Принципы
| Их сущность
|
Принцип равенства
| Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов
|
Принцип всеобщности
| Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действует два основных ценза — возрастной ценз и ценз гражданства.
|
Принцип тайного голосования
| Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него
|
Принцип непосредственности
| Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.
|
Принцип состязательности
| Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.
|
Принцип гласности
| Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках
|
Принцип свободы выборов
| Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление
|
Принцип ограничения срока выборов
| Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством
|
Типы избирательных систем
Тип избирательной системы
| Его сущность
| Достоинства
| Недостатки
|
Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система
| Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов
| устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа;
обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство
| получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах;
частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию;
практически исключает возможности победы на выборах маленькой партии
|
относительного большинства
| Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %.
Применяется в Индии, Канаде, США и др.
|
абсолютного большинства
| Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50 % + 1 голос.
Применяется при выборах Президента в России и во Франции
|
Пропорциональ-
ная система
| Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.
Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др.
| представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства;
является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
| избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией;
избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны;
появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений
|
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система
| Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.
Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 год) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы
| формируется действительно представительный парламент
| в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов;
партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей
|
В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.
Политический процесс
1. Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.
2. Особенности политического процесса:
· складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников — субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ);
· связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества;
· оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений;
· продолжается безостановочно с момента появления государства.
Политический процесс — это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.