Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема: «Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ. Гормональные препараты




2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы: Препараты данных групп широко используются врачами разных специальностей. Тонкие механизмы гормональной регуляции с вовлечением в этот процесс различных органов и систем обуславливают необходимость глубоких знаний по данной теме для выбора гормонального препарата с учетом индивидуальных особенностей организма больного, течением заболевания и возможным развитием осложнений от проводимой терапии. 4. Цели обучения.

- общая: обучающийся должен обладать

Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5).

· способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4).

способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).

 

- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

-уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их


фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

- владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.


Вариант 1

1. 1. К гормонам, производным аминокислот относят:

1) гормоны гипофиза

2) гормоны поджелудочной железы

3) гормоны щитовидной железы

4) гормоны паращитовидной железы

 

2. Гормоны стероидного строения взаимодействуют с рецепторами, располагающимися:

1) на наружной поверхности клеточной мембраны

2) на внутренней поверхности клеточной мембраны

3) внутриклеточно

4) внутриоргано

 

3. Выберите препарат фолликулостимулирующего гормона:

1) гонадотропин менопаузальный

2) гонадотропин хорионический

3) свободный тестостерон

4) свободный эстрадиол

 

4. Тиреоидные гормоны:

1) снижают распад белков

2) повышают температуру тела

3) повышают содержание холестерина в крови

4) снижает ЧСС

5. Паратгормон:

1) повышает высвобождение ионов кальция в кровь из костной ткани

2) снижает высвобождение ионов кальция в кровь из костной ткани

3) повышает высвобождение тироксина

4) повышает высвобождение тиреоглобулина

6. Какими гормонами и витаминами регулируется гомеостаз Са в организме?

1) паратгормон

2) тирокальцитонин

3) активные формы витамина Д

4) эстрогены

 

7. Назовите основной препарат, применяемый при несахарном диабете:

1) соматропин

2) питуитрин

3) окситоцин

4) кальцитонин

 

8. Назовите основной недостаток инсулина:

1) при приеме внутрь разрушается пищеварительными ферментами

2) вводится только подкожно

3) применяется только перорально

4) может вызвать гипергликемическую кому

 

9. Основным анаболическим стероидом является:

1) преднизолон

2) ретаболил

3) дексаметазон

4) триамцинолон

 

10. Отметить возможные осложнения при применении эстрогенных препаратов:

1) стероидный диабет

2) остеопороз

3) ортостатическая гипотензия

4) тромбоэмболия

 


Вариант 2



1. К гормонам стероидного строения относят:

1) гормоны гипоталамуса

2) гормоны половых желез

3) кальцитонин

4) тироксин

 

2. Гормоны белкового и пептидного строения взаимодействуют с рецепторами, располагающимися:

1) на наружной поверхности клеточной мембраны

2) на внутренней поверхности клеточной мембраны


3) внутриклеточно

4) внутриоргана

 

3. Выберите препарат, содержащий антидиуретический гормон и окситоцин:


1) вазопрессин

2) питуитрин

3) инсулин

4) кальцитонин

 


4. Гипогликемический препарат, производное сульфонилмочевины:

1) глибутид

2) бутамид

3) акарбоза

4) инсулин

 

5. Наиболее тяжелый побочный эффект мерказолила:

1) лейкопения

2) остеопороз

3) гипергидроз

4) тахикардия

 

6. Укажите основное показание к применению глюкагона:

1) гипогликемическая кома

2) гипергликемическая кома

3) стимуляция родов

4) тиреотоксикоз

 

7. Основным показанием к применению анаболических стероидов является:

1) кахексия

2) ожирение

3) микседема

4) сахарный диабет

 

8. Прогестерон секретируется:

1) фолликулами яичников

2) гландоцитами яичек

3) «желтым телом» яичников

4) железистыми клетками передней доли гипофиза

 

9. Отметить противопоказания к применению эстрогенных препаратов:

1) мастопатия

2) микседема

3) рак предстательной железы

4) нарушение менструального цикла

 

10. Основным показанием к применению андрогенов является:

1) гипофункция мужских половых желез

2) коллагенозы

3) острые лейкозы

4) профилактика выкидышей

 



Основные понятия и положения темы.

