Раздел 3. Лексикология. Тема 11. Понятие о лексике
Тема 11. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Многозначность слова. Вопросы для обсуждения: 1.Предмет, задачи лексикологии. 2.Слово как многоаспектная единица. Номинативная функция слова. Значение слова и понятие. Мотивированность слова. 3. Лексическое значение слова. Понятие о компонентном анализе слова. 4.Многозначность. Значение прямое и переносное. Основные типы переноса значения: метафора, метонимия, их разновидности.
ПонятияЛексикология. Лексикон. Лексика. Слово. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Номинативность слова. Лексическое значение. Многозначность (полисемия). Семантическая структура слова. Значение прямое / переносное. Метафора. Метонимия. Синекдоха.
Контрольные вопросы и задания 1. Что является предметом лексикологии? 2. Охарактеризуйте слово как языковую единицу. Обязательно осветите его содержательную (лексическую) и формальную (грамматическую) стороны. 3. Охарактеризуйте слово как единицу лексикологии. 4. Что понимают под термином «лексика»? 5. Охарактеризуйте структуру значения слова. Как соотносится предмет, значение слова и понятие? 6. Какова цель компонентного анализа слова? 7. Что такое «многозначность»? Охарактеризуйте различные типы лексических значений.
Базовые учебники Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 45-57, с. 131-150; § 72, с. 188. Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 49-54, с. 71-75. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. §§ 1-2, с. 3-68. Тема 12Явления омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Ономастика. Вопросы для обсуждения: 1. Омонимы, их типы. 2. Синонимы, их типы. 3. Антонимы, их типы. 4.Паронимы, их типы. Парономазия. Эвфемизм. 5.Ономастика. Основные разделы ономастики. Понятия.Синонимия. Синоним. Омонимия. Омоним. Омофон. Омограф. Омоформы. Антонимия. Антоним. Паронимия. Пароним. Эвфемизм. Ономастика. Контрольные вопросы и задания 1.Какие межсловные связи устанавливаются в лексической системе русского языка? Охарактеризуйте каждый из типов. Приведите примеры. 2. С какой целью используются эвфемизмы? 3. Что является предметом ономастики? 4.Перечислите основные разделы ономастики. Базовые учебники Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. §§ 1-2, с. 3-68. Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 45-70, с. 131-185; § 72, с. 188. Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 49-64, с. 71-97.
Тема 13Лексика русского языка с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса.
Вопросы для обсуждения: 1. Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. 2. Заимствованная лексика. Причины, условия, пути заимствований. Старославянизмы. 3. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова, их типы (историзмы, архаизмы). Новые слова. Типы неологизмов: языковые, индивидуально-авторские, окказиональные слова.
Понятия Исконно русская лексика. Заимствование. Варваризм. Старославянизм (славянизм). Активный / пассивный словарный запас. Устаревшие слова. Историзм. Архаизм. Неологизм. Окказионализм.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные источники современного русского лексикона. 2. Что понимают под исконно русской лексикой? Назовите основные группы таких слов. 3. Назовите причины, условия и пути заимствования слов в русский язык. Укажите признаки таких слов. 4. Какие слова называют старославянскими? Перечислите их признаки, приведите примеры. 5. Как пополняется лексика активного и пассивного словаря? 6. Назовите и охарактеризуйте типы устаревших слов. 7. Назовите и охарактеризуйте основные типы неологизмов. Базовые учебники Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. §§ 9-17, с. 69-113; §§ 25-27, с. 139-164. Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 72-85, с. 188-212. Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 66-79, с. 99-118.
Тема 14. Фразеология. Этимология. Вопросы для обсуждения: 1.Признаки фразеологизмов, их типы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. 2.Источники русской фразеологии. Крылатые слова. Пословицы. Поговорки. 3.Этимология. Понятия Фразеология. Фразеологизм. Фразеологическое сращение. Фразеологическое единство. Фразеологическое сочетание. Этимология. Народная (ложная) этимология.
Контрольные вопросы и задания 1. Что изучает фразеология? 2. Назовите основные признаки фразеологизмов. 3. Дайте определение фразеологизма. Назовите и охарактеризуйте типы фразеологизмов. Приведите примеры. 4. Как решается вопрос о принадлежности к фразеологизмам пословиц, поговорок, крылатых выражений? Каковы источники русской фразеологии? 5. Что изучает этимология? Объясните термин «народная (ложная) этимология». Приведите примеры из детской речи. Сделайте обобщения. Базовые учебники: Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. §§ 28-73, с. 165-273. Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 94-103, с. 225-247. Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 87-90, с. 127-137; §§ 91-95, с. 138-144.
Тема 15. Лексикография. Вопросы для обсуждения: 1. Лексикография как наука о составлении словарей. 2. Основные типы словарей (словари энциклопедические и лингвистические; толковые; омонимов, синонимов, антонимов, паронимов; фразеологические; этимологические и исторические; словари иностранных (иноязычных) слов; диалектные; ономастические; словари правильности русской речи и трудностей русского языка; орфографические и орфоэпические). 3. Новые типы словарей. Понятия Лексикография. Словарь. Словарь энциклопедический / лингвистический. Контрольные вопросы и задания 1. Что служит предметом лексикографии? 2. Какие типы словарей вы знаете? Что служит основанием для их классификации? 3. Каковы основные принципы подачи материала в словарях различных типов? Назовите обязательные компоненты структуры словарных статей. 4. Назовите и охарактеризуйте в сравнении основные типы словарей. 5. С какими словарями, со словарями каких авторов вам уже приходилось работать? Какие еще словари вы знаете? Укажите достоинства и недостатки известных вам словарей.
Базовые учебники: Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. §§ 74-87, с. 274-312. Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 104-114, с. 247-287. Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 96-106, с. 145-171.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |