Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка карты к работе



2015-11-20 4158 Обсуждений (0)
Подготовка карты к работе 5.00 из 5.00 6 оценок




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине

«Военная топография»

«Рабочая карта командира»

Автор: подполковник Савелов Г.А.

 

Обсуждено на заседании

учебного военного центра

Протокол № ___ от ________ 200_г.

 

 

Иваново 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Рабочая карта командира – основной документ по управлению войсками………

2. Подготовка карты к работе……………………………………………………….

3. Содержание рабочей карты командира и правила ее ведения. Нанесение обстановки на карту………………………………………………………………………..

3.1. Условные знаки, сокращения, надписи на картах……………………………..

32. Целеуказания по карте…………………………………………………………..

4. Использование рабочей карты командира………………………………………..

4. 1. Составление боевых документов по карте……………………………………

4. 2. Использование карты при докладе и постановке задач……………………..

5. Топографическая карта – основное средство ориентирования на местности…..

5.1. Ориентирование по карте на месте……………………………………………..

5. 2. Ориентирование подразделений на местности……………………………….

5. 3. Ориентирование на местности в движении……………………………………

5.4. Особенности ориентирования в различных условиях местности……………..

6. Схемы местности……………………………………………………………………..

6.1. Назначение схем местности и основные правила их составления………..

6.2. Условные обозначение, применяемые на схемах местности………………..

6.3. Способы составления схем местности…………………………………………..

Литература…………………………………………………………………………………..

 

Рабочая карта командира – основной документ по управлению войсками.

Управление войсками тесно связано с разработкой различных боевых документов. Эти документы испол­няются письменно со ссылкой на топографические кар­ты, непосредственно на топографических картах и в виде специальных графических документов. Наиболь­шее распространение в сухопутных войсках получили рабочие и отчетные карты.

Рабочей картойназывается топографическая карта, на которой графически с помощью тактических услов­ных знаков и пояснительных надписей отображается оперативно-тактическая или специальная обстановка со всеми ее изменениями в ходе боевых действий. На нее наносят все данные, помогающие офицеру ориентиро­ваться в боевой обстановке, уяснять задачи, принимать решения и отдавать распоряжения.

В условиях ограниченного времени рабочая карта яв­ляется основным, а часто единственным документом по управлению войсками. Рабочие карты используются при разработке боевых документов, составлении сводок, донесений и при личных докладах старшим начальникам.

Отчетная картаявляется графическим документом, показывающим деятельность части или соединения в бою за определенный отрезок времени. На ней наглядно отображается весь ход боевых действий части или со­единения при выполнении боевой задачи. Отчетная кар­та ведется под непосредственным наблюдением началь­ника штаба.

Боевые графические документы составляются с целью решения вопросов, связанных с боевыми действиями войск, и облегчения управления ими или в интересах взаимной информации командиров и штабов. Такими графическими документами могут быть: схема-приказ, схема взаимодействия, схема проводной радиосвязи и т. д.

В войсках связи на топографических картах наибо­лее часто разрабатываются планы и схемы связи или ведется рабочая карта командира подразделения или части.

Подготовка карты к работе.

Каждый командир должен работать всегда на подготовленной карте; это дает возможность решать задачи с наименьшей затратой времени. Правильно и заблаговременно подготовленная карта намного облегчает пользование ею в боевой обстановке и, главное, сокращает время для решения задач по управлению подразделениями. К этому необходимо добавить, что подготовленной картой можно пользоваться более продолжительное время, чем неподготовленной.

Подготовка карты слагается из выбора, оценки, склеивания, складывания и подъема карты. Наиболее целесообразно готовить карту к работе последовательно.

Выбор карты.

В качестве рабочей карты командиром могут использоваться карты масштаба 1 : 25 000, 1 : 50 000 и 1 : 100 000. Выбор масштаба карты зависит от условий предстоящих боевых действий, характера и содержания боевых задач, возлагаемых на то или иное подразделение. Поэтому, прежде чем выбрать масштаб рабочей карты, командир должен изучить и уяснить район предстоящих боевых действий своего подразделения.

Наиболее подробной и точной картой является топографическая карты масштаба 1 : 25 000 (точность измерения до 250 м). Поэтому ее целесообразно применять для детальных расчетов, особенно связанных с решением огневых задач артиллерийскими и минометными подразделениями, инженерным оборудованием рубежей, районов и позиций, форсированием водных преград, десантированием и широко использовать в качестве рабочей карты командиров мотострелковых (танковых) подразделений, особенно при решении вопросов огневого поражения противника.

Карты масштаба 1 : 50 000 и 1 : 100 000 (точность измерения до 50 и до 100 м) широко используются в общевойсковом бою, при совершении маршей, перегруппировках, преследовании. Допускаемая ошибка при измерении расстояний позволяет использовать их в качестве рабочей карты командиров частей (подразделений).

Таким образом, все топографические карты тактического или оперативно-тактического назначения могут быть использованы как рабочие карты.

Оценка карты.

Выбрав необходимый для рабочей карты масштаб, значение которого дано на каждом листе под южной (нижней) стороной рамки, командир приступает к всесторонней оценке подобранной карты. Рабочая карта командира обычно бывает многолистная, состоит из серии стандартных листов, имеющих свою номенклатуру. Оценка карты заключается в изучении каждого листа карты. При этом уточняются масштаб и год съемки или исправления, год издания, система координатной сетки и поправка направления. Это делается для того, чтобы установить, в какой степени карта отвечает действительности, не устарела ли она. Год съемки и год обновления (исправления) указаны за рамкой листа карты в ее юго-восточном углу. В северо-восточном углу листа карты указан год издания, а также отражено, в какой системе координат составлен тот или иной лист, что необходимо учитывать при использовании рабочей карты при целеуказании в прямоугольных координатах.

Уяснив год съемки (исправления) и год издания, командир определяет точность и полноту нанесенной на нее топографической основы. Карта более поздней съемки и обновленная (исправленная) точнее и вернее представляет местность, на которой предстоит действовать подразделению.

Изучая карту, состоящую из нескольких листов, изданных в разное время, необходимо выявить возможные расхождения в наиболее употребительных условных знаках.

Нужно учитывать, что за время, прошедшее от одного издания до другого, могут вводиться новые условные обозначения или уточнены ранее существовавшие. При этом одни и те же местные предметы на листах карты разных изданий могут быть по-разному обозначены.

Масштаб и год издания карты необходимо уяснить и для правильного оформления служебных заголовков на всех документах, разрабатываемых с помощью рабочей карты: приказов, распоряжений, донесений.

Оценка топографических характеристик карты: сетки координат, высот сечения, поправки направления - необходима командиру для целеуказания, ориентирования, решения огневых задач, определения условий наблюдения, проходимости местности в целях осуществления маневра силами и средствами в бою.

Склеивание карты.

Очень часто районы действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов. Для удобства пользования выбранными листами карт производится предварительное склеивание, т.е. нужные листы подклеиваются один к другому.

Для правильной склейки подобранных листов карты важно установить их взаимное расположение. Если рабочая карта будет состоять из нескольких листов, достаточно взять один лист, посмотреть номенклатуру соседних листов, которая указывается на каждой стороне рамки листа карты и подобрать требуемые для склейки листы. В тех случаях, когда рабочая карта состоит из большого количества листов, их подбор несколько усложняется. Для ускорения и облегчения подбора листов рекомендуется предварительно составить схему их расположения, пользуясь которой можно быстро и безошибочно подобрать необходимые для склейки листы и правильно расположить их для склейки. Вместе с тем следует подчеркнуть, что для правильного составления схемы расположения листов надо знать систему разграфки листов топографических карт различных масштабов, которая достаточно хорошо изложена в учебных пособиях по топографии.

Очень важно правильно склеить выбранные листы. Прежде чем приступать к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу. Вначале необходимо правильно срезать края листов карты, не срезая самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острым ножом или лезвием бритвы.

На первом этапе подбираются нужные листы карт, которые необходимо правильно срезать. Срезка краев листов производится в соответствии с рисунком 1

 


 

 

 


Рисунок 1 – Порядок срезки краёв листов карты

 

 

 

Рисунок 2 – Срезка краев листов карты ножницами

 

 

На втором этапе производится склеивание листов карты в следующем порядке:

1. Листы карт склеиваются в горизонтальные или вертикальные полосы (выбираются по наименьшему количеству листов в полосе).

 

 

       
   
Рисунок 4 – Склеивание двух листов карты
 
Рисунок 3 – Нанесение клея на края листов карты

 


       
 
Рисунок 5 – Нанесение клея для склеивания полос карты
 
Рисунок 6 – Склеивание полос карты
 

 

 


2. Полосы склеиваются в карту, причем начинается склеивание полос снизу или справа (в зависимости от уже склеенных полос).

 

 

 
 
Рисунок 7 – Склеивание карты

 


Не следует увлекаться обильным намазыванием краёв карты, так как при этом на местах склейки образуются выпуклости, что создает трудности и неудобства при работе с картой (пользовании).

3. После склейки карты приводятся в прямоугольную форму указанных размеров (120х120 мм, 120х180 мм, 180х180 мм, 180х265 мм и т.д.). Со всех сторон обрезов карт наклеивается рельефная рамка (багет).

 

 

 
 
Рисунок 8 – Приведение карты к прямоугольному виду

 


4. В целях обеспечения скрытности управления в обязательном порядке производится кодирование карт.

 

Срезать края листа карты следует в определенном порядке, который обуславливается удобством работы на ней, а также самим процессом склеивания.

Предварительно в местах склейки у всех листов, кроме крайних справа, срезают восточную (правую) и южную (нижнюю) сторону листа карты по ее внутренней рамке. В последнем ряду южные (нижние) поля листов склейки не срезаются.

После того как произведена срезка ненужных полей листов карты, в определенном порядке производится их склеивание. Склейку можно производить по колонкам или по рядам. Лучше всего начинать склеивать по короткому направлению.

Вначале склеиваются листы карты по вертикали, образуя колонки склейки. При этом, вначале верхний лист наклеивается на нижний, образуя колонку из двух листов: затем лист наклеивается на необрезанное поле листа. В результате образуется колонка их трех листов, восточное (правое) поле которых срезано. Аналогично склеиваются листы карты каждой последующей колонки. После того как будут склеены все листы колонок, приступают к их склеиванию между собой. Склейка колонок ведется справа налево. Последовательность склейки колонок зависит от количества колонок в склейке.

При склеивании карты рекомендуется применять канцелярский клей, клей их крахмала или обычный клейстер. Намазывать края карты рекомендуется кисточкой средней твердости, аккуратно накладывая на склеиваемые края листов тонкий слой клея. Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазывать более короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть или подогнать к смежному листу. Рабочую карту из большого количества листов склеивать в одну склейку не рекомендуется, особенно если ею предстоит пользоваться для работы в поле, в машине, бронетранспортере или танке. Помимо неудобства пользования, большие склейки чаще рвутся, приобретают выпуклую форму и быстрее приходят в негодность. Целесообразнее, если нужно, подготавливать карты из нескольких склеек.

Складывание карты.

Ничто не сказывается так отрицательно на пользовании рабочей картой, как небрежное ее складывание. Поэтому и нельзя мириться с тем, что некоторые командиры скручивают карту и хранят ее как попало.

Правильное складывание рабочей карты обеспечивает:

удобное размещение карты в планшете, полевой сумке;

пользование картой без полного ее развертывания;

быстрое нахождение на карте требуемого района;

сохранение карты от преждевременного износа.

Форма сложенной карты может быть различной. Это зависит от масштаба карты, а также от того, в каких условиях она будет использована. Для занятий, проводимых в классе, сложенная рабочая карта обычно должна соответствовать размерам и форме классного стола. Во время работы на местности целесообразно, чтобы рабочая карты была сложена в соответствии с формой и размерами планшета или полевой сумки.

Не следует складывать по линии склейки, так как сразу же произойдет разрыв карты в местах склейки. Обычно склеенная карта складывается "гармошкой" размером листа формата А4. Карты больших размеров могут скручиваться в рулон, при этом их перенос и хранение осуществляется в тубусах.

Порядок складывания карты:

1. Приложить лист бумаги формата А4 к обратной стороне склеенной карты за надписью «Гриф секретности», в соответствии с рисунком 9а.

2. По высоте h листа А4 сделать перегиб по всей длине карты изображением внутрь. (рисунок 9б)

3. Сделать сгибы карты по размеру получившейся горизонтальной полосы «гармошкой» сверху вниз.

4. Если при складывании карты снизу осталась полоса меньше высоты листа А4, то она сгибается внутрь сложенной карты. (рисунок 9 в)

5. Сложенная в горизонтальную полосу карта высотой hскладывается «гармошкой» по ширине a листа А4начинаяс начального положения, причем место, к которому первоначально был приложен лист А4 остается открытым, как показано на рисунках 9г, 9д (здесь наклеивается титульный лист – в соответствии с рисунком 10).

