Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Оценка надежности потенциального внешнеторгового партнера




Прежде чем заключать контракт с иностранным партнером, надо убедиться в его надежности. Незнание методологии изучения конъюнктуры зарубежных рынков, сложное финансовое положение и ряд других объективных и субъективных причин приводит к заключению контрактов с иностранными партнерами без таких проверок, и на весьма рискованных условиях.

При оценке партнера важно удостовериться не только в его надежности и добросовестности, но и в оптимальности своего выбора, проанализировать перспективу долговременного сотрудничества. В процессе подготовки к подписанию договора необходимо проанализировать всю собранную информацию и определить свое отношение к потенциальному партнеру. Анализируя собранную и систематизированную в справке на фирму (информационной карте) информацию, прежде всего, обращают внимание на следующие моменты:

1. Какая организационно-правовая форма компании-партнера оговорена в его учредительных документах, все они имеют разную степень ответственности по своим обязательствам.

2. Подтверждаются ли сведения о государственной регистрации компании официальными регистрирующими органами, дабы она не оказалась фиктивной.



3. Соответствует ли юридический адрес регистрации фактическому. Особое внимание следует обратить на наличие у компании-партнера собственного помещения.

4. Разрешена ли предполагаемая деятельность в уставе компании-партнера, имеется ли лицензия на осуществление данного вида деятельности, поскольку в противном случае сделка может быть признана недействительной.

5. Организацию дела: количество работающих, структура фирмы, система управления, степень самостоятельности фирмы, наличие филиалов, территориальный охват деятельности.

6. Сведения об управленческом персонале компании (образование, наличие судимости, компетентность, деловая репутация).

7. Рыночный статус (контролируемая доля рынка, имидж фирмы, возможность конкуренции с ней, постоянные контрагенты).

8. Специфическая информация (наличие «теневого оборота», участие в нелегальных сделках, связи с преступными группировками и т.п.).

9. Полномочия лица, имеющего право подписи (заключать договор без доверенности имеет право только руководитель фирмы).

Для подтверждения информации у потенциального партнера запрашивают следующие документы:

1. Копию учредительных документов, устава компании партнера. В этих документах определена организационно-правовая форма компании, оговорены виды ее деятельности, полномочия руководящих лиц.

2. Заверенную копию свидетельства о государственной регистрации фирмы (выписку из торгового реестра страны регистрации).

3. Справку из банка, обслуживающего потенциального партнера о наличии счета и дате его открытия.

4. Годовой отчет (баланс) фирмы за несколько последних лет, заверенный независимым аудитором или банком.

5. Доверенность на право ведения переговоров и подписания контракта представителем контрагента, в тех случаях, когда такое право четко не оговорено учредительными документами.

6. Копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

Белорусским участникам внеэкономической деятельности следует быть готовым к тому, что у них также запросят аналогичные документы. Практика взаимного запроса документов и предоставления информации, в том числе и о финансовом состоянии, широко распространена в сфере международного бизнеса. Отказ в предоставлении информации о своей фирме потенциальному контрагенту вызовет настороженность, и в определенной мере будет свидетельствовать о ее финансовой несостоятельности и ненадежности.

Важнейшим этапом подготовки внешнеэкономической операции является оценка финансового состояния потенциального внешнеторгового партнера. Финансовый анализ иностранной фирмы проводится на основе показателей оперативной и финансовой отчетности фирмы, с помощью которых дается оценка результатов ее деятельности. Основными формами отчетности фирмы, используемыми для анализа, являются баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств.

Баланс – документ, отражающий в стоимостном выражении активы фирмы и источники их формирования по состоянию на определенную дату, обычно на конец квартала или года.

Отчет о финансовых результатах отражает результаты хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период и наряду с балансом является важнейшей и обязательной формой финансовой отчетности акционерных обществ.

Отчет о движении денежных средств содержит информацию об объемах финансирования за счет собственных и заемных средств, текущих капиталовложений и других затрат.

Отчетность фирмы может быть получена из открытых источников, в большинстве стран мира акционерные общества ежегодно публикуют свои годовые отчеты, а также может быть прямо запрошена у потенциального контрагента на стадии подготовки внешнеторговой сделки.

Главная цель анализа финансового состояния контрагента – получение нескольких основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменение в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Исчисление показателей финансового анализа состояния предприятия основано на определении соотношений между отдельными статьями финансовой отчетности. Общая методика такого анализа заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности показателей со среднеотраслевыми нормами или аналогичными данными по деятельности предприятия за ряд лет.

Систему показателей финансового анализа предприятия можно разделить на: следующие основные группы:

· показатели ликвидности;

· показатели деловой активности;

· показатели платежеспособности;

· показатели рентабельности.

Рассмотрим более подробно каждую группу показателей, используемых для финансового анализа предприятия.

Показатели ликвидности характеризуют способность предприятия выполнять свои обязательства, используя свои активы. Для эффективного измерения ликвидности используется система коэффициентов, отражающих соотношении определенных статей баланса и других видов финансовой отчетности.

