Спряжение трехбуквенного недостаточного глагола в настояще-будущем времени
تَصْرِيفُ الفِعْلِ الثُّلاَثِىِّ النَّاقِصِ المُضَارِعِ
رَمَي (и) бросать
لَقِيَ (а) встречаться
دَعَا (у) призывать
При спряжении трехбуквенного недостаточного глагола в настояще-будущем времени нужно учитывать следующее: 1) При присоединении к нему –وا «уау» множественного числа (وَاوُ الجَمَاعَةِ) слабая коренная (т.е. последняя буква глагола) усекается. Если средней огласовкой глагола является (и), то она меняется на «дамму»: يَرْمِي он бросает يَرْمِـ+ونَ يَرْمُـ+ونَ = يَرْمُونَ они (муж.род) бросают Если средней огласовкой глагола является (а) или (у), то они сохраняются: يَلْقَى он встречает يَلْقَـ+ونَ = يَلْقَوْنَ они (муж.род) встречают يَدْعُو он призывает يَدْعُـ+ونَ = يَدْعُونَ они (муж.род) призывают 2) При присоединении к нему يَ «йэ» женского рода второго лица (يَاءُ المُخَاطَبَةِ) слабая коренная (т.е. последняя буква глагола) усекается. Если средней огласовкой глагола является (у), то она меняется на «кясру»:
تَدْعُو ты (муж.род) призываешь تَدْعُـ+ينَ = تَدْعِـ+ينَ = تَدْعِينَ ты (жен.род) призываешь
Если средней огласовкой глагола являются (а) или (и), то они сохраняются:
تَلْقَى ты (муж.род) встречаешь تَلْقَـ+ينَ = تَلْقَيْنَ ты (жен.род) встречаешь
تَرْمِي ты (муж.род) бросаешь تَرْمِـ+ينَ = تَرْمِينَ ты (жен.род) бросаешь
3) При присоединении к нему двух других окончаний (نْ «нун» женского рода (نُونُ النِّسْوَةِ) и ا «алифа» двойственного числа (أَلِفُ التَّثْنِيَةِ)) слабые коренные (то есть последняя буква глагола) و «уау» и ي«йэ» сохраняются, а ا«алиф» меняется на ي «йэ».
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в настояще-будущем времени следующие глаголы:
رَضِيَ (а) быть довольным
طَغَى (а) переходить границы, выходить из берегов
هَدَى (и) вести
رَجَا (у) 1) надеяться, 2) просить
2) Переведите следующие предложения на русский язык и найдите в них трехбуквенные недостаточные глаголы: يَسْعَى مُحَمَّدٌ إِلَى الْخَيْرِ وَتَسْعَى بِنْتُهُ إِلَى الْخَيْرِ ________________ أَتَرَْضَيْنَ بِابْنِكِ يَا أُمُّ؟ ________________ هَلْ تَسْقِي الْغَنَمَ يَا فَلاَّحُ؟ ________________ الْقُضَاةُ يَقْضُونَ بِالْحَقِّ ________________ الْبَنَاتُ يَدْعُونَ أَخَاهُنَّ إِلَى الشَّارِعِ ________________ كَانَتْ تَرْوِي عَائِشَةُ ﴿رَضِىَ الله عَنْهَا﴾ أَحَادِيثَ كَثِيرَةً ________________ كَانَتْ ثَمُودُ قَوْمًا يَطْغَوْنَ فَأَهْلَكَهُمُ الله ________________ نَلْقَى الْيَوْمَ زمِيلاَتٍ فَيَدْعُونَنَا إِلَى بَيْتِهِنَّ ________________ يَهْدِيكَ رَبُّكَ فَتَغْوِي؟ ________________
3) Переведите предложения на арабский язык, используя следующие глаголы:
خَشِيَ (а) бояться نَهَى (а) запрещать (что عَنْ) رَمَى (и) бросать, стрелять رَجَا (у) просить, надеяться (на что-либо)
Два мусульманина боятся Аллаха и мы тоже боимся Аллаха ________________ Две мусульманки запрещают это ________________ Вы вдвоем надеетесь на это ________________ Вы вдвоем бросаете камень ________________ Твоя мама надеется на это? ________________ Мы запрещаем ей это ________________ Я выбрасываю билет ________________ Я надеюсь на милость Аллаха ________________
4) Выучите арабскую пословицу:
لاَ تَجْرِي الرِّيَاحُ كَمَا تَشْتَهِي السُّفُنُ
«Не дуют ветры так, как хотят корабли» Спряжение пород недостаточного глагола в настояще-будущем времени تَصْرِيفُ الأَفْعَالِ الثُّلاَثِيَّةِ المَزِيدَةِ النَّاقِصَةِ فِى المُضَارِعِ
صَلَّي молиться
أَقْرَي принимать гостя, угощать
بَاهَي хвастаться
تَرَبَّي получать воспитание
تَبَاهَي хвалиться друг перед другом
اِنْقَضَي проходить, истекать (о времени)
اِقْتَضَي требовать (напр. об обстоятельствах)
اِسْتَسْقَي молить о ниспослании дождя
Как видно из таблиц, породы недостаточного глагола при спряжении в настояще-будущем времени претерпевают морфологические изменения, аналогичные изменению трехбуквенного недостаточного глагола со средней огласовкой (и) или (а). (см. гл. II, § 19).
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в настояще-будущем времени следующие глаголы и выучите их: ضَحَّى приносить в жертву, жертвовать (чем بِ)
عَادَى питать враждебные чувства (к кому-либо)
أَغْوَى вводить в заблуждение
تَهَادَى обмениваться подарками
2) Переведите следующие предложения на русский язык, найдите в них недостаточные глаголы и определите их породу: تُصَلِّي فَاطِمَةُ الظُّهْرَ مَعَ عَائِشَةَ ________________ الْفَتَيَانِ يُقْرِيَانِ الضّيْفَ ________________ كَانَ أَبُو جَهْلٍ يُعَادِى أَبَا بَكْرٍ ________________ أَتَرَبَّى عِنْدَ عَمِّي سَبْعَ سِنِينَ ________________ النِّسَاءُ يَتَبَاهَيْنَ بِأَوْلاَدِهِنَّ وَحُلِيِّهِنَّ ________________ تَنْقَضِى سَاعَاتُ الْعَمَلِ فَنَذْهَبُ إِلَى الْبَيْتِ ________________ تَقْتَضِي الظُّرُوفُ تَغْيِيرَ مَنْهَجِ التَّعْلِيمِ ________________ هَلِ تَسْتَسْقِيْنَ يَا مُسْلِمَاتُ؟ ________________ 3) Переведите следующие предложения на арабский язык используя глаголы 1-го упражнения: Мусульмане жертвуют собой ________________ Абу Джахль и Абу Лахаб питают вражду к Али ________________ Али и Осман, вы обмениваетесь подарками? ________________ Ты вводишь нас в заблуждение ________________ Мы вводим ее в заблуждение ________________
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |