Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика системы наук об организации



2015-11-18 1149 Обсуждений (0)
Общая характеристика системы наук об организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие «организация» многомерно. Данный термин употребляется для обозначения «статики» какого-либо объекта, его структуры, характера внутреннего устройства и «динамики», процесса изменений природных, технических или социальных объектов.

Единство организационной статики и динамики – важнейший исходный принцип деятельности менеджера. Реализуя функцию управления, он осуществляет необходимые «процессуальные» действия (организует себя и других) и одновременно добивается того, чтобы на каждом этапе жизненного цикла самого предприятия и производимых товаров или предоставляемых услуг его структура была оптимальной, т.е. соответствовала бы конкретным условиям микро- и макросреды.

Таким образом, в первом приближении об организации можно говорить как о сложной системе, имеющей определённое внутреннее устройство (структуру), с одной стороны, и цели, ресурсы, механизмы существования и поддержания отношений с внешним окружением, – с другой. Именно такое концептуальное видение организации как «самоорганизующейся системы на всех этапах её жизненного цикла» и положено в основу теории организации.

 

 

Таблица 1.1

Система наук об организации

Научные дисциплины Изучаемые аспекты
Теория организации Сущность, типы; цели, миссия, среда; структуры, коммуникации; механизм функционирования; адаптация, проектирование; динамика организации
Теория управления Субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; подготовка и качество руководителей; руководство; линейное и функциональное управление
Психология Обучение, тренировка; мотивация; личность, восприятие; удовлетворённость работой; оценка действий; отношение к труду; форма поведения
Социология Социализация; групповые нормы и роли; статус, власть; конфликты; бюрократия; организационная культура;
Социальная психология Изменение поведения, позиции; групповые процессы (формальные и неформальные)
Антропология Сравнительные ценности; сравнительные нормы; сравнительные позиции; этнические особенности
Экономические науки Регулирование; рыночные отношения; эффективность; экономическая стратегия
Юридические науки Законодательная регламентация; правила и нормативы; ответственность, санкции
Информатика Информационные потоки; обоснование решений; информационные технологии; телекоммуникации

 

Заметим, что проблема соотношения теории организации (ТО) и теории управления (ТУ) решается современными учёными неоднозначно.

По мнению одних, ТО и ТУ, хотя и тесно взаимосвязаны, однако являются относительно самостоятельными сторонами менеджмента. Исходная позиция сторонников разграничения ТО и ТУ сводится к тому, что «организация» отвечает на вопрос «Чем управлять?», а собственно «управление» – на вопросы «Для чего необходимо управлять?» и «Каким образом следует управлять?» Именно в этом смысле ТО и ТУ являются двумя главными, т.е. специальными основами (СО), или «китами» менеджмента. Добавим к двум теоретическим элементам третий – практическую деятельность (ПД) менеджера, направленную на конкретное решение стратегических, тактических и оперативных задач, – и в совокупности с общенаучными знаниями, выступающими фундаментальными основами (ФО) менеджмента, получим универсальную формулу (1):

МЕНЕДЖМЕНТ = ФО +СО + ПД (1)

Обобщая взгляды сторонников разграничения теории организации и теории управления как относительно самостоятельных областей знания, упорядочим их представления о системе наук об организации, теории и практике менеджмента в виде схемы (рисунок 1.1):

Практическая деятельность менеджера
Специальные основы менеджмента
Теория организации Теория управления
Фундаментальные (общенаучные) основы менеджмента
Социальные дисциплины Гуманитарные дисциплины Естественнонаучные дисциплины Технические дисциплины
       

Рисунок 1.1 - Взаимосвязь общенаучных, специальных и практических оснований современного менеджмента

 

Сторонники иной точки зрения рассматривают теорию организации в качестве составной части науки об управлении (рис. 1.2).

 
 

 

 


Рисунок 1.2 - Место теории организации в системе управленческих наук

К «смежным» с теорией организации управленческим дисциплинам правомерно отнести и такие самостоятельные области научного знания, как логистика, управление персоналом, конфликтология, гендерология. Такое расширение и конкретизация (стратегический менеджмент, организационное поведение) перечня научных дисциплин вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, самим фактом существования и «признанием» их роли и значения для подготовки специалистов в области менеджмента, маркетинга, а также социологии, социальной психологии, социальной работы; во-вторых, необходимостью исследования так называемых пограничных областей и решения конкретных управленческих проблем на базе синтеза новейших научных достижений и разработок.



2015-11-18 1149 Обсуждений (0)
Общая характеристика системы наук об организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика системы наук об организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)