Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сфера морали и ее реализация в сознании и практике




Министерство образования и науки

Министерство образования и науки АРК

РВУЗ Крымский гуманитарный университет

 

Кафедра философии и социальных наук

 

 

Этика и Этическое воспитание

в дошкольном возрасте

 

 

Ялта 2006

 

УДК 17:371.214.114

ББК 87.7:74

Р 17

Этическое воспитание в дошкольном возрасте:учебно-методическое пособие//Сост. : Разбеглова Т.П., кандидат философских наук, доцент. – Ялта, 2006. – 40 с.

 

 

Рецензент: Мирошников О.А.,кандидат философских наук,

доцент кафедры философии КГУ

Содержание

 

Раздел 1. Этика и этическая культура .................................................................. 4

 

Гуманистическое содержание нравственности .................................................... 4

 

Сфера морали и ее реализация в сознании и практике ......................................... 5

 

Этикетные формы поведения .............. ................................................................... 11

 

Воспитание и самовоспитание нравственной культуры ...................................... 12

 

Раздел 2. Этическое воспитание в дошкольном возрасте ................................. 13

 

Развитие нравственных чувств детей в процессе общения с воспитателем ........ 13

Воспитание нравственных чувств детей в сюжетно-ролевой игре ........................ 18

 

Роль самооценки в нравственном воспитании ............................................................21

Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности ........ 30

Литература ................................................................................................................. 37

Практикум................................................................................................................. 38

 

Раздел 1. Этика и этическая культура

Этика — область философского знания, исследующая универсальные законы (нормы) регулирования отноше­ний между людьми. Понятия «этика», «мораль», «нравственность» эти­мологически и содержательно схожи, тождественны. Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) служит анало­гом латинскому понятию «moralis» и русскому самобыт­ному термину «нравственность». Все они подразумева­ют некоторую устойчивость, внутреннюю упорядочен­ность нравов, обычаев, традиций людей.

С древнейших времен ни одно человеческое сообще­ство неспособно было существовать и развиваться вне соблюдения определенных взаимных обязанностей, пра­вил, норм поведения.

Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, пред­метно обусловленных действий, всеобща. Она связыва­ет людей воедино, до всех их прочих связей. Буду­чи универсальной и общезначимой, мораль в то же вре­мя конкретна, исключает двусмысленность, обращена к каждому человеку, активно формирует его духовный мир. Мораль замкнута на человека. Она атрибут его существования, показатель социальности. Мораль – это и совокупность нравственных качеств человека, проявляющихся в его поведении.

Гуманистическое содержание нравственности

Гуманизм традиционно рассматривается как один из высших принципов морали. Сама этимология этого по­нятия, обозначающего человечность, с древнейших вре­мен отождествляет его с отношением к человеку как высшей ценности. Сущностные начала гуманизма ле­жат в плоскости самих взаимоотношений между людь­ми и определяются мерой их человечности. Их вечные значения запечатлены сознанием человечества в поня­тиях свободы, равенства, справедливости, чести, до­стоинства. Гуманизм — это высшее начало нравствен­ности в ее общечеловеческом измерении.

Человек редко задумывается о высших пределах своего собственного бы­тия, отношения к другим людям. Его обыденное, земное сознание воспринимает гуманизм как нечто непосредствен­но обращенное к человеку. В общественной психологии ее синонимами служат нравственные ценности любви, доб­росердечности, милосердия, сострадания, сочувствия, со­переживания

Современный этап развития человечества — период глубокого морального кризиса. Этика столкнулась с массой проблем, к которым она была не подготовлена (тысячи борделей, распространение СПИДа и наркомании, рост различных видов насилия, международный терроризм и др.). Общество потребления навязывает ути­литаризм, ориентацию только лишь на материальные цен­ности, кото­рые откровенно противостоят образу нравственности. Единственным условием и надеж­дой на построение современной цивилизации на социаль­но-справедливой гуманистической основе остается мо­раль — главный показатель человеческого в человеке.

По происхождению и содержанию моральные чувства имеют социальную основу и в своей совокупно­сти определяют моральный облик человека, проявля­ясь в поведении его как культура нравственных чувств. Она не является изначально заданной, а формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Воспитание нравственных чувств играет огромную роль в становле­нии личности (поведение в семье, отношение к школьным обязанностям, друзьям и т. д.), обеспечивая под­держку моральных традиций в обществе.

Человек, лишенный необходимого нравственного вос­питания в детстве (воспитывавшийся вне семьи, не обла­дающий чувством ответственности за ближнего и т. д.), зачастую не в состоянии поддерживать моральные тра­диции и выполнять необходимые нормы. Особую акту­альность воспитание моральных чувств приобретает в условиях рыночных отношений, когда отсутствие нрав­ственной закалки нередко становится причиной преступ­лений и деструктивной деятельности, приводит к траги­ческим результатам.

Сфера морали и ее реализация в сознании и практике.


Моральное сознание — это духовная сторона мора­ли: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представле­ний, выполняет функции механизма социальной преем­ственности, регулирования и организации жизнедеятель­ности, обеспечивает оценку результатов поведения лич­ности. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмо­ционально-чувственном (обыденное сознание) и рацио­нально-теоретическом (этика).

Эмоционально-чувственное моральное сознание оп­ределяет отношения человека: а) к другим людям (сим­патия или антипатия, доверие или недоверие, рев­ность, ненависть и т. д.); б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требователь­ность и т. д.); в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.).

Жизненная (гражданская) позиция

Отношение к обществу к природе к людям к самому себе

Мораль Личность

       
   
 
 


Моральные качества

Знания Поведение эмоции, чувства Потребности, мотивы

               
   
Мор. выбор, поступок, этикет, долг Свобода
 
Стремление к добру, уважение к моральным нормам, мотивация поступка
 
Знание и осмысление норм морали
   
Совесть, стыд, справедливость, раскаяние, милосердие, любовь, сочувствие, уважение и т.д.
 
 
 


 

 

Рационально-теоретический уровень морального со­знания — это система этических знаний, понятий, прин­ципов и суждений о нормах поведения, моральные кодексы, теоретическое обоснование нравственности. Высшим результатом формирования рационально-тео­ретического морального сознания являются убеждения, определяющие форму субъективного принятия должно­го.

Эмоционально-чувственный и рационально-теоретичес­кий уровни морального сознания всегда существуют в един­стве, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга. Многие моральные установки, нор­мы и принципы проявляют себя и на чувственном, и на рациональном уровнях морального сознания, относятся как к мироощущению, так и к миропониманию. Напри­мер, долг, совесть, добро, зло, гордость и другие мораль­ные понятия могут проявлять себя как в чувствах, так и в убеждениях, взаимодействовать и переходить с одного уров­ня на другой. Однако каждая из этих ступеней имеет и свои специфические особенности, которые важно учиты­вать в процессе воспитания и обучения личности.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (937)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)