Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2015-11-18 1260 Обсуждений (0)
I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СТУПЕНЬ ЗА СТУПЕНЬЮ

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

 

ББК 74.202.9

П 79

 

Авторы:

Э.В. Гущина, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;

Г.О. Пробоистова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ № 71;

С.А. Стовмаченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ № 71;

М.Н. Тарасова, директор ГОУ СОШ № 71

 

Под общей редакцией Э.В. Гущиной

 

Рецензенты:

Е.А. Марковская, канд. пед. наук, доцент кафедры инновационных образовательных технологий Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;

А.С. Обуховская, канд. биол. наук, заместитель директора лицея № 179 Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Проектная деятельность в школе: ступень за ступенью: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Э.В. Гущиной. – СПб.: «Крисмас+», 2010. - … с. – ISBN

 

В учебно-методическом пособии приводится характеристика проектной деятельности школьного коллектива как основы формирования и развития проектного типа культуры педагогов и учащихся на разных ступенях обучения. Представлены методические разработки (паспорта) проектов, реализованных в урочной деятельности и внеклассной работе.

Электронное приложение содержит различные продукты проектной деятельности учителей, учащихся, их родителей и отражает преимущественно региональный компонент образования.

Пособие адресовано широкому кругу педагогов школ и учреждений дополнительного образования детей.

 

Авторский коллектив, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

 

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Проектирование как способ преобразования педагогической действительности и развития личности…………………………………..

1.2. Педагогическое проектирование и родственные понятия………….

1.3. Технологические особенности проектной деятельности…………….

1.4. Оценка проектной деятельности………………………………………

1.5. Взаимодействие педагога и учащихся в проектной деятельности…

 

II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Проектирование как основа развития познавательной активности в начальной школе……………………………………………………………..

2.2. Освоение опыта самостоятельного проектирования на ступени основной школы………………………………………………………………………….

2.3. Формирование ответственного проектирования на ступени старшей школы…………………………………………………………………………

 

III. ПАСПОРТА ПРОЕКТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОЕКТОВ (из опыта проектной деятельности учащихся и педагогов школы)

Г.О. Пробоистова. Подготовка детей к школе……………………………

Н.Г. Салтыкова. Что у нас под ногами?!....................................................

Е.А. Клюева. Без пословицы речь не молвится……………………………

Е.А. Клюева, О.Н. Кухарь. Калевала» – День народного карело-финского эпоса…………………………………………………………………………..

О.Н. Кухарь. Наш город – Санкт-Петербург……………………………….

Е.П. Шукшина. Мы творим – что может быть прекраснее!!!......................

А.В. Васильева. Мир литературного наследия и современность………….

Т.В. Андреева. Проекты на уроках математики – путь к успеху и самореализации……………………………………………………………….

М.А. Смирнова. Химия в нашей жизни…………………………………….

Ю.В. Григорьева. Шаг к энергоэффективной школе………………………

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………………..

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проектная деятельность сегодня активно входит в школьную практику. Однако с начала XX столетия метод проектов прошел в отечественном образовании, не столь уж короткий путь: от метода «перспективного», затем – «универсального», позже – «прожектерского», и наконец - «инновационного». Возникает закономерный вопрос: образовательное проектирование – это модное явление или объективная необходимость? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать возможности проектирования как способа развития личности и преобразования педагогической действительности, а также практику проектной деятельности в школе.

В данном пособии с точки зрения инновационной деятельности представлен опыт организации образовательного проектирования в школе № 71 Калининского района Санкт-Петербурга.

Смысл понятия «инновация» включает не только создание и распространение новшеств, но и преобразования, изменения в стиле мышления, образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. Таким образом, необходимым условием успешности инновационной деятельности школы является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения – формирование и развитие инновационной культуры педагогов школы.

Инновационная культура – это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности [20].

Обозначим ключевые позиции, на которые опирается проектная деятельность школьного коллектива и которые обобщены и представлены в данном пособии.

v Во-первых, следует сказать о проектировании¸ которое рассматривается и используется в современном российском обществе и каксоциальная технология, и как направление государственной политики. Проектная деятельность направлена на обеспечение преобразования, изменения существующего социально-экономического состояния с целью создания экономической и социальной реальности нового качества.

Качественные изменения в системе образования также связываются с разработкой и реализацией проектов как российского масштаба (ПНП «Образование»; комплексный проект модернизации образования), так и других инновационных проектов на уровне регионов, городов, образовательных учреждений.

Таким образом, вопрос о возможностях использования проектирования в образовании в целом и в общеобразовательных учреждениях в частности приобретает особую актуальность.

В плане характеристики образовательного проектирования, как способа развития личности и преобразования действительности, в пособии рассматриваются следующие вопросы:

· особенности формирования проектного типа культуры педагогов и учащихся;

· основные идеи и технологические особенности образовательных проектов в школе;

· способы оценки проектной деятельности;

· взаимодействие педагога и учащихся в проектной деятельности;

· особенности проектной деятельности на разных ступенях обучения;

· представление проектов и проектных направлений в форме паспорта (методической разработки).

v Второй аспект касается содержательной основы образовательного проектирования в школе, которое базируется на концепции образования для устойчивого развития.

Деятельность школы, которая более десяти лет активно осуществляет эколого-краеведческое образование, в настоящее время развивается на основе концептуальных идей образования для устойчивого развития (ОУР). Это новое интегративное направление, соединяющее воедино экологическую, экономическую, социальную и культурологическую составляющие в содержании образования, образовательных технологиях, образовательной среде школы и социальном партнерстве. ОУР активно реализуется в развитых странах Западной Европы, однако достаточно трудно «входит» в российскую школу. Российские условия и культурные традиции требуют творческого подхода к развитию этой концепции.

Педагоги школы приняли активное участие в разработке «Стратегии образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге» (под общей редакцией С.В. Алесеева, 2002) (С.А. Стовмаченко, участник авторского коллектива) и модульной образовательной программы «Образование для устойчивого развития» (программа «Сохранение природного и культурного наследия»; авторы-разработчики: В.Н. Рябова, Ю.В. Григорьева, С.А. Стовмаченко).

Ключевым ядром ОУР в школе является развитие регионального компонента образования, цель которого – формирование личности школьника как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя культурных ценностей и традиций Санкт-Петербурга и России.

Выделим основные положения, на которых основывается проектная деятельность в этом направлении.

Ø Природное и культурное наследие – это все земли, на которых наши предки вели преобразовательную деятельность, с существующими (или существовавшими) на них объектами, представляющие собой единую иерархическую систему (определение Ассоциации исследователей Санкт-Петербурга).

Ø Санкт-Петербург рассматривается и как среда жизнедеятельности каждого петербуржца, и как мировой культурный центр, и как регион стран Балтии, и как составляющая Северо-Западного региона России. Такая «вертикаль» регионального пространства позволяет формировать понимание и ощущение личной сопричастности к проблемам своего региона, страны и мирового сообщества в целом.

Ø Освоение природного и культурного наследия родного города, края, страны органично включается в целостный образовательный процесс, с использованием потенциала всех учебных предметов, урочной и внеурочной деятельности.

Ø Особое внимание уделяется экологическому состояниюприродного и культурного наследия. Этот аспект важен с разных точек зрения: эволюции экологических проблем в истории; экологической безопасности природы, памятников истории, культуры; здоровья и экологической безопасности горожан.

Ø Изучение краеведческого материала осуществляется с учетом принципа постепенного перехода от более близкого каждому ребенку, личностно-значимого, к культуро-историческим фактам и событиям, особенностям современной социо-культурной и социально-экономической среды.

Ø Приобщение к культуре, истории, природе родного края осуществляется на основе деятельностного подхода, то есть в развитии той деятельности, в которой каждый ученик хотел бы и мог выразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном, способности и возможности, приобретенные умения и навыки.

Ø Потенциал проектной деятельности – организация «диалога» каждого ученика с природным и культурным наследием современной городской социоприродной среды.

Ø Познавательная, эмоциональная, исследовательская активность учащихся наилучшим образом может проявляться при участии в общих, имеющих значимость для класса, семьи, всех людей города, страны или всего мира, событиях и праздниках.

Ø Образовательная среда класса и школы способствовует развитию личности ребенка на основе народно-культурных традиций жителей региона с учетом особенностей семейного воспитания в различных этнокультурных традициях; удовлетворять потребностям в разностороннем познании окружающего мира.

Ø Важнейшие союзники педагогов – родители, передающие семейные традиции, свою любовь и знания о городе детям; социальные партнеры,

Таким образом, изучение ближайшего окружения, позволяет развивать эмоциональное восприятие мира, творческую деятельность, ценностное отношение к миру, воспитывать эстетические чувства и патриотизм, прививать навыки и умения поисково-исследовательского характера.

v Характеризуя проектную деятельность в школе, следует сказать еще об одной отличительной инновационной черте современного образования: взаимодействие участников образовательного процесса происходит в различных режимах работы Глобальной информационной среды. Ее возникновение связано с одним из главных событий XX века – появлением персональных компьютеров. В нашу жизнь стремительно вошли информацонно-коммуникационные технологии (ИКТ) и Интернет.

В этом аспекте развитие образовательного проектирования способствовало эффективному решению одной из актуальных проблем школы – повышению качества образования на основе широкого внедрения и использования ИКТ. В качестве прогнозируемого результата планировалось создание информационно-методического комплекса на основе регионального компонента образования.

Информационно-методический комплекс (ИМК) является одним из динамичных компонентов учебно-методического комплекса и включает цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие образовательную программу школы, информационные источники сложной структуры, а также Интернет-ресурсы. ИМК создается и развивается на основе многоуровневой урочной и внеурочной проектной деятельности школьного коллектива.

Основой ИМК, обеспечивающего региональный компонент образования, стала разработка и реализация общешкольного проекта по созданию медиатеки «Петербург и петербуржцы» (начало – 2007 г.). Технологически проект был основан на организации общешкольного пролонгированного конкурса по созданию мультимедийных презентаций, в котором приняли участие педагоги, учащиеся всех ступеней и родители.

В процессе создания презентаций используются двух- и трехролевые модели взаимодействия (ученики и их родители, учителя-предметники, учитель информатики), что позволяет создавать интересные и разнообразные мультимедийные продукты. Широкая тематика регионального компонента дает возможность учащимся при подготовке презентаций проявить индивидуальные запросы, склонности и способности к особым видам деятельности за рамками основных предметов (семейные и национальные ценности; спортивные пристрастия; планируемый профессиональный выбор и др.).

Проектная деятельность способствует развитию медиатеки: постоянно пополняется банк различных информационных материалов, обеспечивающих основной образовательный процесс, внеклассную работу, повышение квалификации педагогов, опытно-экспериментальную работу школы и др.

В электронном приложении данного пособия представлены различные материалы, характеризующие как процесс проектной деятельности, так и ее результаты. Пособие адресовано широкому кругу педагогов-практиков.

 

 

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная активность сознания человека проявлялась на самых ранних этапах развития человеческого общества на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование, как особый вид активности, основано на природном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.

Во второй половине XIX в. в США проектирование из педагогической практики переместилось в сферу теории. Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе – через целесообразную деятельность учащихся (изготовление макетов, схем, производство опытов и др.). По мнению Дьюи метод проектов – это совместная деятель­ность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Миссия образования – не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.

В конце XX в. интерес к идеям Дж. Дьюи возрос как в международной, так и в российской педагогической практике в связи с внедрением активных форм и методов обучения, развитием компетентностного подхода в образовании.

В целом следует сказать, что идеи проектирования актуализируются в эпохи перемен. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, начинает доминировать проектный тип культуры. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности [3].



2015-11-18 1260 Обсуждений (0)
I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)