Глагол сослагательного наклонения
الفِعْلُ المَنْصُوبُ
После предлогов أَنْ ,لَنْ ,إِذَنْ ,كَيْ ,فَـ... ,لِـ... (см. гл. I, § 21) глагол ставится в сослагательном наклонении. Глаголы сослагательного наклонения образуются от соответствующих глаголов изъявительного наклонения путем следующих преобразований:
1) В «пяти глаголах» (الأفْعَالِ الخَمْسَةِ) усекается «нун» изъявительного наклонения (см. гл. II, § 16):
يَضْرِبُونَ они (муж.род) бьют أَنْ يَضْرِبُوا чтоб они били تَضْرِبُونَ вы (муж.род) бьете أَنْ تَضْرِبُوا чтоб вы (муж.род) били يَضْرِبَانِ они (вдвоем) бьют أَنْ يَضْرِبَا чтоб они (вдвоем) били تَضْرِبَانِ вы (вдвоем) бьете أَنْ تَضْرِبَا чтоб вы (вдвоем) били تَضْرِبِينَ ты (жен.род) бьешь أَنْ تَضْرِبِي чтоб ты (жен.род) била 2) Если глагол является правильным, подобноправильным или пустым и не относится к группе «пяти глаголов», то его конечная «дама» меняется на «фатху»:
يَضْرِبُ он бьет لَنْ يَضْرِبَ он никогда не будет бить يَصِلُ он прибывает لَنْ يَصِلَ они никогда не прибудет يَقُولُ он говорит لَنْ يَقُولَ он никогда не скажет
3) Недостаточный глагол изъявительного наклонения, который не относится к группе «пяти глаголов», остается неизменным, если его средней огласовкой является (а). Если его средней огласовкой является (и) или (у), то он принимает в конце «фатху»:
يَسْعَى (а) он стремится لَنْ يَسْعَى он никогда не будет стремиться يَرْمِي (и) он бросает لَنْ يَرْمِيَ он никогда не будет бросать يَدْعُو (у) он призывает لَنْ يَدْعُوَ он никогда не будет призывать
4) Если глагол является удвоенным и не относится к группе «пяти глаголов», то его конечная «дамма» меняется на «фатху». В данном случае удвоенный глагол сослагательного наклонения не отличается от удвоенного глагола условного наклонения (см. гл. II. § 26):
يَظَلُّ (а) он пребывает لَنْ يَظَلَّ он никогда не будет пребывать يَفِرُّ (и) он убегает لَنْ يَفِرَّ он никогда не убежит يَدُلُّ (у) он указывает لَنْ يَدُلَّ он никогда не укажет
Что касается глаголов 2-го и 3-го лица женского рода множественного числа, то они сохраняют форму изьявительного наклонения, так как являются неспрягаемыми (مَبْنِيَانِ).
Пример спряжения правильного трехбуквенного глагола в сослагательном наклонении: فَتَحَ (а) открывать
Пример спряжения правильного добавочного глагола в сослагательном наклонении: بَدَّلَ менять
Пример спряжения подобноправильного глагола в сослагательном наклонении: وَصَلَ (и) прибывать
Пример спряжения пустого глагола в сослагательном наклонении: قَالَ (у) сказать
Пример спряжения недостаточного глагола в сослагательном наклонении: رَمَي (и) бросать
Пример спряжения удвоенного глагола в сослагательном наклонении: دَلَّ(у) указывать (на что عَلَى)
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в сослагательном наклонении следующие глаголы:
نَصَرَ (у) помогать
تَبَدَّلَ меняться
وَعَظَ (и) проповедовать, произносить проповедь
عَادَ (у) возвращаться
رَمَي (и) бросать
مَدَّ (у) протягивать
2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них глаголы сослагательного наклонения: أُرِيدُ أَنْ أَشْرَبَ عَصِيرَ الْبُرْتُقَالِ ________________ أَ تُحِبِّينَ أَنْ تَشْرَبِي الشَّايَ بِالسُّكَّرِ؟ ________________ أَحْمَدُ يَكْرَهُ أَنْ يَذْهَبَ اِلَى هَذَا الْمَكَانِ ________________ نَسِيتُ أَنْ أَقُولَ لَكِ شَيْئًا ________________ الْمُسْلِمُونَ كُلُّهُمْ يَتَمَنَّونَ أَنْ يَدْخُلُوا الْجَنَّةَ ________________ الْمُسْلِمَاتُ كُلُّهُنَّ يَحَاوِلْنَ أَنْ يَطْلُبْنَ الْعِلْمَ ________________ لاَ أَسْتَطِيعُ أَنْ أَسْمَعَ هَذَا الصَّوْتَ! ________________ لَنْ يَنْجَحَ كَاذِبٌ ________________ لَنْ يُصَدِّقَكَ أَبِي ________________ أَلا يُعْجِبُكَ هَذَا الْعَصِيرُ؟ إِذَنْ يَشْرَبَهُ أَحْمَدُ ________________ أَخَذَتْ فَاطِمَةُ الْقَلَمَ لِتَكْتُبَ الْمَقَالَةَ ________________ جِئْتُ الْمُتْحَفَ كَيْ أَعْرِفَ أَكْثَرَ عَنِ الْحَرْبِ الْوَطَنِيَّةِ الْعُظْمَى ________________ اِقْرَأَ كَثيِرًا فَتَعْرِفَ كَثيِرًا ________________ اُكْتُبْنَ كَيْلاَ تَنْسَيْنَ! ________________
3) Переведите предложения на арабский язык, используя следующие глаголы: نَوَى(и) намереваться أَرَادَхотеть أَحَبَّлюбить
Я намереваюсь написать ему письмо ________________ Вы хотите построить дом, братья? ________________ Она намеревается прочитать эту книгу ________________ Ты хочешь прочитать эту книгу ________________ Вы хотите учить Коран, Хасан и Хусейн? ________________ Вы намереваетесь поехать в Багдад, сестры? ________________ Мы хотим говорить по-арабски ________________ Он любит спать ________________ Али и Суфйян любят играть в футбол ________________ Мусульмане любят слушать Коран ________________
4) Прочитайте следующие аяты и найдите в них глаголы сослагателного наклонения:
﴿قَالُوا نُرِيدُ أَنْ نَأْكُلَ مِنْهَا وَتَطْمَئِنَّ قُلُوبُنَا وَنَعْلَمَ أَنْ قَدْ صَدَقْتَنَا وَنَكُونَ عَلَيْهَا مِنَ الشَّاهِدِينَ﴾ ________________ ﴿وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ إِنَّ اللهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تَذْبَحُوا بَقَرَةً...﴾ ________________ ﴿...قَالُوا أَتَتَّخِذُنَا هُزُوًا قَالَ أَعُوذُ بِاللهِ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْجَاهِلِينَ﴾ ________________
§ 26. Глагол условного наклонения или усеченный глагол الفِعْلُ المَجْزُومُ
После предлогов لَمْ ,لَمَّا ,لاَ, لِـ... глагол ставится в условном наклонении (см. гл. I, §16). Глаголы условного наклонения образуются от соответствующих глаголов изъявительного наклонения путем следующих преобразований: 1) В «пяти глаголах» (الأفْعَالِ الخَمْسَةِ) усекается «нун» изъявительного наклонения (см. гл. I, §16):
يَضْرِبُونَ они (муж.род) бьют لَمْ يَضْرِبُوا они не били تَضْرِبُونَ вы (муж.род) бьете لَمْ تَضْرِبُوا вы (муж.род) не били يَضْرِبَانِ они (вдвоем) бьют لَمْ يَضْرِبَا они (вдвоем) не били تَضْرِبَانِ вы (вдвоем) бьете لَمْ تَضْرِبَا вы (вдвоем) не били تَضْرِبِينَ ты (жен.род) бьешь لَمْ تَضْرِبِي ты (жен.род) не била
2) Если глагол является правильным, подобноправильным или пустым и не относится к группе «пяти глаголов», то его конечная «дамма» меняется на «сукун»: يَضْرِبُ он бьет لَمْ يَضْرِبْ он не бил يَصِلُ он прибывает لَمْ يَصِلْ они не прибыл يَقُولُ он говорит لَمْ يَقُلْ он не говорил 3) Если глагол является недостаточным и не относится к группе «пяти глаголов», то его слабая буква усекается: يَرْمِي он бросает لَمْ يَرْمِ он не бросал يَسْعَى он стремится لَمْ يَسْعَ он не стремился يَدْعُو он призывает لَمْ يَدْعُ он не призывал
4) Если глагол является удвоенным и не относится к группе «пяти глаголов», то его конечная «дамма» меняется на «сукун», затем сливается со второй коренной и огласуется «фатхой»:
يَفِرُّ он убегает (в основе: يَفْرِرُ) لَمْ يَفْرِرْ لَمْ يَفِرَّ он не убежал يَظَلُّ он пребывает (в основе: يَظْلَلُ) لَمْ يَظْلَلْ لَمْ يَظَلَّ он не пребывал يَدُلُّ он указывает (в основе: يَدْلُلُ) لَمْ يَدْلُلْ لَمْ يَدُلَّ он не указывал
Что касается глаголов 2-го и 3-го лица женского рода множественного числа, то они сохраняют форму изьявительного наклонения, так как являются неспрягаемыми (مَبْنِيَانِ). Пример спряжения трехбуквенного правильного глагола в условном наклонении: فَتَحَ (а) открывать
Пример спряжения правильного добавочного глагола в условном наклонении: بَدَّلَ менять
Пример спряжения подобноправильного глагола в условном наклонении: وَصَلَ (и) прибывать
Пример спряжения пустого глагола в условном наклонении: قَالَ (у) сказать
*Как вы узнали в §.21, слабая коренная пустого глагола (т.е. его вторая буква) усекается, если она является долгой гласной и ей предшествует буква с «сукуном». Пример спряжения недостаточного глагола в условном наклонении: رَمَي (и) бросать
Пример спряжения удвоенного глагола в условном наклонении: دَلَّ(у) указывать (на что عَلَى)
Упражнения для закрепления 1) Проспрягайте в условном наклонении следующие глаголы: كَتَبَ (у) писать
تَقَبَّلَ принимать
وَرَدَ (и) прибывать, приходить; поступать
سَارَ (и) идти, двигаться
دَعَا (у) призывать
رَدَّ (у) возвращать
2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них глаголы условного наклонения: لَمْ يَكْتُبْ أَخِي رِسَالَةً إِلَيَّ ________________ لَمَّا نَأْخُذْ مِنْكَ الْكِتَابَ الَّذِي وَعَدْتَنَا ________________ لِيَضْرِبْ وَلَدُكَ كَلْبَهُ ________________ لاَ تَفْتَحْنَ هَذَا الْبَابَ فَإِنَّ الْجَوَّ بَارِدٌ ________________ لَمْ يَتَقَبَّلِْ اللهُ مِنْ قَابِيلَ قُرْبَانَهُ ________________ لَمَّا يَصِلْ إِخْوَانِي بَيْتَهُمْ ________________ لِيَقُلْ مُحَمَّدٌ لِبِنْتِهِ إنَّ الدَّرْسَ صَعْبٌ ________________ لاَ تَدْعُوا مَعَ اللهِ إلاَهًا آخَرَ ________________ لَمْ يَسُرَّ أَخَاكَ هَذَا الْخَبَرُ ________________
3) Переведите предложения на арабский язык: Ахмад не ушел в университет ________________ Вы все еще не сказали ему это? ________________ Вы (вдвоем) не открыли дверь ________________ Давайте закроем дверь! ________________ Не читай намаз в этот время! ________________ Не выбрасывайте билет, девочки! ________________
4) Переведите следующие аяты и найдите в них глаголы условного наклонения: ﴿أَلَمْ نَجْعَلْ لَهُ عَيْنَيْنِ﴾ ________________ ﴿كَلاَّ لَمَّا يَقْضِ مَآ أَمَرَهُ﴾ ________________ ﴿فَلْيَنْظُرِْ الْإِنْسَانُ إِلَى طَعَامِهِ﴾ ________________ ﴿يَا بَنِيَّ لاَ تَدْخُلُوا مِنْ بَابٍ وَاحِدٍ وَادْخُلُوا مِنْ أَبْوَابٍ مُتَفَرِّقَةٍ﴾ ________________ ﴿أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَنْ لاَ تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَهُ لَكُمْ عَدُوُّ مُبِينٌ﴾ ________________ ﴿أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَتْلُونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُنْذِرُونَكُمْ لِقَآءَ يَوْمِكُمْ هَذَا﴾ ________________
5) Выучите арабскую пословицу:
لاَ تُؤَخِّرْ عَمَلَ الْيَوْمِ لِغَدٍ «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |