Тема: «Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ. Гормональные препараты
2. Форма организации занятия: практическое занятие. 3. Значение изучения темы: Препараты данных групп широко используются врачами разных специальностей. Тонкие механизмы гормональной регуляции с вовлечением в этот процесс различных органов и систем обуславливают необходимость глубоких знаний по данной теме для выбора гормонального препарата с учетом индивидуальных особенностей организма больного, течением заболевания и возможным развитием осложнений от проводимой терапии. 4. Цели обучения. - общая: обучающийся должен обладать Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1), · способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5). · способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4). способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).
- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств; -уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения; - владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний. 5. План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Вариант 1 1. 1. К гормонам, производным аминокислот относят: 1) гормоны гипофиза 2) гормоны поджелудочной железы 3) гормоны щитовидной железы 4) гормоны паращитовидной железы
2. Гормоны стероидного строения взаимодействуют с рецепторами, располагающимися: 1) на наружной поверхности клеточной мембраны 2) на внутренней поверхности клеточной мембраны 3) внутриклеточно 4) внутриоргано
3. Выберите препарат фолликулостимулирующего гормона: 1) гонадотропин менопаузальный 2) гонадотропин хорионический 3) свободный тестостерон 4) свободный эстрадиол
4. Тиреоидные гормоны: 1) снижают распад белков 2) повышают температуру тела 3) повышают содержание холестерина в крови 4) снижает ЧСС 5. Паратгормон: 1) повышает высвобождение ионов кальция в кровь из костной ткани 2) снижает высвобождение ионов кальция в кровь из костной ткани 3) повышает высвобождение тироксина 4) повышает высвобождение тиреоглобулина 6. Какими гормонами и витаминами регулируется гомеостаз Са в организме? 1) паратгормон 2) тирокальцитонин 3) активные формы витамина Д 4) эстрогены
7. Назовите основной препарат, применяемый при несахарном диабете: 1) соматропин 2) питуитрин 3) окситоцин 4) кальцитонин
8. Назовите основной недостаток инсулина: 1) при приеме внутрь разрушается пищеварительными ферментами 2) вводится только подкожно 3) применяется только перорально 4) может вызвать гипергликемическую кому
9. Основным анаболическим стероидом является: 1) преднизолон 2) ретаболил 3) дексаметазон 4) триамцинолон
10. Отметить возможные осложнения при применении эстрогенных препаратов: 1) стероидный диабет 2) остеопороз 3) ортостатическая гипотензия 4) тромбоэмболия
Вариант 2 1. К гормонам стероидного строения относят: 1) гормоны гипоталамуса 2) гормоны половых желез 3) кальцитонин 4) тироксин
2. Гормоны белкового и пептидного строения взаимодействуют с рецепторами, располагающимися: 1) на наружной поверхности клеточной мембраны 2) на внутренней поверхности клеточной мембраны 3) внутриклеточно 4) внутриоргана
3. Выберите препарат, содержащий антидиуретический гормон и окситоцин: 1) вазопрессин 2) питуитрин 3) инсулин 4) кальцитонин
4. Гипогликемический препарат, производное сульфонилмочевины: 1) глибутид 2) бутамид 3) акарбоза 4) инсулин
5. Наиболее тяжелый побочный эффект мерказолила: 1) лейкопения 2) остеопороз 3) гипергидроз 4) тахикардия
6. Укажите основное показание к применению глюкагона: 1) гипогликемическая кома 2) гипергликемическая кома 3) стимуляция родов 4) тиреотоксикоз
7. Основным показанием к применению анаболических стероидов является: 1) кахексия 2) ожирение 3) микседема 4) сахарный диабет
8. Прогестерон секретируется: 1) фолликулами яичников 2) гландоцитами яичек 3) «желтым телом» яичников 4) железистыми клетками передней доли гипофиза
9. Отметить противопоказания к применению эстрогенных препаратов: 1) мастопатия 2) микседема 3) рак предстательной железы 4) нарушение менструального цикла
10. Основным показанием к применению андрогенов является: 1) гипофункция мужских половых желез 2) коллагенозы 3) острые лейкозы 4) профилактика выкидышей
Основные понятия и положения темы. Гормоны — это биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами и специальными группами клеток. Гормоны секретируются в кровь и оказывают регулирующее влияние на органы и ткани, удаленные от эндокринных желез. Гормональные препараты по химическому строению подразделяют на следующие группы: 1) вещества белкового и пептидного строения — препараты гормонов гипоталамуса, гипофиза, паращитовидной и поджелудочной желез, кальцитонин; 2) производные аминокислот — препараты гормонов щитовидной железы, препараты гормонов эпифиза; 3) стероидные гормоны — препараты гормонов коры надпочечников и половых желез. Препараты гормонов в зависимости от химической структуры осуществляют свои эффекты через взаимодействие с внутриклеточными рецепторами (стероидные гормоны) или рецепторами, расположенными на мембране клетки (полипептидные и белковые гормоны, производные аминокислоты тирозина). Гормоны образуются в железах внутренней секреции, поступают непосредственно в кровь и оказывают регулирующее действие на обмен белков, углеводов, жиров и солей. Беспрерывное их поступление обеспечивает координацию биохимических реакций обмена веществ и регулируется нервно-гуморальными механизмами по принципу отрицательной обратной связи. В большинстве случаев гормональные препараты применяют с заместительной целью при дефиците выработки собственных гормонов. Помимо специфического действия обладают широким спектром фармакологического действия и поэтому применяются при лечении неэндокринных заболеваний. I. Препараты гормонов гипоталамуса и их аналогов и синтетических веществ, регулирующих высвобождение гормонов гипофиза а) препараты, влияющие на высвобождение гонадотропных гормонов – гонадорелин, даназол б) препараты, влияющие на высвобождение гормона роста – октреотид, бромокриптин в) препараты, влияющие на высвобождение тиреотропного гормона - рифатироин 2) Препараты и заменители гормонов гипофиза и их синтетических производных а) препараты гормонов передней доли гипофиза и их синтетических заменителей и производных - гонадотропин менопаузный, гонадотропин хорионический, лактин, соматрем, тиротропин 6) препараты гормонов задней доли гипофиза и их производных – окситоцин, десмопрессин 3) Препараты гормонов эпифиза- мелаксен 4) Препараты гормонов щитовидной железы и антитиреоидные средства а) гормоны - Тироксин. Трийодтиронин. Кальцитрин б) антитиреоидные средства - Мерказолил. Дийодтирозин. Калия йодид 5) Препараты гормонов паращитовидной железы –Паратиреоидин 6) Препараты гормонов поджелудочной железы и синтетические противодиабетические средства 7) а) гормоны - Препараты инсулина. Глюкагон б) синтетические гипогликемические средства - Хлорпропамид. Глибенкламид. Метформин. Акарбоза 8) Препараты гормонов коры надпочечников, их синтетические аналоги и антагонисты а) препараты глюкокортикоидов и их производных - Беклометазон. Гидрокортизон. Дексаметалон. Преднизолон Флуметазона пивалат б) препараты минералокортикоидов и их производных - Фторгидрокортизона ацетат Дезоксикортикостерона ацетат в) антагонисты минералокортикоидов - Спиронолактон 9) Препараты половых гормонов, их синтетические аналоги, антагонисты и ингибиторы биосинтеза гормонов а) препараты эстрогенов и их синтетические заменители - Эстрон. Синэстрол б) антагонисты эстрогенов - Кломифена цитрат. Тамоксифен в) препараты гестагенов и их производных - Прогестерон. г) антагонисты гестагенов - Мифепристон д) препараты андрогенов - Тестостерона пропионат е) антагонисты андрогенов - Ципротерона ацетат 10) Анаболические стероиды -Феноболин. Ретаболил
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Ситуационные задачи: Задача №1
Больная 19 лет. Страдает сахарным диабетом I типа (инсулинозависимым) в течение 3-х лет. Получает препараты инсулина короткого и пролонгированного действия в общей дозе 20 ЕД/сут. После очередной инъекции у больной внезапно появились резкое чувство голода, профузная потливость, головная боль, сердцебиение. Объективно: тахикардия, гипотермия, повышенный офтальмотонус, непроизвольное подергивание мышц. 1. Какое осложнение терапии инсулином описано в задаче? 2.Какой препарат показан для купирования этого состояния? Задача №2 Больному 58 лет для лечения сахарного диабета 2 типа было назначено гипогликемическое средство – производное сульфонилмочевины 1. Назовите препараты, относящиеся к производным сульфонилмочевины 2. Изложите механизм действия 3. Применяют ли пероральные сахароснижающие препараты при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимом)? Задача №3 Назначьте антитиреоидное средство женщине 35 лет, страдающей гипертиреозом 1. Для выбранного препарата изложите механизм действия, укажите эффекты 2. Побочные эффекты препарата
Задача №4 Больная С., 67 лет, поступила в терапевтическое отделение с жалобами на сухость во рту, жажду, зуд в промежности, боли в животе, преимущественно в правом подреберье. В анамнезе: около 6 лет - сахарным диабет. Принимает манинил (глибенкламид) по 5 мг 2 раза в сутки за 30 минут до еды и сиофор (метформин) по 500 мг 1 раз в сутки во время ужина. В течение последних 10 дней по рекомендации невропатолога принимает пирацетам и никотиновую кислоту. При осмотре: пациентка повышенного питания, кожные покровы сухие, АД 160/90 мм рт. ст., ЧСС 82. Глюкоза крови 21,5 ммоль/л, HdA1c 7,9%, повышение уровня печеночных ферментов (АЛТ и АСТ) более чем 2 раза от верхней границы нормы, кетоацидоз. Диагноз у больной Сахарный диабет II типа, гипергликемия. 1. Какое осложнение может развиться у больной 2. Предложите тактику фармакотерапии. 3. Укажите причины развития данного состояния. 4. Объясните причины повышения печеночных трансаминаз.
Задача №5 После оперативного лечения диффузного тиреотоксическог зоба у больной диагностированы выраженные признаки гипотиреоза. 1. Предложите тактику фармакотерапии. 2. Назовите основные фармакологические эффекты лекарственного препарата? 3. Какие могут быть нежелательные эффекты при его применении? 5.4. Итоговый контроль знаний: · Выписать рецепт. · Указать групповую принадлежность. · Изложить механизм действия.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям к внеаудиторной работе обучающихся по теме занятия)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |