Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Толерантность к нереалистическому опыту



2015-11-20 752 Обсуждений (0)
Толерантность к нереалистическому опыту 0.00 из 5.00 0 оценок




Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в ситуациях, для которых характерна неопределенность, двусмысленность. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает воз­можность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, кото­рые он оценивает как правильные и очевидные.

Толерантные лица оценивают опыт по фактическим характе­ристикам и мало склонны формулировать его в терминах «обыч­ного», «ожидаемого», «известного». Нетолерантные лица сопро­тивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличному знанию.

Методики диагностики нетолерантности/толерантности к нереалистическому опыту

1. Методика «Кажущееся движение». На этапе инструктирования испытуемому показыва­ют два отдельных кадра с изображением лошади и объясняют, что хотя в эксперименте он, возможно, и будет воспринимать данный объект движущимся, на самом деле движение места иметь не будет (т. е. испытуемый изначально знал, что восприя­тие движения — это особого рода иллюзия). В условиях основ­ного эксперимента частота чередования двух кадров постепен­но увеличивалась. Таким образом, на первом этапе испы­туемый должен был видеть две чередующиеся фигуры лошади, на втором — одну движущуюся фигуру и на третьем — две одновременно мелькающие фигуры. Показатель меры толе­рантности: величина временного диапазона (в секундах), в ко­тором данный испытуемый видел одну движущуюся лошадь (чем он больше, тем больше выражена толерантность к нереалисти-; ческому опыту).

Как можно видеть, в данном эксперименте создавался конф­ликт между заданным в инструкции знанием и объективными характеристиками актуальной ситуации. Чем в большей мере испытуемый способен «отстроиться» от заданного в инструкции знания, тем быстрее он допускает в свое сознание имеющий мес­то эффект движения на втором этапе и тем в меньшей мере торо­пится отказаться от факта движения на третьем, т. е. можно го­ворить о толерантности к нереалистическому опыту (показатель временного диапазона при этом стремится к максимуму). На­против, чем в большей мере испытуемый придерживается задан­ного в инструкции знания, тем медленнее он склонен согласиться с фактом наличия движения и тем быстрее он от него отказыва­ется. Следовательно, можно говорить о нетолерантности к нере­алистическому опыту (показатель временного диапазона в этом случае минимален).

2. Методика Роршаха. Пятна Роршаха — открытые ситуации, в которых отсутствуют правила их интерпретации. Показатель нетолерантности к нереалистическому опыту: количество очевидных ответов, построенных на ясных, прямых деталях пятна и его легко выделяемой форме; отсутствие ассоциативной разработ­ки ответа.

3. Методика использования анизейконических линз. Сразу же, как только испытуемый надевает специальные линзы на пра­вый и левый глаз, объективно имеет место искажение простран­ственных отношений. Однако факты свидетельствовали, что существуют индивидуальные различия в скорости, с которой ис­пытуемые обнаруживают эти искажения. Так, одни испытуемые фиксируют искажения непосредственно после наложения линз, тогда как другие не сообщают об искажениях даже спустя не­сколько минут.

Как известно, если человек испытывает дискомфорт в связи со столкновением с необычными перцептивными впечатления­ми, срабатывают механизмы стабилизации перцептивного опыта в виде фокусирования внимания на знакомых объектах или пред­почтения монокулярных сигналов с игнорированием сигнала% бинокулярных. Однако у разных людей реакция на перцептив­ную неопределенность существенно различается: одни обнаружи­вают тенденцию избегания вплоть до проявлений перцептивной защиты, другие — готовность открыто воспринимать «невоз­можные» аспекты происходящего.

Показатели меры толерантности: 1) время опознания искаже­ний; 2) величина фиксируемых субъективных искажений (чем больше эти показатели, тем более выражена нетолерантность к нереалистическому опыту).

Указанные методические процедуры, как можно видеть, вы­являют готовность принимать необычную, не соответствующую наличным «реалистическим» установкам информацию. Речь идет об умении воспринимать внешнее воздействие таким, ка­ким оно является на самом деле, вне контекста субъективной позиции.

Факты свидетельствуют, что нетолерантные испытуемые в за­даниях на сортировку отличаются тенденцией формировать группы объектов по стандартным, легко предсказываемым ос­нованиям. Кроме того, нетолерантные к нереалистическому 74

опыту испытуемые склонны задавать много уточняющих вопросов в условиях анализа неопределенных интерперсональных ситуаций. Выска­зывается мнение о том, что нетолерантность к неопределенности представляет собой характеристику «закрытого» разума и явля­ется симптомом высокого уровня тревоги.

Следует подчеркнуть, что разными авторами этот стиль опи­сывается по-разному. Так, одни исследователи считают возмож­ным использовать для его диагностики методику словесно-цветовой интерференции Струпа, другие измеряют готовность принимать многозначные, открытые ситуации с помощью спе­циальных опросников. Иными словами, смысл этого когнитив­ного стиля часто интерпретируется в более широком психоло­гическом контексте и сводится к индивидуальным различиям, характеризующим способы организации интеллектуального по­ведения в условиях, когда нарушается «нормальное» отражение действительности.



2015-11-20 752 Обсуждений (0)
Толерантность к нереалистическому опыту 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Толерантность к нереалистическому опыту

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)