Элементы морального сознания
| Форма чувственно-эмоционального проявления
| Методы развития
| Цели воспитательной работы
|
Добро
| Доброта
Доброе отношение к природе, животным, людям
Заботливость, чуткость;
Доброжелательность, отзывчивость;
| - Акцентирование, проявление добрых чувств со стороны педагога;
- поощрение, одобрение, стимулирование добрых поступков;
- Беседа на тему: «Что значит быть добрым?»
- Чтение рассказов о добрых поступках людей;
- Демонстрация и обсуждение картин, на которых изображены добрые поступки людей;
- Обогащать словарный запас детей словами: «добрый», «чуткий», «отзывчивый»;
- Разучивание поговорок, например: «С добрыми людьми всегда хорошо живется», «Друг тот, кто в беде руку подает» и др.
- Проведение дидактических игр типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Путешествие в страну добрых дел и слов»
- Обучение детей эмоционально-выразительным средствам передачи собственных эмоций с помощью худож. литературы, театрализованных игр
| Формирование в ребенке:
- способности различения добра и зла;
- желание быть добрым; заботиться о других;
- чувства радости и удовлетворения от совершения доброго поступка;
- гуманного отношения к животным, природе;
- приязни, доброжелательности;
- осознанного стремления к добру
|
Достоинство, честь
| Честность, положительность
| - серьезное, сдержанно-ласковое отношение к ребенку и признание за ним человеческого достоинства;
- признание значимости его переживаний, чувств, поступков;
- удивление как реакция на неблаговидные поступки ребенка;
- требование от ребенка честности, создание для этого благопрятной обстановки;
- Чтение и обсуждение рассказов, в которых описаны честные поступки;
- Одобрение честности и положительности в поведении ребенка.
| Развивать потребность в положительных реакциях, поступках.
Формировать в душе ребенка способность к честному поступку;
Преодоление страха наказания через объяснение его заслуженности, необходимости;
Формировать чувство значимости честного поступка;
Постепенно формировать чувство значимости положительных свойств своего характера;
|
Ответственность
| Добросовестность в выполнении необходимого
| - Игры на ответственность («заказ» – «выполнение»)
- Выполнение обязанностей
- Организация совместного дела, в котором участвуют все;
- Привлечение к помощи другим детям, взрослым;
- Посильный труд по уборке территории, комнаты.
- Конкретные поручения с достижением результатов;
- Создавать условия для состязательности в выполнении поручений.
| - Приучать к труду, выполнению своих обязанностей;
- Приучение к порядку.
- Проявление доверия к ребенку
- Прививать чувство значимости труда и его результатов
- Прививать ответственность за свой вклад в общее дело;
|
Сочувствие Милосердие
| Чуткость, жалость, отзывчивость, стремление помочь, заботливость
| - определение эмоционального состояния, переживания по картинкам, выражению лица;
- обращать внимание ребенка на переживания других;
- стимулировать проявление сочувствия к тем, кто в этом нуждается;
- чтение рассказов о животных;
- Сюжетно-ролевые игры («Кукла заболела», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Доктор Айболит» и др.)
- Организация экскурсии в кабинет врача.
- Игровой медицинский практикум;
| - Развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по эмоциональным реациям, по выражению лица, по интонациям;
- Стимулировать у детей эмоции, выражающие чувства, доброжелательное отношение, заботливость;
- Формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Формирование душевной чуткости
|
Круглый стол
Вопросы для обсуждения
1. От чего в большей степени зависит эффективность применения рассмотренных методов нравственного воспитания?
- от усилий воспитателя;
- от психологии личности ребенка;
- от воспитания в семье;
- от нравственного состояния общества.
2. Какова роль семьи в воспитании ребенка в дошкольном учреждении?
- равная;
- преобладающая;
- основная;
- незначительная.
3. Возможно ли в наше время этическое воспитание как комплексное развитие личности в условиях дошкольного учреждения, или оно сводится к более или менее формальному усвоению навыков общения?
4. Какое место должны занимать наказания в практике нравственного воспитания? Каков должен быть характер наказаний? Чему они служат?
5. Какие моральные качества можно развить с помощью наказания?
6. Можно ли избежать наказаний в процессе воспитания ребенка? Что может стать альтернативой наказанию?
7. Что является основой для формирования добра как свойства морального сознания человека? Каковы методы его воспитания?
8. Как формируется в человеке моральное зло? Какие упущения в процессе воспитания способствуют его формированию?