Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 10. Основы инновационного проектирования



2015-11-20 3670 Обсуждений (0)
Лекция 10. Основы инновационного проектирования 5.00 из 5.00 3 оценки




1. 1. Понятие «инновационный проект». Управление инновационным проектом

В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в трёх аспектах:

как форма целевого управления инновационной деятельностью;

как процесс осуществления инновации;

как комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инновации – совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

Но в тоже время инновационный проект представляет собой комплект документов, которые определяют систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Научная обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту, применением современных методов [29, С. 342].

Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.

Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов. Ниже приведена классификация инновационных проектов.

Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:

Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);

Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии) [28, С. 328].

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных проектов по основным типам:

По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на:

исследовательские;

научно-технические;

связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;

проекты системного обновления предприятия.

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

международные;

республиканские;

региональные;

отраслевые;

отдельного предприятия.

По характеру целей проекта подразделяются на: конечные - отражают цели, решения проблемы в целом; промежуточные.

По периоду реализации подразделяются на: долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (до 5 лет); краткосрочные (1-2 года).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

1. Модифицирующие (инкрементальные) – ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться немного лучших результатов.

2. Улучшающие (дистинктивные) – обеспечивают значительные преимущества и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах.

3. Прорывные – базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции, но новым способом, резко превосходящим старый способ.

4. Интегрирующие – используют комбинацию первых трех классов инновационных проектов. Интегрирующие инновационные проекты обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию «под ключ» пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования и др.) [27, С. 90].

По виду удовлетворяемых потребностей, инновационные проекты могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

По типу инноваций, могут быть:

ведение нового или усовершенствованного продукта;

создание нового рынка;

освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;

реорганизация структуры управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий [28, С. 330].

 

 

 

Рис.10. Классификация проектов по масштабу

 

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных признаков.

Разработка инновационного проекта – длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс.

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенный ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционные). Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала.

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

· Формирование инвестиционного замысла (идеи).

· Исследование инвестиционных возможностей.

· Подготовка контрактной документации.

· Подготовка проектной документации.

· Строительно-монтажные работы.

· Эксплуатация объекта.

· Мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции. К объектам инвестиций могут быть отнесены:

строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа – производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций [16, С. 44].

В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций:

- денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.);

- земля;

- здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью;

- имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом;

Основным источников инвестиций являются:

собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства;

ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов;

иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций;

различные формы заемных средств.

Второй этап – исследование инновационных возможностей – предусматривает:

- предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

- оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

- подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

- оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

- подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта;

- подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта [16, С. 46].

Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:

- проведение полномасштабного маркетингового исследования;

- подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

- разработку технических решений, в том числе генерального плана;

- инженерное обеспечение;

- мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

- описание организации строительства;

- данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

- описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

- формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

- оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

- планирование сроков осуществления проекта;

- оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

- формирование условий прекращения реализации проекта [16, С. 47].

Любой проект развивается на пересечении различных сред: социальной, технической, организационной, деловой и политической. Изменение в каждой из них может привести к изменению требований или целей проекта, поэтому работа менеджера полна трудностей: ему приходится работать в атмосфере конфликтующих интересов, разного понимания проекта и своевременного реагирования на возникающие изменения. Необходимость анализа ожиданий и намерений участников проекта и, следовательно, умение предвосхищать их действия вносит большую долю неопределенности в работу менеджера.

Управление инновационным проектом – это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, методов и технологий и ориентированная на достижение целей за счет осуществления проектов как целенаправленных изменений при ограниченных финансовых, материальных, человеческих, временных и прочих ресурсах [5, С. 244].

На успех проекта влияют две группы факторов. Внешние факторы (плохо управляемые) - наличие финансирования на доведение разработки, налоги, законодательство, объем рынка. Внутренние (хорошо управляемые) - способ представления, степень доведенности проекта, организация работ. Методология управления проектами позволяет превратить процедуру создания изделия в хорошо организованный и управляемый процесс. Освоение методов управления проектами дает возможность менеджеру к любому проекту подходить с единых позиций.

Состав участников инновационного проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта.

Заказчик, проектировщик, поставщик, подрядчик, консультант обычно считаются основными участниками проекта. Помимо них в работе над проектом могут принимать участие также инвесторы (вкладчики капитала, спонсоры проекта), владельцы земельных участков, финансовые организации (банки), различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, местные органы власти и общественные группы, заинтересованные в осуществлении инновационного проекта.

Руководство разработкой и реализацией инновационного проекта осуществляет руководитель проекта (project manager) и научный коллектив (проектная группа). Особое место в управлении инновационным проектом занимает руководитель проекта. Руководитель проекта – это юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, координации работ участников проекта. Выполняя функции управления проектом, руководитель проекта должен обеспечивать эффективное выполнение работ по проекту. Он делегирует полномочия членам группы, следит за исполнением плана, оценивает состояние работ, координирует и корректирует их выполнение.

Руководителю проекта приходится управлять:

1. Предметной областью проекта. Предметная область проекта - цели проекта, задачи и работы, их объемы вместе с требуемыми ресурсами. В процессе реализации проекта происходят изменения, и возникает необходимость управления его предметной областью.

2. Качеством. Для проекта должны быть установлены требования или стандарты качества результатов, по которым оценивается успешность завершения проекта.

3. Временем. В каждом проекте устанавливается период времени и сроки выполнения проекта. Время – это важнейший, но «негибкий» ресурс, поэтому все работы и взаимодействие всех участников должны быть тщательно спланированы, контролироваться и должны приниматься своевременные меры для ликвидации или предотвращения нежелательных отклонений от установленных сроков.

4. Стоимостью. Каждый проект имеет установленный бюджет, но далеко не каждый проект завершается в рамках бюджета. Стоимость тесно связана со временем, но в отличие от него является гибким ресурсом.

5. Персоналом или трудовыми ресурсами. В течение жизни проекта требуется разное количество специалистов, с разной квалификацией, на различные периоды времени. Эти специалисты образует временную команду проекта, поэтому в проекте возникает необходимость подбора людей, распределения обязанностей и ответственности между ними, организация эффективной работы команды и т.д.

6. Коммуникациями или управление информационными связями. Для контроля состояния хода работ проекта, его окружения и прогноза результатов необходимо иметь обратную информационную связь. Управление информационными связями обеспечивает своевременное реагирование на внешние и внутренние возмущающие воздействия.

7. Контрактами и обеспечением проекта. Исполнители привлекаются к выполнению работ и услуг для проекта на основе контрактов. Закупки и поставки требуемых материально-технических ресурсов и оборудования осуществляются тоже на основе заключенных контрактов. Необходимо управление деятельностью по подготовке, планированию, заключению контрактов, контролю их выполнения и т.п.

8. Риском. Осуществление проекта связано с неопределенностью многих элементов, вероятностным характером протекания процессов, а значит и определенным риском. Уровень риска проекта можно снизить путем принятия специальных мер. Причем заданный уровень риска проекта можно обеспечить с минимальными затратами. Однако это требует глубокого изучения природы проекта и его окружения [22, С. 12].

1. Научный коллектив (проектная группа) – это группа ведущих специалистов по тематическим направлениям проекта, несущих ответственность за выбор научно-технических решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. [29, С. 342]

Управление инновационным проектом является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если, например, проект не является сложным (модификация продукта), то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела.

Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены:

- технический («рабочий») руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники;

- научный («профессиональный») руководитель, отвечающий за качество выполнения работы;

- руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.).

Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит:

определение цели проекта;

назначение руководителей рабочих групп;

создание рабочих групп;

постановка задачи;

контроль реализации проекта (качество, время, расходы);

принятие решения о продолжении;

роспуск рабочих групп.

Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта; планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.

При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:

компетентность и опыт;

наличие специальных знаний в проблемной области;

возможность привлечения к работе;

власть и авторитет в организации;

способность разрешать конфликтные ситуации;

отношение к делу;

личный интерес и мотивация.

Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

В практике менеджмента применяется много методик управления рабочей группой. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля над затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.

Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:

осмысления проекта и установления этапов выполнения;

выделения важнейших проблем;

создания модели обмена информацией;

определения ожидаемых результатов;

разработки рекомендаций после завершения работ.