                                                       
     
 
 
а)
     
h
 
 
 
 
   
   
б)
 
 
   
в)
     
 
 
   
   
г)
 
 
   
д)
     
 
 
   
Рисунок 9 – Порядок складывания карты
 
   

 

 

 


На форму сложенной рабочей карты влияет также характер предстоящей боевой задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы складывания карты в оборонительном бою.

Плотное складывание карты обеспечивает лучшие условия для работы на ней.

Чтобы не допускать сморщивания листов и вздутостей, образуемых от оставшегося между сложенными листами карты воздуха, рекомендуется сложенную в определенную форму склейку рабочей карты аккуратно разгладить. При разглаживании карты необходимо осторожно пользоваться линейкой или другим твердым предметом, так как из-за остатков высохшего клея в местах склейки листов можно получить травму. Правильно сложенная карта обеспечивает длительное ее сохранение и пригодность для работы. При этом следует иметь в виду, что хорошие результаты при работе на карте получаются, если под листами карты будет твердое ровное основание. Поэтому планшеты для рабочей карты рекомендуется изготавливать из картона, пластмассы или другого плотного материала. При продолжительной работе на одной части склейки или на одном листе карты, особенно в ненастную погоду, рекомендуется листы карты покрывать калькой или восковкой, на которую можно наносить карандашами данные обстановки.

Подъем карты.

Важнейшим этапом при подготовке карты к работе является ее подъем. Это означает, что прежде чем использовать карту для работы, необходимо выполнить некоторые технические операции, имеющие цель облегчить чтение карты.

Подъем карты облегчает работу на ней, значительно сокращает время на разработку боевых документов, обеспечивает при меньшей затрате времени большую точность ориентирования и целеуказания.

Процесс подъема карты заключается в работе командира, направленной на то, чтобы более наглядно изобразить на ней те элементы местности или местные предметы, которые по характеру предстоящих действий войск необходимо выделить из остальных или дополнить карту новыми данными, требуемыми для оценки обстановки и принятия решения. Наиболее полно рабочая карта поднимается в тех случаях, когда на ней недостаточно наглядно выделены элементы местности и местные предметы, имеющие важное значение для боевых действий.

В зависимости от характера выполняемой боевой задачи, при подъеме карты могут выделяться не только разные объекты или элементы местности, но и различные свойства одних и тех же объектов или элементов местности.

Карта поднимается цветными карандашами с применением условных сокращений, обозначений и картографических знаков. Карандаши зеленого цвета применяются для подъема древесной и кустарниковой растительности, карандаши синего цвета - для подъема гидрографии и болот, светло-коричневого - для рельефа, темно-коричневого - для дорожной сети (кроме железных дорог) и черного цвета - для остальных объектов и для надписей.

Населенные пункты, железные дороги поднимаются увеличением их условного знака. Надписи названий населенных пунктов подчеркиваются или увеличиваются карандашом коричневого цвета.

Если необходимо поднять мелкий населенный пункт, то он обводится по внешнему контуру карандашом черного цвета, включая сады и огороды. Если командира интересует в самом населенном пункте какой-либо местный предмет, имеющий особое значение для выполнения боевой задачи, а сам населенный пункт не так важен, то следует выделить карандашом черного цвета только этот объект. При подъеме населенных пунктов нельзя увлекаться, иначе вместе выделения можно затемнить главное и, вообще, всю карту. Обычно на карте поднимаются населенные пункты, ориентирующие полосу или направление наступления, рубеж, район, которым должны овладеть или который должны удерживать подразделения, узловые пункты на маршрутах движения при совершении марша и др.

Леса поднимаются карандашом зеленого цвета. Так как часть их конфигурации может служить ориентиром, границы лесов обводятся жирной линией, а площадь внутри заштриховывается слабым нажатием карандаша. При этом штрихи рекомендуется проводить возможно ближе один к другому, добиваясь получения ровного зеленого фона. Если площадь леса велика, можно ограничиться обводкой ее по контуру с оттенением внутри короткой зеленой штриховкой. Чтобы выделить вырубки, просеки, поляны, их при подъеме леса заштриховывают. При выделении кустов, обычно штрихуются отдельные кружочки, а площадь кустарника заштриховывается целиком. Реки, ручьи и каналы, изображенные на карте двумя линиями, поднимаются путем легкой тушевки карандашом синего цвета полоски между линиями, обозначающими русло реки. Реки и ручьи, изображенные одной линией, оттеняются синим карандашом путем утолщения условного знака реки. Озера и пруды оттеняются между контурными линиями. Однако этим подъем реки не заканчивается. Кроме самой реки, на ней поднимаются мосты, броды и гидротехнические сооружения, имеющие важное значение для выполнения предстоящей боевой задачи.

Объекты, которые могут быть использованы в качестве ориентиров (тригонометрические пункты, заводы, фабрики, кирхи, могильники и др.), изображенные внемасштабными и условными знаками обводят черными кружками одинакового размера или подчеркивают.

Иногда командиру потребуется выделить на карте рельеф какого-нибудь участка местности. Чаще всего такая необходимость возникает при организации наблюдения за противником, системы огня, принятии мер по защите от оружия массового поражения, по маскировке и др. Рельеф обычно поднимают, оттеняя светло-коричневым карандашом одну или несколько горизонталей, там, где их форм выражена наиболее четко. Вершины командных высот заштриховывают и подчеркивают их отметки.

Кроме того, поднимают все те элементы рельефа, которые могут служить препятствием для действий танковых и мотострелковых подразделений.

Особое внимание уделяется подъему на карте изображения тех элементов местности, которые могут служить укрытием для защиты от воздействия ядерного оружия.

Очень важно знать, какую площадь (участок) карты необходимо поднять. Она зависит от конкретной боевой задачи подразделения или части.

- Подготавливая рабочую карту к предстоящему наступлению, необходимо поднять на карте исходный район для наступления, исходный рубеж (пункт), маршрут выдвижения, рубежи развертывания, рубеж перехода в атаку, рубежи, овладение которыми имеет особое значение для наступающих подразделений.

- При подготовке рабочей карты для организации и ведения оборонительного боя, она должна быть поднята: в своем расположении - не менее чем до тыловой границы подразделения; в сторону противника - на глубину вероятного расположения его тактических резервов. При организации обороны, готовя рабочую карту командира, рекомендуется поднять весь район обороны подразделения и особенно выделить высоты, которые могут быть использованы для опорных пунктов, и маршруты выдвижения для возможных контратак. Впереди переднего края обороны необходимо поднять высоты, овраги, леса и другие местные предметы, которыми наступающий противник может воспользоваться. Важно также поднять основные дороги, ведущие со стороны противника, районы вероятного расположения основных позиций его артиллерии и районы возможных сосредоточений танков противника.

- При подготовке к совершению марша, в предвидении встречного боя на рабочей карте рекомендуется поднимать: дороги, по которым подразделения будут совершать марш, рокадные дороги, обеспечивающие связь с подразделениями, совершающими марш по параллельным маршрутам; маршруты выдвижения противника и рубежи вероятного столкновения с ним, районы (места) привалов, дневного (ночного) отдыха.

 

Надписи на картах

Внешний вид надписей определяется шрифтом, принятым для их выполнения, и качеством работы на карте. Правильное размещение надписей, хорошее их выполнение делает карту наглядной и «читаемой».

Прямой шрифт применяется при оформлении как основной. Им обычно пользуются при написании служебных заголовков, надписей должностных лиц, заполнения таблиц и графиков, для легенд и других пояснительных надписей.

Наклонный шрифт (угол наклона букв и цифр равен 75 градусов к основанию строки) применяется во всех других случаях.

Высота, а следовательно, и размер букв в надписях зависят от масштаба карты, значимости подписываемого объекта или войсковой единицы, его площадной величины или линейной протяженности.

Расстояние между словами, между цифрами и словами должно быть не менее высоты заглавной буквы. Промежутки между буквами равны приблизительно 1/3 – 1/4 их высоты. Ширина букв (кроме Ж, Ш, Щ, Ы, Ю) должна быть не менее 1/3 и не более 1/2 высоты букв, ширина линии при написании буквы – 1/5 высоты буквы. Размеры надписей названий боевых документов, выполненных на карте, служебных заголовков, легенд, а также нумерация и наименование войск на картах с решениями командиров, планах связи, отчетных картах и т.д. указаны в образцах написания букв и цифр.



2015-11-20 4158 Обсуждений (0)
Подготовка карты к работе 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка карты к работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)