Прибыль, рентабельность
Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия и в общем виде представляет собой чистый доход предприятия, полученный из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других финансовых результатов деятельности после возмещения материальных затрат и выделения средств на оплату труда. Необходимо различать балансовую (валовую) и чистую (остаточную) прибыль. В формализованном виде балансовая прибыль определяется по формуле: Пб = Прн+ Прмц+Пво, Где Прн — прибыль от реализации продукции (работ, услуг); Прн = В — С (здесь В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); С — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); Прмц — прибыль от реализации иных материальных ценностей; Пво — доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. Чистая прибыль определяется путем вычитания из балансовой прибыли налогов, отчислений, штрафов и других первоочередных платежей. Рентабельность — показатель хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий прибыльность производственной деятельности за определенный период. Различают рентабельность производства и продукции. Рентабельность производства определяется по формуле: Р = [Пб /(ОПФ + НОС)] 100%, где ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС — норматив оборотных средств, руб. Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле: РН = Прн / С ×100%
Рис. 10.Распределение балансовой прибыли акционерного общества
Рентабельность служит критерием оценки экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. его прибыльности. Резервы повышения рентабельности. Рост прибыли за счет увеличения объема производства и реализации продукции определяется по формуле: ΔП = ( Q1/Q0 -1 ) П рио Где Q1, Q0 — объем реализованной продукции соответственно в отчетном и базисном периоде, руб.; П рио — прибыль от реализации продукции в базисном периоде. Рост (снижение) уровня общей рентабельности в результате изменения балансовой прибыли определяется по формуле:
ΔР0 = [(Пб1 – П б0) / ( ОПФ1 + НОС 1)]×100
Увеличение (уменьшение) прибыли в результате изменения уровня общей рентабельности определяется по формуле: ΔП = (Р1 –Р0) / ( ОПФ1 + НОС 1) Увеличение (уменьшение) прибыли в результате изменения уровня себестоимости определяется по формуле: ΔП = С1 – ( С0Jq ) / 100 где Jq — индекс объема производства продукции. Рис. 11.Формирование чистой прибыли хозяйствующего субъекта Задачи
Задача1. Выручка от реализации продукции — 500 тыс. руб.; затраты на производство продукции — 390 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 14 тыс. руб.; прибыль от внереализационных операций — 12 тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции. Задача 2. Определите рост прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным, если объем реализованной продукции в отчетном году составил 340 тыс. руб., в базисном — 300 тыс. руб.; прибыль от реализации продукции в базисном году — 56 тыс. руб. Задача 3. Балансовая прибыль предприятия в отчетном году составила 56 тыс. руб., в базисном — 64 тыс. руб.; среднегодовая стоимость ОПФ в отчетном году 724 тыс. руб., среднегодовой остаток оборотных средств 32 тыс. руб. Определите изменение уровня общей рентабельности. Задача 4. По данным задачи 89определите изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с базисным в результате изменения уровня общей рентабельности. Задача 5. Определите изменение суммы прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным в результате изменения себестоимости по следующим исходным данным:
Задача 6.Выручка от реализации продукции — 1500 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции — 993 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций — 50 тыс. руб.; расходы от внереализационных операций — 74 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 10 тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1889)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |