждается в реконструкции и модернизации, в замене художественно-декоративного, светового, цветового и рекламного оформления с целью формирования современной городской среды.

В городе отсутствуют современные типы оптовых структур (распределительные и логистические центры и т.д.), предлагающие полный набор услуг для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и розничных торговых предприятий.

Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. В городе активно развиваются российские сетевые компании, их функционирование на потребительском рынке Череповца помогает решать проблему обеспечения ценовой и территориальной доступности товаров широкого ассортимента.

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле, зачастую занимающих нишу магазинов «пешеходной (шаговой) доступности». Ужесточение законодательства по регулированию рынка алкогольной продукции в части расположения розничных магазинов, торгующих алкогольной продукцией и табачными изделиями, также усложняет деятельность магазинов «шаговой доступности».

Быстрый рост торговой отрасли за последние двадцать лет обусловил приток в отрасль работников с недостаточным уровнем образования и непрофильной квалификацией. При этом профессиональные кадры, работавшие еще в советской торговле, как правило, имеют недостаточный объем знаний и навыков в области стимулирования продаж, маркетинговых технологий и коммуникаций.

Стратегическая цель города в сфере торговли - удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, создание эффективной и сбалансированной системы товародвижения от производителей до конечных потребителей товаров.

 

Принимая во внимание, что торговля является одной из сфер экономики, стимулирующих функционирование других отраслей (туризм, транспорт, связь, производство потребительских товаров, строительство и другие), развитие торговли будет способствовать укреплению и развитию экономики города, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.

 

В качестве основных задач развития торговли Череповца в среднесрочной перспективе можно выделить:

1. Обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров для населения города.

2. Поддержка и развитие продовольственных магазинов «шаговой» доступности.

3. Размещение торговых объектов без ущерба для транспортной системы города.

4. Развитие конкурентной среды между крупными торговыми компаниями.

5. Содействие кадровому обеспечению в сфере торговли, повышению профессионализма и квалификации работников.

6. Содействие продвижению на потребительский рынок Череповца и межрегиональный рынок качественных товаров отечественного производства.

Наименование показателя Ед. изм.
Обеспеченность торговыми площадями, в т.ч.   х х х х
- средняя по городу кв.м на 1000 чел. 648,0 762,0 860,0 950,0
- по Индустриальному району 772,3 776,8 787,7 795,2
- по Заягорбскому району 522,0 530,2 638,2 758,5
- по Северному району 447,0 456,0 620,0 620,0
- по Зашекснинскому району 836,6 1508,2 1685,7 1866,4
Доля современных форматов в розничной торговле %
Оценка горожанами качества услуг сферы торговли   Баллы         не менее 75

 

Для решения поставленных задач планируется выполнение комплекса мероприятий в рамках муниципальной программы «Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2013-2017 годы».

К основным мероприятиям программы относятся:

- проведение ежегодного мониторинга обеспеченности населения города услугами торговли (инвентаризация и мониторинг сети предприятий потребительского рынка, включая оптовые), проведение мониторинга цен на товары первой необходимости;

- обеспечение оптимального размещения сети предприятий торговли во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) проживания;

- определение территорий и земельных участков для размещения крупных объектов торговли в соответствии с градостроительной документацией;

- корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга;

- обеспечение доступности вводимых и реконструируемых объектов торговли для маломобильных групп населения;

- реализация социально-ориентированных проектов в сфере потребительского рынка;

- реконструкция киосков и павильонов в современные торговые объекты, размещение новых современных и комфортных торгово-остановочных модулей;

- привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников в развитие инфраструктуры города, прилегающих территорий при реконструкции и строительстве объектов сферы потребительского рынка (касается развития современных торговых сетевых структур);

- создание условий для привлечения средств инвесторов в районы менее привлекательные для бизнеса, но важные с точки зрения удовлетворения потребностей населения;

- поддержка городских торговых структур, организующих собственные сети оптовой и розничной торговли;

- сотрудничество с крупными торговыми структурами по вопросу минимального объема поставки продукции местных товаропроизводителей;

- организация ярмарок и выставочных бизнес-центров, как важного средства повышения инвестиционной привлекательности города;

- организационно-документационное сопровождение поэтапного улучшения, замены, реконструкции существующих объектов некапитального характера, строительства новых капитальных объектов;

- создание координационного совета по вопросам повышения качества товаров и услуг, реализуемых на территории города; обеспечение информационной поддержки его деятельности;

- проведение различных конкурсов среди торговых предприятий города;

- мониторинг и анализ обращений граждан, разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику системных нарушений;

- организация и проведение обследований предприятий торговли, направление информации по выявленным нарушениям в контрольно-надзорные службы для принятия мер;

- реализация мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей;

- поиск потенциальных инвесторов для строительства и реконструкции объектов оптовой торговли;

- анализ потребности торговых предприятий в профессиональных кадрах различных уровней управления и формирование социального заказа по основным специальностям для учреждений профессионального образования на основе прогноза развития предприятий потребительского рынка;

- организация взаимодействия руководителей организаций сферы торговли и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров.

- проведение городских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, мастер-классов с целью популяризации профессий сферы торговли;

- участие в разработке типовых программ подготовки и переподготовки кадров в сфере торговли совместно с учебными заведениями города и представителями предприятий сферы;

- содействие в организации центров для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере торговли, а также реализации совместных проектов по профориентации.

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ

Ситуационный анализ

Сфера услуг, как в России, так и в нашем городе, в последнее десятилетие претерпела существенные изменения, постепенно превращаясь в динамично развивающуюся, реально и потенциально престижную сферу сервиса. В последнее десятилетие сфере услуг, как составляющей экономики города, были свойственны те же тенденции в развитии, что наблюдались в экономике области и в целом по России.

Сфера услуг испытывает сильные воздействия социально-демографических процессов, а также целого ряда факторов, связанных с денежными доходами и расходами населения. Уровень потребления населением платных услугнаходится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. Исключение составляют услуги ЖКХ, необходимость потребления которых обусловлена жизнедеятельностью членов домохозяйств.

Анализ формирования и функционирования рынка платных услуг в условиях финансового кризиса выявил достаточно негативные явления, а именно:

− свертывание инфраструктуры организованного сектора рынка услуг;

− структура расходов населения сместилась в сторону услуг первой необходимости;

− усилилась дифференциация жителей по уровню и набору потребляемых услуг в зависимости от материального достатка семьи.

При чрезвычайном разнообразии видов обслуживания характерной чертой большинства предприятий сферы обслуживания является их малый размер при относительно легком доступе в эту сферу. Кроме того, как правило, капиталовооруженность труда в таких видах услуг примерно в два раза ниже, чем в промышленности. Отсюда большое значение сферы услуг для поглощения рабочей силы, выталкиваемой из отраслей материального производства. Сфера услуг, регулирующая занятость населения и вносящая существенный вклад в экономику города, становится все более значимой, и именно эта сфера имеет преимущества с точки зрения создания дополнительных рабочих мест.

Ценовой фактор обладает наибольшей степенью значимости для предлагаемого количества бытовых услуг потребителям на рынке.

Множество проблем сферы определяется качественным и количественным несоответствием потребностей предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах. Быстрый рост сферы услуг за последние десять лет обусловил приток в отрасль работников с недостаточным уровнем образования и непрофильной квалификацией.

В среднесрочной перспективе серьезный потенциал развития имеют следующие направления сферы услуг:

коммунальный сектор

медицинские услуги

образовательные услуги

транспортные перевозки и автосерсвис

активный и семейный отдых

бытовое обслуживание

общественное питание

экологические услуги

 

Стратегическая цель города в сфере услуг - создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на услуги по доступным ценам в пределах территориальной доступности, обеспечение высокого качества предоставляемых услуг и возможностей их широкого выбора потребителями.