В общем случае показатели ликвидности отражают кассовую позицию предприятия в зависимости от скорости реализации или степени покрытия имущественными средствами текущих долговых обязательств. Основными из них являются следующие:

 

Коэффициент Текущие активы (оборотные активы)

текущей ликвидности = --------------------------------------------------------

(покрытия) Текущие обязательства

 

Коэффициент показывает, достаточно ли у предприятия средств для погашения краткосрочных обязательств, то есть определяет, сколько денежных единиц текущих активов приходится на денежную единицу текущих обязательств. Нормальным значением коэффициента ликвидности в международной практике считается величина от 1 до 2.

 

Коэффициент Ликвидные активы

срочной = -------------------------------

ликвидности Текущие обязательства

 

Коэффициент срочной ликвидности, дополняет показатель текущей ликвидности, дает информацию о составе средств, являющихся источником покрытия текущих обязательств. В свою очередь ликвидные активы рассчитывают следующим образом.

 

Ликвидные активы = Текущие активы – Запасы

 

Чистые текущие активы (рабочий капитал) равны разнице между оборотными активами предприятия и его текущими обязательствами.

 

Чистые текущие активы = Текущие активы – Текущие обязательства

 

Рабочий капитал необходим предприятию для обеспечения финансовой устойчивости, а также расширения деятельности.

Показатели деловой активности. Коэффициенты использования активов раскрывают направления использования предприятием своих активов для получения доходов и прибыли.

Оборачиваемость запасов показывает, насколько хорошо предприятие распоряжается своим оборотным капиталом, в данном случае – вложениями в товарно-материальные запасы. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

Коэффициент Объем продаж (выручка от реализации)

оборачиваемости = -------------------------------------------------------
запасов Материальные запасы

 

Высокое значение показателя означает хорошее финансовое состояние предприятия, хорошая оборачиваемость ведет к росту объема продаж и прибыли. С помощью обратного коэффициента определяют оборачиваемость материальных запасов в днях:

 

Оборачиваемость Материальные запасы

материальных = -----------------------------------------------------------------

запасов Объем продаж (выручка от реализации) : 365 дней

 

Низкие показатели свидетельствуют о хорошем, устойчивом спросе на продукцию. Высокие значения могут свидетельствовать о трудностях со сбытом.

Средний период погашения дебиторской задолженности показывает, насколько быстро компания обычно получает платежи по счетам дебиторов, и находится следующим образом:

 

Средний период Дебиторская задолженность

погашения дебиторской = ---------------------------------------------------------------

задолженности Объем продаж (выручка от реализации) : 365дней

 

Показатель, характеризующий ресурсоотдачу (оборачиваемость общего объема активов), позволяет установить, насколько эффективно использует предприятие общий объем активов для получения дохода от продаж, и рассчитывается по формуле:

 

Коэффициент Объем продаж (выручка от реализации)

ресурсоотдачи = ----------------------------------------------------

Общая сумма активов

 

Показатели платежеспособности. Коэффициенты платежеспособности (структуры капитала) характеризуют способность предприятия погашать долгосрочные долги. Достаточный уровень платежеспособности предприятия обеспечивает его защищенность от банкротства.

Коэффициент задолженности определяет ту долю активов компании, которая финансируется кредиторами, независимо от источника и рассчитывается следующим образом:

 

Общая сумма обязательств

Коэффициент задолженности = ---------------------------------------

Общая сумма активов

Коэффициент финансовой независимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов.

 

Коэффициент Общая сумма обязательств

финансовой = -----------------------------------------------------------------

независимости Суммарный собственный (акционерный капитал)

 

Чем выше значение коэффициента, тем выше риск неплатежеспособности, возникновения у фирмы дефицита денежных средств.

Отношение долгосрочных обязательств к активам показывает, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов.

 

Коэффициент Долгосрочные обязательства

независимости = ------------------------------------------

активов Общая сумма активов

 

Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам показывают, какая доля основных средств предприятия финансируется за счет долгосрочных займов.

 

Коэффициент Долгосрочные обязательства

независимости = -------------------------------------------

основных средств Внеоборотные активы

 

Показатели рентабельности. Коэффициенты показывают насколько прибыльна деятельность фирмы. Показатель прибыльности продаж характеризует успешность конечных результатов деятельности фирмы после вычета всех расходов и налога на прибыль.

 

Чистая прибыль

Прибыльность продаж = -------------------------------------------------------

Объем продаж (выручка от реализации)

 

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц понадобилось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является важным индикатором конкурентоспособности предприятия. При расчете коэффициента используется годовая величина прибыли и среднегодовая сумма активов.

 

Рентабельность Чистая прибыль

активов = --------------------------------

Общая сумма активов

 

Показатель прибыли на собственный капитал отражает окупаемость капиталовложений акционеров. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги.

 

Прибыль на Чистая прибыль

собственный = ---------------------------------

(акционерный) капитал Акционерный капитал

 

Анализ финансового положения фирмы потенциального партнера позволяет отследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит наряду с анализом всей информации и документов, основанием для принятия решения о возможности заключения с ним внешнеторговой сделки.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)