№ п/п урока
| Наименование раздела, темы
| Количество
часов
| Дата
проведения
| Практическая работа
(варианты на выбор)
| Примечание
|
Раздел 1. Вводный урок. Особенности аграрной технологии (6 часов)
|
| Вводный урок.Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Ознакомление с мастерскими, выставками работ учащихся. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация рабочего места.
|
|
|
|
|
| Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Понятие «аграрные технологии», «сельскохозяйственные культуры».
|
|
|
|
|
3-4
| Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета урожая.
|
|
| Подготовка почвы для посева чеснока
Составление технологической карты подготовки почвы для посева чеснока.
|
|
5-6
| Понятие «система обработки почвы». Осенняя обработка почвы под овощные растения. Правила безопасной работы с ручным сельскохозяйственным инструментом.
|
|
| Уборка корнеплодов.
Составление технологической карты уборки корнеплодов.
|
|
| Раздел 2. Кулинария (10 часов)
|
7-8
| Понятие «кулинария», «питание», «культура питания». Рациональное питание. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газовых плит, при работе с горячими жидкостями. Общие сведения о питании, процессе пищеварения, усвояемости пищи. Питательные вещества. Витамины, их значение и функции в организме.
|
|
| Уход за кухонной посудой.
|
|
9-10
| Значение овощей в питании человека. Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей. Механическая обработка овощей. Виды тепловой обработки. Виды нарезки, инструменты и приспособления для нарезки. Блюда из сырых и вареных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
|
|
| Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
Приготовление салата (из сырых и вареных овощей).
Составление технологической карты приготовления салата.
|
|
11-12
| Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы варки и жарения яиц.
|
|
| Приготовление блюда из яиц.
Составление технологической карты приготовления блюда из яиц.
|
|
13-14
| Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов, украшение бутербродов. Подача бутербродов к столу.
|
|
| Приготовление бутербродов.
Составление технологической карты приготовления бутербродов.
|
|
15-16
| Горячие напитки, посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу чая, кофе и какао.
Меню завтрака. Расчёт количества и состав продуктов. Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды для завтрака. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.
|
|
| Приготовление горячих напитков.
Составление технологической карты приготовления горячих напитков.
|
|
Раздел 3. Черчение и графика (4 часа)
|
17-18
| Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы и инструменты для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия.
|
|
| Выполнение эскиза швейного изделия.
|
|
19-20
| Понятие «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Материалы и инструменты для построения чертежа швейного изделия. Правила безопасного труда и организация рабочего места при выполнении чертежных работ. Последовательность построения чертежа для изготовления образца шва, узла прямоугольной формы.
|
|
| Построение чертежа для изготовления образца швейного изделия прямоугольной формы.
|
|
Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (14 часа)
|
21-22
| Швейные материалы
Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити и утка. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани.
|
|
| Определение направления долевой нити и утка.
Определение лицевой стороны ткани.
|
|
23-24
| Бытовая швейная машина.
История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила безопасности труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине.
|
|
| Подготовка швейной машины к работе:
- намотка нити на шпульку,
-заправка верхней и нижней нити.
|
|
25-26
| Конструирование и моделирование.
Понятие «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук).
|
|
| Снятие мерок, необходимых для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы.
|
|
27-28
| Раскройные работы
Понятие «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Последовательность раскроя швейного изделия.
|
|
| Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка выкроек фартука на ткани в зависимости от модели и ширины ткани.
|
|
29-30
| Технология швейных работ
Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места.
Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Виды стежков и строчек. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций (перенесение линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали). Способы контроля качества. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: обметывание, застрачивание, стачивание. Условное обозначение операций. Способы контроля качества. Классификация машинных швов.
|
|
| Выполнение ручных швов.
Прокладывание контурных и контрольных линий на деталях кроя.
Обработка нижней части фартука.
|
|
31-32
| Технология обработки накладных карманов.
Соединение карманов с нижней частью фартука.
|
|
| Обработка накладных карманов.
Соединение карманов с нижней частью фартука.
|
|
33-34
| Технология обработки пояса.
Технология соединения пояса с фартуком. Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Способы контроля качества.
|
|
| Обработка пояса.
