Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


До поступка во время поступка после поступка



2015-11-20 2192 Обсуждений (0)
До поступка во время поступка после поступка 4.75 из 5.00 4 оценки




Рис. 10

Честь и достоинство.

Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценкунравственных качеств и поступков человека. Честь и достоинство - категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаютсядруг от друга. Они фиксируют отношение к человеку, как к высшей ценности.

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

Смысл жизни и счастье.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции - от Древней Греции до наших дней, - которые предлагали различные модели смысла жизни:

ГЕДОНИЗМ => Стремление к наслаждению
ЭВДЕМОНИЗМ => Счастье через преодоление стремления к наслаждению
КИНИЗМ => Борьба со страстями, победа над желаниями
ЭПИКУРЕЙСТВО => Безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданиями
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА => Духовное служение Богу во имя вечного спасения
ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ => Стремление к самовыражению, славе
РАЦИОНАЛИЗМ ХVII-ХVIII вв. => Познание
Т. ГОББС (XVIII в.) => Ф.НИЦШЕ (XIX в.) Власть человека над человеком, индивидуальная воля к власти, могуществу, подчинению чужой воли своей
ПРАГМАТИЗМ=> Богатство, стремление к обладанию (вещами, комфортом, престижем)
Л. ФЕЙЕРБАХ (XIX в.) => Э.ФРОММ (XX в.) Любовь Любовь

Каждая ситуация жизни несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого человека он является единственным и единственно истинным. Человек сам должен искать и находитьего. Но найти смысл - это еще не все; необходимо осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла является для человека необходимостьюв силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, неповторимости каждой конкретной ситуации. Но, осуществляя смысл своей жизни, тем самым человек осуществляет самого себя.

Смысл, осмысленность и цель жизни.

Смысл жизни заключается вобъективной направленности, установках, ценностях, которым она посвящена, это генеральная линия жизни. Осмысленность- это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл,независимо от ее осмысления.

Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью, когда объективная значимость, смысл его жизнисовпадают с го личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант - ситуация, когда смысл и осмысленность образуютгармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни - значит, найти свое «место под солнцем».

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели.В сознании человека цельвыступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.Цель - это определенный рубеж, а смысл жизни - генеральная линия, определяющая цели. Цель жизни - впереди, это субъективное представление о будущем, смысл жизни - это объективное содержание самой жизни и одновременно - стремление к высшей цели.

Счастье как этическая категория.

С категорией «смысл жизни» тесно связано понятие «счастье». Счастье - это сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.

Существует множество «моделей» счастья - общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом— с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».

В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть(Э.Фромм) -быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье- это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения».

Некоторые особенности и «законы» счастья.

• Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.

• Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.

• Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.

• Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех.

• Счастье не может быть абсолютным. Оно - не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится.

• Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой - преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».

• Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности, при которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.

• Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье – только по-настоящему нравственный человек.

 

4.Любовь как высшая ценность.

 

В широком смысле любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь – понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), и любовь к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоционально-психологической ценностью, общностью нравственных представлений, сексуально-эротической притягательностью. Если нет хотя бы одного из этих компонентов, любовь «не состоится» или возникнет ее иллюзия, которая неизбежно разрушится, погибнет. Без гармонии, без духовной близости, совместимости характеров подлинная любовь между людьми невозможна.

Любовь - величайшая ценность, свойство и право свободного человека. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви- тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Причем эта тяга к гармонии и идеалу затрагивает как разум, так и глубинные эмоциональные пласты человеческой души. Откуда берутся такие ощущения? Возможно, любовь - это самая сильная из всех эмоциональных потребностей, «голод» человека по человеку, чувство невероятной внутренней необходимости в нем, признание его безусловной ценности. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. При этом она «позволяет человеку оставаться самим собой, сохранять свою целостность и индивидуальность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - искусство,требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви:давание, забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь как давание- это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающей ответную любовь, это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать, а не брать.

Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна, она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

Любовь как ответственностьесть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, духовных потребностей другого человека.

Уважение в любви- это способность видеть и принимать человека таким, каков он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей. Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

• Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание - необходимый аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека» и реализовать все другие аспекты любви.

Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов. Итак, любовь- это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение и влечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этом качестве - высшая форма межличностного общения.

 

5 Формирование нравственного поведения.

 

На формирование нравственного поведения влияют разные факторы, в том числе взгляды человека, его мировоззрение, нравственные ценности, поступки. Выделяют четыре источника искажения – официальная и управляющая идеологии, познавательное нравственное развитие, нравственная слабость, межличностные отношения.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

 

1. В чем Вы видите различие понятий честь и достоинство?

2. Неоднозначность взаимообусловленности и противоречивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Каким образом адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка сказывается на чувстве собственного достоинства личности?

3. Что значит «гражданская честь»? Что Вы понимаете под «профессиональной честью»? Как утверждать и отстаивать ее?

4. Что значит честь семьи? А честь фамилии?

5. Оцените следующее высказывание Ф. Ларошфуко: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его».

6.Актуальна ли сегодня мысль Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?»

7. Какие концепции смысла жизни Вы знаете? В чем Вы видите смысл существования и предназначение человечества? Есть ли смысл жизни у каждого человека? Задумывались ли Вы, в чем смысл Вашей жизни?

8. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построит дом, воспитает сына и посадит дерево. Как можно истолковать это высказывание? Согласны ли Вы с ним?

9. Как Вы считаете, что дало основание французскому философу Д. Дидро утверждать: «Чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести»?

10.В чем отличие смысла жизни от цели жизни?

11. Индийское изречение гласит: «Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один, улыбался». Как это связано со смыслом жизни человека?

12. Действительно ли «человек - кузнец своего счастья»?

13. Поясните высказывание Демокрита: «Счастье и несчастье - в душе».

14. Действительно ли, «правда - хорошо, а счастье - лучше»?

15. Можно ли измерить любовь и чем? Всепоглощающей страстью, потомством, либо еще чем-то? Как Вы относитесь к мере любви, предложенной Августином Блаженным: «Мера любви - это любовь без меры».

Литература:4,5,8,12,15-17,18-0,29,33,36,42,59,60,63,72,81,82,83,91,92,105.

 

 


Раздел № 3: Прикладная этика.

Тема 6.Этика гражданственности:

Человек и общество.

 

1. Этика гражданского общества.

2. Патриотизм как основной принцип гражданственности.

3. Политическая этика и политическая культура.

Этика гражданственностизанимает особое место в содержании и структуре прикладной этики. Будучи по своей сути нормативнойдля каждого гражданина, она проявляет себя и как ситуативная,например, в этике политической борьбы, и как основа моральной культуры профессионального политика, обеспечивая грамотное, с точки зрения нравственности, построение им стратегии и тактики собственной политической деятельности. Этика гражданственности тесно связана с такими понятиями, как «гражданское общество» и «гражданин».

 

1.Этика гражданского общества.

 

Гражданское общество - целостная совокупность неполитических духовных и экономических отношений между лицами, группами, институтами и организациями, независимыми от государственной власти. Оно формируется на стыке общественной и частнойжизни, где человек самостоятельно, без вмешательства извне определяет цели и средства своих действий. Это как бы частная и одновременно публичная сцена, на которой действуют и отдельные личности, и политические силы, но без государственной регуляции. Это общество с самоуправляемыми структурами, область автономной самореализации людей, защищенных правовыми нормами от регламентации их деятельности государством и его органами. Здесь зарождаются индустриально-экономические отношения между людьми и их социальное неравенство, но здесь же закладываются основы прав и свобод, которые вызывают к жизни инициативность и конкуренцию; здесь изобретаются демократические институты, складывается новая ментальность, гуманизируются различные аспекты общественной жизни.

Этика гражданского общества,регулирующая поведение граждан на стыке их частной и публичной жизни, опирается, с одной стороны, на общечеловеческие моральные нормы и ценности, с другой стороны, - на политическую мораль- ценности и нормы, ориентирующие и регулирующие действия людей, вовлеченных в орбиту политической жизни. Но в отличие от политической морали, этика гражданского общества регулирует и одновременно ограничивает действия людей не в сфере политики, а в сферах экономики, хозяйствования и быта, в системе собственнических отношений. Здесь люди выступают не как «политические существа» - подданные государства, а как граждане,которые защищены законом от вмешательства государства и которые действуют, определяя свои жизненные стратегии и тактики вполне самостоятельно.

Этический императив гражданского обществабыл в свое время сформулирован Гегелем: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».Такой императив не требует любви к ближнему: симпатия, великодушие, любовь, сострадание не могут выступать требованиями.Но он предполагает систематическое и добровольное уважение к другому человеку, требует понимать поступки других, пользоваться свободой, собственной иерархией ценностей и на их основе производить моральный выбор, принимая личные решения под личную ответственность. При этом рамки выбора определяются не столько принадлежностью личности к той или иной группе, сколько широтой ее гражданского кругозора.

Этику гражданственности отличает рад характерных особенностей:

требования морального равенства, включающие уважение к собственности, соблюдение правил «рыночной игры», запрет на нечестные средства конкурентной борьбы, недопущение социально оскорбительных форм политических и экономических действий;

плюрализм,предполагающий право каждого на собственное понимание личного интереса и счастья и право на действия, ведущие к реализации избранной модели (если, разумеется, эта модель не препятствует реализации аналогичных прав ближних);

духовный суверенитет личности, при котором нравственный образ жизни и нравственность каждого поступка не навязываются, а определяется стремлением граждан к свободе и оказывается итогом собственных нравственных исканий и автономного морального выбора;

представление о социальной справедливостикак возможности и гарантии достижения каждым своих целей: перед гражданином, надежно огражденным законом от произвола властей и сограждан, открывается путь к свободе на уровне моральности, нравственного закона, самосовершенствования.

В основеэтики гражданственности лежат права человека, «Пакет» прав граждан обширен, приоритеты их могут быть разными. Но в них обязательно включается право на жизнь, свободу мысли и убеждений; право жить только по закону, право жить по совести, право определять место жительства; право выбирать свою судьбу (т.е. право на собственные решения); право давать направление власти и быть защищенным от произвола властей; право объединяться в организации и т.п.

Главная ценностьэтики гражданственности - свобода личности, в том числе и свобода ееморального выбора, обеспечивающая ей право на самостоятельное обнаружение Добра и Зла, а также выбор между ними с последующим определением собственного Долга и включением Совести как механизма самоконтроля. Способность проявлять такие свойства и качества, выражающие осознанное и заинтересованное отношение человека к обществу, и составляет феномен гражданственности.

Нравственным идеаломэтики гражданственности является активная гражданская позиция, характеризующая чувством сопричастности, ответственности за судьбу человеческого сообщества и своего отечества и стремлением к деятельностному участию в ней. Человека, занимающего подобную позицию, называют гражданином и патриотом.

2. Патриотизм как основной принцип гражданственности

 

Патриотизм- это глубоко личностное, заинтересованное отношение к социальному целому — Отечеству, Родине. Большинство людей испытывают непосредственную привязанность и любовь к своей стране, однако патриотизм - это не только естественная склонность и чувство любви, но и нравственная обязанность.

При этом отношение к Родине выражается не только в чувствах, но и в социальных действиях.Именно по ним можно судить о действительных нравственных качествах человека как патриота.Основные практические проявления патриотизма - это защита своей страны от врагов и труд на ее благо. В широком смысле слова - это участие всоциальных преобразованиях, заинтересованные усилия по изменению общества, в котором живешь. А поскольку представления о том, в какую именно сторону должно двигаться общество, существенно различаются у различных социальных групп, их патриотизм получает свои особенности. Но в любом случае патриотизм состоит в том, что человек исполняет свой долг перед Родиной, причем исполнение долга нужно не «Родине», а самому человеку, поскольку это дает ему моральную ориентацию в жизни. Происходит это следующим образом:

• сначала у человека формируется «образ Отечества», предмет эмоциональной привязанности или отторжения;

• затем этот образ осознается как «идея Отечества», содержащая сознательно принимаемые его ценности;

• на их основе вырабатывается «идеал Отечества» - конструктивная программа действий по преобразованию социума в «истинную Родину».

Таким образом, патриотизм выступает не как долг перед чем-то внешним, а как наша сокровенная потребность. К потребностям, формирующим патриотическое чувство,можно отнести следующие:

1. Стремление к общности со своим народом, осознания, что от моего мнения и действий зависит все происходящее в социуме. Своим патриотизмом личность как часть народа - заявляет о своих претензиях влиять на принятие: общественных решений, на судьбу страны. Такой патриотизм выражается в гражданской активности, деятельности по усовершенствованию общественного целого.

2.Потребность впокровительстве, и защищенности некой великой силой. Человек чувствует себя полноценным тогда, когда принадлежит «великой стране». Испытывая гордость за ее достижения, он переносит достоинства Родины на себя, что питает его чувство самоуважения. Для таких людей символы Родины (флаг и гимн, территория и граница, правители и военачальники) часто становятся предметами поклонения. Действительные же интересы и судьбы страны в таком контексте зачастую приносятся в жертву идеологической абстракции патриотизма.

3. Желание подучить не просто покровительство, по и одобрение своих социальных действий, желание переложить ответственность с себя на «высшую инстанцию» (Родину): например, объявить участие во всякой войне патриотическим долгом. Во многих случаях такой патриотизм оказывается лишь риторикой, прикрывающей деяния, нравственный смысл которых сомнителен. При этом кажется, что наличие любви к Родине искупает все личностные несовершенства.

4. Проявление не столько любил к Родине, сколько агрессивных настроений, провоцирующих ненависть к ее вратам, к тому, кто мешает моей Родине быть могучей и счастливой. А поскольку «Родина – эго святое» и к ней претензии предъявлять нельзя, то виновного надо искать, на стороне.

5. Потребность в моральной вере в «высшее», родственная религиозной вере. Родина выступает тем объектом благоговения, отношения с которым организуют нравственную жизнь человека, придавая значимость всем его действиям. В этом контексте все его поступки будут выполнены в форму служения, иерархического соподчинения житейских частностей с идеалом. Стремление к высшим ценностям наполняет само понятие Родины более богатым содержанием, переводя ее из области историко-географической или политической в сферу духовности.

Любовь к Родине предполагает любовь к своему народу, своей нации.История, сложившиеся культурные традиции, язык нациистановятся зачастую символами Родины, объектами поклонения и восхищения. Этот аспект патриотизма иногда переходит в национализм, в котором не столько прославляется «свое», сколько агрессивно отрицается «чужое»=«плохое». Национализм практически опасен, а теоретически некорректен, ибо с этической точкизрения деление на «своих» и «чужих», хотя и исторически естественно, но морально несовершенно, ибо приводит к проявленияму нации группового эгоизма.

Авторитарная этика придает патриотизму государственный оттенок, означающий, что любить следует не просто страну, но и ее социально-политическое государственное устройство («Великую Римскую империю», «царское самодержавие», «социалистическую Родину») и служить не народу, а государственной власти («царю и Отечеству», «Советскому государству»). В результате того, что власть отождествляется с Родиной, любая политика, кроме правительственной, объявляется «предательством национальных интересов», «изменой Родине». Однако история показывает, что интересы нации и интересы власти отнюдь не всегда совпадают и что государство и Родина - понятия не тождественные. Поэтому патриотизм может выражаться как в одобрении политического строя, так и в его критике, в активном стремлении изменить государственное устройство Родины. В силу подобных обстоятельств может формироваться особый вид патриотизма, основанный на идее освобождения родной страны от неправедных правителей, связанный с борьбой за справедливое общественное устройство.

Таким образом, в идее патриотизма акцентируется аспект гражданственности; личность должна принимать заинтересованное участие в делах не конкретной политической общности, а сообщества, образованного индивидами на основе единства их интересов. Такова специфика гражданского патриотизма.

Логически противоположны патриотизму космополитизм и интернационализм, в свою очередь, не совпадающие друг с другом. Космополит - «гражданин мира», он отчужден от любой исторически конкретной социальной общности, он «везде чужой». У интернационалиста же в основании жизненной программы лежит заинтересованность в делах любого народа, он «везде свой».

В идее космополитизмавсегда существовало два оттенка: стремление преодолеть государственную ограниченность во имя более широких общечеловеческих интересов и равнодушие к общественной жизни, бегство от ответственности за происходящее в обществе. Однако космополитизм - это не форма нравственной индифферентности и душевной лени. Это особая нравственная позиция, которая, кстати, никогда не была источником социальной агрессии и никому не принесла вреда.

Специфическим проявлением космополитизма в XX в. стал пацифизм- отрицание любой формы насилия в политике.Гражданственная позиция пацифизма в определенном смысле возвышает его над ограниченностью патриотизма; в ней проступают признаки того, что личность ощущает свою причастность к новой общности – человечеству.

Интернационализм – специфическое понятие советской идеологии, означающее заинтересованное взаимодействие наций в общем социальном проекте. Чувство интернационализма также возвышало человека над привязанностью к первичным социальным общностям, делало его единым с «пролетариями всех стран». По своим основаниям идеология интернационализма так же как и космополитическая, способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Различие состоит в том, что космополит дистанцируется от всякого государства, интернационалист же служит государству в любой точке земли.

 

3. Политическая этика и политическая культура.

 

Этика гражданственности тесно связана с такими феноменами социальной жизни, как политическая этика и политическая культура.

Политическая этика– совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение политиков и всех, кто вовлечен в активные действия в сфере политики – базируется на ряде принципов:

· Ее поведенческие правила носят универсальный характер и исходят из признания приоритета общечеловеческих ценностей и норм;

· Морально оправданными считаются в ней лишь те политические поступки и акции, которые не только отражают волю большинства, но и учитывают интересы меньшинства граждан;

· Одним из важнейших требований является соблюдение и проявление толерантности к инакомыслию;

· Признается верховенство законаи исключительно законная (легитимная борьба за завоевание и удержание власти;

· Предполагается делегирование властиснизу вверх, ее разделение и самоограничение;

· Идеологическими ценностями современной политической этики выступают национальный патриотизм, чувство солидарности, осторожный консерватизм.

Политическая этикаориентирована на:

◘ Ограждение человека от государственного деспотизма и произвола;

◘ Соблюдение принципа предварительного доверия к каждому члену общества (в противопоставление подозрительности);

◘ Ограничение карательного насилия;

◘ Защиту свободы мысли («разрешено все, что не запрещено»);

◘ Поддержку только той власти, которая признает верховенство закона.

В современных условиях развитие общества, безусловно, определяется уровнем, содержанием и направленностью гражданской активности людей. Активность, в свою очередь, определяется во многом политической культурой лидеров, преследующих различные цели, и оказывающих через общественное мнение (а иногда и экстремистские действия) определенное давление на политических лидеров.

Основными чертами политической культуры общества выступают:

§ Представительная (а не прямая) демократия;

§ Разделение и сбалансирование властей;

§ Легитимизация конфликтов и путей их решения;

§ Исключение сверхконцентрации власти у какого-либо социального института (партии) или лица (группы).

Политическая культура масс, отдельных социальных групп и их лидеров может соответствовать или не соответствовать тем процессам социальных преобразований, которые выступают реальностью и потребностью современного общества. Эти преобразования базируются на двух тенденциях – демократизации и гуманизации общественных отношений. Этим тенденциям соответствуют следующие требования, предъявляемые к политической культуре отдельных личностей и общества в целом:

1. Политическая компетентность.

2.Диалектичность, гибкость мышления, проявляющиеся в способности к постоянному переосмыслению политических догм и стереотипов, норм и идеалов, отказу от устаревших трафаретов социальной деятельности.

3. Толерантность, терпимость к инакомыслию.

4. Отказ от личного и группового эгоизмасамого разного рода:

v Партийного, проявляющегося в нежелании уступать и делить власть;

v Национального,

v Религиозного;

v Эгоизма отдельных коллективов, требующих особых условий для себя и обостряющих тем самым кризис в обществе и т.д.

Реализация этих требований может способствовать возникновению разумных компромиссов и консолидации, обеспечивающих создание гражданского общества. Отсутствие или слабая степень развитости этих составляющих политической культуры выступают основным препятствием социально-экономического и политического обновления.

Переход от тоталитаризма к демократии и гражданскому обществу всегда труден и мучителен. Трудности переходного периода носят объективный и субъективный характер. К объективным трудностям относятся факторы социально-экономического порядка. Субъективные определяются менталитетом общества и его политических лидеров, уровнем их духовной культуры и состоянием гражданской позиции. Сложность становления нравственной и политической культуры являются питательной средой для создания политической нестабильности в обществе. Поэтому их преодоление – одна из основных задач создания гражданского общества и формирования этики гражданственности.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что означают для Вас понятия «гражданское общество», «гражданственность», «гражданская позиция», «гражданин»?

2. Назовите и охарактеризуйте основные черты этики гражданственности. Что такое «этический императив гражданского общества»?

3. Патриотизм - любовь к Отечеству, своей стране или государству? Как соотносятся эти понятия? В чем Вы видите нравственную сущность патриотизма?

4. Девизом одного из выдающихся президентов США Д.Ф.Кеннеди были слова: «Не спрашивай, что может сделать для тебя твоя родина, - спроси, что можешь сделать для нее ты». Готовы ли Вы разделить такую позицию? Задумывались ли Вы когда-либо над тем, что Вы можете сделать для своей страны?

5. Как соотносятся между собой понятия «интернационализм» и «космополитизм», «национализм» и «фашизм» и какое отношение они имеют к патриотизму?

6. Что такое политическая культура и политическая этика? Какие элементы, на Ваш взгляд, составляют необходимый «набор» в структуре политической культуры общества? Политической культуры лидера?

7. «Грязное» ли дело политика и возможна ли в политике «честная игра»?

8. Скинхеды – детская игра или опасный симптом?

Литература: 10,12,15,23,24,29,33,40,45,50,52,56,62,94,97,105.


Тема 7. Этика межличностного общения.

 

1. Проблема культуры общения.

2. Дружба как высшая форма общения.

3. Этика семейных отношений.

 

1. Проблема культуры общения.

 

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания - выступает культура общения- система норм,принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдениеосновных норм межличностного общения, включающих совокупные действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Но наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами истереотипами - с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

Ø уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;

Ø ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

Ø постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

Ø соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;

Ø культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:

- принципиальное равенство, автономность партнеров;

- признание партнерами уникальности друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;

- различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

- ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;

- ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

- способность воспринимать другого как личность равного уровня.

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, ее недостаточная развитость - нравственная «протокультура»,порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

«Дефектные» уровни общения.

1. Нравственный вакуум- человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения, или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и «не работают» в новых условиях.

2. Отсутствие нравственной инициативы- человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженного выжидания и морального торга по принципу «ты - мне, я - тебе».

3. Нравственный камуфля



2015-11-20 2192 Обсуждений (0)
До поступка во время поступка после поступка 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: До поступка во время поступка после поступка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)