Роль менеджера по качеству
Прежде всего, менеджер по качеству предоставляет инструменты для определения и фиксирования процессов и предлагает структуру для их оценки: • карты процессов (process mapping) как часть метода управления процессами; • метод разработки стратегии и политики; • семь основных инструментов качества (7 management tools); • цикл Деминга (PDCA cycle); • статистические методы контроля. Менеджер по качеству поддерживает руководителей и сотрудников в их стремлении улучшить свою деятельность, связанную с работой на потребителей. При возникновении проблем в отделах менеджер по качеству обязан иметь и предоставить инструменты диагностики и способы решения. Речь идет о методах реализации проектов (project management), изучения и управления удовлетворением потребителей (customer satisfaction manage-ment), бенчмаркинге (для сравнения с конкурентами и применения опыта "лучших в классе"). В настоящее время существует множество методологий описания процессов, классификации и группировок процессов внутри предприятия. Одна из наиболее полных предложена Международной Бенчмаркинговой Палатой (International Benchmarking Clearinghouse). Модель классифицирует процессы по 13 основным направлениям: 1. Маркетинг рынка и пожеланий заказчиков; 2. Разработка стратегии; 3. Разработка продукции (услуг); 4. Организация продаж; 5. Производство и поставка продукции; 6. Организация сервиса (для сервисно - ориентированных организаций); 7. Обслуживание заказчика и выписка счета-фактуры; 8. Управление человеческими ресурсами; 9. Управление информационными ресурсами; 10. Управление финансовыми и физическими ресурсами; 11. Управление экологией; 12. Управление внешними связями; 13. Управление улучшениями и изменениями. Внутри каждого направления выделены до 40 процессов, описывающих основные области деятельности любой организации, поэтому избыточность перечня процессов велика. Пользоваться этим перечнем можно методом вычеркивания лишнего и мелкого с точки зрения конкретной организации Разбиение деятельности предприятия на отдельные процессы целесообразно вести с наложением процессов на структуру предприятия. В этом случае оптимизация количества процессов происходит легче. Пример:Для небольшого предприятия с предельно малым количеством процессов, при проведении интервью руководителей подразделений и служб были сформулированы следующие процессы:
1. Маркетинг рынка; 2. Формирование плана производства; 3. Закупки сырья и материалов; 4. Приемка и хранение сырья и материалов; 5. Входной контроль сырья и материалов; 6. Выдача в производство сырья; 7. Производство продукции; 8. Контроль качества продукции; 9. Приемка и хранение готовой продукции; 10. Отпуск готовой продукции; 11. Сервисное обслуживание технологического оборудования. Наложение этих процессов на структуру предприятия дало следующий результат: Рис. 23 Исходные процессы на предприятии После минимизации и, явно напрашивающемся объединении процессов 1 и 2, 4 и 6, а также 9 и 10, получаем ту же карту, но с меньшим количеством процессов:
Рис.24. Новый перечень процессов Теперь перечень процессов выглядит следующим образом: · Маркетинг и планирование производства; · Закупки сырья и материалов; · Производство продукции; · 4а. Контроль качества продукции и материалов (4а - Входной контроль сырья и материалов); · 5.5а.Приемка, хранение и транспортировка продукции. (5а - Приемка, хранение и транспортировка сырья); · Сервисное обслуживание технологического оборудования; · Энергообеспечение предприятия. Такое объединение процессов становится возможным потому, что в терминологии ISO 9000 термин "продукция" относится не только к выпускаемой продукции или услугам, но и к перерабатываемым материалам. Как правило, при небольшой степени переработки сырья, без радикального изменения его физических свойств, требования к условиям складского хранения и транспортировки сырья и готовой продукции достаточно близки, что позволяет объединить эти процессы в одно описание. Измерение процессов. Примеры показателей изменяемости процессов 1. Величина изменения степени удовлетворенности потребителей по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); 2. Величина изменения степени удовлетворенности персонала по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); 3. Величина изменения затрат на качество по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); 4. Величина и изменения уровня дефектности по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); 5. Величина изменения затрат на гарантийный ремонт по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); 6. Величина изменения доли охватываемого рынка по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); 7. Величина изменения объема продаж по сравнению с предыдущим периодом (в процентах); Принцип 5 – Системный подход к менеджменту Применение принципа требуют: · определение системы путём установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей; · проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путём; · понимания взаимозависимости процессов в системе; · постоянного улучшения системы через измерения и оценку; · определение прежде всего возможностей ресурсов, а затем принятия решений о действии. Принцип 6 – Постоянное улучшение Применение принципа требует: · формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом; · применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений; · периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения; · постоянного повышения эффективности всех процессов; · обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как: - цикл Деминга - анализ и решение проблемы и др. · определения измерителей и целей для организации улучшения.
Рис. 25. Основные элементы системного подхода. Принцип 7 – Принятии решений, основанный на фактах Применение принципа требует: · измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче; · обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации; · использования апробированных методов для анализа данных и информации; · понимания ценности соответствующих статистических методов; · принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Применение принципа требует: · идентификация основных поставщиков; · установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества; · организация чётких и открытых связей; · инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов; · совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя; · обмена информацией и планами на будущее; · признания достижений и улучшений поставщика.
Список литературы:
1.Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. - М.: изд-во стандартов,1997 2.Нив Г. Пространство Доктора Деминга / Пер. с англ. - М.: МГИЭТ (ТУ) ,1996. 3.Кузьмина О.Г.. Управление качеством (введение в теорию и практику) : Учебное пособие / ГУУ.- М., 2003. 52с.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |