Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 8. День дублера: «за» или «против»?




 

Школьный день самоуправления – это день «управления» школой учащимися, путь приобретения навыков принятия самостоятельных решений, ответственности, уважения труда учителя и персонала школы. В этот день функциональные обязанности администрации школы и учителей выполняются их дублерами-учениками, поэтому в некоторых образовательных учреждениях этот день часто называется «Днем дублера» (положение см. в приложении).

Методика проведения дня (дней) самоуправления проста. Дата проведения этого мероприятия заранее обсуждается на заседании ученического совета, выносится на обсуждение администрации, согласуется с Советом школы, а затем фиксируется в плане школы. Когда ежегодно дни самоуправления проходят в одни и те же сроки, то это позволяет более тщательно их спланировать и подготовить.

Ученический совет за две недели до «Дня дублера» проводит опрос учащихся 8-11 классов о том, кого они хотели бы заменять в этот день. Выбираются самые достойные. Если на одну должность претендуют несколько человек, правом решающего голоса обладает учитель или администратор. При наличии большого количества претендентов на должность директора школы можно организовать выборную кампанию с защитой программ и тайным голосованием учеников-старшекласcников и учителей.

Когда состав дублеров сформирован, заместитель директора по воспитательной работе доводит до учителей сведения о составе команды учеников-дублеров и просит ознакомить учащихся с их обязанностями, помочь составить конспект урока. Учащиеся, работающие дублерами администрации или других школьных работников, знакомятся с функциональными обязанностями, вместе с наставниками составляют планирование рабочего дня.

Ученики, заменяющие учителей, разрабатывают конспекты уроков, согласуют их с учителями. Преимущество в этот день отдается игровым, нетрадиционным формам урока.

Таким образом, подготовка ко Дню самоуправления начинается заранее, в ней обязательно задействованы и ученики, и учителя, причем нисколько не умаляется, а, наоборот, приветствуется творчество и инициатива учащихся.

Накануне Дня самоуправления еще раз собирается команда дублеров администрации. Готовится приказ о проведении Дня, о составе «новой» администрации и педагогического состава, расписание уроков, план дня, причем каждый дублер уже выполняет свои обязанности. Так, заместитель по учебной работе отвечает за расписание, работу дублеров учителей, проведение педагогического совета по итогам дня. Заместитель по воспитательной работе – за работу дублеров классных руководителей, проведение внеклассных мероприятий, и т.п.

В этот день по окончании уроков обязательно планируется какое-нибудь внеклассное мероприятие для всей школы, для учащихся начальной школы или для параллели, проверяются дневники учащихся.

Часто задают вопрос: что же делают в этот день учителя? По решению ученического совета учителям предлагается «отдохнуть» в учительской, например, проверяя тетради, за чашечкой кофе или чая. Можно учителям и присутствовать на уроках, не вмешиваясь в их ход. Конечно, если День самоуправления проводится впервые, присутствие учителей на уроках обязательно. Учитель дает оценку проведенного урока, решает, можно ли доверить данному дублеру урок в следующий раз.

Т.к. кабинеты администрации заняты дублерами администрации, следует заранее определить помещение для их местонахождения и пребывания учителей. Если в учительской собираются дублеры учителей, то лучше им не мешать, а собираться на переменах в другом помещении. Вообще, по опыту проведения этих Дней, учителям не нужно вмешиваться в работу дублеров в течение Дня, если только их действия не угрожают жизни и здоровью учащихся. Учителя должны быть незаметны до момента подведения итогов. И вот тогда, один на один с дублером, можно провести подробный анализ, выделить успешные моменты, обсудить причины неудач.

Чаще всего занятия проводят старшеклассники в 1-5 классах. Если для замены взяты не все уроки учителя, то он ведет оставшиеся уроки самостоятельно.

Бывает и такой вариант, что не все учащиеся старших классов являются дублерами, поэтому с оставшейся частью класса работают опять же учителя.

Вот и получается, что за кажущейся простотой лежит колоссальная подготовительная и обязательная работа.

Во время проведения Дня самоуправления выясняются интересные факты: кого из учителей дети охотнее заменяют, кто оказывает действенную помощь дублерам при подготовке уроков, кто пускает урок на самотек, кто обязательно присутствует на уроках дублеров, чтобы потом проанализировать успехи и ошибки дублера, а значит, и свои собственные, а кто хочет отдохнуть в «кафе».

Дни дублера удобнее всего проводить два раза в год (ноябрь, апрель), в Дни рождения школы, Дни юбилея, но не в праздничные День 8 Марта или День учителя. По опыту известно, что в праздничные дни уроки чаще всего сорваны поздравлениями, праздничным настроем, ожиданием концерта, и провести уроки качественно психологически трудно даже опытным учителям, не говоря уже о дублерах.

Таким образом, самое главное – определить то, что мы хотим от этого дня, для чего он проводится. Цели дней самоуправления могут быть следующие: развитие самостоятельности в принятии и реализации решений, развитие сотрудничества администрации, учительского и ученического коллективов, привитие уважения к труду учителя, определение склонностей к педагогической и другой деятельности.

Все нюансы проведения Дня самоуправления прописываются в Положении о Дне самоуправления, которое утверждается на Совете школы.

Приведем некоторые пункты из положения о Дне самоуправления в школе № 1825 ЮЗАО.

· День самоуправления проводится в последний учебный день триместра с целью демократизации учебно-воспитательного процесса, установления взаимопонимания между сотрудниками ГОУ СОШ и учащимися.

· Для проведения Дня самоуправления создается инициативная группа, которая подбирает кандидатов в дублеры для сотрудников школы, проводит конкурсный отбор кандидатов на основании подготовленного ими индивидуального плана работы на день.

· В День самоуправления проводятся 3 урока по расписанию;

4-й урок - классный час «Подведение итогов триместра», а также анализ и подведение итогов Дня самоуправления.

· Дублеры проводят уроки и выполняют обязанности классного руководителя, сотрудника, администратора с 8-00 до 12.15 в соответствии с заранее согласованным индивидуальным планом, соблюдая должностные инструкции и правила внутреннего распорядка.

· Сотрудники присутствуют на своих рабочих местах в качестве наблюдателей, соблюдая правила внутреннего распорядка.

· Учащиеся занимаются по расписанию и плану дублера классного руководителя, соблюдая правила поведения для учащихся.

· В случае нарушения правил поведения учащимися дублеры имеют право передать их в распоряжение административной группы для исправления трудом на благо школы.

· В случае грубых нарушений должностных инструкций дублерами сотрудники имеют право отстранить их от работы.

В некоторых школах учителя играют роли учеников, чаще всего выпускного класса, хулиганят на уроке, пародируя учеников. Мое мнение таково, что это возможно, но в допустимых пределах и при обязательном присутствии того класса, роли учеников которого играются. Тогда этот урок будет зеркалом поведения учеников и хорошим подарком к выпускному вечеру. Но мы ведь чаще всего, проводя дни самоуправления, не ставим цели развлекательные, иначе можно заиграться и учителям, и ученикам.

Только там, где существует взаимопонимание, взаимопомощь, дружеские, товарищеские, сотруднические отношения между учениками и учителями, можно провести продуктивный день самоуправления.

День самоуправления должен отличаться от обычных учебных дней. Он должен быть и строгим, и праздничным. Много раз я видела, как преображаются учащиеся, выполняющие роли дублеров учителей и администрации: строгие костюмы, белоснежные рубашки, скромные прически девушек и степенность, организованность юношей, и это без напоминания, без назиданий. Они нам, взрослым показывали, каким хотят видеть учителя: строгим и современным.

При входе в школу обязателен плакат: «День самоуправления». В 8.00 —линейка дежурного класса, встреча учащихся, планерка перед началом уроков, проведенная дублером завуча, напутственное слово дублера директора в учительской, уроки, а в завершение – педсовет по итогам дня.

Перед педсоветом дублеры заполняют анкеты. На заседание приглашаются администрация и учителя с дублерами. Заслушиваются мнения учащихся о проведенных уроках, выслушиваются отзывы администрации и учителей. Окончательные итоги подводятся на очередном педсовете, где слово дается дублеру директора по анализу анкет. Так проходил один из дней самоуправления в школе № 1875, где я работала. И каждый следующий из них не был похож на предыдущий.

Были чисто девичьи административные команды, но, конечно, приоритет всегда отдавался дублеру директора юноше при директоре школы женщине. Дублеры администрации выбирались по взаимному согласию между взрослыми и учителями и на выборной основе. Однажды несколько кандидатов на пост директора выступали со своими программами перед ученическим советом, и лишь тайным голосованием определили победителя.

В «Дни самоуправления» проводились в нашей школе сборы макулатуры и «Осенние ярмарки», спортивные праздники и концерты, а заканчивался день конкурсом «Лучший дублер учителя» или «Ученик года», «Лидер года». Традиции существуют и поныне.

Словом, конечно, больше аргументов «за», чем против такого уникального явления. Но, повторюсь, только тщательной подготовкой можно добиться хороших результатов, а не скатиться к игре и самоуправству. И неслучайно в официальных документах образования выделяют День Дублера как особую модель. Если в школе сложилась или складывается система проведения дней или даже недель самоуправления (Прутченков А.С., Новикова Т.Г. «Недели самоуправления – деловая игра-конкурс «Научно-методический журнал «Методист» № 5 2006 г., с.22-29), то это только приводит к успеху.

Дни самоуправления растят смену учителей, определяют пригодность к педагогической деятельности, развивают навыки взаимопомощи, чувство ответственности, сотворчества и самостоятельности, выявляют лидерские наклонности и организаторские качества, способствуют социализации личности учащихся, проявлению инициативы, возникновению творческих идей, новых школьных традиций и сплочению школьного коллектива.

Глава 9. ПСИХОЛОГ и Я. Психологические основы
организации ученического самоуправления

 

Ученическое самоуправление непременно должно действовать при поддержке социально-психологической и научно-методической службы школы. Но в чем это выражается? Как найти ту нишу, которую может занять педагог-психолог (практический психолог) в процессе самоопределения ребят в плане их общественной активности или, наоборот, безынициативности?

Грамотно организованная работа школьной психологической службы может оказать неоценимую помощь в работе ученического самоуправления. Психологическое просвещение школьников, педагогов и родителей; психолого-педагогическая диагностика; коррекционная работа с детским коллективом – вот направления работы школьного психолога по сопровождению ученического самоуправления. Возрастные особенности старшеклассников и социальная ситуация (окончание школы) требуют от социально-психологической службы активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.

В процессе совместной работы с психологом по прохождению тренингов ребята учатся познавать себя, действовать самостоятельно, активно, как настоящие хозяева своей жизни. Социально-психологические тренинги личностного роста, развития лидерских качеств, сплочения коллектива, общения, обучения навыкам саморегуляции помогают учащимся проявить сознательную активность в саморазвитии и самовоспитании, в развитии детской организации, школы. Использование психологических практикумов и игр помогает ребятам научиться практическому разрешению конфликтных ситуаций в деятельности детско-взрослых объединений.

Вместе с позитивными результатами деятельности ученического самоуправления существует ряд проблем, связанных с созданием устойчивых школьных организационных форм деятельности детско-взрослых объединений и их устойчивой сети на всех уровнях: в классах, в школе, в районе, где соразработчиками являются учащиеся. Прежде всего, следует отметить, что в детско-взрослом движении медленно налаживаются самоуправление и партнерские отношения (соуправление). Причиной этого являются сложившиеся традиции, а также то, что в некоторых случаях недостаточно четким является взаимодействие в рамках соуправления как в классах, так и в целом по школе.

В школах, где удалось переломить такое положение вещей, психологическая служба эффективно создает условия для нормального развития ученического самоуправления:

· Ведется работа по усилению ценностно-ориентационного единства и сплоченности школьного и первичных коллективов учащихся;· Создается благоприятный психологический климат в образовательном учреждении, преобладающее мажорное настроение в нем;· Формируются и развиваются «этические ориентиры школьников»: добросовестное творческое отношение к труду и общественной работе, стремление проявить в них свои способности, лучшие качества; ведется работа по развитию волевых качеств, умению владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым: доброта, тактичность, чуткость и отзывчивость в отношениях с окружающими; ребята обучаются умению ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей;· Каждому учащемуся предоставлена та роль в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность самореализации;· Ведется работа по сближению формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов учащихся за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами;· Созданы условия для делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления;· Вырабатываются цели, ценности, определяются единые нормы и принципы совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности;· Сформирована психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.

В какой же момент времени имеет смысл подключиться психологу к подобной работе? В Центре образования № 1601, входящем в состав окружной экспериментальной площадки «Самоуправление в центре образования как способ личностной самореализации педагогов, учащихся и их родителей», убеждены: психолог должен начать свою деятельность в этом направлении с того самого момента, как ребенок пришел в первый класс.

Каждый предмет воспитывающего обучения позволяет выявить задатки и способности ребенка в виде интереса или склонностей к чему-либо, т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности.

Именно апробирование учащимися себя как субъекта собственной деятельности является главной целью воспитания в начальной школе. Такое совмещение мы и называем самоуправлением.

Поэтому уровень самоуправления – это одна из главных характеристик личностного развития.

Основу внутреннего саморегулирующего механизма предоставляют три взаимосвязанных качества: потребность, направленность, Я-концепция.

Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека (материальные, духовные, физиологические и социальные, причем духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.)

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности (в нее входят интересы, взгляды)

Я-концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Онавключает целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самостоятельность, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Связана с процессами рефлексии, самореализации, самоутверждения и т.п.

Совершенно естественно,что в школе уже с первого класса ребенку предоставляются необходимые условия для оптимального развития выявленных родителями и педагогами задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам: формирование классов музыкально-эстетического направления, с изучением английского языка и т.д.

Дифференциация по интересам и своему влиянию на результаты воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития, т.к. выявляется на раннем этапе совместной деятельности учащихся, учителей и родителей.

Таким образом, в общей структуре воспитательного процесса начальной школы представлены все основные направления гуманитарно-эстетической культуры в деятельности школьника, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель формирования дифференцированного обучения и воспитания по интересам.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)