Соединение пояса с фартуком.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Контроль качества изделия.
|
|
Раздел 3. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (14 часов)
|
3.1. Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения (8 часов)
|
35-36
| Вводный урок. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. Фанера и ДВП. Графическое изображение деталей из древесины с использованием чертёжных инструментов и средств компьютерной поддержки.
|
|
| Изучение устройства столярного верстака и отработка приёмов крепления заготовок. Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов.
|
|
37-38
| Этапы планирования работы по изготовлению изделия. Конструирование объектов технологической деятельности. Подготовка заготовок к работе. Приёмы ручной обработки: разметка заготовок из древесины (по шаблону и копирование). Сведения о припуске на обработку.
|
|
| Изучение графической документации. Упражнения на разметку при изготовлении различных изделий.
|
|
39-40
| Технология работы лобзиком. Приёмы ручной обработки: пиление лобзиком. Правила безопасности при работе лобзиком.Отделка изделий. Выжигание по древесине.
Правила безопасности при работе выжигателем.
|
|
| Упражнения на выпиливание различных деталей. Упражнение на выжигание по древесине
|
|
41-42
| Склеивание изделий из древесины. Зачистка поверхности детали. Лакирование поверхностей. Склеивание изделий из древесины. Зачистка поверхности детали. Лакирование поверхностей
|
|
| Склеивание изделий. Зачистка поверхностей деталей. Лакирование изделий. Ознакомление с устройством различных механизмов
|
|
3.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения (6 часов)
|
43-44
| Рабочее место для ручной обработки металла. Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы.
Правила безопасного труда при обработке металлов и проволоки. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга.
Приёмы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно- измерительных инструментов.
Правила безопасного труда при обработке металлов и проволоки.
|
|
| Изучение устройства слесарного верстака и тисков. Ознакомление с металлами и сплавами. Упражнения на правку и разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки
|
|
45-46
| Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Правка, гибка и резание заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Правила безопасного труда при обработке металлов и проволоки.
|
|
| Упражнения на правку, гибку и резание заготовок из тонколистового металла и проволоки.
|
|
47-48
| Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки. Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии.
|
|
| Упражнения на соединение деталей из тонколистового металла и проволоки
|
|
Раздел 4. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект (14 часов)
|
49-50
| Понятие "творческий проект по технологии". Варианты проектов. Проектирование изделий с использованием поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта.
|
|
| Выдвижение идей для выполнения учебного проекта
|
|
51-52
| Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Выбор модели проектируемого изделия.
|
|
| Анализ моделей- аналогов и банка идей. Выбор модели проектного изделия
|
|
53-54
| Творческий проект. Выполнение изделий и заготовок для творческого проекта.
|
|
| Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения
|
|
55-56
| Творческий проект. Выполнение изделий и заготовок для творческого проекта.
|
|
| Обработка отдельных деталей изделия
|
|
57-58
| Творческий проект. Выполнение изделий и заготовок для творческого проекта.
|
|
| Обработка отдельных деталей изделия
|
|
59-60
| Сбор изделия творческого проекта.
|
|
| Сборка деталей изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия
|
|
61-62
| Защита творческих проектов.
|
|
| Презентация творческого проекта
|
|
Раздел 5. Технология ведения дома. (4 часов)
|
63-64
| Тема 4.1. Уход за одеждой и обувьюРемонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды. Выведение пятен. Применение средств защиты от моли и других насекомых.
|
|
| Выполнение штопки.
Выполнение заплаты.
Восстановление распоровшихся швов.
Чтение символов на ярлыках одежды.
|
|
65-66
| Тема 4.2. Интерьер жилых помещений
Понятие «интерьер». Интерьер кухни и столовой. Требования, предъявляемые к кухне и столовой. Оборудование кухни. Правила и варианты размещения оборудования. Зоны кухни. Благоустройство кухни. Санитарное состояние кухни. Гигиена газовых и электрических плит, сантехники и кафеля.
|
|
| Выполнение эскиза интерьера кухни.
Выполнение эскиза интерьера столовой.
|
|
Раздел 1. Основы аграрной технологии Весенние работы (4 часа)
|
67-68
| Основы аграрной технологии (весенние работы)
Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур.
|
|
| Посадка растений.
Составление технологической карты посадки растений.
|
|
69-70
| Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней.
Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур. Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.
|
|
| Обработка растений.
Составление технологической карты обработки растений.
|
|