(р) Антроп 2006
После каждого нового альбома ОЛЕ ЛУККОЙЕ мне так и хочется сказать, что именно он – самый лучший в дискографии группы. «Куманейра» не стала исключением – опять только самые позитивные впечатления, и желание вновь переслушать предыдущие работы Бориса Бардаша и Ко. Диск записывался живьем на студии легендарного Андрея Тропилло, затем прошел мастеринг в домашней студии – и вот он, новый шедевр этно-ритуально электронно-акустического транс-рока, словно созданного для того, чтобы забыться в мистическом танце.
Первый трек – девятиминутный «Коньтигр», композиция, которой нет на одноименном альбоме. Немногословный русскоязычный текст, множество хитроумных и очень приятных электронных фишек, «конкретный» ритм – хит да и только. Далее следуют «Вольные войны», знакомые по предыдущему альбому, доведенные, однако, до подобающей мощи за счет электрического контрабаса Владимира Коновалова и ощущения «концертности», какого так не хватало студийным альбомам коллектива. Возможно, кстати, за счет именного этого эффекта «Куманейра» слушается чуть ли не как идеальный вариант звучания ОЛЕ ЛУКОЙЕ на все времена. Трек, давший название альбому – еще один хит диска, в котором музыканты со всей серьезностью расследуют тему, использовал ли Вильям Шекспир для создания своих бессмертных произведений наркотические препараты. Вновь неспешный транс барабанных переборов, шаманский голос, навязчивая мелодия, которая не скоро выходит из головы, и мало логичный, если воспринимать его на трезвую голову, текст, который, однако, еще не раз догонит тебя своей абстрактной образностью.
На дворе трава, За травой гора, Куманейра…
Такое ощущение, что сэмплы на шекспировскую тему, которыми нашпигована композиция, взяты из некой научно-популярной передачи – или же это очень удачная стилизация. Крайне увлекательная композиция, несмотря на то, что ее звучание намного превосходит 10 минут. Следующий за ней «Гамелан» - еще одно очень яркое, неспешное музыкальное путешествие, приобретающее уже почти эпическую серьезность. Ну а 13-минутная «Далеко» доводит потенциального со-путешественника ОЛЕ ЛУКОЙЕ до танцевально-лирического экстаза. Завешает альбом короткая, всего на 6 с половиной минут, и почти лирическая композиция «Кэнчанга».
Отметим, что записан альбом в несколько усеченном составе, всего вчетвером. Фагот Фрола присутствует на диске лишь в виде коротких сэмплов в одном из треков, заметно и отсутствие голоса Татьяны Свахи – «Куманейра», в итоге, получилась более «мужским» альбомом, в котором голос самого Бардаша, что называется, вне конкуренции.
Диск еще раз подтверждает статус группы как одного из самых сильных клубных составов России, не поддаться под очарование музыки которого, особенно на концерте, практически невозможно.
www.olelukkoye.ru
*****
АШ
THE SIX DEAD BULGARIANS & CONTROL LIGHTS “Nature Is Bygone”
(p) 2006 self-release
Архангельский проект ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР имеет давнюю и очень непростую историю. Начав свою деятельность еще в середине 90-х годов трио выпустило записало и выпустило несколько интереснейших альбомов, в котором сумело соединить воедино множество актуальных направлений электронной музыки – от первобытного индустриального нойза, записанного на аналоговых синтезаторах и в помещениях местных заводов, электронного амбиента, приправленного многочисленными препарированными живыми инструментами, до почти что лаунджа, приправленного, однако, как всегда, изрядной долей фирменного «болгарского» глумления, специфического юмора, выражавшегося, в том числе, в названиях композиций и альбомов, а также почти «резидентского» мистификаторства. Все кассетные альбомы были выпущены весьма ограниченными тиражами самими музыкантами, причем футляры, кассеты и обложки альбомов вручную разрисовывались красками, клеем и вообще чем только возможно. В последствии грейтест хитс композиций того кассетного периода были переизданы мизерным CD-R тиражом питерским лейблом Fight Muzik, но даже несмотря на свой чисто коллекционный характер наделали немало шума в музыкальных кругах. После смерти одного из основателей проекта, Леши Чулкова, «болгарское» дело продолжил его старший блат Александр, известный в Архангельске электронный музыкант и композитор – правда, до этого времени больше по дискотечной части. Первые альбомы обновленного состава были куда более электронными и менее целостными, однако со временем группа вновь обрела тот немыслимый и ни на что не похожий шарм, которым так отличалась музыка оригинального состава.
В последнее время Александр, можно сказать, вышел на промышленные объемы, ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР все чаще выступают с концертами в родном Архангельске, причем с различными вариациями из приглашенных музыкантов, и остаются самой интересной экспериментальной музыкальной формацией столицы Поморья. В последнее время наметился устойчивый творческий тандем между проектом и еще одним экспериментальным коллективом города, дуэтом КОНТРОЛЬНЫЕ ОГНИ, совместно с которым был записан этот альбом и диск “Six Dead Lights”, ставший результатом совместного аудио-визуального перформанса, имевшего место на фестивале современного арта «Черная точка». Впрочем, именно данный перформанс имел более всего отношения к искусству из всего того, что было представлено на том фестивале – большинство остальных участников отметились лишь бесплодным концептуализмом, горлопанством скучающей, чисто провинциальной истерикой. Ну да речь не об этом.
Итак, сегодняшние БОЛГАРЫ (на мой взгляд, именно их составляющей больше в совместном проекте) бодры, веселы, интеллектуальны и разнузданны, все так же влюблены в экспериментальную электронику (приходят на ум поздние COIL, уральский LA LETTRE A CAMUS и кенигсбергский KRATONG, приправленный, однако, невыразимым и уникальным северным очарованием, что-то из IDM и технократического амбиента), в меру и очень по эстетски мрачны, как и раньше полны импровизационных моментов – и, прямо скажем, чуть ли не танцевальны! При всех этих очень разнообразных, согласитесь, элементов музыка на этом диске совершенно чужда какой бы то ни было халтуры и надуманности, она пышет витальными энергиями, искренностью и отличается взвешенным композиционным воплощением. Диск сложно расслушать и оценить по достоинству с первого прослушивания – здесь множество собственных идей (или новаторских сочетаний уже изобретенных кем-то ранее), ну а качество записи еще раз закрепляет за Чулковым звание одного из самых умелых и продвинутых саунд-продюссеров Архангельска. Я не знаю, откуда взялось это вот пасторальное оформление диска – ничего, хотя бы отдельно напоминающего осенние пейзажи в музыке БОЛГАР с ОГНЯМИ нет – а о концепции альбома судить вообще практически невозможно: на том месте, где у обычного CD находится трек-лист, ребята оставили лишь разграфленное, как в тетрадке, чистое поле и надпись внизу - enter titles yourself. Поэтому любимые композиции обозначу лишь номерами – 3, 6 и 10. И несмотря на само-реализованность и почти недоступность этого альбома для слушателя – отличная во всех отношениях работа, креативная, качественная и «живая». Bulgarians are not dead! (в отличие от punks).
*****
АШ
АБУТОРЬ “Stalinorgel”
(p) promo 2007
Дебютный демо-альбом молодого, но очень яркого military-EBM проекта из небольшого северорусского города Новодвинск (спутник Архангельска). На старинном поморском наречье, или, как здесь называют, говОре, слово АБУТОРЬ (ударение на последнем слоге) означает «медведь-шатун». Единственный участник проекта отнюдь не обслушавшийся какого-нибудь очередного функервогта или ваппенбунта подросток, а напротив имеет солидное музыкальное прошлое. Не могу сказать, каким образом звезды повернулись так, что бывший музыкант известной на северо-западе техно-дет группы ECLIPSE (посмертный диск этого коллектива вышел на BlackSmith Prod.) – однако тезис о том, что талантливый человек талантлив в принципе, еще раз нашел подтверждение.
Первым на диске идет мощнейший трэк «Штурмовики - Танцующие Ангелы». Жесткий ритм, очень яркая мелодия, где-то на периферии – обработанный голос, который местами выдает металлическое» прошлое музыканта. В итоге первый номер остается одним из самых запомнившихся на диске вообще. На втором, заглавном треке, основная линия продолжается в новом качестве, а среди сэмплов, - причем, идеально ложащихся на ритмику композиции – слух радует пара квадратов из «Выходила На Берег Катюша». Вообще, названия композиций АБУТОРЬ говорят сами за себя – «Памяти Павших», «Последний Бастион», «Отзвуки Хрустальной Ночи», «Поморье», «Под Имперским Стягом», и т.д. Таким образом, перед нами еще один удачный пример переложения формальных достижений европейской сцены на сугубо российские реалии и родственную всем мало-мальски патриотические настроенным гражданам идеологические посылы. Лично меня все это очень радует. Одним словом, творчество новодвинского проекта рекомендуется всем любителям жесткого ритмичного «военизированного» индастриала, и отдельно, кстати – фанатам московской формации [T.3.R], особенно более раннего их творчества. На мой взгляд, у проектов много общего и идеологически, и музыкально.
В мае в одном из клубов Северодвинска у АБУТОРЬ состоялся концертный дебют, проект отыграл в синти-готик пати, вместе с местным коллективом ПОСЛЕДНИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РОМАНТИКИ и хабаровско-питерскими гостями OTTO DIX. Вполне возможно, это будет обозначать новый этап ав становлении АБУТОРЬ, концертный - всем известно, что живьем подобная музыка вообще слушается бесподобно.
****
АШ
QUENTARO "Картины Звуком"
self-release демо 2007
Дебютный альбом совсем молодого one-man проекта из Альметьевска (Татарстан), которому нет еще и года от роду. Десяток, в основном, чисто инструментальных композиций, записанных, как кажется, на одном дыхании. Отсюда, может быть, и некоторое отсутствие должной звуковой выверенности, тщательности подхода к звуку, который временами кажется уж слишком пластиковым и искусственным. С другой стороны, качество записи в целом достаточно высокое, на альбоме чувствуется желание автора быть в курсе современным технологий, стилистических веяний и последних достижений VST-промышленности, ну а главное достоинство музыки QUENTARO – композиторская зрелось, живописность и мелодическая красота композиций – позволяют закрыть глаза на технические огрехи. Сегодняшняя стадия развития проекта – изучение полутонов, звуковых нюансов и реверов, которая (стадия) логически следует за осознанием определенного количества свежих композиторских и стилистических идей. То есть, по большому счету, перед нами все же некий полуфабрикат, который, после доведения до ума, может засиять новыми гранями и вывести имя автора на достойным ему уровень.
Большая часть композиций достаточно спокойна, это электронная нео-классика, замешанная на ethereal и кинематографическом романтизме – музыка, идеально подошедшая, например, для озвучания какого-то исторического фильма. В девятом треке инструментальный аскетизм и выразительность вдруг дополняются русскоязычным текстом – на мой взгляд, этот момент одно из самых слабых мест альбома, ибо и голос записан не важно, и текст какой-то странноватый, да и декламационных способной музыканту не слишком хватает. Наиболее интересными мне показались более динамичные вещи «Варвары» и «Город среди песков» с потрясающими мелодическими контурами квази-восточного характера. Также стоит выделить эмоциональную «Гомункул: Процесс Создания» и, правда, с не самой лучшей стороны, заключительную «Следы», которая звучит как-то неожиданно попсово, хотя, с другой стороны, все так же искренне и чисто. Все вместе «Картины звуком» напоминают золотые времена лейбла Hyperium и его команды ANCHORAGE и LOVE IS COLDER THEN DEATH, оказавшие столь большое влияние на последующие поколения представителей мелодичной готики. Несмотря на то, что слушается все чуть сыровато, как первое демо и благодаря чувствующемуся потенциалу эта запись заслуживает очень высокой оценки.
**** 1/2
АШ
V/A "КРАСНЫЙ КВАДРАТ"
(р) КультФронт 2005
Очень интересное по содержанию, концептуальное и блестяще воплощенное в звуке, пластике и картоне посвящение первой половине 20-го века, на котором КультФронт собрал интереснейших представителей радикально-индустриальной музыки России.
После коротенького, непонятно кем рожденного трека «Старт» следует произведение “Fore! Hasan Bin Sabbah” (рязанского?) проекта COMFORDEBT, обреченное на сравнение с MUSLIMGAUZE. Спасибо за вдохновенное напоминание о кумире молодости. Ритмичный трек от NAZI BASTARDS FROM ALDEBARAN изобилует сэмплами из третьего рейха, а следующtt за ним произведение “Comintern Scum” питерского же проекта RUPOR UDARA переносит уже в советское прошлое, начинаясь отрывком из классической версии «И вновь продолжается бой». Индастриал-электро от MAJDANEK WALTZ «Мы» напоминает о стилистике группы только характерным голосом вокалиста и интересным текстом – впрочем, как и указано в сопроводительной информации, это ремикс. Неизвестный для меня проект МП 44 нарезал звуковую аппликацию из ритмичной электроники и многочисленных сэмплов из кинофильмов про войну и речей В.В.Путина. Получилось довольно забавно. Напряжение нарастает, - трек «Мамаша» от KRYPTOGEN RUNDFUNK выполнен в стилистике жесткого ритмик-нойза: даже характерные дисторшированные вопли присутствуют. Энергично и достаточно неожиданно. CLONING EXPERIMENT FAILURE – очень грязный индустриально-гитарный хардкор с орущим вокалистом, бешеными ритмом и «поцелуями» брейк-бита и ритмик-нойза. Полнейшее безумие и андерграунд. COMFORTER – видимо, «наш ответ» заокеанскому CONVERTER, представленный трек «Припадок» – абсолютно хаотичное нагромождения очень резких электронных звуков, и слушателя от окончательного изнеможения спасает лишь его короткая длина. Зато следующий за ним трек питерской ЛИНИИ МАСС берет своим эпическим размахом – композиция «Триумф Стали» длится более 11 минут и является на сборнике абсолютные рекордсменом по этому показателю. Снова масса сэмплов советской эпохи, ритм огромного завода и характерный тембр, по которому этот заслуженный проект, этот «Родченко в звуке», этот «наш дерблютхарш советской индустриализации» узнается среди своих коллег по цеху. ФЕДОР СВОЛОЧЬ представил на суд публики достаточно легкий, не менее энергичный и оригинальный трек “Saami”, отличающийся как всегда тщательным подходом и разнообразием звучания. ЧЕЛОВЕК, МАШИНА И ТРАНС В УРБАСТРУКТУРЕ – и перед нами ритмическая композиция с более четкой мелодикой и ритмической структурой. К сожалению, ничего не знаю о проекте. Прошедший проверку временем ДМТ представлен композицией «Холодная осень в Белграде», - красивым, атмосферным, почти эмбиентным треком со своим неожиданно лирическим настроением. Один из ярчайших моментов сборника. «Сибирская Язва» от ШУМОВ РОССИИ – привычный уровень адреналина от знатных ударников и видных активистов российского андерграунд-движения. Что такое DISCIPLINA ARCANI мне не ведомо, но их трек «Поминочки» тоже очень интересен и отличается какой-то плачуще-болезненной атмосферой, с массой живых звуков и «фольклорным» привкусом, отчасти даже напомнившим о нетленках ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА. Пожалуй, для меня коллектив стал главным открытием компиляции.
Пространный и прозрачный трек «Кол О Кол» от CISFINITUM – привычный уже уровень качества и инновационности проекта Евгения Вороновского, композиция, звучащая неимоверно пронзительно именно благодаря своей нешумности. Завершает сборник проект КНУТ с треком «Тревога», чья монотонная мелодика построена на сигналах азбуки Морзе. После нее следует кода «Финиш», у котором толпа скандирует слово «революция» на фоне нарастающего нойза.
Несмотря на свою, местами, крайнюю неблагозвучность сборник слушается почти что на одном дыхании из-за достаточно коротких треков, коих большинство. Практически все композиции обладают собственными «фишками» и, пожалуй, могут быть с некоторой поправкой на стилистику названы хитами.
Жизнеутверждающий и плюющийся своей неуемной энергией сборник, музыка которого как никогда соответствует цвету оформления. Крайне рекомендуется для всех поклонников нетривиальных манер звукоизвлечения.
http://kvadrat.radionoise.ru
*****
АШ
V/A “Noise VS Glamour”
(p) 2006 Электроиндустрия
Перед нами концептуальный сборник, изданный по следам прошедшей этим летом серии одноименных музыкальных акций. Акции эти носили характер серии организованных международных арт-террористических атак на сознание «гламуризованного» слушателя и прошли с 14 по 28 октября 2006 года в Хельсинки, Санкт-Петербурге, Ярославле, Москве и Рязани. Наиболее достойные «шумы» из нескольких десятков участвовавших в фестивале коллективов вошли затем в рецензируемый диск.
Однозначно, что музыкантам, принявшим участие в проекте, есть что предъявить гламуру как понятию. Видно, накопилось у них в душе, поэтому «пошумели по поводу» ребята отменно и искренне. Начинается все достаточно спокойным треком финского (?) проекта ALYMYSTO. Далее следуют два более «серьезных» по звучанию трека от ведущих питерских проектов, работающих с шумовой музыкой – ШУМЫ РОССИИ с достаточно типичной для группы композицией с альбома “Hydrofobia” и бэдсекторооборазный трек HLADNA (очень неплохой). Проект PAIN NAIL – это уже типичнейший power-noise c с верещащим, зарубающим на верхних высотах пульсирующим звуком и воплями вокалиста. Их трек очень логично и естественно перетекает в несколько более спокойное, но еще более жутковатое по звуку (хотя при этом даже обладает некоей мелодией) произведение питерцев BARDOSENETICCUBE – второй из запавших мне в душу треков сборника. HAERETICI 7074, SINIAALTO – данные неизвестные лично для меня проекты предоставили треки, которые можно скорее отнеси к нойиз-амбиенту, во втором случае – очень даже приятному на слух, фактурному, почти лирическому. Так и до ненавистного гламура недалеко! Спасает положение MONOPOLKA – ее короткий, но совершенно безбашенный трек, составленный из нагромождения сэмплов, воспроизведенных на дикой скорости, напоминает джаз-грайнд-кор опыты Джона Цорна. Дико весело и жизнеутверждающе. SADKARMA – тягучие эксперименты с низкими частотами. PROJECT 503 и RADIOKATVE – тоже экспериментаторство чистой воды (но точно «не гламур»!). И на последок – снова немного классического пауэр-нойза от GRUNT и несколько более мирная по динамике, но столь же суровая по звуку композиция от проекта с чудным названием FLOWER.
Компиляция, безусловно, для очень специфического уха и людей с «индивидуальным» представлением об эстетических канонах. Звучит все, однако, очень целостно и довольно интересно, к тому же с концептуальной задачей своей диск справился – то есть высказал свое фи ненавистному явлению. Хотя вряд ли читательницы модных глянцевых журналов имеют шанс хотя бы подержать этот диск в руках – к новому номеру ELLE он не прилагается и в кофейнях не звучит… В общем, «а девчонки-то не знали!..»
**** АШ
ОТАВА Е "Под Аптекой"
(с)&(р) Отава Е 2006
«Отавность – свойство травы давать отаву». Какой травы?.. Какую отаву?.. И при чем здесь аптека, вынесенная в название альбома? Ну да ладно, надеюсь, это все же не скрытая реклама гербалайфа.
Задорная питерская фолковая команда, которая предпочитает самовыражаться при помощи двух галисийских волынок, гитар, скрипок, этнической перкуссии, и совершенно без помощи человеческого голоса. Отлично записанный альбом, подкупающий лежащей на поверхности акустичностью и танцевальностью. В отличие от большинства «кельтов», по определению почти всегда являющихся презде всего кавер-группами, ОТАВА не забывает о фольклоре своей страны, который очень даже хорошо ложится на гармонии Короля Артура. Так, например, композиция «Песня» (собственно, действительно единственная почти песня) отличается очень плавным переходом чего-то условно кельтского в очень даже русскую народную «Когда б имел златые горы и реки полные вина…» («…но крашу, крашу я заборы чтоб тунеядцем не прослыть!») Под названием «Хит» скрывается как-то очень по-грузински звучащий гимн объединенной Европы (Бетховен), переходящий в «J.C. - Superstar» (Уэббер) и обратно. Другие удачные композиции – совершенно улетная версия “La Sansonette” и завершающий диск сюрприз – «Вальс Петрова», за который отдельное спасибо – по моему глубокому убеждению, одно из самых талантливых музыкальных произведений советской эпохи. Участием в создании диска отметился и один из «самых главных кельтов России» В. Лазерсон.
Замечательный диск, в котором не к чему придраться, кроме как, может быть – удивительное дело! – излишней отрепетированности и отработанности буквально всех элементов. Иногда создается даже ощущение, что волынки не настоящие, а лишь очень искусно «забитые» сэмплы, настолько все чистенько и правильно сыграно. Идеальная команда для музыкального сопровождения пивных возлияний во славу Гинесса, Францисканнера и прочих кумиров посетителей хороших пабов. Коммерческая, но совсем не лишенная души beer-музыка. Если это было целью музыкантов, то на своем пути они достигли совершенства.
www.otavae.spb.ru
****
АШ
FLEUR “Все Вышло Из Под Контроля"
(p)2006
1. Шелкопряд 2. Рай на полчаса 3. Пепел 4. Память 5. Искупление 6. Опьяненные нежностью 7. Улыбки сфинксов 8. Эволюция тщетность 9. Люди, попавшие в шторм 10. Я всё ещё здесь 11. Сегодня 12. Тёплые воды 13. Всё вышло из-под контроля 14. Для того, кто умел верить
Ольга Пулатова - фортепиано/вокал/аранжировки Елена Войнаровская - гитара/вокал/аранжировки Екатерина Котельникова - синтезатор/аранжировки Алексей Ткачевский – ударные Виталий Дидык – контрабас Александра Дидык – виолончель Анастасия Кузьмина – скрипка Алла Лужецкая – флейта
Музыка и слова : Ольга Пулатова -1,3,5,7,9,11,13 Елена Войнаровская -2,4,6,8,10,12,14 Менеджмент: Дмитрий Веков Продюсирование: Олег Маньковский, Ярослав Климась (Masterwort Production) Звукопроизводство альбома: Paularis Music Group для Masterwort Production Продюсер звука :Shevchuk
Даже многочисленные прослушивания не помогли мне разделить почти всеобщий восторг перед новым альбомом и звучанием замечательного одесского девичьего коллектива. Мне действительно больше нравится традиционное творчество группы, более акустическое, лишенное нарочитых «модных» элементов, - обычно их обозначают как «трипхоповость». Диск, безусловно, неплох, и станет вехой в развитии коллектива, однако мне он показался уж слишком рассудочным, просчитанным, а лучшие его моменты – лишь повторение достижений прошлых альбомов. Думаю, изменения в звучании группы – это очевидный маркетинговый ход: музыканты поняли, что их музыка потенциально рассчитана на куда большую аудиторию, чем казалось ранее, и усилили элемент доступности для потребителя, одновременно старательно сохраняя и культивируя свои уже сложившиеся «фишки». Самым неожиданным, искренним и эмоционально потрясающим моментом стал для меня сэмпл из мультфильма про Маугли, где говорится о Красном Цветке – на общем спокойном фоне этой песни с совершенно, правда, чернушным текстом о крематории (возможно, лучший трек диска, который условно можно обозначить как «Формалин. Часть вторая») звучит это действительно потрясающе. В финале песни звучит еще один сэмпл, на сей раз барабанный – из JOY DIVISION.
Женский вокал, который ни с чем не с путаешь, чудесные мелодии, очень образные и талантливые, местами неожиданно жестокие и удивляющие своей честность в первую очередь по отношению к себе тексты, отличный мастеринг и аранжировки. Однако в целом пластинка – все же шаг назад, коммерческий компромисс. Возможно, если б я не слышал «Волшебства», восприятие было бы куда более положительным.
*** 1/2
АШ
KRYPTOGEN RUNDFUNK “22.SZ”
(p) Mechanoise Labs 2004
01. Proton Pseydos (2:16) 02. Radiokatzenjammer (4:59) 03. Ohne Augen (6:31) 04. Verborgenen Spuren (4:38) 05. 3 cm³ (3:42) 06. Krampf (10:23) 07. Maulkorb (6:12) 08. Goworit Moskwa! (2:59)
Общее время - 41:40
Примечания: all tracks recorded by M.M. in various moments between March - December 2002 at Base Station, except track 2 recorded by M.M. & Pavel Alexandrov (rest in peace!)
Первый альбом, пожалуй, наиболее яркого из представителей питерского шумового андерграунда последних лет, проекта KRYPTOGEN RUNDFUNK вышел два года назад тиражом в 350 копий на небольшом, если не ошибаюсь, французском лейбле Mechanoise Labs. Однако вопреки (или, наоборот, благодаря?) столь небольшому количеству экземпляров диск успел сделать KR едва ли не культом среди российских любителей экспериментальной музыки.
Нойз в понимании KR – не просто грубая форма витальности, манифестация собственного активного нигилизма по отношению с социуму и культурному богажу человечества, или выплеск экстремальных эмоций на голову жаждущей того же самого подготовленной публики, после чего обе стороны довольные расходятся по домам. Это очень вдумчивое и вдохновенное музицирование с использованием наиболее антигармоничных, на первый взгляд, созвучий и вибраций. Автор, словно Данте, нисходит в самый ад звуков и гармоний, чтобы вынести из мира магм некий сумрачный, практически пограничный, однако же бесспорный инвариант красоты, собранный буквально по капле с огромных пространств холодного и бесчеловечного звукового хаоса. Звучащие глыбы KRYPTOGEN RUNDFUNK лишь на первый взгляд случайны и аморфны – на самом деле это очень структурированное, авторски организованное пространство со своей динамикой, логикой развития. Исследования радиошумов, вибраций электрических сигналов и прочих прелестей, которые, казалось бы, могут быть интересны – и то с практической точки зрения – какому-нибудь монтеру Иванову, уводят автора, а вслед за ним и внимательного слушателя, в самозабвенное и увлекательное звуковое путешествие, которое скоро оборачивается настоящей медитацией. «Интеллигентный нойз»? Пожалуй, только в данном случае первое слово звучит не с оттенком пренебрежительности, не как социальный диагноз чего-то маложизнеспособного или высоколобо-искусственного, а как показатель практического применения высокого уровня IQ при создании музыки. Первая параллель, за которой, впрочем, ходить далеко не надо – это, конечно же, BAD SECTOR, с которым у KR даже в плане звука – сложного и многоуровневого - масса общего. Примерно то же впечатление производит автор и на своих концертных выступлениях, самозабвенно шаманя, склоняясь над любимыми железками. Из материала “22.SZ” можно выделить композиции “Ohne Augen”, удивительную “Krampf”, и совсем уж неожиданную “Maulkorb”. Последний трек, кстати, называется “Goworit Moskwa!” Москва у автора, впрочем, ничего не говорит, а лишь выдает в радиоэфир, искаженный всевозможными шумами, фортепианную фантазию на тему российского гимна. Звучит это, кстати, куда приятнее, естественнее и даже патриотичнее, чем та жуткая, до последней нитки пропитанная американским душком соул-версия главной песни страны, которую российские FM-радиослушатели могут каждую полночь слушать в исполнении Долиной. Бррр…
http://kr.radionoise.ru www.mechanoise-labs.com
*****
АШ
ШУМЫ РОССИИ “All Sacred”
(p) Электроиндустрия 2006
Этот альбом оказался первым послушанным мной диском из стопки презентованных мне вождем ШУМОВ Гошей Солнцевым CDR-ов. Произошло это в Архангельске на некоем молодежном фестивале, главным событием которого было для меня выступление десанта питерских нойзеров, которых неизвестно какими ветрами занесло на всю эту панково-подростковую вакханалию с претензией на элитарность и наименование «современное искусство». Плюс ко всему, в программе фестиваля питерцев поставили в самом конце, аж в 3 часа утра, то есть во время, когда все получившие свою дозу тусни, дешевой водки из под полы, дебютных выступлений местных маргинальных команд, «перформансов» и сомнительной живописи дети свалили по кроваткам. Таким образом, из почти тысячи посетителей феста питерских нойзеров дождались лишь около полусотни наиболее взрослых людей, которые и получили необыкновенное удовольствие от услышанного и увиденного. Лично меня необыкновенно порадовали все – и проект HLADNA, и KRYPTOGEN RUNDFUNK, и совместный проект питерцев под названием КОСМОДРОН, и выступление самого Гоши, который, собственно, извлек (в некотором сокращении) из своего лоп-топа то, что я услышал дома, загрузив в проигрыватель данный диск.
Будучи знакомым с ШУМАМИ РОССИИ до этого лишь по их почти случайному выступлению на презентации первой части “Colours Of Black” в Москве да по совместному альбому с Ольгой Комок (LATERNA MAGICA), трек с которого, к моему сожалению, на второй части упомянутого сборника так и не появился, к восприятию данного материала я оказался более-менее готовым. И тем не менее, ощутил от его прослушивания настоящий шок, который обернулся тем, что почти тут же поставил диск на повторное воспроизведение, что, согласитесь, для шумовой музыки не типично. Впрочем, как нетипичен, в своей основе, этот питерский нойз. Альбом, вернее, его единственный почти часовой трек, построен на удивительных образом обработанных и вплетенных в общую бескомпромиссную палитру музыкальных средств сэмплах православных песнопений. С них здесь все начинается, и, пройдя через все кругами цифрового ада, и заканчивается в конце диска. Возможно, в другом случае в пору было бы говорить даже о некоем святотатстве, но здесь это настоящее искусство, в котором содержание и форма, то есть имеющиеся звуковые средства, сплелись воедино и образовали по настоящему потрясающую Музыку. При этом, еще раз замечу, это именно чистый нойз, со всеми его прелестями, давно уже изученными и примелькавшимися меломанами. Однако в данной версии ШУМОВ это не торжество формы над содержанием, не ставший уже скучным дежурный «звуковой террор» в исполнении известных японских или европейских буржуа, а нечто очень русское, глубинно обоснованное, и потому неимоверно сильное по своему воздействию. Это нойз авторский, глубинный, очень не глупый композиционно и… духовный! Сюита слушается буквально на одном дыхании и потрясает своей целостностью.
И еще одно дополнение: так случилось, что восприятие звукового содержания “All Sacred” совпало и неимоверно наложилось у меня на чтение удивительной и во многом загадочной книги «Проект Россия», которая уже стала притчей во языцех и настоящим хитом в читающих кругах. Это анонимное издание появилось непонятно откуда и в первом своем варианте было разослано неизвестными авторами политической верхушке и наиболее активным деятелям российского государства, общества и армии. Представленный в книге взгляд на современную Россию и происходящие в ней события, равно как и размышления о будущем государства, потрясают своей честностью и осознанностью, и альбом ШУМОВ РОССИИ стал удивительным фоном к книге, которая читается буквально на одном дыхании, как в детстве Жюль Верн. Для заинтересовавшихся: этот знаковый текст можно обнаружить – и сравнить ощущения – по Интернет-адресу: http://projectrussia.ru
Издание дополнено концертным DVD, содержащим материал, отснятый на концерте ШУМОВ в московском клубе «Икра» осенью этого года. Материал здесь другой, по сравнению с буквально потрясшим альбомом показался он мне не столь интересным, поэтому, возможно, разговор о нем еще впереди.
www.electro.noises.ru
*****
АШ
MAJDANEK WALTZ "Холод"
(р) 2006 Культфронт
1. Ожидание / Suspense 2. Всё будет так, как хочется Зиме / Everything is going to be in Winter way 3. Холод / Cold
Anthesteria 4. Всё будет так, как хочется Зиме / Everything is going to be in Winter way
Majdanek Waltz feat. Wolfsblood 5. Холод / Cold
Majdanek Waltz Дополнительно / In addition 6. Ворон / Raven
Лимитированный 500-ми копиями мини-альбом от с каждым годом медленно но верно прогрессирующей и становящейся все более известной рязанской группы вышел на неизвестном мне до этого момента лейбле «Культфронт». Очень приятное картонное оформление конверта, и потрясающая своей обыденной живописностью фотография на самом диске – или, может, я за лето просто по зиме соскучился? Несмотря на то, что на диске лишь три новые песни (остальные – либо версии, либо то, что уже выходило), этот мини-альбом – наиболее взрослый, интересный, хорошо записанный и грамотно выпущенный релиз майданеков. При этом, что самое интересное, наименее идеологизированный (по крайне мере на внешнем уровне) и самый лиричный. Интересная метаморфоза.
Первая вещь, коротенькая «Ожидание» переходит в программную «Все будет так, как хочется зиме» - и уже здесь мы наблюдаем знакомое в принципе, но выведенное на новый уровень, так сказать, состоявшееся собственное звучание группы – гитара, баян, флейта, отстраненно декламирующий голос и… неожиданно объемный и теплый, почти по джазовому звучащий безладовый бас! Очень хорошая песня. Третий, заглавный трек – то же сочетание инструментов – и еще больший хитовый потенциал. Действительно очень зимнее настроение – примерно то, что и у фотографии на самом диске. Как всегда очень образные и подходящие к музыке группы слова Бориса Поплавского.
Номером четвертым следует версия «Все будет так…» от питерского проекта ANTHESTERIA, ставшего постоянным боевым камрадом MW в концертных выступлениях и прочих художественных манифестациях. Версия неплоха, хотя и немногое добавляет к уже нарисованному образу. Далее идет версия «Холода», партию вокала и «ветра» на которой исполняет WOLFSBLOOD – благодаря его голосу (тоже речитатив, и тем не менее) композиция приобретает новый шарм, и лично мне этот вариант, в отличие от предыдущей попытки перепевки, нравится даже больше оригинала. Под конец же авторы припасли своего «Ворона», 16-тиминутную композицию, выходившую ранее отдельным, и видимо, минимальным тиражом изданным CD-R синглом. На мой взгляд, не слишком удачная идея была включать этот трек на диск, но дело хозяйское. В общем и целом – отличный диск – но благодаря именно новому материалу. Дарк-фолк MW без сомнения стал уже самоценным и знаковым явлением на российской сцене, направление творческого прогресса заявлено достаточно ясно, и в будущем группы сомневаться не приходится.
На релизе вы также обнаружите очень аккуратно и с любовью сделанную фото-секцию, содержащую две озвученные галереи из жизни MAJDANEK WALTZ. К диску также прилагается пара визиточек лебла «Культфронт», которые сообщают, в частности, что лейблом готовятся к изданию третья и четвертая часть сборника “Thalamus”, компиляции «Черный квадрат» и «Industrial Tribute to DEPECHE MODE», новые работы CISFINITUM, DMT, и все тех же MAJDANEK WALTZ. Что ж, лейбл делает серьезную заявку на собственное почетное место в российской пост-индастриал культуре. С нетерпением жду новых релизов – а от самих майданеков, все же, нового большого полноценного альбома.
http://majdanekwaltz.woods.ru
**** 1/2
АШ
DECEMBERED “A Treatise On Eschatology”
promo 2006
1. Lucida - 5:00 2. Animi Ventorum - 7:04 3. Constellationis - 2:11 4. Caligo Mane - 7:17 5. Tibila (Terra Firma) - 5:56 6. Vocatus - 4:37 7. Spiritus Rei Furientis - 5:26 8. Finis - 2:55
Новый сорокаминутный опус от московского проекта DECEMBERED, который медленно, но верно становится все более известным и уважаемым на российской сцене. Стоит, однако, сразу оговориться, что “A Treatise On Eschatology” не имеет ничего общего с треком, который группа предоставила для второй части сборника “Colours Of Black”: вышедшая на нем композиция “Rex Tremendae” определенно неоклассична, симфонична и «конкретна». Рецензируемый же альбом лишен вокала (если не считать декламации на заднем фоне, которая иногда вплетена в музыкальное полотно, сэмплы и женский голос в шестом треке), и стилистически бли