Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Лексикология



2015-11-11 608 Обсуждений (0)
Раздел 3. Лексикология 0.00 из 5.00 0 оценок




На занятиях по лексикологии изучается словарный состав русского языка, устанавливаются системные связи между единицами данного уровня. Рассматриваются устойчивые обороты (фразеология). Раскрываются вопросы лексикографии, вырабатывается навык работы со словарями.

Тема 11. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Многозначность слова.

Предмет, задачи лексикологии. Слово как многоаспектная единица. Номинативная функция слова. Значение слова и понятие. Мотивированность слова.Лексическое значение слова. Понятие о компонентном анализе слова. Многозначность. Значение прямое и переносное. Основные типы переноса значения: метафора, метонимия, их разновидности.

Тема 12. Явления омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Ономастика.

Межсловные связи. Омонимы, их типы. Синонимы, их типы. Антонимы, их типы. Паронимы, их типы. Парономазия. Эвфемизм.Ономастика. Основные разделы ономастики.

Тема 13.Лексика русского языка с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса.

Исконно русская и заимствованная лексика, их признаки. Причины, условия, пути заимствований. Старославянизмы. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова, их типы (историзмы, архаизмы). Новые слова. Типы неологизмов: языковые, индивидуально-авторские, окказиональные слова.

Тема 14. Фразеология. Этимология.

Признаки фразеологизмов, их типы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Источники русской фразеологии. Крылатые слова. Пословицы. Поговорки. Этимология.

Тема 15. Лексикография.

Лексикография как наука о составлении словарей. Основные типы словарей: словари энциклопедические и лингвистические; толковые; омонимов, синонимов, антонимов, паронимов; фразеологические; этимологические и исторические; словари иностранных (иноязычных) слов; диалектные; ономастические; словари правильности русской речи и трудностей русского языка; орфографические и орфоэпические. Новые типы словарей. Принципы подачи материала в словарях различных типов.

Раздел 4. Морфемика и словообразование

В рамках раздела «Морфемика и словообразование» изучается морфемный строй языка, основные закономерности образования слов в русском языке. Раскрываются особенности детского словотворчества.

Тема 16. Морфемика.Основные понятия морфемики.

Предмет и задачи морфемики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Морфема, морф, алломорф, варианты морфем. Морфемная структура русских слов. Типы морфем по значению, по месту в составе слова, по роли в слове. Корневые и аффиксальные морфемы. Свободные и связанные корни. Словоизменительные, формообразующие, словообразовательные морфемы. Типы аффиксов по позиции в структуре слова: префиксы, суффиксы, постфиксы. Вопрос об интерфиксах. Флексия как средство выражения комплекса грамматических значений. Нулевые морфемы.

Тема 17. Словообразование как раздел науки о языке. Типы основ слова.

Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Предмет и задачи словообразования (в узком смысле). Основа производная и непроизводная, производная и производящая. Словообразовательная пара, цепочка, гнездо. Слова родственные и однокоренные. Актуальные процессы в современном словообразовании. Детское словотворчество.

Тема 18. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов.

Морфемный, словообразовательный и этимологический виды анализа в школе и вузе. Цели, задачи, процедура анализа. Трудные случаи анализа слов. Лингвистические морфемные, словообразовательные справочники.

Раздел 5. Морфология.

Тема 19.Предмет и задачи грамматики. Предмет и задачи морфологии. Учение о частях речи.

Предмет и задачи грамматики. Основные грамматические понятия и единицы (морфема, словоформа, словосочетание, предложение, текст). Грамматическое значение и способы его выражения. Грамматическая форма. Грамматические средства. Грамматическая категория. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Морфология как грамматическое учение о слове. Теория частей речи в русском языке. Части речи в школьной и научной грамматике.

Тема 20. Именные части речи. Лексико-грамматические разряды. Частные грамматические категории.

Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения. Категория одушевленности / неодушевленности, рода, числа и падежа имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Частные морфологические категории местоимений. Лексико-грамматические разряды существительных (существительные собственные и нарицательные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные); лексико-грамматические разряды имен прилагательных (качественные, относительные и притяжательные); лексико-грамматические разряды числительных, вопрос о порядковых числительных. Лексико-грамматические разряды местоимений. Классификация местоимений по соотношению с другими частями речи.

Имена существительные, прилагательные, числительные в речи детей.

Тема 20. Глагол как часть речи. Категории глагола.

Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Неопределенная форма глагола (инфинитив): грамматические свойства, формальные показатели, синтаксическая функция. Основа настоящего времени и основа инфинитива; их роль в формообразовании глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола в русском языке. Видовые пары. Переходные и непереходные глаголы, возвратные и невозвратные глаголы, их соотношение, система залоговых отношений в русском языке. Категория наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное наклонение. Категория времени, ее связь с категориями вида и наклонения. Категория лица, ее связь с категориями наклонения и времени. Личные формы глагола, их образование, значение, употребление. Спряжение. Способы определения спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Категории рода и числа.

Глагол в речи детей.

Тема 21. Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Причастие как атрибутивная форма глагола; признаки глагола и прилагательного у причастий. Грамматические категории причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие и полные формы причастий, их структура, морфологические, синтаксические, стилистические особенности. Причастия в речи детей. Деепричастие как особая форма глагола; признаки глагола и наречия у деепричастия. Грамматические категории деепричастий. Свойства деепричастий. Образование деепричастий. Деепричастия в речи детей.

Тема 22. Наречие как часть речи. Категории состояния как особая часть речи.

Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки, лексико-грамматические разряды наречий. Степени сравнения наречий. Наречия в речи детей. Категориальное значение слов категории состояния. Семантические и грамматические свойства слов категории состояния в сопоставлении с особенностями прилагательных и наречий. Основные семантические разряды слов категории состояния. Формы сравнительной степени. СКС в речи детей.

Тема 23. Служебные части речи. Модальные слова как часть речи. Междометия. Звукоподражательные слова.

Особый статус модальных слов в морфологической системе. Разряды по значению, морфологические свойства, функции в тексте. Служебные части речи, их общие свойства и функции. Функция, семантика и употребление предлогов. Разряды предлогов по структуре, по типу выражаемых отношений (пространственные, временные, причинные, целевые и др.). Семантика и употребление союзов. Образование союзов. Разряды союзов по структуре. Союзные слова. Функции частиц. Разряды по значению, структура, морфологические свойства, функции в тексте. Междометия и звукоподражательные слова. Разряды по значению и образованию, структура, морфологические свойства, функции в тексте.

Служебные слова междометия и звукоподражательные слова в речи детей.

Раздел 6. Синтаксис

В разделе «Синтаксис» рассматриваются словосочетание и предложение как единицы языка, даются их классификации, отмечаются их важнейшие особенности. Рассматриваются некоторые вопросы лингвистики текста. Изучаются основы русской пунктуации.

Тема 24. Синтаксис. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Предложение как коммуникативная единица.

Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса русского языка. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний по структуре (простые и сложные); по видам подчинительной связи слов (согласование, управление, примыкание); по характеру смысловых отношений между компонентами (объектные, атрибутивные, обстоятельственные); по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные словосочетания). Словосочетания в речи детей.

Признаки предложения: предикативность, смысловая и интонационная завершенность.

Тема 25. Классификация предложений. Подлежащее и способы его выражения Сказуемое и его типы.

Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Типы предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Средства оформления предложений различных функциональных типов. Структурные типы предложений. Типы предложений по количеству предикативных групп (простые и сложные). Типы предложений по количеству главных членов предложения (односоставные и двусоставные). Типы предложений по наличию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). Типы предложений по полноте словесного выражения синтаксических позиций (полные и неполные). Типы предложений по степени расчлененности мысли (членимые и нечленимые). Типы предложений по наличию /отсутствию осложняющих групп (осложненные и неосложненные).Понятие о главных и второстепенных членах предложения.

Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его типы. Глагольное сказуемое. Его типы. Простое глагольное сказуемое, неосложненное и осложненное. Глагольное составное сказуемое. Именное сказуемое.

Тема 26. Односоставные предложения как особый тип простого предложения.

Главный член односоставных предложений. Классификация односоставных предложений, их основные типы (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные).

Тема 27. Принципы классификации второстепенных членов предложения и их разряды.

Нераспространенные предложения и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения и принципы классификации второстепенных членов предложения. Разряды второстепенных членов предложения. Определение, его виды и способы выражения. Приложение. Дополнение, его виды и способы выражения. Обстоятельство, его виды и способы выражения. Способы разграничения второстепенных членов предложения.

Тема 28. Осложненное предложение. Однородные члены предложения.

Общее понятие осложненного предложения. Однородные члены предложения. Способы выражения однородности. Обобщающие слова при однородных членах и их синтаксические функции.

Тема 29. Обособленные члены предложения.

Понятие об обособлении. Средства обособления. Причины и условия обособления. Предложения с полупредикативными обособленными членами.

Предложения с уточнительно-выделительными членами. Уточнительные конструкции. Пояснительные конструкции. Присоединительные конструкции. Именительный темы.

Тема 30. Обращения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции и их функции в речи. Понятие об актуальном членении предложения.

Обращение. Функции обращения и способы его выражения. Формы обращения и речевой этикет. Вокативные предложения. Вводные слова и предложения, их классификация. Вставные конструкции, их функции в речи, отличие от вводных слов и предложений. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема в предложении. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения предложения. Парцелляция. Актуальное членение и детская речь. Специфика простого предложения в детской речи.

Тема 31. Сложное предложение как синтаксическая единица. Смысловое, структурное и интонационное единство частей СП. Классификация сложных предложений.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предложении. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и в современной лингвистике. Сочинение и подчинение частей речи в сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения в системе сложных предложений. Сложные предложения в речи детей.

Тема 32. Сложносочиненные предложения и их структурно-семантические признаки. Виды сложносочиненных предложений. Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений. Типы сложносочиненных предложений. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между предикативными частями сложносочиненного предложения. ССП в речи детей.

Тема 33. Сложноподчиненные предложения и их структурно-семантические признаки. Нерасчленённые и расчленённые сложноподчинённые предложения.

Структурно-семантические признаки сложноподчиненных предложений. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения. Виды нерасчлененных и расчлененных предложений и их краткая характеристика. СПП в речи детей.

Тема 34. Бессоюзные сложные предложения, его структурно-семантические признаки. Виды БСП. Многокомпонентные сложные предложения..

Структурно-семантические признаки бессоюзных сложных предложений. Виды бессоюзных сложных предложений, особенности пунктуации. Бессоюзные предложения в речи детей.

Сложносочиненные предложения с несколькими видами синтаксической связи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: последовательное подчинение и соподчинение придаточных частей. Многокомпонентные сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, с сочинением и подчинением частей.

Тема 35. Синтаксис текста. Предложения с чужой речью. Пунктуация.

Цельность и связность как психолингвистические и лингвистические характеристики текста. Коммуникативная структура и единицы текста. Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловая единица текста. Типы текста. Специфика построения текстов детьми. Предложения с прямой и косвенной речью как способы передачи чужой речи. Несобственно-прямая речь. Структура предложений с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их основные функции и употребление.

Особенности усвоения детьми синтаксической системы языка.

 

Содержание лекционных семинарских / практических занятий

Раздел 1. Введение в науку о языке

Тема1. Сущность и функции языка. Представление об уровневой системе языка. Язык и речь.

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность и функции языка.

2.Уровневая структура языка

3.Язык как знаковая система.

4. Язык и речь. Понятие о речевой деятельности. Понятие о тексте.

Понятия:язык, функции языка, уровни языковой системы, речь, речевая деятельность, текст.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое язык? Прокомментируйте свой ответ.

2. Назовите и прокомментируйте основные функции языка.

3. Как устроен язык? Прокомментируйте свой ответ.

4. Как соотносится язык и речь? Ответ прокомментируйте.

5. Раскройте суть триады «язык – речь – речевая деятельность». Как соотносится речевая деятельность с другими видами деятельности человека? Назовите и охарактеризуйте основные виды речевой деятельности, речи.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 1-20, с. 4-53; § 34, с. 100-102.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 1-2, с. 6-7; §§ 6-24, с. 11-30.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. §§ 1-4, с. 15-43.

Тема 2. Возникновение и развитие речи у детей.

Вопросы для обсуждения

1. Языковая способность. Языковая компетенция.

2. Возникновение и развитие речи у детей.

3. Усвоение детьми фонетического уровня языка.

4. Основные тенденции развития речи школьников.

5. Билингвизм. Типы билингвизма

Понятия:языковая способность, языковая компетенция, монолингвизм, билингвизм

Контрольные вопросы и задания

1. Разведите понятия «языковая способность» и «языковая компетенция».

2. В чем, на ваш взгляд, заключается «возникновение» речи у ребенка?

3. Назовите основные этапы возникновения и развития речи у ребенка. Охарактеризуйте каждый из них.

4. Охарактеризуйте языковую компетенцию дошкольника.

5. Охарактеризуйте языковую компетенцию ребенка 6-7 лет.

6. Каковы основные тенденции развития языковой компетенции школьников?

7. Укажите особенности усвоения детьми фонетического уровня языка. Как эти особенности связаны с развитием мышления и сознания? С общим уровнем развития детей? Для ответа используйте свои знания по другим (нелингвистическим) дисциплинам.

8. Раскройте суть билингвизма. Назовите и охарактеризуйте основные типы билингвизма.

 

 

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 21-25, с. 53-67.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 25-32, с. 31-41.

 

 

Тема 3. Язык как общественное и исторически развивающееся явление

 

Вопросы для обсуждения:

1. Национальный язык, его возникновение и становление. Русский язык национальный язык.

2. Разновидности (формы бытования) общенародного (национального) языка.

3. Литературный язык, его признаки.

4. Понятие нормы. Особенности пермской речи.

5. Стили русского языка.

 

Понятия: национальный язык, литературный язык, просторечие, жаргон, диалект, языковая норма, стиль, функциональный стиль, разговорная речь.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «национальный язык»? Прокомментируйте свой ответ.

2. Каков статус современного русского языка среди других языков мира?

3. Охарактеризуйте формы бытования национального русского языка.

4. Что такое литературный язык? Каковы основные признаки литературного языка?

5. Как может быть истолковано понятие «норма»? Каковы основные признаки нормы? Как соотносятся понятия «норма» и «литературный язык»?

6. Назовите особенности (прежде всего, фонетические) пермской речи.

7. Дайте определение стиля. Какие классификации стилей вам известны? Охарактеризуйте функциональные стили литературного языка.

8. Для чего, на ваш взгляд, необходимо изучать русский язык?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 30-33, с. 89-100; §§ 37-44, с. 109-130.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. § 33, с. 41; §§ 39-48, с. 51-70.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. § 90, с. 500-509.

 

 



2015-11-11 608 Обсуждений (0)
Раздел 3. Лексикология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Лексикология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (608)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)