Гормоны — это биологически активные вещества, вырабатывае­мые эндокринными железами и специальными группами клеток. Гормоны секретируются в кровь и оказывают регулирующее вли­яние на органы и ткани, удаленные от эндокринных желез.

Гормональные препараты по химическому строению подразде­ляют на следующие группы:

1) вещества белкового и пептидного строения — препараты гор­монов гипоталамуса, гипофиза, паращитовидной и поджелу­дочной желез, кальцитонин;

2) производные аминокислот — препараты гормонов щитовид­ной железы, препараты гормонов эпифиза;

3) стероидные гормоны — препараты гормонов коры надпочеч­ников и половых желез.

Препараты гормонов в зависимости от химической структуры осуществляют свои эффекты через взаимодействие с внутриклеточными рецепторами (стероидные гормоны) или рецепторами, расположенными на мембране клетки (полипептидные и белковые гормоны, производные аминокислоты тирозина).

Гормоны образуются в железах внутренней секреции, поступают непосредственно в кровь и оказывают регулирующее действие на обмен белков, углеводов, жиров и солей. Беспрерывное их поступление обеспечивает координацию биохимических реакций обмена веществ и регулируется нервно-гуморальными механизмами по принципу отрицательной обратной связи. В большинстве случаев гормональные препараты применяют с заместительной целью при дефиците выработки собственных гормонов.

Помимо специфического действия обладают широким спектром фармакологического действия и поэтому применяются при лечении неэндокринных заболеваний.

I. Препараты гормонов гипоталамуса и их аналогов и синте­тических веществ, регулирующих высвобождение гормо­нов гипофиза

а) препараты, влияющие на высвобождение гонадотропных гормонов – гонадорелин, даназол

б) препараты, влияющие на высвобождение гормона роста – октреотид, бромокриптин

в) препараты, влияющие на высвобождение тиреотропного гормона - рифатироин

2) Препараты и заменители гормонов гипофиза и их синте­тических производных

а) препараты гормонов передней доли гипофиза и их синтетических заменителей и производных - гонадотропин менопаузный, гонадотропин хорионический, лактин, соматрем, тиротропин

6) препараты гормонов задней доли гипофиза и их производных – окситоцин, десмопрессин

3) Препараты гормонов эпифиза- мелаксен

4) Препараты гормонов щитовидной железы и антитиреоидные средства

а) гормоны - Тироксин. Трийодтиронин. Кальцитрин

б) антитиреоидные средства - Мерказолил. Дийодтирозин. Калия йодид

5) Препараты гормонов паращитовидной железы –Паратиреоидин

6) Препараты гормонов поджелудочной железы и синтети­ческие противодиабетические средства

7) а) гормоны - Препараты инсулина. Глюкагон

б) синтетические гипогликемические средства - Хлорпропамид. Глибенкламид. Метформин. Акарбоза

8) Препараты гормонов коры надпочечников, их синтети­ческие аналоги и антагонисты

а) препараты глюкокортикоидов и их производных - Беклометазон. Гидрокортизон. Дексаметалон. Преднизолон Флуметазона пивалат

б) препараты минералокортикоидов и их производных - Фторгидрокортизона ацетат Дезоксикортикостерона ацетат

в) антагонисты минералокортикоидов - Спиронолактон

9) Препараты половых гормонов, их синтетические анало­ги, антагонисты и ингибиторы биосинтеза гормонов

а) препараты эстрогенов и их синтетические заменители - Эстрон. Синэстрол

б) антагонисты эстрогенов - Кломифена цитрат. Тамоксифен

в) препараты гестагенов и их производных - Прогестерон.

г) антагонисты гестагенов - Мифепристон

д) препараты андрогенов - Тестостерона пропионат

е) антагонисты андрогенов - Ципротерона ацетат

10) Анаболические стероиды -Феноболин. Ретаболил

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

 

Ситуационные задачи:

Задача №1

 

Больная 19 лет. Страдает сахарным диабетом I типа (инсулинозависимым) в течение 3-х лет. Получает препараты инсулина короткого и пролонгированного действия в общей дозе 20 ЕД/сут. После очередной инъекции у больной внезапно появились резкое чувство голода, профузная потливость, головная боль, сердцебиение. Объективно: тахикардия, гипотермия, повышенный офтальмотонус, непроизвольное подергивание мышц.

1. Какое осложнение терапии инсулином описано в задаче?

2.Какой препарат показан для купирования этого состояния?

Задача №2

Больному 58 лет для лечения сахарного диабета 2 типа было назначено гипогликемическое средство – производное сульфонилмочевины

1. Назовите препараты, относящиеся к производным сульфонилмочевины

2. Изложите механизм действия

3. Применяют ли пероральные сахароснижающие препараты при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимом)?


Задача №3

Назначьте антитиреоидное средство женщине 35 лет, страдающей гипертиреозом

1. Для выбранного препарата изложите механизм действия, укажите эффекты

2. Побочные эффекты препарата

 

Задача №4

Больная С., 67 лет, поступила в терапевтическое отделение с жалобами на сухость во рту, жажду, зуд в промежности, боли в животе, преимущественно в правом подреберье. В анамнезе: около 6 лет - сахарным диабет. Принимает манинил (глибенкламид) по 5 мг 2 раза в сутки за 30 минут до еды и сиофор (метформин) по 500 мг 1 раз в сутки во время ужина. В течение последних 10 дней по рекомендации невропатолога принимает пирацетам и никотиновую кислоту. При осмотре: пациентка повышенного питания, кожные покровы сухие, АД 160/90 мм рт. ст., ЧСС 82. Глюкоза крови 21,5 ммоль/л, HdA1c 7,9%, повышение уровня печеночных ферментов (АЛТ и АСТ) более чем 2 раза от верхней границы нормы, кетоацидоз. Диагноз у больной Сахарный диабет II типа, гипергликемия.

1. Какое осложнение может развиться у больной

2. Предложите тактику фармакотерапии.

3. Укажите причины развития данного состояния.

4. Объясните причины повышения печеночных трансаминаз.

 

Задача №5

После оперативного лечения диффузного тиреотоксическог зоба у больной диагностированы выраженные признаки гипотиреоза.

1. Предложите тактику фармакотерапии.

2. Назовите основные фармакологические эффекты лекарственного препарата?

3. Какие могут быть нежелательные эффекты при его применении?

5.4. Итоговый контроль знаний:

· Выписать рецепт.

· Указать групповую принадлежность.

· Изложить механизм действия.


 


 

  1. Препарат из группы солей щелочно-земельных металлов, применяемых при аллергических заболеваниях
Кальция хлорид     флуметазона пивалат    
2. Препарат для лечения несахарного диабета. Питуитрин    

3. Глюкокортикоидный препарат для перорального применения. Преднизолон    
4. Глюкокортикоидный препарат для местного применения Синафлан,    
5. Антитиреоидное средство Мерказолил    
6. Препарат для лечения инсулинзависимого сахарного диабета Инсулин
7. Анаболический стероидный препарат пролонгированного действия Феноболин,   Ретаболил    
8. Гипогликемическое средство – производное сульфонилмочевины Бутамид    
9. Пероральный гипогликемический препарат – производное гуанидина Глибутид    

10. Препарат, используемый при гипофункции мужских половых желез Тестостерона пропионат
11. Препарат для лечения гипотиреоидизма Тироксин, тиреоидин    
12. Препарат из группы анаболических стероидов для перорального применения Метандростенолон
13. Гормональный препарат для предупреждения преждевременных родов Прогестерон
14. Комбинированный эстроген-гестагенный препарат для предупреждения беременности Бисекурин

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям к внеаудиторной работе обучающихся по теме занятия)

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)