Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Изучение нового материала. У. В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях



2015-11-18 718 Обсуждений (0)
II. Изучение нового материала. У. В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях 0.00 из 5.00 0 оценок




У. В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях, были такие слова: «Не величественные соборы вспоминаются богомольцу, бывавшему в Оптиной пустыни,невысочайшие колокольни, не крепостные стены монастыря,недрагоценности ризницы. Всего этого нет в скромном по своему внешнему облику монастыре»- Чем же знаменита Оптина пус­тынь? А знаменита она своими старцами.

Кого называют старцами?

Дети. Старец - это благочестивый человек, который может руководить духовной жизнью других людей.

У. Через старца люди узнают волю Божию. В Оптиной пустыни было 14 преподобных старцев. Прочитаем их имена на доске.

Дети читают.

ПреподобныйЛев.Преподобный Макарий. Преподобный Моисей. Преподобный Антоний. Преподобный Иларион.


Опт «некие старцы

1.77

Преподобный Амвросий. Преподобный Анатолий (старший). Преподобный Исаакий I. Преподобный Иосиф. Преподобный Варсонофий. Преподобный Анатолий (младший). Преподобный Нектарий. Преподобный Никон. Преподобный Исаакий II.

~ Теперь я хочу рассказать немного о каждом старце.

Первого оптинского старца звали Лев. Он был большого роста, величественный, в молодости обладавший большой си­лой, сохранивший до старости, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях. В молодости преподобный Лев за­нимался торговлей. Он возил товары из одного города в дру­гой. Во время одной из таких поездок на него напал волк и вырвал из ноги огромный кусок. Но юноша не растерялся и засунул кулак в глотку волка, а другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза.После этого случая старец Лев прихрамывал всю жизнь.

Когда преподобный Лев стал монахом,он многим помогал духовными советами. Многим его советы казались странны­ми, но если люди поступали так, как им советовал преподоб­ный Лев. то потом они об этом не жалели. Одной женщине, например, старец предложил переехать на другую квартиру, женщина долго отказывалась, но старец настоял на своем. Ночью после переезда в старую квартиру забрался бывший слуга этой женщины с целью ограбить и убить ее. Последовав совету старца, женщина спаслась от смерти.

Некоторые люди завидовали преподобномуЛьву и написа­ли на него донос - тогда ему запретили принимать посетите­лей.Но люди все равно приходили к старцу, и онне мог отказать им. А на все замечания и угрозы старец отвечал так:

к себе никого не зову: кто ко мне приходит,тех гнать от себя не могу».

Преподобный Макарийбыл среднегороста, у него былонекрасивое лицо,но белое, светлое.Особенно поражал его


178 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

взгляд: тихий и полный смирения. Нрав старец имел живой и подвижный, память прекрасную: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека.

; Старец Макарий родился в благочестивой дворянской се­мье. В детстве мать говорила о нем: «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное!» 'После школы преподобный поступил на службу бухгалте­ром. В свободное время он любил читать, играть на скрип­ке. В 24 года преподобный Макарий поселился в деревне. Однажды несколько мужиков украли у него гречиху. Свя­той долго их вразумлял, и мужики пали на колени в ис­креннем раскаянии. Вскоре после этого он ушел в монас­тырь. Через некоторое время его назначили духовником одного монастыря, там с ним познакомился преподобный Лев, он стал руководителем духовной жизни преподобного Макария.

• Старец Макарий переезжает в Оптину пустынь и становит­ся после смерти преподобного Льва духовником обители. Каждый день к нему приходили толпы народа. Старец прини­мал их до самой смерти. Даже когда он заболел и не мог вставать, то попросил вынести себя в переднюю и положить на пол, чтобы посетители смогли видеть его через окно.

Преподобный Моисей родился в благочестивой семье. Его отец часто водил детей в церковь, а вернувшись домой, рас­спрашивал о службе. В школу преподобный не ходил, а обу­чался дома у отца.В 18 лет преподобного Макария с братом отец отправил на службу в Москву. В Москве братья читали душеполезные книги, встречались с благочестивыми людьми, и в них созрело желание уйти в монастырь. Но они боялись, что отец не отпустит их, тогда они написали ему письмо, что идут служить другому хозяину, подразумевая под другим хо­зяином Иисуса Христа. Когда отец узнал, что его сыновья ушли в Саровский монастырь, то сильно разгневался. Только через три года он простил братьев.

После пострижения в монахи преподобный Моисей стал пустынником.

Кто такие пустынники?

Д. Это люди, которые уходят жить в пустыню, чтобы им никто не мешал молиться в уединении.

У. Только преподобный Моисей ушелне в пустыню, а в лес


Оптинские старцы 179

и жил там много лет.Во время пустынной жизни преподоб­ный Моисей окреп и созрел духовно.

Однажды преподобный Моисей оказалсяв Оптиной пусты­ни, и решил он устроить рядом с ней скит.

А что такое скит? . . ^ .

Д. Это уединенная обитель, уставкоторой отличается боль­шей строгостью, чем в монастыре.

У. Взяв благословение на это дело, преподобный Моисей переехал в Оптину пустынь и начал строительство скита. *Есть ли у вас деньги?» - спрашивали его при начале строите­ли. «Есть, есть», - и покажет пятнадцать-двадцать рублей. в Да ведь этого не хватит». А преподобный Моисей улыбнется и скажет: «А про Бога забыл: у меня нет, так у Него есть». Часто бывало, что рабочие просили уплаты, когда у святого не было денег, он просил подождать, и через день-два по почте приходили деньги. Вскоре преподобный Моисеи стал настоя­телем монастыря.Но при своем высоком положении он не забывал помогать простым людям.Он покупал ненужные вещи только для того, чтобы помочь нуждающемуся продав­цу, нанимал для отпугивания ворон и ловли кротов сирот и платил им за это деньги. Когда преподобный Моисей умер, то в ящике, где он держал деньги, нашли только одну монету:

«Верно, батюшка не заметилее, - сказал его брат, - а то бы он непременно и ее истратил».

Преподобный Антоний был младшим братом преподобного Моисея. Кто помнит, как воспитывались дети в этой семье?

Д. Отец не отдавал детей в школу, а учил сам дома. Ещеончасто водил детей в церковь.

У. Преподобный Антоний с юных лет стремился к монаше­ству, поэтому он присоединился к преподобному Моисею, жившему пустынником в лесах. Впоследствии преподобный Антоний вместе с братом переселился в Оптину пустынь, за­нимался строительством скита, а в 30-летнем возрасте стал начальником скита. Преподобный Антоний был очень сми­ренным, ни одного распоряжения он не делал без благослове­ния своего брата, преподобного Моисея. Так как в скиту было мало монахов, то старцу Антонию приходилось выполнять

самому разные послушания.

Как вы понимаете фразу «выполнятьразные послуша­ния»?


180 КОНСПЕКТЫУРОКОВ

Д. Ему приходилось делать различные хозяйственные дела.

У. Приведите примеры монастырских послушаний.

Д. Уход за домашними животными, наведение порядка, работа в саду и огороде, пение и чтение в церкви.

У. Нашлись люди, которым не нравились преподобный Моисей и преподобный Антоний. Они сделали так, что препо­добного Антония перевели в другой монастырь. Старец втовремя тяжело болел и просил оставить его в скиту, но все его просьбы остались без ответа. И только через 14 лет преподоб­ному Антонию разрешили вернуться в Оптину пустынь, гдеонпрожил до самой старости.

Преподобный Антоний много заботился о людях, которые обращались к нему за помощью. Одного человека в поле зас­тигла метель, и он заблудился. В страхе он стал молиться:

Господу, чтобы Он помог ему ради молитв преподобного Анто­ния. И через некоторое время этот человек благополучно вы­шел к своей деревне.

Отец преподобного Илариона был портным и часто отсут­ствовал дома. Воспитанием детей занималась мать, она была благочестивой женщиной. Преподобный в детстве был тихим и кротким. Также он был очень неловким: однажды он качал­ся с товарищами на доске и неудачно упал; в другой раз он ушибся, катаясь на лошади. Старшие за такую неловкость дразнили мальчика. Когда преподобный Иларион подрос,онстал помогать отцу. Для того чтобы лучше изучить портняж­ное мастерство, он поехал учиться В.Москву. Через некоторое время у юноши появилось желание уйти в монастырь, он стал посещать русские обители. Больше всего ему понравилась Оп-тина пустынь, и святой решил в ней остаться. Его избрали келейником преподобного Макария.

Кто такой келейник?

Д. Это человек, который прислуживает батюшке.

У. Но, кроме этого послушания, преподобного назначали и на другие работы: он был огородником, садовником, пек хлеб.

После смерти преподобного Макария преподобный Илари­он стал духовником обители. К нему каждый день приходило множество народа, и преподобный старался всем помочь: на­ставлял в вере, исцелял от болезней. Этот труд святой выпол­нял до самой своей'смерти.

Кто из оптинских старцев наиболееизвестен?


Оптинские старцы


 


 


Д. Преподобный Амвросий Оптинский. У. Что вы знаете о нем?

Дети отвечают.

- Преподобный Амвросий Оптинский в детстве был очень бойкий и веселый мальчик. Сам старец рассказывал о своих детских проказах. Однажды он полез под крышу за голубями, но упал и ободрал себе спину. В другой раз, несмотря на замечание матери, не переставал стегать у себя на дворе одну смирную лошадку, которая, вьйдя из терпения, поранила его копытом в голову. Понятно, что подобное поведение мальчика не одобряли в семье.

. Когда преподобный Амвросий вырос, его отдали в Духов­ное училище, где он показал исключительные способности. После окончания учения юноша стал работать учителем. Вскоре он тяжело заболел. Надежды на выздоровление почти не было, и святой дал обет - в случае, если он поправится, пойти в монастырь. Но после выздоровления юноша четыре года не решался уйти в монастырь. Ему было жалко расста­ваться с привычной жизнью, с друзьями. Преподобного Амв­росия постоянно мучила совесть, и вот однажды ему стало до того стыдно перед Богом за несдержанное обещание, что он тайно ушел из дома в Оптину пустынь. В монастыре святой был келейником преподобного Льва, а потом преподобного Макария, работал в пекарне. Через некоторое время преподоб­ного Амвросия рукоположили в иеромонахи. Кто такой иеромонах? Д. Монах-священник.

У. Для того чтобы рукоположить святого Амвросия в иеро­монахи, его отправили в Калугу. Был сильный холод, и свя­той простудился. С этих пор старец уже никогда не мог попра­виться. Преподобный Амвросий не мог уже работать физиче­ски, но мог наставлять людей в духовной жизни, он стал преемником старца Макария. И целых тридцать лет он слу­жил ближним. Трудно представить себе, как он мог в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отве­чать на десятки писем. Для него не существовало тайн:онвидел все. Однажды к преподобному подошел молодой чело­век и стал жаловаться на то, что ничемне может вылечить руку.Не успелон договорить: «Болит, шибко болит...» -как


182 КОНСПЕКТЫУРОКОВ

старец перебил: *И будет болеть. Зачем мать обидел?»Носразу смутился и продолжал: «Ты ведешь-то себя хорошо ли? Хороший ли ты сын?»

Преподобный Амвросий обладал даром исцеления. Одной больной женщине 'он явился наяву, взял за руку и сказал:

«Вставай, полно тебе болеть». И она тут же вылечилась.

Преподобный Анатолий (старший) родился в семье диако­на, его родители хотели, чтобы сын стал монахом, и воспиты­вали его в строгости. Святой окончил Духовное училище и семинарию. Что такое семинария?

Д. Это учебное заведение, где готовят священников.

У. Правильно, но преподобный Анатолий после семинарии не стал священником, а поступил на службу, но вскоре забо­лел. Тогда больной дал обещание, что если выздоровеет, то поступит в монастырь. В Одтиной пустыни преподобный Ана­толий стал одним из первых учеников преподобного Амвро­сия.

В монастыре преподобному Анатолию пришлось в первые годы очень тяжело. У него было очень трудное послушание на кухне, спать приходилось мало, да и то на дровах. Но такая жизнь не сломила дух преподобного, и скоро он стал помощ­ником преподобного Амвросия, а потом - скитоначальником.

Преподобный Анатолий был очень сострадательным чело­веком. Когда он узнавал о чьем-нибудь горе, долго волновал­ся, до болей в голове, и старался чем-то помочь. Вот что рассказывала одна монахиня: «Я по поступлении в монастырь заболела. Мне было15 лет, и доктора сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать; батюшка сказал мне: «Чи­тай молитву Иисусову, и все пройдет». Так я и сделала, и за святые его молитвы выздоровела. И с тех пор прошло двад­цать три года, и я живу».

Преподобный Исаакий I родился в благочестивой семье. Его семья пользовалась большим уважением в городе за христианс­кую жизнь, честность, милосердие. Дед был особенно располо­жен к своему маленькому внуку и часто брал его с собой в церковь. Отец святого требовал от детей беспрекословного по­виновения и такого уважения к родительскому авторитету, что дети не осмеливались садиться пред ним без позволения. Но он не прибегал к обычным мерам строгости и никогда не подни­мална детей руку, поэтому дети его сердечно любили.


Оптичские старцы183

Когда преподобный Исаакий подрос, то стал помогать отцу в его торговых занятиях. Он имел на подчиненных ему про­стых людей самое благоприятное влияние.

Святой хотел уйти в монастырь, но не знал. как ато сделать и послужит ли это ему на пользу. Тогда он поехал в Оптину пустынь, где находился его брат. На преподобного Исаакия произвела глубокое впечатление беседа с преподобным Львом. После этой поездки он решается бежать из дома в Оптину пустынь без родительского благословения. (Только через год он примиряется с отцом.)

В монастыре преподобный нес послушание на кухне, асовременем стал управлять обителью. Первые дни начальствова­ния были тяжелым испытанием для преподобного Исаакия. Однажды он плакал о невозможности содержать братию, но вдруг известие об уплате долгов ее и еще о завещании одного жертвователя рассеяли его печаль. При начальствовании пре­подобного Исаакия I в Оптиной пустыни построили свечной завод, обустроили богатые луга, сады и огороды. Но святой заботился не только о внешнем благосостоянии монастыря, а и о духовной лсизни братии. Монахи его очень любили и называли «дедушкой». Один монах, будучи в опасности по­гибнуть при переправе через реку осенью, когда лед был еще не прочен, призвав на помощь молитвы своего «дедушки», избавился от опасности.

. Преподобный Иосиф был ближайшим учеником преподоб­ного Амвросия. Он родился в семье простой, но благочести­вой. Его родители любили читать духовные книги и ходить в храм. Мать водила детей с собой в церковь и дома заставляла их молиться. Когда святому было восемь лет, он однажды, играя во дворе, упал без чувств. Когда он пришел в себя, то сказал, что видел в воздухе Царицу Небесную. В другой раз в селе случился пожар. А семья святого незадолго до этого переехала в новый дом. Ребенок, не зная, к кому обратиться за помощью, стал протягивать руки к находящейся вблизи церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы и кричать:

«Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!* Детская молитва эта была услышана; все кругом сгорело, а их дом остался цел.

В, 11 лет святой остался круглымсиротой и поселился у старшего брата Семена.Но Семен вскоре пропилвсе имущество,


184 КОНСПЕКТЫУРОКОВ

и преподобному Иосифу .пришлось идти работать у чужих лю­дей. Он испытал и холод, и голод, иногда побои и разные опасности. Хотя он жил в развращенной и грубой среде, ничто плохое не пристало к нему, его чистую душу влекло в монас­тырь. Преподобный решил пойти за советом к своей сестре-монахине, и она велела ему идти в Оптину пустынь. Первым его послушанием в Оптиной была работа на кухне, но уже вскоре он стал келейником у старца Амвросия. Старшим ке­лейником преподобного Амвросия был человек суровый, кото­рый не показывал новичку, как и что надо делать, а когда тот ошибался, он укорял его. Вот эта-то школа терпения и сделала старца Иосифа таким кротким и смиренным. Неизменно благо­душное настроение преподобного Иосифа влияло на всех. Он со всеми был смирен я умел всех смирять своим смирением, кро­тостью и уступчивостью.

Через несколько лет преподобный Иосиф сильно заболел и готовился к смерти, но по молитвам преподобного Амвросия остался жив. После выздоровления он стал помогать старцу Амвросию тем, что исповедовал народ.

А после смерти преподобного Амвросия и преподобного Анатолия преподобный Иосиф стал старцем для всей братии Оптиной пустыни.

Старец Иосиф обладал даром видеть будущее. Одному чело­веку он повязал на шею шнурок из своего пояса, это символи­чески обозначало тюремное заключение, что и сбылось: при­мерно через 20 лет этого человека посадили в тюрьму за веру.

Одновременно с преподобным Иосифом и преподобным Анатолием и после их кончины старчествовал в Оптиной пус­тыни скитоначальник преподобный Варсонофий.Он получил благочестивое воспитание в семье. Вот как об этом рассказы­вал он сам: «Я каждый день ходил к ранней обедне. Так приучила меня мачеха, и как я теперь ей благодарен!»

В детстве преподобный Варсонофий учился в кадетском корпусе (учебное заведение для мальчиков, где их готовили к военной службе). А после поступил на военную службу. Однажды он попал на литургию, которую служил святой Иоанн Кронштадтский. Преподобный Варсонофий прошел в алтарь. Святой Иоанн быстро подошел к нему, поцеловал руку и, не сказав ничего, отошел. Все присутствующиепере­глянулись и говорили после, что, вероятно,он будет священ-


Оптинские старцы

ником. А сам преподобныйВарсонофий и не помышлял тог­да об этом.

И вот однажды, тяжко заболев воспалением легких и по­чувствовав приближение смерти, он велел вслух читать Еван­гелие, а сам забылся... И было ему в это время видение: он увидел открытыми небеса, вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. и услышал он Голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину пустынь. К удивлению всех, больной стал быс­тро поправляться, выздоровел и уехал в Оптину пустынь. Там он был назначен келейником при преподобном Нектарии, асовременем - скитоначальником. Преподобный Варсонофий стал духовником обители.

Но, несмотря на великие духовные дарования преподобного Варсонофия, нашлись люди, недовольные его деятельностью. Они написали донос, и старца перевели в один из самых бедных монастырей, где он умер через год. Но похоронить его разреши­ли в Оптиной пустыни, рядом с могилами других старцев.

«Небольшого роста, немного сгорбленный, с чрезвычайно. быстрой речью, увлекающийся, .любвеобильный, отец Анато­лий уже тогда оставил во мне неизгладимое впечатление» -так описывает преподобного Анатолия (младшего) его совре­менник.

С юных лет святой хотел стать монахом,но мать его не благословила, и он поступил в монастырь только после ее смерти. Многие годы провел в скиту келейником у преподоб­ного Амвросия. Усвоив у него основы монашеского духовни-чества, старец Анатолий стал руководить внутренней жизнью монахов. Любовь и ласковость обращения привлекали к стар­цу толпы светских людей, и он старался всем дать совет, всех благословить.

