Трансцендентальная хрнстология
Мы уже практически занимались трансцендентальной христологией в первом разделе этой, шестой части. Но при этом в качестве преобладающего горизонта понимания выступало современное мышление, «эволюционное мировоззрение». Поэтому представляется полезным вновь обратиться к этой теме и развить ее несколько обстоятельнее. Об отношении этого нового раздела к теме предшествующего уже было сказано. Из последующего будет постепенно выявляться, что же подразумевается под «трансцендентальной христологией». Некоторые возражения Необходимость трансцендентальной христологии не устраняется следующими возражениями против нее: а) тем фактом, что она не может сама обосновать конкретное отношение именно к Иисусу как ко Христу, о чем говорилось во втором разделе шестой части, ибо решения практического разума и отношение к конкретному человеку 4283]- ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ в его исторической конкретности не могут адекватно выводиться трансцендентальным путем, хотя само это понимание относится как раз к области трансцендентального разума, легитимирующего историческое решение человека, обладающее своим правом в себе самом, а не в трансцендентальных рассуждениях теоретического разума; б) тем, что трансцендентальная христология, хотя она в) тем возражением, что историческое выступление 4284}- ИИСУС ХРИСТОС Значение трансцендентальной христологии для нашей эпохи В эпоху духовной истории, в которую уже возникла и не может быть более устранена трансцендентальная антропология, выходящая за рамки констатирующей чисто эмпирические факты и апостериорно их описывающей антропологии, необходима и эксплицитная трансцендентальная христология, которая задавалась бы вопросом об априорных возможностях того, чтобы до человека доходила весть о Христе. Отсутствие трансцендентальной христологии в традиционном богословии влечет за собой опасность того, что высказывания традиционного богословия будут оцениваться просто как мифологические (в дурном смысле) сублимации исторических событий и что не будет критерия, посредством которого традиционное богословие могло бы отличать подлинную реальность веры от ее толкования, не способного передать нам сегодня подразумеваемое в вере. Предпосылки трансцендентальной христологии Понятие «трансцендентальной христологии» уже предполагает некоторое понимание отношения взаимной обусловленности и взаимного опосредования между трансцендентально необходимым и конкретно контингентным историческим в человеческом существовании как таковом. Отношение это таково, что оба момента исторического существования человека всегда могут выступать лишь совместно, они обусловливают друг друга, трансцендентальное всегда выступает в качестве внутреннего условия исторического и находится в самом историческом, историческое, несмотря на свободную установленность его, является одним из условий существования, ни один из двух моментов (несмотря на их единство и взаимную обусловленность) не может быть возведен к другому, их отношение друг к другу само обладает -[285]- ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ пока еще открытой историей, историческое обозначает равным образом то, что ушло в историческое прошлое, и то, что задано на будущее. Как уже было сказано вскользь, трансцендентальная христология не обязательно должна углубляться в вопрос, основана ли утверждаемая и толкуемая ею неизбежная важность для человека надежды на абсолютного Спасителя в истории только на его по «благодати» возвышенной природе (в качестве самосообщения Бога), или же на самой его духовной субъектности (в качестве пограничной идеи), поскольку на ней основывается диалогическое отношение с Богом, а потому вероятно, что в ней может быть осознано ожидание окончательного самовысказывания Бога. Этот вопрос здесь можно оставить открытым. Трансцендентальная христология обращается к человеку, как нам известно, обретающему (пусть и нетематически) направление движения и динамику к самосообщению Бога и через это самосообщение, во всяком случае благодаря всеобщему благодатному откровению, над которым происходит рефлексия в христианстве, при этом трансцендентальная христология задает человеку вопрос, не может ли он свободно, из своего внутреннего опыта, относящегося хотя бы нетематически к его трансцендентальной конституции, сделать это устроение своим собственным. Об осуществлении трансцендентальной христологии Учитывая эти предпосылки, можно сказать: трансцендентальная христология исходит из того опыта, в котором человек сталкивается с нею (в том числе и в модусе протеста против нее) и который в находящейся на первом плане непосредственности своих «предметов» не удовлетворяет тех притязаний на абсолютность (на исполнение в высшем смысле, на спасение), которые неизбежно предъявляет ему человек. В этой исходной точке дана взаимная обусловленность христианской тео-логии и христо-логии, потому что не- 4286]- ИИСУС ХРИСТОС удовлетворенное притязание этого неизбежного опыта (в зиянии между безграничной трансцендентальностью познания и свободы, с одной стороны, и исторически данным «предметом», опосредующим трансцендентальность по отношению к самому себе, с другой стороны) и есть то самое место, где познается то, что подразумевается под словом «Бог». В этой исходной точке трансцендентальной христо-логии также дано одно условие для ответа на проблему проверки христологии вообще, в том числе и тогда, когда только через это условие историческое отношение к Иисусу как абсолютному Спасителю не может быть легитимировано. Точнее говоря, этот процесс в трансцендентальной христологии состоит в следующем: а) В антропологии (которая здесь скорее предполагается б) При этом человек понимается как тот, кто осмели -{287]- ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ самом причастно самой бесконечности (единству, абсолютно надежному Ты, смыслу, о коем больше нельзя задать никаких вопросов, и т.д.). Рискованное предприятие такой радикальнейшей надежды человек находит в самом себе; он принимает этот риск в свободе, рефлексирует о нем и может познать в нем, что это движение, чтобы стать возможным, должно быть уже основано на самосообщении своей Цели как динамики, направленной к ней, на самосообщении Бога, которое есть одновременно самая глубинная сущность благодати и процесс трансцендентального и всеобщего откровения. В соответствии с собственным опытом транс-ценденции как дела свободы, в соответствии с надеждой, находящейся всегда под угрозой, с собственной «грешностью», с личностностью Бога и Его сущностным характером Тайны -это самосообщение Бога познается как событие свободы Бога, в котором может быть отказано, обращение которого само по себе амбивалентно (возможно, спасение, а возможно, суд) и которое пребывает сейчас еще в состоянии своей и нашей истории. в) В соответствии с единством трансцендентальности и историчности в человеческой экзистенции такое самосообщение Бога и надежда на него необходимо должны быть исторически опосредованы, «появиться» в истории, в полной мере приходить к человеку с его категориальным сознанием и тем самым к себе самому лишь в пространственно-временном осуществлении человеческого бытия. В богословии откровения вообще должно быть точнее выяснено (хотя здесь это сделать невозможно), каким образом конечное, обусловленное и предварительное могут сообщать о приходе бесконечного, абсолютного и окончательного и могут вообще вызывать надежду на это, не делая Бога чем-то категориальным и просто шифром «бесконечного» открытого движения к тому, что всегда остается конечным, или, иными словами, каким образом Бог может сообщать не только «нечто» (могущее быть выражено категориально), но самого себя в откровении, которое происходит в (катего- -[288]- ИИСУС ХРИСТОС риальном) слове, и не становясь при этом сам конечным, не становясь «идолом». Во всяком случае, однако, Бог как таковой может присутствовать со своим откровением в пространстве категориального (без которого для нас и нет никакой трансцендентальной данности Бога!) лишь в модусе обетования (как постоянного выхода за пределы категориального, в котором исходный пункт надежды и ее категориальная цель утверждаются как простой этап самой надежды - в качестве посредницы откровения - и тем самым и отрицаются как нетождественные тому, что на самом деле под ними подразумевается) и смерти как наиболее радикального события того отрицания, которое принадлежит к существу всякого исторически опосредующего откровения и достигает абсолютности в смерти, потому что в ней нет более надежды ни на что категориальное и остается, таким образом, только или надежда на «всё», или полное отчаяние. г) Это столь смелое дело надежды ищет в истории такое д) Категориальностью необратимого самообращения ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ лишь в том случае, если оно действительно принимается этим свободным субъектом. (Мы исходим при этом из антииндивидуалистического убеждения, что при наличии единства мира и истории как в отношении Бога, так и в отношении мира такая «отдельная» судьба имеет значение «образца» для мира вообще). Человек, который имеет такую судьбу, и подразумевается под «абсолютным Спасителем». Впоследствии будет показано, что - при правильном понимании бытия и судьбы этого Спасителя - о нем можно (и, с церковной точки зрения, нужно) будет по праву говорить в формулировках классической (халкидонской) христологии. Впоследствии будет также показано, каким образом может выступать в истории принятие Богом радикального предания смерти Спасителя (как «воскресение»). Далее, мы должны будем задуматься над тем, что понятый таким образом «абсолютный» Спаситель (в своем квази-сакра-ментальном знаке-причинности) действительно тем самым имеет ту сотериологическую причинность, о которой говорится в церковном учении о судьбе Иисуса, причем это искупление не должно ложно трактоваться в мифологическом плане как воздействие на Бога с целью изменить Его план. Трансцендентальная христология как таковая не может ставить себе задачу и считать для себя возможным утверждать, что этот абсолютный Спаситель, которого радикальная надежда на самого Бога ищет как абсолютное историческое будущее, может быть найден уже в ее рамках, и может быть найден именно в лице Иисуса из Назарета. И то, и другое относится к опыту самой истории, невыводимому из чего-то иного. Но в наши дни мы были бы слепы в отношении этой фактической истории, если бы не подходили к ней с той отрефлексированной и ясно артикулированной надеждой на спасение, о которой рефлексирует трансцендентальная христология. Такая христология позволяет искать и в этом поиске понять то, что уже найдено (см. предыдущую главу) в Иисусе из Назарета. 4290]- ИИСУС ХРИСТОС
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |