Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Очередность удовлетворения требований кредиторов



2015-11-11 535 Обсуждений (0)
Очередность удовлетворения требований кредиторов 0.00 из 5.00 0 оценок




Вне очереди за счет конкурсной массы подлежат удовлетворению текущие обязательства несостоятельной кредитной организации. Перечень текущих обязательств установлен ст. 189.84 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В п. 2 ст. 189.92 Закона определено, что очередность удовлетворения требований текущих кредиторов регулируется ст. 855 ГК РФ в отличие от иных должников.

Законом установлены особенности очередности удовлетворения требований кредиторов несостоятельной кредитной организации. Так, прежде всего такие особенности установлены для кредиторов первой очереди.

В число кредиторов первой очереди включены:

- кредиторы, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью путем капитализации соответствующих платежей; а также кредиторы, которым кредитная организация компенсирует моральный вред;

- кредиторы, с которыми должник состоит в обязательственных отношениях по банковскому вкладу и (или) банковскому счету.

Из числа кредиторов первой очереди законодатель исключил индивидуальных предпринимателей, если их счета открыты в связи с предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если их счета открыты для осуществления профессиональной деятельности, и кредиторов, обязательства перед которыми обеспечены залогом прав по договору банковского счета (подп. 2 п. 3 ст. 189.92 Закона).

Вкладчики и клиенты банка по договору банковского счета выступают кредиторами коммерческого банка в конкурсном производстве, если они не получили возмещения по вкладам в полном объеме в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>. В этом случае сохраняется право требования к коммерческому банку вкладчика.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. II). Ст. 5029; http://www.pravo.gov.ru.

 

Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные на банковских счетах индивидуальных предпринимателей, если эти счета открыты в связи с предпринимательской деятельностью; адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности; денежные средства по договору банковского вклада на предъявителя, а также переданные физическими лицами в доверительное управление либо помещенные во вклады в филиалах коммерческих банков РФ, находящихся за пределами Российской Федерации, а физические лица в таких случаях выступают конкурсными кредиторами коммерческого банка при признании его несостоятельным; электронные и размещенные на номинальных счетах, за исключением отдельных номинальных счетов, которые открываются опекунам или попечителям и бенефициарами по которым являются подопечные, залоговых счетах и счетах эскроу денежные средства, если иное не установлено Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";

- Агентство по страхованию вкладов по требованиям из договоров банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшим к нему после выплаты страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", если размер вклада или счета не превышает максимального размера страхового возмещения (п. 2 ст. 13 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", подп. 3 п. 3 ст. 189.92 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В процедуре конкурсного производства интересы Агентства представляет уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба, которая действует без доверенности от имени Агентства и в его интересах как кредитора банка в процедуре конкурсного производства <1>;

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 12 апреля 2005 г. N 56н "Об утверждении Положения о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24.

 

- Банк России по требованиям, которые перешли к нему в результате осуществления выплат по вкладам физических лиц, хранящихся в банках, признанных несостоятельными (банкротами) и не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ (подп. 4 п. 3 ст. 189.92 Закона).

Выплаты указанным вкладчикам Банком России осуществляются на основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ <1>. Его действие распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием несостоятельными (банкротами) коммерческих банков, которые не вошли в систему обязательного страхования вкладов и лицензия на осуществление банковских операций у которых была отозвана после введения в действие Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3232; Российская газета. 2014. 26 дек. N 296.

<2> Статья 10 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

 

Банк России вправе принять решение об осуществлении выплаты по вкладу физического лица при наличии одновременно двух условий. Во-первых, кредитная организация, принимающая вклады, должна быть признана решением арбитражного суда несостоятельной. Таким образом, в отличие от банка, участвующего в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, выплаты производятся только в стадии конкурсного производства. Во-вторых, Банк России вправе осуществить выплаты по вкладам только после истечения срока для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди.

При этом Банком России производятся выплаты по вкладу непосредственно самому вкладчику, а не цессионарию в том случае, если вкладчик уступит свое право требования к банку после отзыва у банка, не участвующего в системе страхования вкладов лицензии на осуществление банковских операций (п. 3 ст. 4 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").

Размер компенсации, производимой Банком России, не может превышать 700 тыс. руб. Допускается зачет взаимных требований, если вкладчик одновременно является должником банка по кредитному договору или договору займа (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона).

Выплаты компенсации осуществляются Банком России в валюте РФ через банки-агенты.

В ходе процедуры конкурсного производства несостоятельного коммерческого банка требования Банка России, к которому переходят права требования в пределах средств, фактически выплаченных вкладчику, удовлетворяются как требования кредиторов первой очереди (подп. 4 п. 3 ст. 189.92 Закона).

Конкурсный управляющий удовлетворяет требования кредиторов первой очереди в два этапа.

Вначале осуществляются предварительные выплаты. Правила о них установлены лишь для тех кредитных организаций, которые к моменту отзыва лицензии на осуществление банковских операций не входили в систему обязательного страхования вкладов. Предварительные выплаты распространяются на требования кредиторов, заявленные в пределах двухмесячного срока со дня первого опубликования объявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Законом установлен срок начала предварительных выплат - не позднее чем через 30 дней со дня истечения срока для предъявления требований для целей предварительных выплат и не ранее чем через 10 дней со дня опубликования объявления о порядке и условиях предварительных выплат. Продолжительность предварительных выплат установлена в течение трех месяцев. На осуществление предварительных выплат конкурсный управляющий вправе израсходовать 70% денежных средств, имеющихся у кредитной организации к моменту истечения срока предъявления требований кредиторами первой очереди для целей предварительных выплат (п. 4 ст. 189.94 Закона).

При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди в порядке предварительных выплат расчеты с кредиторами производятся пропорционально суммам требований (абз. 2 п. 4 ст. 189.94 Закона). По окончании предварительных выплат конкурсный управляющий представляет отчет в арбитражный суд и в Банк России.

Следующий этап удовлетворения требований кредиторов первой очереди - окончательные выплаты.

При осуществлении расчетов с кредиторами первой очереди в порядке окончательных выплат конкурсный управляющий уменьшает сумму выплат кредиторам с учетом расчетов, произведенных на этапе предварительных выплат. Для коммерческих банков, вошедших в систему обязательного страхования вкладов, сумма выплат в ходе конкурсного производства должна быть уменьшена с учетом выплаты страхового возмещения Агентством по страхованию вкладов, если размер вклада превышает 1400 тыс. руб. Для коммерческих банков, которые к моменту введения конкурсного производства не вошли в систему обязательного страхования вкладов, сумма выплат кредиторам первой очереди подлежит уменьшению при условии осуществления выплат Банком России.

Для всех кредиторов первой очереди при несостоятельности кредитной организации установлены привилегии по расчетам с ними, в случае если требования кредиторов предъявлены с опозданием. Так, требования кредиторов первой очереди, в том числе и конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, однако до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в срок.

Требования кредиторов первой очереди, предъявленные с опозданием, после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, подлежат удовлетворению в следующем порядке. В этом случае удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается до полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

Требования кредиторов второй очереди удовлетворяются в аналогичном порядке.

Требования залогодержателей удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди (п. 4 ст. 189.92 Закона).

В особом порядке удовлетворяются требования кредиторов по субординированным кредитам. Требования таких кредиторов удовлетворяются как послеочередные (п. 1 ст. 189.95 Закона).

При наличии спора между несостоятельным должником и его кредитором, имеющегося к начальному моменту удовлетворения требований кредиторов, у конкурсного управляющего возникает обязанность зарезервировать имущество должника для кредитора. Пунктом 15 ст. 189.96 Закона резервирование средств предусмотрено лишь в случаях разрешения спора в арбитражных судах.

В конкурсном производстве используется один корреспондентский счет в валюте Российской Федерации - основной счет кредитной организации в Банке России, а также необходимое количество счетов в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в порядке, установленном Банком России. Если полномочия конкурсного управляющего осуществляются Агентством по страхованию вкладов, то счета кредитной организации в конкурсном производстве открываются Агентству Банком России (п. 2 ст. 189.88 Закона).

На отдельном счете аккумулируются денежные средства в связи с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также денежные средства, вырученные от продажи предмета залога (залоговый счет).

Остальные счета несостоятельной кредитной организации подлежат закрытию конкурсным управляющим.

Конкурсный управляющий составляет промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, которые представляются в Банк России на согласование.

После расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, а также после прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) вследствие удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, конкурсный управляющий обязан представить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения всех требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации.

Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и предпосылки // Закон. 2014. N 3.

Мироненко Ю. Страховщик-банкрот // ЭЖ-Юрист. 2009. N 4.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

 

2.12.4. Банкротство стратегических организаций

 

К числу особых категорий должников Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" отнесены стратегические предприятия и организации. Согласно п. 1 ст. 190 Закона стратегическими организациями являются:

а) федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

б) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

в) организации оборонно-промышленного комплекса - производственные; научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию (п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4).

Перечень стратегических предприятий и организаций утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р "Об утверждении Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации" (в ред. от 3 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4288; 2014. N 50. Ст. 7217.

 

В целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации федерального имущества и в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" Указом Президента от 4 августа 2004 г. N 1009 (в ред. от 5 декабря 2014 г.) утвержден Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, для которых применяются правила § 5 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <1>. Стратегические предприятия и акционерные общества, согласно подп. "б" п. 2 Указа, должны быть включены Правительством РФ в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313; 2014. N 49 (ч. IV). Ст. 6933.

 

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 684 "О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила о банкротстве" установлено, что к указанным предприятиям и акционерным обществам при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче заявления в арбитражный суд о признании их несостоятельными (банкротами) и проведении процедур несостоятельности (банкротства) применяются правила § 5 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Кроме того, Министерство промышленности и торговли РФ ведет сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в котором отражаются сведения об этих организациях, их имущественном и финансовом положении и экономической эффективности деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минпромторга России от 10 августа 2009 г. N 721 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 14.

 

Признаком несостоятельности (банкротства) стратегических организаций, как и иных юридических лиц, выступает неплатежеспособность. Однако Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлены иные критерии неплатежеспособности для указанных юридических лиц: во-первых, в отличие от общего, установленного п. 2 ст. 3 Закона признака неплатежеспособности в виде длительности три месяца для стратегических организаций неплатежеспособность может продолжаться в течение шести месяцев (п. 3 ст. 190); во-вторых, минимальный размер задолженности стратегической организации, который принимается во внимание при возбуждении производства по делу, составляет не менее 1 млн. руб. (п. 4 ст. 190).

Заявление о признании стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса несостоятельными (банкротами) подается уполномоченным органом в 5-дневный срок со дня принятия решения Правительственной комиссией согласно п. 3 Постановления Правительства от 22 мая 2006 г. N 301 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" (в ред. от 25 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2333; http://www.pravo.gov.ru.

 

Меры по предупреждению банкротства

стратегических организаций

 

Законом установлены правила предупреждения несостоятельности (банкротства) стратегических организаций.

В этих целях осуществляются учет и анализ финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к числу стратегических. Такой учет и анализ проводятся Федеральной налоговой службой согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности" (в ред. от 3 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5754; 2007. N 7. Ст. 895.

 

Учет и анализ проводятся в целях оценки платежеспособности, выявления фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы несостоятельности (банкротства), а также информирования федеральных органов исполнительной власти по Методике, утвержденной Министерством экономического развития РФ <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. N 104 "Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций" (в ред. от 13 декабря 2011 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 27; Российская газета. 2011. 21 марта. N 61.

 

Федеральная налоговая служба ежегодно представляет результаты проведения учета и сводного анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций в федеральные органы исполнительной власти и в Правительственную комиссию по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

Кроме того, проводится и текущий анализ финансового состояния платежеспособности стратегических организаций.

По результатам оценки их финансового состояния, платежеспособности, а также на основании сведений о событиях и обстоятельствах хозяйственной деятельности они подразделяются на три группы:

1-я группа - платежеспособные организации, имеющие возможность в установленные сроки и в полном объеме рассчитываться по своим текущим обязательствам за счет своей текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества;

2-я группа - организации, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности;

3-я группа - организации, имеющие признаки несостоятельности (банкротства), установленные п. п. 3, 4 ст. 190 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Для предупреждения несостоятельности (банкротства) стратегических организаций Правительство РФ может проводить реорганизацию стратегических предприятий и организаций.

С целью предупреждения несостоятельности (банкротства) стратегических предприятий и организаций Правительство РФ осуществляет погашение задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, которые выступают исполнителями по государственному оборонному заказу.

Федеральной налоговой службой осуществляется также реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам и сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списание этих пеней и штрафов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. N 995 на срок не более 12 лет <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списании этих пеней и штрафов" (в ред. от 31 мая 2012 г.) // СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6103; 2012. N 23. Ст. 3033; см. также: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в ред. от 9 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. N 2. Ст. 228; 2013. N 11. Ст. 1124.

 

Правительством РФ образована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301.

 

Правительство РФ содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, при этом Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии.

Для стратегических предприятий и организаций применяются меры досудебной санации посредством оказания финансовой помощи.

 

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

стратегических организаций

 

К арбитражному управляющему, утверждаемому в деле о несостоятельности (банкротстве) стратегического предприятия и организации, могут предъявляться дополнительные требования:

1) наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса или на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

2) участие не менее чем в двух делах о несостоятельности (банкротстве). Не учитывается дело о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника. Учитывается добросовестное исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, так как условием утверждения арбитражного управляющего выступает то обстоятельство, что арбитражный управляющий в течение трех последних лет не отстранялся от исполнения обязанностей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

3) наличие высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3769.

 

Лица, участвующие в деле о банкротстве

стратегических организаций

 

Наряду с лицами, участвующими в деле о банкротстве, указанными в ст. 34 Федерального закона"О несостоятельности (банкротстве)", лицом в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации признается также федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики (ст. 192).

 

Финансовое оздоровление стратегических организаций

 

Введение процедуры финансового оздоровления стратегического предприятия или организации отличается некоторыми особенностями.

Если в процедуре наблюдения первым собранием кредиторов не принято решения о введении последующей процедуры и не определена саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, отвечающих требованиям, определенным собранием кредиторов, то арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве в пределах сроков, установленных ст. 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и обязать кредиторов принять к установленному сроку соответствующие решения.

При невозможности отложения дела о банкротстве суд по своему усмотрению вправе ввести процедуру финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики, а также третьего лица (третьих лиц) при условии предоставления ими обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом может быть предоставлена государственная гарантия. Арбитражный суд утверждает график погашения задолженности, в котором должно быть предусмотрено начало погашения не позднее чем через месяц после введения процедуры и ежемесячное погашение требований кредиторов равными долями в течение календарного года, исчисляемого с начала погашения требований.

При принятии собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства арбитражный суд по своему усмотрению вправе ввести процедуру финансового оздоровления при наличии ходатайства указанных ранее лиц.

Возможен переход к процедуре финансового оздоровления во внешнем управлении, если об этом ходатайствует федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за единую государственную политику.

 

Внешнее управление стратегическими организациями

 

В процедуре внешнего управления стратегических предприятий и организаций принимает участие федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за единую государственную политику в соответствующей отрасли экономики.

Федеральному органу направляется план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов с целью получения от него заключения.

Федеральный орган исполнительной власти до даты утверждения плана внешнего управления вправе направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к процедуре финансового оздоровления при условии, что к должнику ранее эта процедура не применялась.

Арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления, если исполнение обязательств должника будет обеспечено способами, указанными в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе посредством предоставления государственной гарантии, в размере существующих обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов, а также при наличии графика погашения задолженности, в котором его начало предусмотрено не позднее чем через месяц с даты введения судом процедуры финансового оздоровления и оно должно продолжаться ежемесячно равными долями в течение года.

В процедуре внешнего управления санация неплатежеспособного стратегического предприятия или организации имеет некоторые особенности.

Внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации (п. 5 ст. 195).

При включении в план внешнего управления такого способа санации, как продажа стратегического предприятия или организации, должны быть учтены особенности продажи, установленные ст. 195 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Открытые торги, а при наличии в составе предприятия ограниченного в обороте имущества - закрытые торги, по продаже предприятия должника в этом случае проводятся в форме конкурса.

Участниками закрытых торгов могут быть лица, имеющие право в соответствии с федеральными законами обладать указанным имуществом на праве собственности или ином ограниченном вещном праве.

Обязательными условиями конкурса выступают обязательства покупателя сохранить целевое назначение имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника, а также исполнять договоры должника по государственному оборонному заказу, обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При проведении конкурса по продаже предприятия должника, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет преимущественное право покупки (п. 8 ст. 195).

Российская Федерация вправе приобрести такой имущественный комплекс при продаже должника - организации, не являющейся государственным унитарным предприятием, в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов с покупателем имущества должника. С победителем торгов договор купли-продажи заключается по истечении указанного срока и в случае, если Российская Федерация не воспользовалась своим правом.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

При продаже на торгах должника - стратегического унитарного предприятия, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация в течение месяца со дня подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном цене данного предприятия, определенной на торгах. Указанные средства должник обязан направить на удовлетворение требований кредиторов. Если Российская Федерация не воспользуется указанным правом, то с победителем торгов заключается договор купли-продажи.

Помимо договора купли-продажи с победителем торгов заключается соглашение об исполнении условий конкурса. Стороной соглашения об исполнении условий конкурса выступает федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в той отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация.

В случае неисполнения или существенного нарушения покупателем условий соглашения по иску федерального органа исполнительной власти соглашение и договор купли-продажи подлежат расторжению в судебном порядке. После расторжения договора купли-продажи и соглашения предприятие подлежит передаче в федеральную собственность.

 

Конкурсное производство стратегических организаций

 

Продажа должника - стратегического предприятия или организации производится по тем же правилам, что и в процедуре внешнего управления.

Продажа имущества и имущественных прав, не входящих в имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться по правилам ст. 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Имущество, изъятое из оборота, передается конкурсным управляющим после предварительного уведомления собственнику, который вправе закрепить это имущество за другими субъектами, в срок не позднее шести месяцев с даты получения им уведомления конкурсного управляющего.

 

Литература

 

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). М.: Деловой двор, 2012.

Марков П. Досудебные процедуры, применяемые при банкротстве стратегических предприятий // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 11.

 

2.12.5. Банкротство субъектов естественных монополий.

Общие положения. Лица, участвующие в деле о банкротстве

субъектов естественных монополий. Рассмотрение дела

о банкротстве субъектов естественных монополий.

Внешнее управление. Продажа имущества должника -

субъекта естественной монополии

 

В п. 1 ст. 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" содержится легальное определение организаций - субъектов естественных монополий, под которыми понимаются организации, осуществляющие производство и (или) реализац



2015-11-11 535 Обсуждений (0)
Очередность удовлетворения требований кредиторов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Очередность удовлетворения требований кредиторов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)