Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Выборы в российских регионах




Впервые Выборы глав субъектов были проведены 12 июня 1991 года в городах Москве и Санкт-Петербурге одновременно с выборами президента РСФСР. В период с 1991 по 1996 год проводились эпизодически в некоторых регионах — должность президента была введена не во всех республиках, а главы администраций большинства краёв, областей и т. п. назначались Президентом.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд России, рассматривая запрос губернатора Алтайского края о конституционности положений Устава Алтайского края, признал, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением.[1] Кроме того, в Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав исполнительной власти до конца 1996 года. В 1999 году в новом законе закреплён термин «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации». В этот же был включен запрет одному и тому же лицу избираться более двух раз подряд, однако вскоре в него были включены оговорки, позволившие практически всем главам обойти это ограничение.

В период с 1996 по 2004 год выборы глав субъектов проводились во всех регионах России с периодичностью, как правило, 4 — 5 лет. Порядок проведения выборов регулировался как федеральными, так и региональными законами. Выборы проходили не синхронно, и не существовало каких-либо универсальных сроков проведения выборов, избирательная кампания длилась от 3 — 4 месяцев до полугода. Эти выборы привлекали значительное число специалистов (в первую очередь — по избирательным технологиям), которые перемещались из региона в регион, предлагая свои услуги кандидатам и их избирательным штабам.

В сентябре 2004 года Президент России Владимир Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года, а последние прямые губернаторские выборы состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.

В апреле 2012 года по инициативе президента России Дмитрия Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов[2]. Согласно указанному закону первые выборы высших должностных лиц должны состояться 14 октября 2012 года в тех субъектах Российской Федерации, где срок истечения полномочий действующих высших должностных лиц истекает с 1 июня по 31 декабря 2012 года[3].

2 апреля 2013 года по инициативе преемника Медведева — президента Владимира Путина, в закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам. При этом прямо говорилось, принятие таких поправок вызвано решением Кремля не допустить прямых выборов в шести республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня).[4] Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также высказался за то, что выборы глав всех северо-кавказских республик должны проходить через парламент.[5]

В 2013 году от прямых выборов главы отказались 4 республики Северного Кавказа: Дагестан (18 апреля 2013), Ингушетия (2 марта 2013), Северная Осетия (28 ноября 2013) и Карачаево-Черкесия (26 декабря 2013). А в двух из них, в Дагестане и Ингушетии, региональные парламенты избрали глав на следующие 5 лет.

В марте 2014 года Крым и Севастополь воссоединились с Россией. После завершения процедуры воссоединения были приняты Конституция Республики Крым и Устав Севастополя, в них прописали непрямые выборы глав воссоединившихся регионов.

В конце 2014 - начале 2015 года в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым в автнономных округах, входящих в состав областей (ХМАО,ЯНАО,НАО) вводятся непрямые выборы глав.

 

Анализ опыта постсоветского периода.

Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента — Государственной думы. На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов. Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из трёх вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера )на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.

Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии.

Итак, недостаточная самоорганизация общества в России и регионах привела к тому, что доминирующими в постсоветской политике являются властные акторы. И такое положение может сохнраняться в РФ и РК еще довольно продолжительное время.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)