Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Стили познавательного отношения к миру



2015-11-20 810 Обсуждений (0)
Тема 4. Стили познавательного отношения к миру 0.00 из 5.00 0 оценок




Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили): эмпиризм, рационализм и метафоризм; «типы разума» по Nosal;по­знавательные личностные типы по К.Г.Юнгу.

Вопрос : Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили): эмпиризм, рационализм и метафоризм;

Эпистемологические стили — это индивидуально-своеобраз­ные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности.

Дж. Росс отмечал, что у каждого человека существует некото­рое субъективное пространство, в рамках которого он осмысли­вает события и которое может быть описано тремя измерениями (полюса этих измерений фактически характеризуют присущий данной личности стиль познавательного отношения к происхо­дящему):

1) степень концептуализации (события переживаются как дифференцированные на части, знания быстро оформля­ются в слова и легко коммуницируются, суждения дискур-сивны и обоснованны — события переживаются как недиф­ференцированное целое, знания с трудом вербализуются и коммуницируются, доминируют интуитивные догадки);

2) степень теоретизации (абстрактный подход, опора на сис­тему идей — наблюдение, опора на комплекс фактов);

3) степень экстенсивности (охват множества фактов, идей, многообразные интересы — анализ небольшого числа фак­тов, идей, концентрированные интересы).

Дж. Ройс высказал предположение, что индивидуальные пред­ставления о мире есть функция «психоэпистемологического профиля» личности. В частности, существует три базовых спо­соба мышления, на основе которых строятся различающиеся «образы мира»: эмпиризм, рационализм и метафоризм.

1. Эмпиризм — это стиль познания, который характеризует личность, чей взгляд на действительность детерминирован пер­цепцией и конкретно-образным опытом. Эмпирик склонен под­тверждать свои убеждения за счет постановки вопросов о фак­тах, тщательности измерений, надежности наблюдений.

2. Рационализм — это стиль познания, который выражается в построении широких понятийных схем («теорий»). Адекват­ность собственных убеждений оценивается на основе логиче­ских выводов и обоснований, при этом критерием надежности индивидуального образа мира является его логическая устойчи­вость.

3. Метафоризм — это стиль познания, отличающий человека со стремлением к разнообразию впечатлений, комбинированию отдаленных областей знаний. Характерна тенденция к символи­зации и глобальности понимания происходящего. Проверка надежности индивидуального образа мира осуществляется в тер­минах интуиции.

Характерно, что, по мнению Дж. Ройса, наличие эпистемоло­гических стилей (эмпирического, рационалистического и мета­форического) приводит к появлению барьеров между человеком и реальностью, поскольку при этом ограничиваются его пред­ставления о действительном мире как таковом и появляются специфические субъективные критерии оценки истинности про­исходящего (эффект «закапсулированности» индивидуального образа мира).

Вопрос: Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили): «типы разума» по Nosal;

В контексте проблемы изучения эпистемиологических стилей безусловный интерес пред­ставляет теория «трансгрессии разума» Ч. Носала. Трансгрессия — это возможность смещения интеллектуальных оценок, что при­водит к увеличению или уменьшению субъективной уверенно­сти в истинности происходящего. В итоге то, что для большинства является маловероятным и неправильным, субъекту умственной трансгрессии кажется вполне вероятным и правдоподобным. Таким образом, можно говорить о разных «типах разума», выде­ление которых основывается на первичности функции оценки смысла информации по отношению к ее объективным характе­ристикам (Nosal, 1990).

1. Тип разума с фрагментарно-логической ориентацией. Такие люди предпочитают наблюдение и индуктивный путь к истине, они хотят все сделать видимым и понятным. В основе познава­тельного отношения к миру лежит субъективная вера в «фак­ты», при этом чем их больше, тем лучше.

2. Тип разума, направленный на поиск сходства. Характерно стремление к объединению различных элементов мира в рамках некоторой «общей формулы», использование обобщенных схем на фоне редукции специфики конкретных объектов. В основе познавательного отношения к миру лежит субъективное пред­ставление о плодотворности поиска объяснения происходящего на уровне некоторой «суперструктуры» (например, по типу «все есть число»).

3. Тип разума, ориентированный на конструктивно-техниче­ские решения. В системе познавательных предпочтений домини­рует позиция: «Можно ли это сделать?». Познавательное отно­шение к миру строится на основе убеждения, что полнота знаний и наличие средств влияния на мир позволяют «жонглировать» его свойствами и конструировать отдельные его фрагменты.

4. Тип разума с рефлексивно-медитативной направленностью. Люди с таким складом ума относятся к миру как к тайне, пред­почитая глобальный путь его постижения на основе внутренних «озарений». При построении индивидуальной картины мира данные чувственного опыта и понятийное знание отвергаются. Для приобретения субъективной уверенности в истинности про­исходящего достаточно короткого, интуитивного «просмотра» ситуации.

Таким образом, по Носалу, существуют «разные порядки правды» в зависимости от трансгрессии индивидуальных интел­лектуальных убеждений, т. е. типа разума.

Если рассматривать эти стили в контексте социума, то можно сделать вывод о различной частоте их встречаемости. Так, первый и третий типы разума встречаются достаточно часто, что обус­ловлено особенностями традиционной системы образования и типичным социальным запросом. Гораздо реже приходится сталкиваться со вторым типом разума, который «не выгоден» с точки зрения эффективности индивидуальной социальной адаптации в образовательной и экономической среде. Наконец, представители четвертого типа разума, встречающего достаточ­но редко в силу его невостребованности, часто вынуждены ухо­дить в «социальное подполье», поскольку в общественной жизни приемлемые для них формы самореализации редки и труднодо­ступны.

Заметим, что в классификации Ч. Носала отсутствует еще один эпистемологический стиль, который можно было бы на­звать хаотическим. Познавательное отношение к миру у людей этого типа определяется наличием некоторой сверхзначимой цели, для достижения которой они готовы принести любые жерт­вы и которая является основой их уверенности в «правильности» происходящего. Они, как правило, компетентны и инициатив­ны. В то же время высокий уровень интеллектуального напря­жения, обусловленный мессианскими мотивами и слабой струк­турированностью цели-идеала, приводит к явно выраженной дезорганизации интеллектуальной деятельности: отсутствию систематичности в работе, игнорированию планов и сроков, не­ожиданным изменениям взглядов, непредсказуемостью в при­нятии решений, склонностью использовать (часто нерациональ­но) свои собственные ресурсы и ресурсы других людей. В своем позитиьном пределе — это творцы-лидеры, в своем негатив­ном пределе — фанатики.

Вопрос : Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили): по­знавательные личностные типы по К.Г.Юнгу.

В более широком контексте проблема индивидуально-свое­образных способов познавательного отношения к миру нашла отражение в теории психологических типов К. Г. Юнга. Факти­чески в данном случае следует говорить о классификации по­знавательных личностных типов, поскольку в ее основе наряду с личностными качествами лежат определенные познаватель­ные функции. В частности, в качестве критериев выделения «психологических типов», по Юнгу, выступают две личностные установки — экстраверсия/интроверсия и четыре функции — мышление (логические суждения), чувство (эмоциональные оценки), ощущение (восприятие с помощью органов чувств) и интуиция (опора на бессознательный опыт). Каждая из функ­ций может действовать либо экстравертированным, либо интро-вертированным образом. Соответственно, выделяется восемь возможных психологических типов (более подробно см.: Юнг, 1992; Шарп, 1994).

1. Экстравертированный мыслительный тип. Суждения стро­ятся на основе внешних критериев, которые задаются традицией или образованием; ориентация на объективные факты и объек­тивно значимые идеи; интеллектуальная деятельность построе­на на строгой системе правил и принципов; возможны элементы чрезмерного догматизма и педантизма.

