Спряжение трехбуквенного подобноправильного глагола в настояще-будущем времени
تَصْرِيفُ الفِعْلِ الثُّلاَثِىِّ المِثَالِ المُضَارِعِ
وَصَلَ (и) прибывать
وَجِلَ (а) бояться, проявлять робость
وَحُشَ (у) быть диким
Пояснения к таблице При спряжении трехбуквенного подобноправильного глагола в настояще-будущем времени его слабая коренная (т.е. первая буква глагола) усекается, если средней огласовкой глагола является «кясра», а буква настояще-будущего времени огласована «фатхой». Например: وَصَلَ (и) прибывать يَوْصِلُ يَصِلُ он прибывает Исключением из этого правила являются следующие глаголы: 1) وَضَعَ (а) положить يَضَعُ он положит 2) وَقَعَ (а) падать يَقَعُ он падает 3) وَسِعَ (а) вмещать يَسَعُ он вмещает 4) وَدَعَ (а) оставлять يَدَعُ он оставляет 5) وَهَبَ (а) дарить يَهَبُ он дарит 6) глагол يَذَرُ «он оставляет», который не имеет формы прошедшего времени и используется только в настояще-будущем времени. (То есть форма прошедшего времени этого глагола утрачена). Слабая коренная этих глаголов усечена, хотя их средней огласовкой является «фатха», а не «кясра».
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в настоящее-будущем времени следующие подобноправильные глаголы:
وَلَدَ (и) родить, рожать
وَجَعَ (а) причинять боль
وَحُدَ (у) быть единым
2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них трехбуквенные подобноправильные глаголы: نَرْكَبُ الطَّائِرَةَ وَنَصِلُ مُوسْكُو بَعْدَ ثَلاَثِ سَاعَاتٍ ________________ أَتَعِدُنِي بِأَنَّكَ تَزُورُنِي اليَوْمَ يَا حَمْزَةُ؟ ________________ تَوْجَلُ قُلُوبُنَا عِنْدَمَا نَسْمَعُ آيَاتٍ فِيهَا ذِكْرُ النَّارِ ________________ لاَ يَسَعُ هَذَا الْكِتَابُ كُلَّ أَفْكَارِهِ ________________ التَّلاَمِيذُ يَضَعُونَ دَفَاتِرَهُمْ فِي مَحَافِظِهِمْ ________________ أَتَهَبِينَ لِي هَذَا الْكِتَابَ؟ ________________ جَدِّي تَوْجَعُهُ رِجْلُهُ ________________
3) Переведите предложения на арабский язык, используя следующие глаголы:
وَهَنَ (и) быть слабым, слабосильным; проявлять слабость وَجَدَ (и) находить وَقَعَ (а) падать
Мусульманки не проявляют слабости в жизни ________________ Вы находите это дело легким, Омар и Осман? ________________ Мои два сына часто падают с дерева ________________ Иногда я падаю с дерева ________________ Спряжение пород подобноправильного глагола в Настояще-будущем времени تَصْرِيفُ الأَفْعَالِ المِثَالَةِ الْمَزِيدَةِ المُضَارِعَةِ
وَحَّدَ объединять (II порода)
وَاصَلَпродолжать (III порода)
أَوْصَلَ подвозить, доставлять (IV порода)
Если у подобноправильного глагола IV породы первой коренной является буква ي «йэ» (напр. أَيْقَظَ «будить»), то при спряжении в настояще-будущем времени она превращается в و «уау»: أَيْقَظَ будить
تَوَعَّدَ грозить, угрожать (V порода)
تَوَافَقَ совпадать (VI порода)
اِنْوَجَدَ находиться, быть в наличии (VII порода)
Первая коренная подобноправильного глагола VIII породы превращается в букву «тэ» и сливается с добавочной «тэ» (اِوْتَجَهَ اِتْتَجَهَ اِتَّجَهَ «направляться»):
اِتَّجَهَ направляться
اِسْتَوْحَشَ чувствовать себя одиноким (X порода)
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в настояще-будущем времени следующие глаголы:
وَلَّدَ эл. генерировать
وَاصَلَ продолжать
أَوْقَعَ ронять
تَوَقَّعَ ожидать
تَوَارَثَ 1)переходить по наследству, 2)наследовать друг от друга
اِنْوَلَدَ быть рожденным
اِتَّكَلَ проявлять самоуспокоенность, быть пассивным
اِسْتَوْلَدَ образовывать (напр. новое слово)
2) Переведите следующие предложения и найдите в них подобноправильные глаголы: يَقَعُ الطِّفْلُ مِنَ السَّرِيرِ فَيَبْكِى ________________ يُوَحِّدُ الْخَلِيفَةُ صُفُوفَ الْمُسْلِمِينَ ________________ الْمُسْلِمُونَ يَتَوَكَّلُونَ عَلَى اللَّهِ ________________ يَتَوَارَثُ هَذَا الْعِلْمُ مِنْ رَسُولِ اللهِ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ﴾ ________________ أَسْتَوْدِعُ هَذَا السِرَّ صَدِيقِي مُحَمَّدًا ________________ الْفَتَيَاتُ يُوصِلْنَ أُخْتَهُنَّ الصَّغِيرَةَ إِلَى الْبَيْتِ ________________ هَلْ تَصِلْنَ بَيْتَكُنَّ الْيَوْمَ يَا أَخَوَاتُ؟ ________________ إِنَّا نَعِدُ مُحَمَّدًا أَنْ نَشْتَرِيَ لَهُ دَرَّاجَةً ________________
3) Составьте предложения, используя глаголы 1-го упражнения. (Глаголы должны стоять в форме настояще-будущего времени).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |