Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема 4. Фонетика как наука. Речевой аппарат. Звуки речи.

Вопросы для обсуждения на лекции:

1. Предмет фонетики. Сегментные единицы фонетики (звук, слог, фонетическое слово, такт, фраза). Суперсегментные средства (слоговость / неслоговость, ударение, интонация).

2. Речевой аппарат.

3. Дифференциальные признаки гласных и согласных: акустические (интенсивность шума, длительность, сила, высота, тембр), артикуляторные (место образования, палатализация, тип преграды, способ преодоления преграды, огубленность согласных; ряд, подъем, широта раствора рта, огубленность гласных).

4. Классификация гласных звуков.

5. Классификация гласных звуков.

Понятия: Фонетика. Сегментные единицы речи. Звук речи. Слог. Фонетическое слово. Речевой такт. Фонетическая фраза. Суперсегментные единицы (средства) языка. Слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Речевой аппарат. Звук речи. Акустические признаки звуков речи. Артикуляционные признаки звуков речи. Гласные. Согласные.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каково место фонетики в языковой системе?

2. Что изучается фонетикой?

3. Перечислите и охарактеризуйте основные единицы фонетики.



4. Расскажите о речевом аппарате человека.

5. Какие акустические признаки звуков речи являются дифференциальными? Опишите систему звуков русской речи с точки зрения акустики.

6. Что называют артикуляцией? Опишите систему звуков русской речи с точки зрения артикуляции.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 115-120, с. 288-307;

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 107-108, с. 172-176; § 110, с. 178-179.

 

Тема 5. Суперсегментные средства.

Вопросы для обсуждения на лекции:

1. Слог. Теории слога (экспираторная, сонорная и артикуляционная). Принцип возрастающей звучности. Слогораздел. Типы слогов

2. Ударение. Типы ударения.

3. Интонация, ее функции. Основные типы интонационных конструкций.

 

Понятия: Слоговость / неслоговость. Слог. Принцип восходящей (возрастающей) звучности. Ударение. Интонация. Интонационная конструкция.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие суперсегментные фонетические средства вы знаете?

2. Что понимают под слоговостью / неслоговостью? Образованию чего служит это фонетическое средство?

3. Что такое слог?

4. Расскажите об основных теориях слога. С опорой на эти сведения раскройте особенности строения слога в русском языке, назовите основные типы слогов. Приведите примеры.

5. Что называют слогоразделом? Перечислите основные правила слогоделения.

6. Дайте определения ударения. Назовите и охарактеризуйте основные типы ударений.

7. В чем заключается специфика интонации как суперсегментной фонетической единицы? Назовите и охарактеризуйте основные типы интонационных конструкций.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 124-134, с. 317-340; §§ 121-123, с. 307-317.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 115-117, с. 188-199.

 

 

Тема 6. Звуки в потоке речи.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Фонетические чередования, их типы

2. Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, протеза, диереза, метатеза и др.

 

Понятия: Чередование. Фонетические процессы. Редукция. Аккомодация. Ассимиляция. Диссимиляция. Эпентеза. Протеза. Диереза. Метатеза.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «чередование»? Как это понятие связано с понятием «позиция»?

2. Какие разновидности чередований гласных звуков вы знаете? Приведите примеры.

3. Какие разновидности чередований согласных звуков вы знаете? Приведите примеры.

4. Что называют фонетическими процессами? Расскажите об их основных типах.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 144-145, с. 360-368.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. § 120, с. 202-206; §§ 125-126, с. 210-218; §§ 133-135, с. 227-237.

Тема 7. Фонология.

Вопросы для обсуждения на лекции

1.Понятие фонемы, её основные функции.

2.Особенности фонологическая системы русского языка.

3. Система гласных фонем

4. Система согласных фонем

Понятия:Фонология. Фонема. Гиперфонема. Московская фонологическая школа (МФШ). Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л)ФШ).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте отличия звуков речи от звуков языка.

2. Как понятие «фонема» связано с понятиями «позиция», «чередование»? Дайте определение фонемы. Прокомментируйте его.

3. Каковы основные функции фонемы?

4. Что такое гиперфонема? Объясните на примерах.

5. Осветите дискуссионные вопросы описания фонологической системы (выделения гласных и согласных фонем) русского языка.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 135-143, с. 340-359; §§ 146-153, с. 368-390.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 118-119, с. 199-202; §§ 121-124, с. 206-210; §§ 127-131, с. 219-227.

Тема 8. Фонетическая и фонематическая транскрипция.

Вопросы для обсуждения:

1. Фонетическая транскрипция: цель, задачи, процедура.

2. Фонематическая транскрипция: цель, задачи, процедура.

 

Понятия: Фонетическая транскрипция. Фонематическая транскрипция.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы цель и задачи фонетической транскрипции?

2. Воспроизведите алгоритм фонетической транскрипции. Прокомментируйте его.

3. В чем состоят отличия фонетической транскрипции от орфографической записи?

4. Каковы цель и задачи фонематической транскрипции?

5. Воспроизведите алгоритм фонематической транскрипции. Прокомментируйте его.

6. В чем состоят отличия фонематической транскрипции от орфографической записи?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 119, с. 303-305.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. § 111, с. 179-180; § 132, с. 227.

Современный русский язык / под ред. П.А.Леканта. С. 142.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. § 73, с. 375-384.

Тема 9. Орфоэпия.

Вопросы для обсуждения:

1.Орфоэпия. Орфоэпические нормы и варианты. Тенденции развития современных произносительных норм.

2.Разделы орфоэпии: произношение звуков и их сочетаний; произношение некоторых грамматических форм; произношение заимствованных слов; акцентология.

 

Понятия: Орфоэпия. Орфоэпическая норма. «Старшая» / «младшая» норма.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает орфоэпия?

2. Определите значения понятия «норма» в орфоэпии.

3. В чем и как проявляется динамика орфоэпической нормы

4. Каковы основные тенденции в развитии орфоэпической нормы?

5. Какие разделы орфоэпии вы можете назвать? Расскажите о них. Приведите примеры.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 154-160, с. 391-412.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 136-138, с. 237-246.

Тема 10. Графика и орфография.

Вопросы для обсуждения:

1.Основные этапы развития письменности: пиктография, идеография, фонография, их особенности.

2.Звук и буква. Алфавит.

3.Основные характеристики и принципы русской графики

4.Орфография. Принципы русской орфографии. Фонематический как ведущий принцип русской орфографии.

5.Морфематический фонетический, традиционный принципы написания, дифференцирующие написания.

6.Содержание основных разделов орфографии.

 

Понятия: пиктография, идеография, фонография, звук, буква, алфавит, принципы графики, принципы орфографии, фонематический, фонетический, морфематический (морфологический), традиционный принципы орфографии, дифференцирующие написания, разделы орфографии, орфографическая ошибка, описка.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается графикой?

2. Каковы основные этапы развития мирового письма? В чем состоят их достоинства и недостатки?

3. Раскройте суть основных принципов русской графики.

4. Что изучается орфографией?

5. Назовите и охарактеризуйте основные разделы орфографии.

6. Расскажите об основных принципах русской орфографии.

7. Дайте классификацию орфографических правил каждого из разделов. Какие правила, на ваш взгляд, являются основными?

8. Что вы знаете о проектах реформы современной орфографии? Выскажите свое мнение по этому поводу.

Базовые учебники

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 161-175, с. 413-437.

Русский язык / под ред. Л.Ю.Максимова. Т. 1. §§ 139-153, с. 247-264.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1082)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7