Когда были гонения на Православную Церковь, к старцу пришли люди. они стали бить, мучить и издеваться над свя­тым. а потом хотели его арестовать, но старец попросил себе отсрочку на сутки. Когда же пришли за ним на следующий день, то увидели его мертвым во гробе. Так Господь избавил его от страданий.

Преподобный Нектарий родился в бедной семье, отецегобыл рабочим на мельнице и умер, когда сыну исполнилось 7 лет. Мальчик был умным .и любознательным,но учиться ему пришлось только всельской школе.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

С матерый у преподобного Нектария была глубокая душев­ная близость. Она была строга с ним, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. В 11 лет она устроила сына служить в лавку. Вырастал юноша тихим, богомольным, любящим чтение. Лицом он был очень красив, с румянцем нежным, как у девушки, с русыми кудрями. В 18 лет один человек задумал женить преподобного Нектария на своей до­чери. Девушка была хорошая и пришлась юноше по сердцу. Но перед свадьбой он решил съездить за благословением к одной благочестивой старице. Она сказала ему: «Юноша, пой­ди в Оптину к Илариону, он тебе скажет, что делать». Препо­добный Нектарий послушался совета и отправился в Оптину пустынь. Монастырь поразил святого своей красотой. Пришел он к преподобному Илариону, рассказал о себе, а тот ему отвечает: «Сам я ничего не могу сказать тебе, а пойди ты к батюшке Амвросию, и что он тебе скажет, так ты и сделай».,

Старец принял Нектария сразу же и говорил с ним два часа. О чем была эта беседа, отец Нектарий никому не откры­вал, но после нее он навсегда остался в скиту и домой уженевозвращался ни на один день.

Однажды преподобного Нектария спросили, не возмущался ли он против своих учителей. Тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не могло прийти. Только раз провинился я чем-то, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет. А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палку берется, я бежать, а потом прощения просил».

Со временем преподобный Нектарий сталстарцем, В этиже годы он начал юродствовать. Кто такие юродивые?

Д. Это люди, которые вели себя безумно сточки зрения окружающих людей, ана самом деле так они скрывали свод духовные подвиги и свою прозорливость.

У. Преподобный Нектарий носил цветные кофты, сливал в один котел все кушанья, ходил с валенкомна одной ноге и башмаком на другой.

В 1913 году оптинская братия собралась, чтобы избрать старца. Сначала старчество предложили отцу архимандриту Агапиту, но он отказался и указал на преподобного Нектария. Современник отца Нектария вспоминает: «Когдаего назначи-


Оптинские старцы

ли старцем, он так скоморошничал (юродствовал), что его даже хотели сместить, но один высокой духовной жизни мо­нах сказал: «Вы его оставьте, это он пророчествует». Теперь все сбывается, что он тогда говорил. Например, наденет хала­тик на голое тело, и на ходу сверкают у него голые ноги. В 1920-х годах даже студенты, служащие ходили на службу босые, без белья, или в пальто на рваном белье. Насобирал разного хламу: камешков, стеклышек, глины и т. д., устроил крохотный шкафчик и всем показывал, говоря: «Это - мой музей». В Оптиной действительно потом долгое время был музей.

В советское время монастырь закрыли, а преподобного Не­ктария выслали в Брянскую область, где он и умер.

Преподобный Никон родился в благочестивой купеческой семье. В год его рождения семью посетил святой Иоанн Крон­штадтский, он благословил молодую мать.

В 8 лет святой тяжело заболел, положение было безнадеж­ным. У постели умирающего ребенка мать усердно молила святого Николая. И совершилось чудо... Ребенок выздоровел.

Детство святого прошло в атмосфере взаимной любви и уважения. Преподобный Никон был всеобщим любимцем.Отприроды он был наделен характером веселым, бойким и энер­гичным, Отличительными чертами характера святого были терпение и сдержанность. Однажды, когда ему было лет12, он упал и распорол себе ладонь большим ржавым гвоздем. От неожиданности он только вскрикнул, но ни стонов, ни слез не было.

Первые скорбные события в жизни ребенка - смерть ба­бушки и дедушки - заставили задуматься о смерти.Он сталчаще посещать храм, вместе с братом они пели на клиросе. Тогда появился у братьев интерес к монашеской жизни, и они решили уйти в монастырь. Брат преподобного нарезал полос­ки, написал на них названия монастырей и предложил вытя­нуть любую полоску. Вытянули Оптину пустынь. До этого они не слышали о ней. Братья провели в Оптиной около двух месяцев, но игумен отказался их принять. Через некоторое время они опять посетили монастырь и были приняты в скит.

Первым послушанием преподобного было помогать препо­добному Варсонофию отвечать на письма, потом он стал биб­лиотекарем. Одновременно он пел и читал на клиросе. Мирно


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

и безмятежно потекла его жизнь под руководством преподоб­ного Варсонофия. Беспокоила преподобного Никона только мысль о предстоящей военной службе, Он спрашивал у стар­ца, можно ли молиться о том, чтобы Господь избавил его от военной службы. Преподобный Варсонофий отвечал, что нельзя, что военная служба - это наш долг перед государ­ством. Но преподобного Никона все-таки освободили от ар­мии. так как нашли у него болезнь ног, ион остался в монас­тыре.

После революции преподобного Никона арестовали и зак­лючили в тюрьму только за то, что он был монахом. Через некоторое время его освободили, и он вернулся в монастырь. Через два года монастырь превратили в музей, а монахам приказано было уйти оттуда, но оптинские храмыеще неко­торое время оставались открытыми и преподобный Никон служил в них. Когда закрыли храмы, преподобный служил у себя в келье, пока было возможно там оставаться.

Когда святого выселили из монастыря, он поселился в Козельске с одним священником, там он часто служил в Успенском соборе. Через некоторое время преподобный Ни-кон был арестован и сослан на Соловки. Там из-за болезни ног его освободили от тяжелых работ и поставили сторожем на складе, потом счетоводом. После окончания лагерного срока преподобный Никон получил направление на ссылку, на медицинской комиссии у него обнаружили туберкулез легких, но он не стал просить о перемене места ссылкипосостоянию здоровья, а предался воле Божией. С большим трудом преподобному удалось найти себе квартиру у пожи­лой женщины, которая кроме большой оплаты деньгами поставила условием своему квартиранту выполнять все тя­желые работы по дому. Преподобный Никон согласился, так как выбирать было не из чего. В ссылке не оставлялони пастырского своего долга — переписывался со своими ду­ховными чадами.

Через некоторое время состояние святого ухудшилось, и он не мог вставать с постели. А хозяйка, как только узнала, что у него туберкулез, испугалась и выселила жильца в ко­ридор, тамего и нашел знакомый священник, он перевез преподобногоНикона к себе на квартиру, где тот вскорости и умер.


Оптинские старцы

Мало известно о преподобном Исаакии II.Он был после­дним настоятелем Оптиной пустыни перед ее закрытием. Пос­ле закрытия монастыря преподобный Исаакий вместе со всей братией остро переживал изгнание. Большим утешением для него была возможность совершать богослужения. Утешало и то, что он не один, так как в Козельске жили и другие мона­хи. Через некоторое время в Козельске были закрыты все церкви, а все оптинские монахи во главе с преподобным Иса-акием были заключены в тюрьму. Оттуда святой был сослан в Сибирь, где и скончался.



2015-11-18 718 Обсуждений (0)
II. Изучение нового материала. У. В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Изучение нового материала. У. В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)