Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ




Я = ТЫ Субъект-субъектное ¯ Альтруизм Я ¹ ТЫ Субъект-объектное ¯ Эгоизм

Рис. 7

Объектный типотношений превращает другого в объект воздействия, когда он становится средством самоутверждения, удовлетворения интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения. В его основе лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение к самому себе связано ссамооценкойчеловека (рис. 8) Различия в самооценке определяются, прежде всего, различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе.

 

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОМУ СЕБЕ

Рис. 8

 

Моральное поведение,опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом, если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры (рис. 9).



Поступок- центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личность важное место занимают мотивация и оценка (самооценка).

Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.

 


МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рис.9

Оценкав системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыс лей или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному.Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом качеств она может одновременно служить его мотивацией.

Взаимодействие элементов морали

При рассмотрении структуры морали можно выявить механизм взаимодействия ее элементов.

1.Моральное сознание, моральные отношения и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве.

2. Структура морали выявляет ее противоречивость:

а) противоречия между отдельными элементами морали –сознанием, отношениями и поведением;

б) противоречия внутри ее отдельных элементов:

v в моральном сознании - противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;

v в моральном поведении — противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как «могу», «хочу» и «надо»;

v в моральных отношениях - противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

3. Основные функции морали.

 

Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия. Не менее важным является вопрос о ее предназначении. Ответ на него дает рассмотрение основных функций морали.

1. Гуманизирующая - характеризует приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми, «очеловечивающее» человека.

2. Регулятивная- проявляется в регулировании поведения и отношений людей в обществе во всех сферах человеческого бытия.

3. Воспитательная - определяется участием морали в формировании человеческой личности и ее самосознания с помощью различных приемов - от убеждения и принуждения до самодисциплины исамовоспитания, соответствующих требованиям гуманистической этики.

4. Познавательная - выражается в том, что, давая человеку адекватное знание - необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает его «секретами» человеческого поведения; тесно связана с воспитательной.

5. Ценностно-ориентирующая – определяется тем, что моральные знания в отличие, например, от естественнонаучных не «бесстрастны», а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

6. Коммуникативная - заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Проанализируйте и поясните представленные в тексте схемы, иллюстрирующие структуру морали. Дополните и уточните их.

2. И. Канту принадлежат знаменитые слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Как вы думаете, почему «моральный закон во мне» может наполнять душу таким же благоговением и удивлением, как и звездное небо?

3. Демокрит считал, что человеческая мудрость выражается е трех способностях: «выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует». В этом его поддерживал Цицерон: «Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею». Как это соотносится с моральным совершенством личности?

4. Какие противоречия морального сознания отражены в следующих положениях: «Вижу и одобряю лучшее, но следую худшему» (Сократ) и «Благими намерениями вымощена дорога в ад» (Данте). Какое место в них отводится мотивации поведения? Что больше свидетельствует о нравственном облике личности - ее поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов ее поведения?

5. Когда-то в печати активно велась дискуссия на тему «Нужна ли ветка сирени в космосе?» - о роли чувств в эпоху научно-технического прогресса. Как бы Вы ответили на этот вопрос сегодня?

6. Если альтруист - это человек, с бескорыстной любовью и заботой относящийся ко всем людям, то какое понятие существует для обозначения его антипода?

7. Сочетание этического знания, его понимания и принятия в рамках рациональной стороны морального сознания может быть ситуативным. Обозначьте и рассмотрите все возможные ситуации этих сочетаний.

8. Противоречивость морального сознания была подмечена еще древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек - учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье»; «Справедливость снова превращается в хитрость, добро снова превращается в зло». Объясните, как Вы понимаете эти противоречия.

9. Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли человек быть идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?

10. Прокомментируйте данные утверждения с точки зрение структуры морали:

v английский философ Ф. Бэкон: «Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним»;

v французский просветитель Ж.-Ж. Руссо: «Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее»;

v немецкий философ Г.В.Ф. Гегель: «Человек есть ряд его поступков»;

v немецкий поэт И. Гете: «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»;

v русский писатель М.М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нем; разум, тем больше человек в его человеческом деле»;

v французский писатель А. Франс: «Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств».

 

Тренировочные задания.

1. Назовите основные элементы морали. Определите сущность каждого из них.

2. Определите содержание следующих функций морали:

а) регулятивной;

б) воспитательной;

в) познавательной;

г) коммуникативной;

д) гуманизирующей.

3. Назовите уровни морального сознания.

4. Что включают высшие моральные ценности?

5. В чем состоит моральный выбор?

6.Назовите основные подходы к вопросу о происхождении морали и раскройте их сущность.

7.Какие нравственные проблемы решали античные мыслители?

8.В чем состоял вклад в теорию морали религиозных мыслителей?

9.Назовите основные направления современной этики.

10.Какие нравственные принципы и нормы , дошедшие до нашеговремени,имели место в первобытной морали?

11.В чем проявился классовый характер морали в рабовладельческом обществе?

12.Раскройте суть патернализма в феодальном обществе.

13.Выделите основные требования рыцарской морали.

14.Что нового внесла в развитие морали буржуазная эпоха?

ТЕСТ 1.

1. Для какого общественного строя наиболее характерны следующие моральные принципы:

 

коллективизм:

 

а) первобытнообщинного;

б) рабовладельческого;

в) феодального;

г) буржуазного;

д) социалистического.

 

индивидуализм:

 

а) первобытнообщинного;

б) рабовладельческого;

в) буржуазного;

г) социалистического?

 

2. Какими социальными институтами регулировалось поведение в родовой общине:

а) законами;

б) обычаями, традициями;

в) моральными кодексами;

г) религиозными заповедями?

 

3. Какой из предложенных моральных принципов вы адресовали, бы в первую очередь феодальному обществу:

а) индивидуализм

б) коллективизм

в) патернализм

г) альтруизм

 

4. Какой источник успеха является наиболее приоритетным в буржуазной морали:

а) удачная женитьба (замужество);

б) предприимчивость;

в) трудолюбие;

г) наличие богатых родителей?

 

ТЕСТ 2.

Какие из перечисленных понятий отражают моральные качества, а какие — нравственные принципы:

 

 

 

  а) моральные качества; гуманизм вежливость совесть долг коллективизм индивидуализм честь толерантность достоинство благородство эгоизм
  б)нравственные принципы?

 

ТЕСТ 3.

Кто из перечисленных мыслителей в отношении происхождения морали придерживается следующей точки зрения:

 

 

 

а) религиозной; Аристотель П. Кропоткин, Ф. Аквинский, М. Вебер, Августин Блаженный, К. Марс, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, B.Эфримсон, C.Франк
б) натуралистической;
в) социологической?

ТЕСТ 4.

Какие из перечисленных направлений современной этики следует отнести к:

 

 

 

рационалистическому; неопозитивизм неотомизм неопротестантизм прагматизм персонализм неофрейдизм экзистенциализм
иррационалистическому; иррационалистическому;
религиозному?

 

Литература: 4,5,8,15-17,20,33,42,51,55,56,94.

 


Тема 5. Высшие нравственные ценности и стратегия «правильной жизни».

 

1. Высшие моральные ценности.

2. Моральная свобода и ответственность личности.

3. Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.

4.Любовь как высшая ценность.

5 Формирование нравственного поведения.

 

1. Высшие моральные ценности

Традиционная задача этики -«практической философи­и» - реализуется, прежде всего, нормативной этикой,которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосно­вании и оценке моральных ценностей, в установлении их субор­динации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связитеоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему нормпракти­ческой морали, она участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.

Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимаю­щейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Но для этого необходимо предварительное решение проблем моральных приоритетов и ценностей. Эти про­блемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на осно­ве учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечест­вом в процессе исторического развития нравственности.

Моральные ценности– общественные установки, импера­тивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных пред­ставленийвыполняют в системе моральной регуляции ряд функций. Во-первых, они позволяют обосновать нормативные моральные требования к человеку. Во-вторых, они служат нор­мативной формой моральной ориентациичеловека в мире, пред­лагая ему конкретные и зачастую «готовые» регулятивных дейст­вий. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновре­менно содержится оценка явлений действительности, людей и их поступков с точки зрения их моральной значимости.При этом нравственная оценкаморальных и внеморальных ценностей соз­дает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и со­подчинение.

Моральные ценностимогут быть расположены:

по степени их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей; для отдельного человека) - общечело­веческие, групповые ииндивидуальные;

по способу их взаимосвязи друг с другом - альтернатив­ные(обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы) и комплементарные (взаимодополняют друг друга);

по месту в иерархии ценностей - здесь особо выделяются высшие моральные ценности.

. На основе иерар­хической системы ценностных ориентаций у каждого человека складывается личностная «стратегия и тактика правильной жизни», определяющая генеральную ли­нию его бытия и отношений с миром и другими людьми.

 

2.Моральная свобода и ответственность личности.

 

Моральная свобода- ценность, к достижению которой че­ловек стремится и обладание которой есть для него благо. Вме­сте с тем она одновременно и условие проявления его морально­сти, совершения им нравственных поступков и действий.

Выбор является свободным,когда к нему подключены все ин­теллектуальные и волевые способности личности и когда мо­ральные требования сливаются с ее внутренними потребностями. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувст­ва страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоре­чиями между хочу, могу и надо.

Нравственная свобода- не просто выбор ва­риантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека. Нравственная свобода проявляется в умении 1) делать осознанный моральный выбордействий и поступков; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия;4) осуществлять разумный кон­троль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

Моральная ответственностьпроявляется как обратная сто­рона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным - значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в пря­мой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответствен­ность. Существуют разные видыи разная мера ответственности.

Виды ответственностиопределяются тем, перед кем( или чем) и за что человек несет ответственность. Это может быть:

• ответственность перед самим собой;

• ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

• ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Мера моральной ответственности у разных лю­дей в различных ситуациях неодинакова. Зависит она от ряда об­стоятельств:

• самостоятельности совершаемого действия, причем наличие при­нуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответст­венности с человека;

• значимостисовершаемого деяния для судеб других людей (в экс­тремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время);

• масштаба принимаемых решений, в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства;

• влиятельности, авторитета, общественного положения или должно­сти личности,принимающей решения.

3. Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.

Долг и совесть - личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг- это принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг- это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Особенности проявления долга

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долгаактивны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать, какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Совесть - «другая сторона» долга.

Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в общественравственным нормам.Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть - это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.

Совесть проявляет себя: а) как побудитель,направляющий нас на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; б) как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в) как корректирующий фактор во время действия; г) как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценкунаших поступков (рис. 10).

ФУНКЦИИ СОВЕСТИ




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)