Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика 13. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности для подростков (ОФДСИ-П, 13-17 лет)



2015-11-20 1697 Обсуждений (0)
Методика 13. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности для подростков (ОФДСИ-П, 13-17 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок




Данная методика - результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента. В.М. Русалова, 1990). В основе теста-опросника ОФДСИ лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин и их последователи). Свойства нервной системы трактуются при этом как базальные характеристики функциональных систем поведения, обеспечивающие интегративную деятельность мозга и всей нервной системы в целом. При этом сами формально-динамические свойства выступают как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения. Включаясь в различные виды деятельности, трансформируясь, они образуют качественно новую индивидуально-устойчивую систему - инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формально-динамических свойств, выступающих как психобиологические стилевые характеристики поведения человека.

Метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности. Согласно этой модели, имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально-динамичес-ких свойств индивидуальности, а именно 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной). Соотнесение этой модели со структурой функциональной системы в понимании П.К. Анохина, которая рассматривает каждый поведенческий акт как иерархию четырех основных блоков: “афферентного синтеза”, “программирования (принятия решения)”, “исполнения” и “обратной связи”, позволило выдвинуть предположение. Что мы можем допустить существование и четырех фундаментальных параметров организации поведения человека. Первый - характеризует в наиболее обобщенной форме “широту и узость” афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой или эргичность); второй - отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие или пластичность; третий показывает степень быстроты выполнения той или иной программы поведения т.е. скорость (темп); четвертых - характеризует порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с “акцептором” результата действия или эмоциональную чувствительность.

В общем виде теоретическая модель структуры формально-динамических свойств индивидуальности может быть представлена в следующем виде:

  Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
Психомоторные шкалы Эргичность Пластичность Скорость Эмоциональная чувствительность
Интеллектуальн. шкалы Эргичность Пластичность Скорость Эмоциональная чувствительность
Коммуникативн. шкалы Эргичность Пластичность Скорость Эмоциональная чувствительность

Таким образом, данной теоретической модели каждому блоку функциональной системы приписывается одно фундаментальное формально-динамическое свойство с тремя измерениями - в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах.

Данный тест предназначен для исследования индивидуально-психологичес-ких особенностей и темперамента человека. Тест прошел психометрическую проверку на выборке более 600 человек. Имеются взрослый (18-60 лет), подростковый (13-17 лет) и детский (7-12 лет)(для родителей) варианты опросников.

Опросник содержит 150 утверждений, требующих ответа по 4-х балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 индивидуальным свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные типы. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям и может иметь значение от 12 до 48 баллов. В опроснике имеется контрольная шкала (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности (от 6 до 24 баллов). Опросник применяется как для индивидуального, так и группового обследования. Время заполнения опросника не более 30 мин. Обработка результатов производится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 20 мин. Ответы испытуемых фиксируются в бланке ответов, образец представлен в приложении 8.

 

Инструкция

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "плохих" и "хороших" ответов. Поставьте "крестик" или "галочку" в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

1 - не характерно; 2 - мало характерно; 3 - довольно характерно; 4 - характерно.

 

1. У меня высокая потребность в движении.

2. Я предпочитаю списывать с доски, а не решать задачи самостоятельно.

3. Я охотно приобретаю новые знания.

4. В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическими упражнениями.

5. Я быстро считаю "в уме".

6. Я сильно переживаю, если сдал (а) экзамен менее успешно, чем ожидал(а).

7. Я люблю уединение.

8. Мне легко одновременно смотреть телевизор и читать книжку.

9. Мне легко выполнять уроки, требующие длительного внимания.

10. Я переживаю, когда выполняю школьное задание не так, как следовало бы.

11. Я – легок (ка) на подъем.

12. Я огорчаюсь, когда замечаю свои ошибки при выполнении домашнего задания.

13. Я легко переключаюсь с одной спортивной игры на другую.

14. Я быстро решаю арифметические задачи.

15. Я легко включаюсь в разговор с друзьями.

16. Я - подвижный человек.

17. Я устаю от длительного выполнения уроков.

18. Я легко переключаюсь с одного урока на другой.

19. Я хожу быстро.

20. Моя речь медленна и нетороплива.

21. На уроке Я часто высказываю свое мнение, не подумав.

22. Когда приходится что-то мастерить самому (заниматься рукоделием), я сильно огорчаюсь, если работа не ладится.

23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решений.

24. Мне было бы неудобно предъявить учителю работу, написанную небрежно.

25. Я часто испытываю опасение из-за того, что не справлюсь со школьным заданием, требующим умственного напряжения.

26. Я - ранимый человек.

27. Я неохотно берусь за срочное поручение учителя, связанное с умственной нагрузкой.

28. Я иногда не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение задачи.

29. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.

30. Поссорившись с друзьями, я сильно переживаю.

31. У меня портится настроение, если я не сразу могу понять прочитанное.

32. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.

33. Я чувствовал(а) бы себя "не в своей тарелке", если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с друзьями.

34. Я никогда не опаздывал (а) в школу.

35. У меня много друзей и знакомых.

36. Я регулярно читаю журналы о новых достижениях науки и техники.

37. Я сильно волнуюсь перед предстоящей контрольной работой.

38. Обычно мои мысли текут неторопливо.

39. Мне нравится мастерить вещи своими руками (заниматься рукоделием).

40. Я успешно выполняю работу, требующую тонких и точных движений.

41. Мне легко выполнить несколько контрольных работ по разным предметам (например, по физике и литературе) в один день.

42. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

43. Моя речь часто опережает мои мысли.

44. Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с учебой.

45. Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.

46. Во время беседы я легко переключаюсь с одной темы на другую.

47. Мне легко учиться по основным предметам и еще посещать различные кружки.

48. Я полон интеллектуальной энергии.

49. Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.

50. Мне трудно говорить быстро.

51. Мне легко завязывать знакомства первым.

52. Я испытываю досаду из-за того, что у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.

53. Я способен быстро принимать решения, находясь в любой ситуации.

54. Контрольная работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.

55. Я огорчаюсь из-за, что иногда не успеваю записывать под диктовку учителя.

56. Я переживаю, когда мои друзья не понимают меня в разговоре.

57. Я говорю свободно, без запинок.

58. Я охотно выполняю физическую работу.

59. Я легко переключаюсь с решения одной задачи на другую.

60. Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.

61. Я сильно волнуюсь во время экзамена.

62. Мне потребовалось бы много времени для усвоения нового учебного материала.

63. Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.

64. Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).

65. Мне нравятся задачи "на смекалку".

66. Я легко переношу однообразную физическую работу.

67. Нередко окружающие не понимают меня из-за того, что я слишком часто меняю тему разговора.

68. Я предпочитаю постоянно находиться среди друзей.

69. Я пишу быстро.

70. Я быстро устаю от физической работы.

71. Я - разговорчивый человек.

72. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих друзей.

73. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.

74. Я легко обижаюсь, когда мне указывают на мои недостатки.

75. Во время физических упражнений я часто делаю перерывы для отдыха.

76. Я предпочитаю ручной труд, требующий частой смены операций.

77. Мне легко внести оживление в компанию.

78. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.

79. Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).

80. Мне не трудно задать вопрос незнакомому человеку.

81. Меня раздражает быстрая речь собеседника.

82. Я с удовольствием решаю задачи сверх того, что было задано учителем.

83. Мои движения медленны и неторопливы.

84. Многие считают меня физически сильным.

85. Когда я оживленно рассказываю о чем-либо, то прибегаю к мимике и жестам.

86. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.

87. Для успешной сдачи экзаменов мне требуется меньше времени на подготовку, чем другим.

88. В моей речи много длительных пауз.

89. Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.

90. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором с директором школы.

91. Я устаю, когда приходится долго говорить.

92. Я чувствую себя физически сильным человеком.

93. Движения моих рук быстры и проворны.

94. В большой компании я чувствую себя свободно.

95. Играя в компьютерные игры, Я легко перескакиваю с одной игры на другую.

96. Я предпочитаю задачи, не связанные с большой умственной нагрузкой.

97. Вначале Я обычно решаю однотипные задачи и только потом задачи, требующие нестандартного подхода.

98. Даже находясь в тесном кругу друзей, я говорю мало.

99. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.

100. Я считаю себя мастером на все руки.

101. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.

102. Я довольно быстро выполняю физическую работу.

103. Даже незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо интеллектуальной задачи, огорчают меня.

104. Я быстро читаю вслух.

105. Я огорчаюсь из-за того, что с трудом овладеваю ремеслом (рукоделием).

106. Я основательно планирую предстоящую контрольную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

107. Мне обычно не удается придумать свой способ решения задачи.

108. Занимаясь ремеслом (рукоделием), я раздражаюсь, когда работа не ладится.

109. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.

110. Я нуждаюсь в людях, которые могли бы меня ободрить и утешить.

111. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.

112. В свободное время меня тянет пообщаться с друзьями.

113. На уроках Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.

114. На вечеринках и в компаниях я неразговорчив и держусь обособленно.

115. Я без труда смог (ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.

116. При встрече я обычно начинаю разговор первым.

117. Я легко воспринимаю быструю речь.

118. Я мастерю (занимаюсь рукоделием) медленно и неторопливо.

119. Я быстро отгадываю загадки.

120. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.

121. Иногда я немного сплетничаю.

122. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.

123. Я говорю быстро.

124. Работа, требующая тонкой координации движений, вызывает у меня беспокойство.

125. Мне нравится бывать в больших компаниях.

126. Я легко вступаю в конфликт, когда меня критикуют или делают замечание.

127. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.

128. Мне нравятся быстрые и ритмичные танцы.

129. Я веду уединенный образ жизни.

130. Мне легко настроиться на выполнение нового задания.

131. Я не смог (ла) бы сделать многие необходимые мне вещи своими руками.

132. Я считаю себя физически сильным человеком.

133. Я предпочитаю школьные предметы, не требующие отдачи интеллектуальных сил.

134. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.

135. Я легко могу обратиться с просьбой к другому человеку.

136. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.

137. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.

138. Я испытываю чувство обиды когда, окружающие меня люди, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.

139. Умственный труд для меня более привлекателен, чем физический.

140. Мне обычно трудно читать две- три книжки сразу.

141. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

142. Я обычно медленно решаю задачи.

143. Я люблю много читать.

144. Когда я что-то мастерю (занимаюсь рукоделием), я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.

145. Многие считают, что я - сообразительный человек.

146. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.

147. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

148. При общении с людьми я часто чувствую себя смущенным.

149. Мне легко написать два сочинения на разные темы.

150. В моей школе есть ученики, которые мне явно не нравятся.

 



2015-11-20 1697 Обсуждений (0)
Методика 13. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности для подростков (ОФДСИ-П, 13-17 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика 13. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности для подростков (ОФДСИ-П, 13-17 лет)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)