Проблемы морального прогресса
Несмотря на устойчивый, традиционный характер нравственности, она все же развивается под воздействием изменений в жизни общества. Вместе с тем мораль изменяется и благодаря своим, присущим ей закономерностям. Именно поэтому ее история не представляет собой прямой и четко определенный путь к прогрессу. В отдельные периоды жизни народов она переживает кризисы, уступая аморальным явлениям и процессам. Особенно часто такие "сбои" происходят во время войн (межгосударственных, межэтнических, религиозных и т.д.), а также в переходные периоды в развитии социально-экономических и политических систем. О том, что происходит в состоянии морали общества постсоветских республик в период перехода от тоталитаризма к демократии, могут судить многие люди, жизнь которых протекала и протекает в разные исторические эпохи. В данный период нередко коллективизм уступает место индивидуализму и эгоизму, честность — обману, интернационализм — национализму, патриотизм — космополитизму, нормативная разговорная лексика — ненормативной. Кумирами части молодежи становятся уголовные элементы. Сбои в развитии общественной морали давали и дают сейчас скептикам повод сомневаться в нравственном прогрессе общества, а консерваторам — мифологизировать прошлые времена, выделять в истории развития нравственности "золотые века". Но если посмотреть на развитие нравственности беспристрастно, то можно утверждать, что, несмотря на кризисные периоды, общественная мораль следует больше по пути прогресса, чем регресса. Показателями этого являются появившаяся возможность морального выбора, пропаганда общечеловеческих ценностей, ориентация на защиту прав и свобод, реагирование на глобальные проблемы, вызванные научно-технической революцией, развитие этического образования и просвещения, тенденция к массовому освоению норм и правил этикета. Дальнейший прогресс морали, ее развитие в XXI в. связано с теми факторами, которые действовали на протяжении всей истории человечества и обеспечивали его прогресс в целом — экономическими, социальными, политическими, культурными. Вместе с тем существует целый ряд частных детерминант и проблем, которые будут влиять на дальнейшее развитие нравственности. Надо полагать, что в их числе будут следующие: ♦ осознание как можно большим количеством людей важности морали в улучшении взаимоотношений в обществе в целом, на работе, в сфере досуга, в семейных взаимоотношениях; ♦ в условиях дальнейшего ухудшения экологической среды обитания человека будет усиливаться, наряду с правовыми нормами, действие правил нравственного отношения к природе; ♦ сознательное выполнение моральных норм и правил этикета; ♦ использование нравственных средств борьбы с аморальными явлениями, в частности с наркоманией, пьянством, хамством, различными проявлениями экстремизма (национального, религиозного, политического и т.п.); ♦ противодействие криминальной этике. Реализация этих мер во многом позволит человечеству не только выживать в условиях усложняющихся природных и социально-экономических факторов, но и обеспечить достойное существование и культурный прогресс.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте общую характеристику основных этических учений, выявите их специфику и попытайтесь охарактеризовать личный вклад в развитие этики их основоположников и представителей. 2. В каких формах выражались требования первобытной морали 3. Согласны ли Вы со следующими мыслями Аристотеля: «Счастье - это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное»; «Счастье - это определенного качества деятельность души сообразно добродетели»? 4. Могло бы способствовать разрешению современных общественных коллизий утверждение Н.Г. Чернышевского о том, что правильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого? А мнение французских сторонников «разумного эгоизма», что правильно понятый личный интерес есть основа общего блага всех? Почему это - «разумный эгоизм»? Какая из двух точек зрения кажется Вам более справедливой и подходящей для современных условий и почему? 5. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны. При этом главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы Вы могли бы привести?
Литература: 4,5,8,12,16,17,18,20,34,42,54,56.
Тема 3.История развития этических учений.
1. Основные подходы к вопросу о происхождении морали. 2.Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая. 3. Этика античности. 4.Этика эпохи Средневековья. 5.Этические воззрения Нового и Новейшего времени. 6.Этическая мысль современности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1135)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |