Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфологические и неморфологические способы словообразования



2015-11-11 963 Обсуждений (0)
Морфологические и неморфологические способы словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения:

1.Предмет и задачи словообразования (в узком смысле).

2.Типы основ (основа производная и непроизводная, производная и производящая).

3. Словообразовательная пара, цепочка, гнездо. Слова родственные и однокоренные.

4. Способы словообразования.

5. Актуальные процессы в современном словообразовании. Детское словотворчество.

Понятия:Словообразование. Основа слова. Основа производная и непроизводная, производная и производящая. Словообразовательная пара, цепочка, гнездо. Способы словообразования. Морфологические способы словообразования. Суффиксация. Префиксация. Нулевая суффиксация. Сложение. Аббревиация. Неморфологические способы. Лексико-семантический способ. Лексико-синтаксический способ. Морфолого-синтаксический способ.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте предмет и задачи словообразования в соотнесении с целями и задачами морфемики.

2. Почему понятие мотивации является основным в словообразовании?

3. Что такое основа слова? Покажите многозначность термина «основа».

4. Какую основу называют непроизводной? Производной? Производящей? Приведите примеры.

5. Покажите на примерах взаимосвязь понятий «словообразовательная пара», «словообразовательная цепочка», «словообразовательное гнездо», «словообразовательный тип». Что значит «родственные слова» и «слова однокоренные»?

6. В чем отличие словообразования от формообразования и словоизменения?

7. Назовите способы словообразования и охарактеризуйте каждый из них. Приведите примеры на каждый способ.

8. В чем, на ваш взгляд, заключается сущность детского словотворчества? Рассмотрите его результаты в соотнесении с понятием языковой системы.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 185-188, с. 458-466. §§ 189-190, с. 466-472; §§ 194-197, с. 477-487.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 3-4, с. 10-14; §§ 7-9, с. 16-21; § 10, с. 21-24; §§ 12-16, с. 27-38; с. 6-42 (методические примечания).

 

Тема 18. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов.

Вопросы для обсуждения:

 

1.Морфемный анализ, его цели, задачи и процедура.

2.Словообразовательный и этимологический виды анализа, их цели, задачи, процедура анализа. Трудные случаи анализа слов.

3.Лингвистические морфемные, словообразовательные справочники.

Понятия: Словообразовательный анализ. Морфемный анализ. Этимологический анализ.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте цель и задачи, составьте алгоритм морфемного анализа слов.

2. Сформулируйте цель и задачи, составьте алгоритм словообразовательного анализа слов.

3. Сформулируйте цель и задачи, составьте алгоритм этимологического анализа слов.

4. В чем отличие этих видов анализа в школе и в вузе?

5. Где, на ваш взгляд, применимы навыки словообразовательного, морфемного, этимологического анализа слов?

6. Какие справочники по словообразованию, по этимологии слов вам известны? В чем состоят особенности каждого из них?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 191, с. 472-473; § 193, с. 476-477.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. § 6, с. 16; § 11, с. 25-27.

 

Раздел 5. Морфология.

 

Тема 19.Предмет и задачи грамматики. Предмет и задачи морфологии. Учение о частях речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи грамматики. Основные грамматические единицы (морфема, словоформа, словосочетание, предложение, текст).

2. Грамматическое значение и способы его выражения. Грамматическая форма. Грамматические средства. Грамматическая категория.

3. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Морфология как грамматическое учение о слове. Теория частей речи в русском языке. Части речи в школьной и научной грамматике.

Понятия: Грамматика. Морфема. Словоформа. Словосочетание. Предложение. Грамматическая форма. Грамматическое значение. Грамматическая категория. Морфология. Синтаксис.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое грамматика?

2. Назовите и охарактеризуйте основные единицы грамматической системы.

3. Перечислите основные понятия грамматики. Охарактеризуйте их.

4. Какие уровни языковой системы составляют грамматику? Как они взаимодействуют с другими уровнями языка?

5. Сформулируйте предмет и задачи морфологии.

6. Каково место морфологии среди других лингвистических дисциплин?

7. Назовите и охарактеризуйте принципы выделения частей речи в русском языке.

8. Каковы различия в системе частей речи современного русского языка в вузовском и школьном курсе?

 

Базовые учебники:

Реформатский А.А. Введение в языковедение. §§ 43-44, с. 244-264; §§ 51-56, с. 293-316.

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 191, с. 472-473; § 193, с. 476-477. § 198-205, с. 489-509; § 241, с. 632-633.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. § 6, с. 16; § 11, с. 25-27, с. 43-44.

 

Тема 20. Именные части речи. Лексико-грамматические разряды. Частные грамматические категории.

Вопросы для обсуждения:

1. Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения.

2. Категория одушевленности / неодушевленности, рода, числа и падежа имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, частные морфологические категории местоимений.

3. Лексико-грамматические разряды существительных (существительные собственные и нарицательные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные); лексико-грамматические разряды имен прилагательных (качественные, относительные и притяжательные); лексико-грамматические разряды числительных, вопрос о порядковых числительных.

4. Лексико-грамматические разряды местоимений. Классификация местоимений по соотношению с другими частями речи.

5. Имена существительные, прилагательные, числительные в речи детей.

Понятия: Имя существительное. Имя прилагательного, Имя числительного, Местоимение. Категория одушевленности / неодушевленности. Категория рода. Категория числа. Категория падежа. Лексико-грамматические разряды. Существительные собственные и нарицательные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные. Разряды местоимений. Классификация местоимений по соотношению с другими частями речи.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте точное определение имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения. Прокомментируйте ответ.

2. Как соотносятся грамматический признак одушевленности / неодушевленности и понятие живого / мертвого? Почему, на ваш взгляд, возможно несовпадение «живого в природе» и «живого в грамматике»?

3.Дайте определение категории рода имени существительного, прокомментируйте его. Как выражается категория рода у имен прилагательных, числительных и местоимений?

4. Дайте определение категории падежа имени существительного, прокомментируйте его. Как выражается категория падежа у имен прилагательных, числительных и местоимений?

5. Дайте определение категории числа имени существительного, прокомментируйте его. Как выражается категория числа у имен прилагательных, числительных и местоимений?

6. Какие признаки лежат в основе лексико-грамматических разрядов?

7. Перечислите и охарактеризуйте лексико-грамматические разряды существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений. Ответы сопроводите примерами.

8. Расскажите о специфике использования именных частей речи детьми.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 210-211, с. 532-545, §§ 212-216, с. 545-561, §§ 217-219, с. 561-568, §§ 220-224, с. 568-577.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 17-18, с. 44-49§§ 19-26, с. 49-65, §§ 27-35, с. 65-83, §§ 36-44, с. 83-97, §§ 45-51, с. 97-106, §§ 52-54, с. 106-113.

Тема 20. Глагол как часть речи. Категории глагола.

Вопросы для обсуждения:

1.Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки глагола.

2.Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Неопределенная форма глагола (инфинитив).

3.Две основы глагола (основа настоящего времени и основа инфинитива; их роль в формообразовании глагола).

4.Важнейшие глагольные категории (категория вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, рода)

5.Глагол в речи детей.

Понятия Глагол. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Категория вида. Категория залога. Категория наклонения. Категория времени. Категория лица. Категория числа. Категория рода.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение глагола. Прокомментируйте его.

2. Что такое спряжение? Какие формы глагола называются спрягаемыми? Перечислите неспрягаемые формы глагола, приведите примеры.

3. В чем своеобразие инфинитива как начальной глагольной формы?

4. Что выражает категория вида? Что обозначают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?

5. Какие глаголы называются переходными? Непереходными? Как определить переходность глагола? Покажите на примерах.

6. Какие глаголы называются возвратными?

7. Каково значение категории залога? Как эта категория глагола связана с переходностью и возвратностью?

8. Назовите виды залога глаголов, охарактеризуйте их значение, приведите примеры.

9. Что выражает категория наклонения? Приведите примеры глагольных наклонений.

10. Что выражают категории времени и лица? Ответ сопровождайте примерами.

11. Что выражают категории числа и рода? Ответ сопровождайте примерами.

12. Какие трудности наблюдаются при усвоении детьми системы русского глагола? Каковы пути предупреждения ошибок?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 225, с. 578-581; § 226, с. 584-586; § 227, с. 586-597, с. 597-598; 598-601, с. 601-603, с., 603-613, § 229, с. 617-620.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 55-58, с. 113-119, §§ 59-60, с. 119-126, §§ 61-63, с. 126-130, §§ 64-68, с. 130-145.

Тема 21. Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Вопросы для обсуждения:

1. Причастие как атрибутивная форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия.

2. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

4. Краткие причастия.

5.Деепричастие как особая форма глагола; признаки глагола и наречия у деепричастия. Образование деепричастий.

6. Специфика усвоения причастий и деепричастий детьми.

ПонятияПричастие. Действительные причастия. Страдательные причастия.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое причастие? Каковы признаки причастия? Назовите глагольные признаки причастия и признаки прилагательного.

2. Расскажите об образовании действительных и страдательных причастий. Приведите примеры. Составьте обобщающую таблицу «Образование причастий».

3. Что вызывает трудности при морфологическом анализе причастий?

4.Что такое деепричастие? Какие признаки объединяют глагол и деепричастие? Наречие и деепричастие?

5. Каковы особенности усвоения детьми причастий и деепричастий?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 228, с. 613-617.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. § 69, с. 145-149, § 70, с. 149-151.

 

Тема 22. Наречие как часть речи. Категории состояния как особая часть речи.

Вопросы для обсуждения:

1.Наречие как часть речи (категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

2.Лексико-грамматические разряды наречий. Степени сравнения наречий.

3.Категориальное значение слов категории состояния. Семантические и грамматические свойства слов категории состояния в сопоставлении с особенностями прилагательных и наречий. Основные семантические разряды слов категории состояния. Формы сравнительной степени.

4.Наречия и СКС в речи детей.

Понятия: Наречие.Лексико-грамматические разряды наречий. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Семантические разряды слов категории состояния. Формы сравнительной степени слов категории состояния.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение наречия. Чем наречия отличаются от других знаменательных частей речи.

2. Перечислите лексико-грамматические разряды наречий, охарактеризуйте их, приведите примеры.

3. Как наречия соотносятся по образованию с другими частями речи?

4. Что при морфологическом анализе наречий вызывает большие затруднения?

5. Дайте определение категории состояния. Прокомментируйте данное толкование.

6. Каково категориальное значение слов категории состояния? Каковы их морфологические признаки и особенности синтаксического употребления?

7. Назовите основные семантические разряды слов категории состояния, приведите примеры.

8. Как слова категории состояния соотносятся по образованию с другими частями речи? Как отличить слова категории состояния от омонимичных им форм кратких прилагательных, наречий, существительных?

9. Каковы особенности употребления наречий и слов категории состояния в речи детей?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 231-232, с. 620-622, §§ 233-234, с. 623-624.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 71-72, с. 151-154, §§ 73-74, с. 154-155.

 

Тема 23. Служебные части речи. Модальные слова как часть речи. Междометия. Звукоподражательные слова.

Вопросы для обсуждения:

1.Особый статус модальных слов в морфологической системе. Разряды по значению.

2.Служебные части речи, их свойства и функции.

3.Разряды предлогов по структуре, по типу выражаемых отношений пространственные, временные, причинные, целевые и др.).

4.Разряды союзов по структуре. Союзные слова.

5.. Разряды частиц по значению, структуре.

6.Междометия и звукоподражательные слова.

7.Служебные слова, междометия и звукоподражательные слова в речи детей.

Понятия:Модальные слова. Служебные слова. Предлоги. Союзы. Союзные слова. Частицы. Междометия. Звукоподражательные слова. Разряды предлогов, союзов, частиц.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение модальным словам. Прокомментируйте данное толкование.

2. Каковы разряды модальных слов по значению?

3. Что обеспечивает модальным словам особый статус в морфологической системе?

4. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

5.Дайте определение предлога. Прокомментируйте данное определение.

6. Назовите разряды предлогов по значению, по образованию, по структуре. Приведите примеры.

7. Назовите разряды союзов по значению, по образованию, по структуре, назовите типы союзов по синтаксическому употреблению. Приведите примеры.

8. Дайте определение частиц. Каковы разряды частиц? Приведите примеры.

9. Дайте определение междометий. Назовите и охарактеризуйте разряды междометий. Приведите примеры.

10. Дайте определение звукоподражательных слов. Приведите примеры.

11. Каковы особенности усвоения служебных частей, междометий, звукоподражательных слов ребенком?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 239, с. 629-630, §§ 235-236, с. 624-626, § 237, с. 626-628, § 238, с. 628-629; § 240, с. 630-632.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. с. 155-168.

 

 

Раздел 6. Синтаксис

 

Тема 24. Синтаксис. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Предложение как коммуникативная единица.

Вопросы для обсуждения

1. Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса русского языка.

2. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Словосочетания в речи детей.

3. Признаки предложения: предикативность, смысловая и интонационная завершенность.

Понятия:Синтаксис. Словоформа. Словосочетание. Предложение. Текст. Атрибутивные отношения. Объектные отношения. Обстоятельственные отношения. Согласование. Управление. Примыкание. Предикативность. Модальность. Синтаксическое время. Синтаксическое лицо.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается в синтаксисе?

2. Назовите единицы синтаксиса. Чем они различаются? В чем сходны? Сведите результаты сопоставления в таблицу.

3. Назовите основные признаки словосочетания и объясните, почему такие соединения слов, как мороз и солнце, дети резвятся, самый сильный, в течение года не являются словосочетаниями.

4. Что образует грамматическую форму словосочетания? Каковы обязательные структурные компоненты словосочетания?

5. Каковы способы связи между компонентами словосочетания? Какая связь называется согласованием? Управлением? Примыканием? Приведите примеры словосочетаний с разными типами связи.

6. Что понимается под грамматическим значением словосочетания? В каких словосочетаниях выражается определительное значение, объектное значение, обстоятельственное значение? Приведите примеры.

7. Каковы типичные ошибки в построении словосочетаний в речи детей? Каковы пути устранения таких ошибок?

8.Каковы основные грамматические признаки предложения?

9. Какими средствами выражается предикативность в предложении?

10. Каковы средства выражения модальности и синтаксического времени и синтаксического лица в предложении?

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 242, с. 636-637, §§ 243-247, с. 637-646, §§ 248-250, с. 646-649.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. § 82, с. 179; § 121, с. 222-223, . §§ 93-97, с. 186-195§§ 83-92, с. 179-186.

Тема 25. Классификация предложений. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его типы

Вопросы для обсуждения:

1. Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Типы предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

2. Структурные типы предложений: по количеству предикативных групп (простые и сложные); по количеству главных членов предложения (односоставные и двусоставные); по наличию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные); по полноте словесного выражения синтаксических позиций (полные и неполные) по наличию /отсутствию осложняющих групп (осложненные и неосложненные).

3. Понятие о главных и второстепенных членах предложения.

4. Подлежащее и способы его выражения.

5. Сказуемое и его типы.

 

Понятия:

Повествовательное / побудительное / вопросительное предложение. Восклицательное / невосклицательное предложение. Односоставное / двусоставное предложение. Распространенное / нераспространенное предложение. Полное / неполное предложение. Осложненное / неосложненное Грамматическая (предикативная) основа (ядро) предложения. Двусоставное предложение. Подлежащее. Сказуемое. Простое / составное сказуемое. Глагольное сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Осложненное простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Именное сказуемое. Связка. Отвлеченная (незнаменательная) / полуотвлеченная (неполнознаменательная) / знаменательная связка. Именная часть сказуемого. Составное именное сказуемое.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие предложения выделяют в зависимости от цели высказывания? Охарактеризуйте эти типы по интонационным и структурным свойствам. Приведите примеры.

2. В чем различие оформления предложений, различных по эмоциональной окраске? Какие знаки препинания и их сочетания могут использоваться в таких высказываниях?

3. Назовите структурные типы предложений. Охарактеризуйте их. Приведите примеры.

4. Чем отличаются главные члены предложения от второстепенных.

5. Что такое грамматическая основа предложения? Прокомментируйте свой ответ. Приведите синонимичные термины.

6. Какие предложения называют двусоставными? В чем заключается сущность подлежащего? Сказуемого?

7. Что такое подлежащее? Чем может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.

8.Охарактеризуйте сказуемое. Назовите типы сказуемого, приведите примеры.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. . § 251, с. 649-650; §§ 253-257, с. 652-658, §§ 258-263, с. 658-675, § 272, с. 684-686.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 88-91, с. 182-184, 195-196, §§ 111-112, с. 212-213, §§ 98-100, с. 196-203.

Тема 26. Односоставные предложения как особый тип простого предложения.

Вопросы для обсуждения

1. Главный член односоставных предложений.

2. Классификация односоставных предложений, их основные типы (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные).

 

Понятия: Односоставное предложение. Типы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие предложения называют односоставными?

2. Раскройте проблему синтаксической квалификации главного члена односоставного предложения.

3. Что лежит в основе выделения типов односоставных предложений?

4. Назовите типы глагольно-личных предложений. Каковы в них особенности выражения главного члена? Приведите примеры.

5. Какие предложения называют безличными? Чем может быть выражен главный член в безличных предложениях? Приведите примеры.

6. Какие предложения называют инфинитивными? В чем их отличие от безличных предложений?

7. Какие предложения называют номинативными? Чем выражается главный член номинативных предложений?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 264-271, с. 675-684.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 101-110, с. 204-212.

Тема 27. Принципы классификации второстепенных членов предложения и их разряды

Вопросы для обсуждения

1.Второстепенные члены предложения и принципы классификации второстепенных членов предложения.

2.Разряды второстепенных членов предложения. Определение, его виды и способы выражения. Приложение.

3.Дополнение, его виды и способы выражения.

4.Обстоятельство, его виды и способы выражения. Способы разграничения второстепенных членов предложения.

 

Понятия: Распространенное предложение. Нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованное / несогласованное определение. Приложение. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните суть деления предложений на распространенные и нераспространенные.

2. Дайте определение второстепенных членов предложения. Прокомментируйте данное толкование.

3. Назовите разряды второстепенных членов предложения. Что лежит в основе классификации второстепенных членов предложения?

4. Что называется определением? Каковы его виды и способы выражения? В чем различие несогласованных определений и приложений?

5. Что называется дополнением? Каковы его виды и способы выражения?

6. Что называется обстоятельством? Каковы его виды и способы выражения? Как отличить обстоятельство от косвенного дополнения?

7. Каковы способы разграничения второстепенных членов предложения?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 274-277, с. 687-700.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 113-116, с. 213-218.

Тема 28. Осложненное предложение. Однородные члены предложения

Вопросы для обсуждения

1 .Общее понятие осложненного предложения.

2. Однородные члены предложения. Способы выражения однородности.

3. Обобщающие слова при однородных членах и их синтаксические функции.

 

Понятия:Осложненное предложение. Однородность. Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающее слово.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимают под осложненным предложением?

2. На основе какой синтаксической связи формируются однородные члены?

3. Какими средствами выражается синтаксическая однородность в предложении?

4. Назовите случаи однородности определений и укажите, какие из приведенных определений являются однородными и почему: запущенный липовый парк, умная добрая улыбка, дождливая грязная темная осень, маленький деревянный дом, большие выразительные глаза. Поставьте необходимые знаки препинания.

5. Какие слова называются обобщающими?

6. Каковы правила пунктуации при однородных членах предложения?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 278, с. 700-705.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 122-124, с. 224-229.

Тема 29. Обособленные члены предложения.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об обособлении. Средства обособления. Причины и условия обособления.

2. Предложения с полупредикативными обособленными членами.

3. Предложения с уточнительно-выделительными членами. Уточнительные конструкции. Пояснительные конструкции. Присоединительные конструкции. Именительный темы.

 

Понятия:Обособление. Обособленные члены предложения. Полупредикативность. Причастный оборот. Деепричастный оборот. Сравнительный оборот. Предложения с уточнительно-выделительными членами. Уточнение. Пояснение. Присоединение. Именительный темы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? Какие члены предложения обособляются?

2. Назовите причины обособления.

3. Что такое полупредикативность? Какие члены предложения обладают потенциальной предикативностью? Приведите примеры.

4. Назовите условия обособления членов предложения. Приведите примеры.

6.Каковы правила пунктуации при обособленных членах предложения?

7. Что такое уточнение? Какое значение могут выражать уточняющие члены предложения? Приведите примеры.

8. В чем отличие пояснения от уточнения? Приведите примеры пояснительных конструкций.

9. Какие конструкции называют присоединительными?

10. Каковы особенности употребления именительного темы?

11. Каковы особенности пунктуации при уточнительно-выделительных конструкциях?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 279, с. 705-712.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 125-128, с. 229-233.

 

Тема 30. Обращения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции и их функции в речи. Понятие об актуальном членении предложения.

Вопросы для обсуждения

1. Обращение. Функции обращения и способы его выражения. Формы обращения и речевой этикет. Вокативные предложения.

2. Вводные слова и предложения, их классификация. Вставные конструкции, их функции в речи, отличие от вводных слов и предложений.

3. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема в предложении. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения предложения. Парцелляция.

4. Актуальное членение и детская речь. Специфика простого предложения в детской речи.

 

Понятия: Обращение. Вокативные предложения. Вводное слово. Вводное сочетание слов. Вводное предложение. Вставная конструкция. Актуальное членение предложения. Логическое ударение. Тема. Рема. Прямой порядок слов. Обратный порядок слов. Инверсия. Парцелляция.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое обращение? Чему служит обращение? Как выделяется обращение в речи, устной и письменной?

2. Расскажите о формах обращения, которые соответствуют или не соответствуют нормам речевого этикета.

3. Какие предложения называют вокативными?

4. Что такое вводное слово, сочетание слов? Прокомментируйте данное определение.

5. Какое морфологическое выражение могут найти вводные слова и сочетания слов?

6. Назовите семантические группы вводных конструкций. Охарактеризуйте их, приведите примеры.

7. Что такое вставные конструкции? Каковы их функции?

8. В чем заключается теория актуального членения предложения?

9. В чем отличие теории актуального членения предложения от традиционной теории синтаксиса?

10. Что называют темой? Что такое «рема»? Как они соотносятся с понятиями подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложения?

11. Назовите основные средства выражения актуального членения предложения.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 281, с. 714-715. . § 280, с. 712-714, § 252, с. 650-651.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. § 140, с. 234-235, §§ 141-142, с. 235-237, §§ 143-144, с. 237-239.

Тема 31. Сложное предложение как синтаксическая единица. Смысловое, структурное и интонационное единство частей СП. Классификация сложных предложений.

Вопросы для обсуждения

1. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

2. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и в современной лингвистике. Сочинение и подчинение частей речи в сложных предложениях.

3. Бессоюзные сложные предложения в системе сложных предложений. Сложные предложения в речи детей.

 

Понятия: Сложное предложение. Сочинение. Подчинение. Бессоюзие. Многочленные структуры.

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем отличия сложного предложения от простого?

2. Каковы средства связи частей в сложном предложении?

3. В чем заключается грамматическое значение сложного предложения?

4. Перечислите основные элементы строения сложного предложения. Приведите примеры.

5. На какие группы делятся сложные предложения по средствам связи?

6. Каков признак деления союзных сложных предложений? Каковы эти группы?

7. В чем состоят основные особенности употребления сложных предложений в речи детей?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 282, с. 715-716.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. Т. 2. §§ 135-140, с. 239-246.

 

Тема 32. Сложносочиненные предложения и их структурно-семантические признаки. Виды сложносочиненных предложений.

Вопросы для обсуждения

1. Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений.

2. Типы сложносочиненных предложений. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между предикативными частями сложносочиненного предложения.

3. ССП в речи детей.

 

Понятия: Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения меду частями. ССП открытой структуры. ССП закрытой структуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие предложения называются сложносочиненными?

2. Какова синтаксическая структура сложносочиненных предложений?

3. Назовите типы сложносочиненных предложений. Охарактеризуйте каждый тип. Приведите примеры.

4. В чем своеобразие присоединительной связи?

5. Каковы правила пунктуации в сложносочиненном предложении? Когда в сложносочиненном предложении не ставится знак препинания перед союзом и?

6. В чем состоит специфика употребления сложных предложений в речи детей?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 283, с. 716-721.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 141-148, с. 246-251.

Тема 33. Сложноподчиненные предложения и их структурно-семантические признаки. Нерасчленённые и расчленённые сложноподчинённые предложения

Вопросы для обсуждения

1. Структурно-семантические признаки сложноподчиненных предложений.

2. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения. Виды нерасчлененных и расчлененных предложений и их краткая характеристика.

3. СПП в речи детей.

Понятия:Сложноподчиненное предложение. главная часть. Придаточная часть. Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры. Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие предложения называют сложноподчиненными?

2. Охарактеризуйте средства связи придаточных частей с главной.

3. Как отличить союзные слова что, как, когда от омонимичных союзов? Определите, чем является слово что в предложении: Мы знали, что нам делать.

4. На чем основывается выделение типов придаточных предложений?

5. Составьте таблицу типов сложноподчиненных предложений, указав в ней основные средства связи. Охарактеризуйте каждый тип, приведите примеры.

6. Каковы правила пунктуации в сложноподчиненных предложениях?

7. В чем состоит специфика употребления сложноподчиненных предложений в речи детей?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 284-288, с. 721-737.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 149-168, с. 251-271

Тема 34. Бессоюзные сложные предложения, его структурно-семантические признаки. Виды БСП. Многокомпонентные сложные предложения

Вопросы для обсуждения

1. Структурно-семантические признаки бессоюзных сложных предложений.

2. Виды бессоюзных сложных предложений, особенности пунктуации. Бессоюзные предложения в речи детей.

3. Сложносочиненные предложения с несколькими видами синтаксической связи.

4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: последовательное подчинение и соподчинение придаточных частей.

5. Многокомпонентные сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, с сочинением и подчинением частей.

 

Понятия:Бессоюзное сложное предложение. Многокомпонентное сложное предложение. Сложносочиненное предложение однородного состава. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие предложения называют бессоюзными?

2. Охарактеризуйте средства связи частей бессоюзного сложного предложения.

3. Каково строение и грамматическое значение бессоюзных сложных предложений? Ответ иллюстрируйте примерами.

4. Перечислите типы бессоюзных сложных предложений, охарактеризуйте каждый тип. Ответ иллюстрируйте примерами.

5. Каковы правила пунктуации в бессоюзных сложных предложениях?

6. 6. Составьте сводную таблицу типов бессоюзного сложного предложения, отразив в ней зависимость выбора знаков препинания от типа предложения.

7*. В чем состоит специфика употребления бессоюзных предложений в речи детей?

8. Какие конструкции называют многокомпонентными? Укажите синонимичные понятия.

9. Какие существуют разновидности сложных предложений с разными типами связи? Покажите на примерах.

10. Каков порядок синтаксического разбора сложных предложений?

11. Каков алгоритм синтаксического анализа сложносочиненного предложения?

12. Каков алгоритм синтаксического анализа сложноподчиненного предложения?

13. Каков порядок синтаксического анализа бессоюзного сложного предложения?

14. Каков алгоритм синтаксического анализа многокомпонентного сложного предложения?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 290, с. 740.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 2. §§ 174-175, с. 279-282.

Тема 35. Синтаксис текста. Предложения с чужой речью. Пунктуация

Вопросы для обсуждения

1. Цельность и связность как психолингвистические и лингвистические характеристики текста. Типы текста.

2. Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловая единица текста. Специфика построения текстов детьми.

3. Предложения с прямой и косвенной речью как способы передачи чужой речи. Несобств



2015-11-11 963 Обсуждений (0)
Морфологические и неморфологические способы словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфологические и неморфологические способы словообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (963)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)