Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Стал-оол Ю. Т., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса



2015-11-20 514 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Стал-оол Ю. Т., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время высшими государственными органами страны взят курс на борьбу с коррупцией. Коррупция может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих негативных явлений, характеризующих Российское государство и представляющих угрозу национальной безопасности. Областями деятельности, наиболее подверженными коррупции, названы: государственные закупки; операции с земельными участками; сбор налогов; назначение на ответственные посты в органах государственной власти; местное самоуправление [1].

«Коррупция в России стала системой государственного управления. Основные причины коррупции - отсутствие политической конкуренции и независимых СМИ", - эти слова руководителя Национального антикоррупционного комитета К.В. Кабанова очень хорошо характеризуют сегодняшние российские реалии. По результатам опроса жителей нашей страны Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005году 65% считали, что коррупцию победить невозможно: треть респондентов называли наиболее коррумпированными власти на местах и правоохранительные органы, примерно столько же отмечали коррумпированность всего общества.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Отмечу что, возникновение и существование коррупции становится возможным тогда, когда функции управления общественной деятельностью обособляются и закрепляются правом. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему общественными ресурсами и принимать решения не в интересах общества или государства, а исходя из своих корыстных побуждений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или коммунальная собственность, государственные закупки или заказы, льготы или преференции и многое другое. Коррупция тем самым выступает как сложное социально-правовое явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Об этом часто говорят и первые лица государства - председатель правительства В.В.Путин отмечает, что в странах с переходной экономикой к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один.

Виды. Классически различают верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.) Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.) Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя,- это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией[2]. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Несмотря на ухудшающуюся в стране коррупционную обстановку, законодатель долгое время медлил с изданием нормативного акта о противодействии коррупции. Однако, законопроекты, посвященные проблеме коррупции стали появляться в России с 1992 года. В те годы понимали коррупцию в узком смысле. В узком смысле коррупция представляет собой совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве РФ и отличающихся таким важным признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Позднее, Федеральный закон «О противодействии коррупции» закрепил определение «коррупции». Коррупция-это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а так же совершение таких деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Более развернутое определение разработано в 1995г. междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» [3].

Рассматривая коррупционные проявления в образовании, стоит главным образом обратить внимание на субъектный состав участников коррупционных отношений. Обратимся к Федеральному закону «О противодействии коррупции». Субъектный состав, как нам кажется, достаточно узкий. Включение в понятие коррупции положения «...либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера...» по существу гласит только о должностных лицах. Понятия «должностного лица» закрепленного в примечании к статье 285 УК РФ, выделяются две разновидности должностных лиц: лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти; лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-исполнительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях[4]. Встает закономерный вопрос о коррупции в ВУЗах, т.к. преподавателей вряд ли можно отнести к представителям власти; организационно-распорядительные, а тем более административно-хозяйственные функции тоже отсутствуют.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» гласит о том, что вне конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях. Не будет выдумкой предположение о том, что некоторая часть инвалидов, являются инвалидами только юридически, в результате неправомерных действий работников системы здравоохранения. На этом примере легко увидеть как коррупция, начавшись в одной сфере, приносит результат в другой, в частности, в сфере образования.

Профессор Н.В.Щедрин усматривает еще одну возможность коррупционного поступления в ВУЗ, говоря о целевом приеме. Механизм целевого приема представляет собой договор между государственной структурой и ВУЗом, в соответствии с которым на преференциальных условиях, указанное в договоре лицо, принимается на обучение на места, финансируемые из федерального бюджета. По мнению Н.В.Щедрина, применительно к таким престижным специальностям как юриспруденция этот канал используется для облегченного доступа к образовательным услугам, финансируемым из государственной или муниципальной казны. В условиях ежегодного перепроизводства выпускников юридических вузов нет необходимости ждать специалиста пять лет. Можно отобрать лучших из числа выпускников. Должностные лица, в том числе правоохранительных органов, на целевые бюджетные места направляют преимущественно своих детей или детей «своих» людей. Ситуация воспроизводится из года в год и выгодна как заказчику, так и руководству учебных заведений, которые в обмен получают поддержку региональных руководителей и снисходительное отношение со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Формально такой «бартер» выглядит законно [5].

Перейдем к рассмотрению следующего этапа: процесса обучения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» экзамен и зачет являются формой обучения студентов. Субъектами будет преподаватель (комиссия, состоящая из преподавателей) и студент. В силу специфики образовательного процесса стоит говорить о том, что преподаватель обладает властью по отношению к студентам. Из этого следует, что теоретически, преподаватель может использовать свои возможности для удовлетворения личных интересов как материального так и нематериального характера. Причем, с позиции законодательства такое притеснение может выглядеть вполне законным. Примером тому может служить нежелание засчитывать контрольную работу студенту по мотивам неприязни, откровенное игнорирование ответов студента, явное нежелание поставить зачет или экзамен с целью вымогательства денег или иных выгод. Как показывает исследование проведенное среди студентов университетов, предметом взятки чаще всего являются деньги(75% опрошенных), на втором месте подарки(50% опрошенных),на третьем месте услуги(43% опрошенных).

Латентность таких преступлений очень велика, т.к. например, далеко не всегда «незачтено» по дисциплине, контрольной или курсовой работе преследует иную цель, чем получение студентом должного уровня высшего образования, но и отделить истинно цели обучения от иных (корыстных) целей практически невозможно. Но вместе с тем, исследование, о котором упоминалось выше, показало, что в 47% случаев, причинами, побудившими студента дать взятку, стало откровенное нежелание студента учить предмет. Поэтому причины коррупции в образовании далеко не однозначны.

Антикоррупционные меры должны пронизывать практически все отрасли права. Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, предпринимательском, трудовом, социальном, жилищном, миграционном, бюджетном, валютном, финансовом, банковском, налоговом, таможенном, экологическом и многих других отраслях законодательства Российской Федерации. Тем более что правоприменительная практика показывает: именно в этих сферах значительно снижен контроль со стороны государства и коррупция активно использует эти ниши. В качестве дополнительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохранительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ,УПК РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, о прокуратуре, судебной системе, адвокатуре и др.) [6].

Актуальной теоретической задачей всех отраслевых юридических наук является разработка научно-методологических основ правового противодействия коррупции. Эти основы должны охватывать не только систему научных понятий, категорий и принципов, но и приемы и методы активизации правореализации и стимулирования правоприменительной практики по вопросам профилактики коррупции и борьбы с ней, расширение сферы антикоррупционных положений в действующем законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, разработку системы показателей неправомерного коррупционного поведения.

Система мер противодействия коррупции должна строиться, прежде всего, на использовании мер упреждения, направленных на создание в государственной службе «атмосферы невыгодности» коррупционного поведения. Такие меры включают уточнение обязанностей и правил служебной деятельности государственных и муниципальных служащих. Регламентация этих вопросов относится к предмету законодательства о государственной и муниципальной службе.

 

Литература:

1. Волженкин Б.В. Коррупция, Спб., 1998, С.5

2. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России. Екатеринбург, 2001, С.8-9

3. Лопашенко Н. Уголовное право, 2001, №2, С. 98-102

4. Журавлев М.П., Никулин С.И., Уголовное право. Общая и Особенная части. М., 2004, C. 674

5. Щедрин Н.В. Коррупционные нормы в государственном праве, 2009.

6. Алексеев А. Законность. 2008, №4, С. 2-8.



2015-11-20 514 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Стал-оол Ю. Т., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Стал-оол Ю. Т., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)