2. Экстравертированный чувствующий тип. Ярко выражен эмоциональный аспект интеллектуальной деятельности, ко­торый, однако, подчинен нормативным ценностям; неприем­лемым является состояние одиночества, в том числе при интел­лектуальной работе; возможны элементы экстравагантности и инфантилизма суждений, поскольку мышление подчинено чувствам.

3. Экстравертированный ощущающий тип. Сильная сенсор­ная связь с окружающей действительностью (высокая чувстви­тельность к деталям и «мелочам», подозрительность по отноше­нию к тому, что невозможно увидеть, услышать, потрогать); ориентация на эффективное приспособление к реальности.

4. Экстравертированный интуитивный тип. Познавательная направленность на объект с учетом его контекста, который по­рождается «изнутри» с опорой на собственный опыт; склонность к интерпретациям; несмотря на достаточно высокий творческий потенциал, никогда ничего не реализуют сами, поскольку объект (другие люди) является единственно значимым стимулом ин­теллектуальной деятельности.

5. Интровертированный мыслительный тип. Преобладает внутренняя мотивация и внутренние критерии интеллектуальной деятельности независимо от ее содержания; факты и практиче-

ское применение имеют второстепенное значение по отношению к исходной субъективной идее; склонность к теоретическому мышлению с выраженным интересом к принципам и фундамен­тальным основаниям соответствующей предметной области; безразличны к мнению других людей.

6. Интровертированный чувствующий тип. Познавательное отношение к миру находится под полным влиянием определен­ных субъективных ценностей, поэтому интеллектуальная дея­тельность по своему содержанию часто приобретает этический оттенок; по характеристикам познавательной активности отли­чаются независимостью, самостоятельностью, молчаливостью, отсутствием потребности в самоутверждении.

7. Интровертированный ощущающий тип. Чрезвычайно вы­сокая (физическая и психофизиологическая) чувствительность к малейшим деталям своего окружения, которые воспринима­ются через призму субъективных впечатлений; характерна труд­ность вербального самовыражения.

8. Интровертированный интуитивный тип. Источником пред­метом интеллектуальной деятельности является содержание бессознательного; ориентация на мистические, «невозможные» аспекты происходящего; имеют смутное представление о подроб­ностях «реального мира» и беспорядочны в своих суждениях и действиях, в результате чего часто оказываются «загадкой» для окружающих людей.

В теории психологических типов Юнга следует выделить два важных для нас обстоятельства. С одной стороны, одна из вы­шеуказанных четырех функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция) неизменно оказывается более развитой, чем осталь­ные. Именно эта основная (или ведущая) функция предопре­деляет принадлежность определенного человека к тому или другому психологическому типу (и, соответственно, характер его познавательного отношения к миру). С другой стороны, Юнг специально предупреждал, что «...хотя существуют несом-ненные индивиды, чей тип можно определить с первого взгляда, это совсем не означает, что так может быть всегда, ...по­скольку каждый индивид является исключением из правила. Действительно, проявления каж­дого типа применительно к конкретному человеку могут менять­ся в зависимости от ситуации, а также на разных этапах его жиз­ненного развития. С этой точки зрения — и это обстоятельство признавал сам Юнг — его классификация не является единствен­но возможной и выступает всего лишь в качестве полезного ин­струмента анализа индивидуального поведения.

Несмотря на качественный характер суще­ствующих стилевых типологий и их очевидные взаимопересе­чения, все они свидетельствуют о существовании индивидуаль­но-своеобразной познавательной позиции личности, характери­зующей ее эпистемологический статус (в том числе исходные познавательные мотивы, доминирующие способы получения информации из окружающего мира, субъективные критерии истинности индивидуальной познавательной «картины мира» и т. д.).



2015-11-20 810 Обсуждений (0)
Тема 4. Стили познавательного отношения к миру 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Стили познавательного отношения к миру

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)