Подразделение на этапы позволяет контролировать ход выполнения проекта.

Все разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией.

Управление инновационными проектами – это искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.

Для того чтобы справиться с ограничениями по времени используют методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления финансовыми ограничениями используют методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере, выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из-под контроля. Для выполнения работ требуется их обеспечение ресурсами, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами.

Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.

В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет, наименование банка, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.). Далее следует содержание проекта. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта.

Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

заработная плата (не более 50% общего объема);

начисления на заработную плату;

приобретение оборудования и материалов;

услуги сторонних организаций;

командировочные расходы;

экспедиционные расходы;

накладные расходы (не более 20% общего объема).

Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием.

В техническом задании указываются: тема работы (название проекта); год; организация, в которой выполняется работа; исполнители; руководитель темы; сроки выполнения; стоимость работ; цель работы; имеющийся научный задел; ожидаемые результаты и их научно-техническая и практическая ценность; содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности); перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ; рекомендации по использованию результатов.

Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

 

2. Оценка эффективности инновационного проекта

К важнейшим областям принятия решений в инновационной деятельности относятся:

отбор проектов для реализации;

прекращение работы над проектом до его завершения.

Основное различие между ними связано с качеством информации, на основе которой принимаются решения.

Оценка проектов должна производиться не только при первоначальном их отборе, но и в период их реализации.

К основным факторам, которые необходимо учесть при оценке, относятся:

финансовые преимущества, ожидаемые от реализации проекта;

воздействие оцениваемого проекта на другие, имеющиеся в портфеле организации;

влияние проекта в случае его успеха на экономику организации в целом.

Финансовые преимущества - это главное, что ожидается от реализации проекта. Система оценки, сведенная к одному показателю (например, отношение «эффект - затраты»), упрощает процесс принятия решения, но такая оценка удовлетворительна только в том случае, если:

оценки затрат и выгод достаточно точны;

все качественные факторы, участвующие в оценке, могут быть выражены количественно.

Эти два условия на практике, особенно на ранних стадиях разработки и реализации проекта, выполняются крайне редко, оценки и прогнозы могут оказаться несостоятельными, а планы - всего лишь общими направлениями. В этих случаях гибкость и настороженность должны возобладать над формальным подходом, регламентирующим проведение экономической оценки.

Успех проекта часто зависит от многих других факторов, которые не учитываются при проведении экономической оценки, но их следует принимать во внимание на самых ранних стадиях отбора и оценки проектов.

Считается, что невозможно составить исчерпывающего перечня критериев, общих для разных проектов и организаций. Тем не менее, лучше учесть какие-либо несущественные факторы, которые позже можно исключить из рассмотрения, чем пропустить важный фактор, который впоследствии может оказаться решающим для коммерческого успеха проекта. Главное в выборе критериев - снижение неопределенности на ранних стадиях оценки проектов. При этом подобное снижение требуется не только для научно-технической стороны проекта, но и для рыночной, производственной и финансовой [5, С. 246].

Эффективность инновационного проекта может быть разной (исходя из особенностей инновации): техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффективность. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является также период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли.

Основными методами оценки экономической эффективности являются:

• метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД);

• метод срока окупаемости;

• метод индекса доходности и рентабельности проекта;

• расчет точки безубыточности проекта.

Дисконтирование – это приведение к единому моменту времени будущих затрат и доходов.

Основой для расчета коэффициента дисконтирования (d) является формула (1):

d = а + b + с (1)

Где а – принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств;

b – уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации);

с – уровень инфляции.

Премия за риск рассчитывается исходя из среднего класса инновации , определяемого на основе таблицы 1.

Где ki – класс сложности инновации по i-му классификационному признаку (i-й строке табл. 1);

п – количество классификационных признаков.

Таблица 10

 

 

Классификация нововведений и инновационных процессов по группам риска (в скобках указан класс по признаку)

 

Признаки разделения на группы   Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса  
1. По содержанию (виду) нововведения   (8)Новая идея   (4)Новое решение   (7) Новый продукт (6)Новая технология (метод) (4)Новый регламент, структура   (5)Новая услуга  
2. Тип новатора (сфера создания новшества)   (6) Научно-технические организации и отделения   (7) Производственные фирмы и отделения (4) Маркетинговые подразделения и фирмы   (3) Потребители и их организации  
3. Тип новатора (область знаний и функций)   (6) Финансы и экономика   (4) Органи-зация и управле-ние   (7) Произ-водство   (3) Юрис-пруден-ция   (8) Техника и техно- логия   (1) Консуль-танты   (8) Естест-вознание   (2) Ноу-хау   (5) Социаль-ные и общест-венные звенья  
4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы)   (7) Научно - технические звенья     (6) Промышленные звенья   (4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья   (5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья  
5.Уровень инноватора   (7) Подразделение фирмы   (8) Фирма (6)Концерн, корпорация   (5) Отрасль, группа отраслей
6.Территориальный масштаб нововведения (4) Район, город (5) Область, край (6) Российская федерация, страны СНГ и Балтии   (5) Интернационализа-ция  
7.Масштаб распростране-ния нововведения   (5) Единичная реализация   (6) Ограниченная реализация (диффузия)   (7) Широкая диффузия  
                                             

 

Продолжение таблицы 10

 

Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса
8. По степени радикальности (новизны)   (8) Радикальные (пионерные, базовые)   (4) Ординарные (изобретения, новые разработки)   (2) Усовершенствующие (модернизация)  
9. По глубине преобразований инноватора   (6) Системные   (4) Комплексные   (1) Элементные, локальные
10. Причина появления нового (инициатива)   (7) Развитие науки и техники   (5) Потребности производства   (3) Потребности рынка  
11. Этап жизненного цикла спроса на новый продукт   (8)Зарождение   (3)Ускорение роста   (4) Замед- ление роста   (5) Зрелость   (7) Затухание (спад)  
12. Характер кривой жизненного цикла товара   (1) Типовая, классическая кривая   (3) Кривая с «повторным циклом»   (5) «Гребешковая» кривая   (7) «Пиковая» кривая
13. Этапы жизненного цикла товара (по типовой кривой)   (7)Выведение на рынок   (4) Рост   (5) Зрелость (8) Упадок (спад)
14.Уровень изменчивости технологии   (1) «Стабильная» технология   (5) «Плодотворная» технология (8) «Изменчивая» технология
15. Этапы ЖЦ технологии   (8)Зарождение   (2)Ускорение роста   (4)Замедление роста   (6)Зрелость   (7) Затухание (спад)  
16. Этапы ЖЦ организации -инноватора   (8) Создание   (6) Станов- ление   (2) Зрелость   (3) Перестройка (7) Упадок  
17. Длительность инновационного процесса   (2) Оперативные (до 0,5 года)   (4)Краткосрочные (до 1 года)   (6) Среднесрочные (2 - 3 года)   (8)Долгосрочные (более 3 лет)  
                                   

 

 

Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса (табл. 10).

 

 

Таблица 11

Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации

 

Средний класс инновации                  
Премия за риск, %   0,0   0,5   1,0   2,00   5,0   10,0   20,0   30,0  

 

Например, средний класс инновации по расчетам составил 2,78 » 3, тогда премия за риск должна составить 1,0%.

Если периоды дисконтирования составляют менее года, ставку дисконта следует перевести в соответствующие единицы: из процентов годовых в проценты в месяц (квартал, полугодие). Для этого используется формула (3):

(3)

Где dk – пересчитанный дисконт;

d – исходный дисконт, процентов годовых;

k – количество периодов пересчета в году (k = 12 для периода, равного 1 месяцу, k = 4 для периода, равного 1 кварталу, k = 2 для периода, равного 1 полугодию).

Денежный поток (ДП). Часто денежный поток называют в соответствии с западными методиками Cash Flow. Денежный поток (ДПi) представляет собой разность чистых доходов и затрат на реализацию проекта, для расчета используют формулу (4):

ДПi=ЧДi - Ki = Рi -Si - Ki; (4),

Где ЧДi - чистый доход i-го периода;



2015-11-20 3670 Обсуждений (0)
Лекция 10. Основы инновационного проектирования 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Лекция 10. Основы инновационного проектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3670)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)