 

В качестве основных задач развития сферы услуг можно выделить:

1. Обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг для населения города.

2. Развитие добросовестной конкуренции на рынке услуг, в т.ч. за счет развития предпринимательства в социально-значимых отраслях.

3. Повышение квалификации и развитие компетенций руководителей и специалистов сферы услуг

Наименование показателя Ед.изм.
Доля субъектов МСП, работающих в сфере услуг % 18,0 22,5 28,0 40,0
Обеспеченность услугами: предприятий общественного питания предприятий бытового обслуживания населения Пос. мест на 1000 чел. Раб. мест на 1000 чел.  
Оценка горожанами качества услуг: предприятий общественного питания, предприятий бытового обслуживания Баллов   - Не менее 75 Не менее 75

 

Для решения поставленных задач планируется выполнение комплекса мероприятий в рамках муниципальной программы «Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2013-2017 годы». К основным мероприятиям программы относятся:

- анализ состояния и перспектив развития сферы потребительского рынка в городе;

- проведение ежегодного мониторинга обеспеченности населения города услугами общественного питания и бытового обслуживания населения;

- содействие развитию социального предпринимательства (организация информационной кампании, содействие участию в конкурсе «Социальный предприниматель» с целью получения финансовой поддержки, проведение тематических семинаров и т.д.)

- развитие сети предприятий по оказанию бытовых услуг населению, включающих в себя работы, связанные с ремонтом обуви, одежды, металлоизделий, сложно- бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, а также услуг химической чистки и прачечных;

- включение в инвестиционный договор условия обязательного наличия объектов бытовых услуг во вновь строящихся объектах сетевой торговли и торговых центрах;

- определение территорий и земельных участков для размещения объектов потребительского рынка в соответствии с градостроительной документацией;

- обеспечение доступности вводимых и реконструируемых объектов сферы услуг для маломобильных групп населения;

- анализ потребности объектов сферы услуг в профессиональных кадрах различных уровней управления;

- организация совещаний, обучающих семинаров, мастер-классов для повышения профессионального уровня персонала в сфере потребительского рынка;

- организация взаимодействия руководителей организаций сферы услуг и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров;

- проведение выставок, ярмарок, фестивалей, пропагандирующих и продвигающих на городской рынок услуг передовые технологии, прогрессивные формы обслуживания населения и формирующих положительный имидж профессий работников, занятых в сфере потребительского рынка;

- организация обучающих и деловых мероприятий, знакомящих бизнес с современными технологиями в области работы с клиентами, способствующими повышению качества услуг;

- разработка готовых бизнес-решений для создания бизнеса в приоритетных сферах, которые определяет город.

 

Отдельное внимание планируется уделить развитию предпринимательства в социально-значимых, приоритетных для города отраслях: ЖКХ, образование, культура, здравоохранение, экология. Для этого планируется создать модель привлечения частного инвестиционного капитала в эти сферы. Возможные мероприятия модели:

1. Фиксирование территорий и сфер, а также объектов, где присутствие частного заведения наиболее востребовано, либо сможет существенно уменьшить нагрузку на бюджет.

2. Определение организационных, технических, технологических требований компаний – претендентов.

3. Разработка нормативной документации в рамках действующего законодательства о правилах и условиях привлечения коммерческих организаций в данную сферу.

4. Содействие в разработке бизнес-планов компаниям – претендентам.

5. Применение действующих и создание новых финансовых механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в рамках действующего законодательства по содействию развитию МСП при взаимодействии с банками.

6. Подготовка и проведение публичных конкурсов.

7. Помощь в подборе и обучении персонала.

8. Содействие в заключении договоров с собственниками объектов.

9. Формирование соревновательных критериев между субъектами МСП, публичное представление результатов проекта.

 

 




2015-11-18 563 Обсуждений (0)
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)