1.
| Вы поняли инструкцию?а) да б) не уверен в) нет
|
2.
| Во время коллективной загородной прогулки или похода Вы бы предпочли
|
| а) в одиночку осматривать лес б) не уверен
в) играть с товарищами вокруг костра
|
3..
| Вы любите высказываться во время коллективного обсуждения
|
| а) да б) иногда в) нет
|
4.
| Если Вы сделали какую-то глупость, Вам бывает настолько плохо, что хочется "провалиться сквозь землю"
|
| а) да б) может быть в) нет
|
5.
| Вам легко хранить увлекательный секрет
|
| а) да б) иногда в) нет
|
6.
| Когда Вы что-то решаете. Вы
|
| а) сомневаетесь - вдруг захочется изменить свое решение; б) нечто среднее
в) чувствуете уверенность, что решение останется в силе
|
7.
| Вы можете напряженно работать над чем-либо, не отвлекаясь, если стоит шум
|
| а) да б) возможно в) нет
|
8.
| Когда предложения товарищей расходятся с Вашими, Вы не говорите, что Ваше предложение лучше, потому что стараетесь не обидеть друзей
|
| а) да б) иногда в) нет
|
9.
| Вы обычно просите кого-нибудь о помощи, когда самому Вам трудно выполнить какое-то задание а) редко б) иногда в) часто
|
10.
| Вы предпочитаете проводить время
|
| а) в шумных забавах; б) трудно сказать; в) в серьезной беседе о своих увлечениях
|
11.
| Из этих характеристик Вам больше подходит
|
| а) надежный вожак б) нечто среднее в) симпатичный, приятный человек
|
12.
| Собираясь на вечер или в гости, Вы чувствуете, что Вам не так уж интересно туда идти а) да б) возможно в) нет
|
13.
| Если Вы на кого-то справедливо сердитесь, Вы обычно кричите
|
| а) да б) может быть в) нет
|
14.
| Когда одноклассники Вас разыгрывают, Вы обычно веселитесь вместе с остальными, не чувствуя ни малейшего огорчения
|
| а) да б) может быть в) нет
|
15.
| Вас раздражает, если кто-то заговаривает с Вами, когда Вы о чем-то размышляете а) да б) трудно сказать в) нет
|
16.
| Вы можете сохранять бодрость, даже если дела идут плохо.
|
| а) да б) не уверен в) нет
|
17.
| Вы стараетесь, чтобы Ваши интересы и увлечения совпадали с интересами одноклассников а) да б) иногда в) нет
|
18.
| У большинства людей больше друзей, чем у Вас
|
| а) да б) не уверен в) нет
|
19.
| Вы предпочли бы быть
|
| а) актером эстрады б) трудно сказать в) врачом
|
20.
| Вы считаете, что Ваша жизнь идет более гладко, чем у многих других
|
| а) да б) возможно в) нет
|
21.
| Бывает так, что Вы не можете сосредоточиться на чем-то из-за посторонних мыслейа) да, часто б) иногда в) нет, почти никогда
|
22.
| Вам хотелось бы играть на сцене, например, в школьной самодеятельности
|
| а) да б) не уверен в) нет
|
23.
| Слово "сильный" означает то же, что и слово
|
| а) могущественный б) суровый в) выносливый
|
24.
| Слово "правда" противоположно по смыслу слову
|
| а) фантазия б) ложь в) отрицание
|
25.
| Вы полностью понимаете то, что проходите в школе
|
| а) да б) обычно в) нет
|
26.
| Когда мел скрипит по доске, у Вас от этого пробегает "мороз по коже"
|
| а) да б) может быть в) нет
|
27.
| Когда что-то никак не получается, Вам удается сдерживать свое раздражение, не срывая его на других людях
|
| а) часто б) иногда в) редко
|
28.
| Если кто-то в разговоре перебивает Вас, то Вы
|
| а) уступаете и даете ему высказаться б) трудно решить
в) даете понять, что это невежливо и не позволяете прерывать себя
|
29.
| Вы избегаете забираться в узкие пещеры (места) или подниматься на большую высотуа) да б) иногда в) редко
|
30.
| Вы всегда не прочь показать другим, как хорошо Вы можете работать по сравнению с остальными а) да б) иногда в) нет
|
31.
| Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков в школе
|
| а) часто б) иногда в) редко
|
32.
| Вы можете беседовать с группой незнакомых людей, не запинаясь и не затрудняясь в выборе слов а) да б) может быть в) нет
|
33.
| Когда люди говорят про Вас что-то плохое, Вас это сильно расстраивает
|
| а) да б) нечто среднее в) нет
|
34.
| Вам больше нравится смотреть соревнование по боксу, чем танцы на льду.
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
|
35.
| Если кто-то обидел Вас, Вы вскоре снова сможете ему довериться
|
| а) да б) может быть в) нет
|
36.
| Вы чувствуете иногда, что мало на что годитесь и никогда не совершите ничего стоящего а) да б) может быть в) нет
|
37.
| Когда группа людей что-то делает, Вы
|
| а) принимаете в этом активное участие б) нечто среднее
в) обычно только наблюдаете со стороны
|
38.
| Вы предпочли бы отправиться в путешествие:
|
| а) один б) трудно решить в) с группой
|
39.
| Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться и который все сделает точно и как следует
|
| а) да б) может быть в) нет
|
40.
| Читая приключенческую повесть, Вы
|
| а) просто получаете удовольствие б) трудно решить
в) волнуетесь, благополучно ли она закончится
|
41.
| Вы испытываете раздражение, если приходится тихо сидеть и ждать, пока что-то начнется а) да б) нечто среднее в) нет
|
42.
| Вас раздражает, если люди берут Ваши вещи без спроса
|
| а) да б) иногда в) нет
|
43.
| Слово "покупать" противоположно по смыслу слову
|
| а) давать б) одалживать в) продавать
|
44.
| Слово "госпиталь" так относится к слову "больной", как слово "столовая" - к слову а) голодный б) еда в) обед
|
45.
| Вы всегда хорошо ладили со своими родителями, братьями и сестрами
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
|
46.
| Если одноклассники играют во что-то без Вас, Вы
|
| а) считаете это простой случайностью б) нечто среднее
в) обижаетесь и сердитесь
|
47.
| Люди говорят, что Вы иногда несобранны и легко увлекаетесь, хотя они считают Вас хорошим человеком
|
| а) да б) возможно в) нет
|
48.
| Находясь в автобусе или поезде, Вы говорите
|
| а) своим обычным голосом б) нечто среднее в) как можно тише
|
49.
| Вы бы предпочли:
|
| а) быть самым популярным человеком в школе б) трудно сказать
в) иметь самые лучшие оценки
|
50.
| Находясь в компании, Вы часто шутите и рассказываете смешные истории
|
| а) да б) иногда в) нет
|
51.
| Вы любите говорить ребятам о том, что нужно соблюдать правила
|
| а) да б) иногда в) нет
|
52.
| Вас легко обидетьа) да б) может быть в) нет
|
53.
| Когда другие, отставая, тормозят Вашу работу, по - Вашему, лучше
|
| а) подождать их б) трудно решить в) поторопить их
|
54.
| Вы больше восхищаетесь
|
| а) знаменитым спортсменом б) трудно решить в) знаменитым поэтом
|
55.
| Вы бы предпочли провести свободное время
|
| а) один, с книгой или коллекцией почтовых марок б) трудно решить
в) занимаясь под руководством других каким-либо общим делом
|
56.
| Вы считаете, что Ваши дела идут хорошо и что Вы делаете все, что можно от Вас ожидатьа) да б) трудно сказать в) нет
|
57.
| Вам трудно вести себя так или быть таким, каким Вас хотят видеть другие люди
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
|
58.
| Если Вам нечего делать вечером, Вы бы предпочли
|
| а) позвать несколько друзей и заняться чем-нибудь вместе с ними
б) не уверен в) почитать любимую книгу или заняться любимым делом
|
59.
| Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас вниманиеа) да б) может быть в) нет
|
60.
| Когда приближается что-то важное, например, экзамен или ответственное соревнование, Выа) остаетесь совершенно спокойным и хладнокровным
|
| б) нечто среднее в) становитесь очень напряженным и теряете покой
|
61.
| Если кто-то включает громкую музыку, когда Вы пытаетесь работать, Вы чувствуете, что Вам необходимо удалиться
|
| а) да б) может быть в) нет
|
62.
| Вы легко схватываете новый ритм в танце или в музыке
|
| а) да б) может быть в) нет
|
63.
| Слово "шоссе" так относится к слову "колесо", как слово "тропа" - к слову
|
| а) пешеход б) нога в) телега
|
64.
| Если мать Сережи – сестра моего отца, то Сережин отец приходится моему брату
|
| а) двоюродным братом б) дедушкой в) дядей
|
65.
| Вы часто с увлечением составляете большие планы, а потом выясняется, что ничего из этого не выйдет а) да б) иногда в) нет
|
66.
| Если Вас застали в затруднительной, неловкой ситуации, Вы можете превратить все в шутку и выйти из положения
|
| а) как правило б) трудно сказать в) нет
|
67.
| Когда Вы запоминаете что-то иначе, чем другие, Вы часто спорите о том, что произошло на самом деле
|
| а) да б) может быть в) нет
|
68.
| У Вас бывает иногда так хорошо на душе, что буквально хочется петь и кричать
|
| а) да б) может быть в) нет
|
69.
| Вы бы предпочли работу:
|
| а) безопасную и с размеренным ритмом, хотя и требующую напряжения
б) не уверен в) связанную с разъездами и встречами с новыми людьми
|
70.
| Вы любите делать что-то совершенно неожиданное и поражающее других
|
| а) да б) иногда в) нет
|
71.
| Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, Вы
|
| а) присоединились бы к ним б) не уверен
в) делали бы то, что считаете правильным
|
72.
| Вы можете нормально работать, не ощущая неловкости, если за Вами наблюдают
|
| а) да б) возможно в) нет
|
73.
| Вы бы предпочли провести свободное время
|
| а) в живописном парке б) не уверен в) на стадионе
|
74.
| Отдыхая на море, на озере, Вы бы предпочли
|
| а) смотреть рискованные лодочные гонки б) не уверен
в) прогуливаться вдоль красивого берега с другом
|
75.
| Находясь в компании. Вы большей частью
|
| а) общаетесь с друзьями б) трудно сказать в) наблюдаете за происходящим
|
76.
| Вы всегда можете определить свои чувства, например, отличить усталость от скукиа) да б) может быть в) нет
|
77.
| Когда у Вас все великолепно, Вы
|
| а) готовы почти что "прыгать от радости" б) трудно решить
в) внутренне радуетесь, но внешне кажетесь спокойным
|
78.
| Вы бы предпочли быть
|
| а) инженером-мостостроителем б) трудно решить в) артистом балета или цирка
|
79.
| Если Вам что-то сильно досаждает, по - Вашему, лучше:
|
| а) стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь
б) трудно решить в) найти способ разрядиться
|
80.
| Вы говорите иногда глупости только для того, чтобы посмотреть, что скажут на это другиеа) да б) может быть в) нет
|
81.
| Если Вы проигрываете важную игру, Вы
|
| а) говорите: "В конце концов, это ведь только игра" б) трудно ответить
в) сердитесь или злитесь на себя
|
82.
| Вы стараетесь избегать переполненных автобусов и многолюдных улиц, даже если это удлиняет дорогу а) да б) может быть в) нет
|
83.
| Слово "обычно" означает то же самое) что и слово
|
| а) иногда б) всегда в) как правило
|
84.
| Бабушка дочери сестры моего брата – это
|
| а) моя мать б) жена моего брата в) моя племянница
|
85.
| У Вас почти всегда хорошее настроение.
|
| а) да б) среднее в) нет
|
86.
| Если у Вас все время что-нибудь портится или ломается, Вы, тем не менее, сохраняете спокойствие?
|
| а) да б) может быть в) нет, я выхожу из себя
|
87.
| Вы когда-либо чувствовали неудовлетворенность и говорили себе: "Я наверняка мог бы сделать нашу школу лучше, чем это удается учителям"
|
| а) да б) может быть в) нет
|
88.
| Вы бы хотели быть
|
| а) архитектором-проектировщиком б) трудно решить
в) певцом или музыкантом в эстрадном оркестре
|
89.
| Если бы представился случай совершить что-то действительно необычное и увлекательное, но в то же время опасное, Вы
|
| а) вероятно, не стали бы этого делать б) не уверены в) определенно сделали бы
|
90.
| Когда Вам нужно сделатьчто-то по дому, Вы
|
| а) очень часто просто не делаете этого б) нечто среднее
в) всегда делаете это вовремя
|
91.
| Вы обычно обсуждаете свои дела с родителями
|
| а) да б) иногда в) нет
|
92.
| Вы участвуете в обсуждении каких-либо дел Вашего класса.
|
| а) почти всегда б) иногда в) никогда
|
93.
| Если какая-то сделанная Вами работа должна быть показана важному лицу, Вы предпочли быа) показать лично б) трудно сказать
|
| в) чтобы ее показал кто-то другой без Вашего личного присутствия
|
94.
| Погожим вечером Вы бы предпочли
а) посмотреть мотогонки б) трудно сказать
|
| в) послушать музыку на открытой эстраде
|
95.
| Ваши манеры лучше, чем у большинства Ваших друзей
|
| а) да б) не уверен в) нет
|
96.
| Вы легко усваиваете новые игры?
|
| а) да б) нечто среднее в) нет
|
97.
| Вы считаете, что большинству людей Вы кажетесь порою угрюмым и унылым
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
|
98.
| Можно сказать, что Вы, как и большинство людей, слегка побаиваетесь разряда молний а) да б) трудно сказать в) нет
|
99.
| Вы любите, когда Вам подробно объясняют, что икакследует делать.
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
|
100.
| Вы иногда замечали, просыпаясь утром, что так ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке.
|
| а) часто б) иногда в) нет
|
101.
| Когда Вы по тихой, безлюдной улице возвращаетесь домой вечером, Вам часто кажется, что кто-то идет за Вами
|
| а) да б) может быть в) нет
|
102.
| Вам неприятно в разговорах с одноклассниками рассказывать о своих переживаниях а) да б) иногда в) нет, я не испытываю неприятного чувства
|
103.
| Попадая в новую компанию, Вы
а) быстро осваиваетесь со всеми б) трудно сказать
|
| в) Вам нужно много времени, чтобы узнать каждого
|
104.
| Прочитайте пять слов: "циркуль", "отвертка", "карандаш", "бумага", "линейка". Отметьте слово, которое не подходит к остальным
|
| а) отвертка б) бумага в) линейка
|
105.
| Бывает так, что у Вас без определенных причин резко меняется настроение
|
| а) да б) иногда в) нет
|
106.
| Когда Вы слушаете радио или смотрите телевизор, а вокруг смеются, разговаривают, Вама) хорошо б) трудно сказать в) это мешает и раздражает
|
107.
| Если в компании Вы случайно скажете что-то неудачно или невпопад, то Вы долго помните об этом и испытываете неловкость.
|
| а) да б) может быть в) нет
|
108.
| Вы, бывало, всерьез думали о том, что могли бы стать видным общественно-политическим деятелем, известным на всю страну
|
| а) часто б) иногда в) никогда не думал
|
109.
| Вас чаще считают человеком, который
|
| а) думает б) трудно сказать в) действует
|
110.
| Вac легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильнымиа) да б) иногда в) нет
|
111.
| Вы бы расстроились, если бы Вам пришлось переезжать на новое место и заводить там новых друзей а) да б) может быть в) нет
|
112.
| Вы считаете себя: а) склонным к унынию и переменам настроения
|
| б) трудно решить в) вовсе не унылым
|
113.
| Вы часто проводите время или делаете что-то вместе с группой.
|
| а) очень часто б) иногда в) почти никогда
|
114.
| Вы больше любите фильмы
|
| а) музыкальные б) трудно сказать в) о войне
|
115.
| Если кто-то испортилпринадлежащую Вамвещь,Вы:
|
| а) забудете об этом б) трудно сказать в) не упустите случая припомнить
|
116.
| Можно сказать, что Вы довольно взыскательны и даже привередливы в выборе друзей а) да б) может быть в) нет
|
117.
| Вам легко подойти и представиться важному лицу
|
| а) да б) может быть в) нет
|
118.
| Вы считаете, что при совместном обсуждении вопросов люди часто тратят больше времени и принимают худшее решение, чем если бы это сделал один человек
|
| а) да б) может быть в) нет
|
119.
| Вы считаете, что делаете то, чтодолжны делать в жизни
|
| а) да б) не уверен в) нет
|
120.
| Вы чувствуете себя порой настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете а) да б) может быть в) нет
|
121.
| Если кто-то спорит с Вами, то Вы
|
| а) даете ему высказать все, что он хочет б) трудно сказать
в) обычно перебиваете его раньше, чем он закончит
|
122.
| Если бы пришлось выбирать, Вы предпочли бы жить:
|
| а) в тиши лесов, где слышно только пение птиц б) трудно сказать
в) на многолюдной улице, где много происшествий
|
123.
| Работая на железной дороге, Вы предпочли бы быть
|
| а) проводником, имеющим дело с пассажирами б) трудно решить
в) машинистом, ведущим поезд
|
124.
| Прочтите эти пять слов: "снизу", "около", "над", "позади", "между". Отметьте слово, которое не подходит к остальным
|
| а) снизу б) между в) около
|
125.
| Если Вас просят взять на себя новое трудное дело, Вы:
|
| а)рады этому и показываете, на что способны б) трудно сказать
в) чувствуете, что не справитесь
|
126.
| Если Вы поднимаете руку для ответа, и другие одновременно делают то же самое, Вы испытываете возбуждение
|
| а) иногда б) редко в) никогда
|
127.
| Вы предпочли бы быть
|
| а) учителем б) трудно решить в) ученым
|
128.
| В свой день рождения Вы предпочитаете
|
| а) чтобы Вас заранее спросили, какой подарок Вам хочется б) трудно сказать
в) чтобы подарок был для Вас сюрпризом
|
129.
| Вы очень заботитесь о том, чтобы не задеть и не обидеть других, даже в шутку
|
| а) да б) может быть в) нет
|
130.
| Если Вы видите незнакомого человека с тяжелым чемоданом, Вы:
|
| а) предоставите ему возможность справиться самому б) трудно сказать
в) поможете ему
|
131.
| Перед тем как высказать что-то в классе, Вы заранее убеждаетесь в собственной правоте а) всегда б) как правило в) редко
|
132.
| Бывает так) что из боязни последствий Вы стараетесь уклониться от принятия решения а) часто б) иногда в) никогда
|
133.
| В угрожающей ситуации Вы можете улыбаться и сохранять спокойствие
|
| а) да б) может быть в) нет
|
134.
| Вам случается почти что плакать над некоторыми книгами или пьесами
|
| а) да, часто б) иногда в) нет, никогда
|
135.
| Оказавшись за городом, Вы бы предпочли
|
| а) организовывать классный пикник б) трудно сказать
в) изучать в лесу различные породы деревьев
|
136.
| Во время коллективного обсуждения Вы часто замечаете, что
|
| а) занимаете особую позицию б) трудно сказать в) соглашаетесь с остальными
|
137.
| Ваши чувства бывают так напряжены, что Вы, кажется, готовы "взорваться" от их избытка а) часто б) иногда в) редко
|
138.
| Вы предпочитаете друзей, которые любят
|
| а) дурачиться б) трудно сказать в) быть более серьезными
|
139.
| Если бы Вы не были человеком, Вы бы предпочли быть:
|
| а) орлом на горной вершине б) трудно сказать
в) тюленем в стаде, на берегу моря
|
140.
| Вы обычно точный и аккуратный человек а) да б) нечто среднее в) нет
|
|
|
141.
| Вам действуют на нервы мелкие неприятности, даже если Вы знаете, что они не очень существенныа) да б) может быть в) нет
|
142.
| Вы уверены, что ответили на все вопросы? а) да б) может быть в) нет
|
Интерпретация шкал опросника:
1. Фактор А. Аффектотимия - шизотимия
(экстраверсия-интроверсия или “замкнутость - общительность”)
Высокие баллы по соответствующей шкале - 8-10 баллов - характеризуют подростка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к окружающим.
Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов.
Подросток с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. С низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.
2. Фактор В. Интеллект
Подростку с высокими оценками (8-10 баллов) свойственна сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем развития вербальной культуры и эрудицией.
Подростку с низкими оценками (1-3 балла) свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
3. Фактор С. Сила “Я”- слабость “Я”
(или “эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость”)
Подросток с высокими баллами по данной шкале (8—10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью, эмоционально устойчивый.
Подросток с низкими баллами по данной шкале — от 1 до 3 — характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый, раздражительный, быстро утомляемый, имеющий невротические симптомы.
Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у подростков, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных подростков.
4. Фактор D. Возбудимость-флегматичность
(или “беспокойство-уравновешенность”)
Подросток с высокой оценкой по данной личностной черте – 8-10 баллов характеризуется как нетерпеливый, легко возбудимый, реактивный, с недостаточной концентрацией внимания.
Подросток, имеющий сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляется сдержанным, невозбудимым и флегматичным, чаще всего спокойным.
Для подростков с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.
5. Фактор E. Доминантность - конформность
(или “настойчивость-зависимость”)
Подросток с высокими значениями по данной шкале - 8-10 баллов - является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. Стремится к самоутверждению, может агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность, действовать смело, энергично и активно.
Подросток, имеющий низкие показатели — 1-3 балла, напротив, проявляет послушность, зависимость, не может отстаивать свою точку зрения, следует на поводу у лидеров, пассивен, не верит в свои силы и возможности, склонен брать вину на себя.
6. Фактор F. Сургенсия-десургенсия (или “беспечность-озабоченность”)
Высокие показатели по данной личностной черте (8—10 баллов) говорят о энергичном, добром, оптимистичном характере. Подросток часто находчив и остроумен, неусидчив, предпочитает разнообразие и частые перемены, общителен, импульсивен. Может быть легкомысленным и небрежным.
Низкие показатели (1-3 балла), напротив, свидетельствуют об излишней серьезности и осторожности, стремлении к уединению, молчаливости, ответственности, послушности, боязни неудач. Часто бывает печальным, тревожным, вялым и апатичным.
7. Фактор G. Сила “Сверх-Я”- слабость “Сверх-Я”
(или “добросовестность - недобросовестность”)
Высокие значения по данной личностной черте — 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, обязательности, ответственности, стремлении к порядку и дисциплинированности.
Низкие показатели по этой же шкале - 1-3 балла - являются признаком недобросовестности, безответственности, расхлябанности, потворству своим желаниям.
Эта черта личности отражает то, как подросток воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют подростки, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются подростки с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.
8. Фактор H. Пармия – тректия
(или “смелость-робость”)
Высокие значения — 8-10 баллов — имеют смелые, решительные подростки, имеющие тягу к риску. Могут проявлять элементы непослушания, хулиганства.
Низкие значения — 1—3 балла — имеют подростки робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.
9. Фактор I. Премсия - Харрия
(или “чувствительность-жесткость”, “мечтательность-практичность”)
Высокие баллы по данной черте — 8—10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, сентиментальности, ранимости, склонности к фантазиям, легкомысленности, нетерпеливости, нереалистичности ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале - 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой подросток часто ведет себя как самостоятельный и независимый, несколько черствый, “толстокожий”, в то время как другой, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.
10. Факутор J. Коэстения - зеппия (или “индивидуализм-общительность”)
Высокие баллы (8-10) характерны для подростка, который стремится к рассудительности, упорству, много внимания уделяет планированию своего поведения, собственных ошибок, способов их преодоления. Он имеет меньше друзей, чем остальные, но не считает необходимым менять свое поведение и идти на поводу у группы. Отстаивая свою точку зрения, может быть жестоким и бескомпромиссным, не прощая обид даже своим друзьям. В силу чего пользуется уважением окружающих, но, в основном, тех, кто с ними близко знаком.
Низкие баллы по шкале (1-3) характерны для подростка живого, экспрессивного, деятельного, но не критичного. Обычно он хорошо учится в школе, добивается успехов в профессиональной деятельности, но возможны индивидуальные правонарушения и, в то же время, велика вероятность их исправления под воздействием воспитания.
11. Фактор O. Гипотемия – гипертимия
(или “тревожность-самоуверенность”)
Подросток, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной черте личности легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, склонен к чувству вины, раним, боязлив, склонен к размышлениям, чувствителен к замечаниям и порицаниям, недооценивает себя.
Подросток с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается, жизнерадостен, самоуверен, спокоен, активен, нечувствителен к замечаниям, порицаниям и оценкам окружающих, легко переживает неудачи.
12. Фактор Q2 . Самодостаточность - социабельность
(или “самостоятельность-зависимость”)
Высокие баллы 8-10 по данной шкале характерны для подростка, который независим, самостоятелен, предпочитает работать один и самостоятельно принимать решения. У него хватает самостоятельности принимать решения.
Низкие баллы 1—3 по этой характерны для подростка несамостоятельного, зависимого и привязанного к группе. Он ориентируется на мнение группы, нуждается в ее поддержке, советах и одобрении. У него отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Такой подросток может легко попасть под влияние плохой кампании и иметь неприятности с законом.
13. Фактор Q3. Контроль желаний - импульсивность
(или “высокий самоконтроль-низкий самоконтроль”)
Высокие баллы 8-10 по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности подростка и умении контролировать свои эмоции, поведение, склонности доводить начатое до конца, целенаправленности и внутреннем контроле поведения.
Низкие баллы 1-3 по этой же черте личности являются признаком слабоволия, неумения контролировать свое поведение, организовать свое время и порядок выполнения дел, наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе.
14. Фактор Q4. Фрустрированность - нефрустрированность
(или “напряженность-расслабленность”)
Подросток с высокими значениями 8—10 баллов по данной черте личности отличается повышенной нервной напряженностью, взвинченностью, беспокойством, неврозом тревожности, раздражительностью, с трудом успокаивается, часто чувствует себя разбитым, усталым, имеет проблемы со сном, не переносит замечаний.
Подросток с низкой оценкой 1-3 балла, как правило, спокойный и невозмутимый, расслабленный, вялый, возможна низкая мотивация, леность, отсутствие стремления к достижениям и переменам.